Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 19 февраля 2020 г. N 202-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичными экземплярами воздушных судов самолетами Зет-326 RA-2801G, S-6 COYOT RA-2893G и самолетом Ан-2 RA-40389
24.07.2018 при выполнении облета самолета по программе оценки соответствия единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) авиации общего назначения (далее - АОН) установленным к ЕЭВС требованиям (с целью продления сертификата летной годности) произошла катастрофа ЕЭВС самолета Зет-326 RA-2801G 00 "Федерация самолетного спорта Тульской области" (свидетельства эксплуатанта АОН не имеет).
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) установлено, что для выполнения разового контрольного полета был назначен экипаж в составе командира воздушного судна (далее - КВС), имевшего свидетельство летчика-испытателя и свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации, и пилота-наблюдателя, имевшего свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации. В нарушение требований статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации пилот-наблюдатель, в отсутствие свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов (далее - ВС), перед вылетом выполнил предполетное обслуживание и осмотр ЕЭВС самолета Зет-326 RA-2801G, после чего совместно с КВС выполнил взлет. Из анализа материалов средств наружного наблюдения аэродрома Дракино (Московская область) и по данным GPS-приемника, находившегося на борту самолета, установлено, что отрыв ВС, в нарушение требований Руководства по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) самолета Зет-326 RA-2801G, был выполнен на скорости 96 км/ч, вместо расчетной 130 км/ч, с дальнейшим набором высоты с вертикальной скоростью 1-2 м/с. На высоте около 35 м и скорости около 100 км/ч экипаж приступил к выполнению правого разворота с креном около 20° (в соответствии с РЛЭ первый разворот выполняется на высоте 130-150 м и скорости 160 км/ч). Не убрав, в нарушение РЛЭ, щитки на высоте 50 м, экипаж на высоте около 60 м и скорости около 100 км/ч увеличил крен до 40° (в соответствии с РЛЭ крен более 30° на разворотах при полетах по кругу не допускается), что привело к выходу ВС на закритические значения угла атаки, режим сваливания и последующему столкновению с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия (далее - АП) находившиеся на борту самолета КВС и пилот-наблюдатель погибли, ВС разрушено.
По оценкам комиссии по расследованию АП, скорость сваливания при выполнении разворота с креном 40° составляет 100 км/ч.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, причиной катастрофы ЕЭВС самолета Зет-326 RA-2801G явилась ошибка КВС в пилотировании при выполнении разворота, что привело к выводу воздушного судна на закритические углы атаки, режим сваливания и штопора и столкновению с земной поверхностью.
Способствующим фактором АП, наиболее вероятно, явилось отступление от предписанной эксплуатационной документацией (РЛЭ ЕЭВС самолета Зет-326 RA-2801G и Инструкцией по эксплуатации и обслуживанию самолета Z-326) процедуры выполнения взлета и первого разворота: неуборка щитков, выполнение разворотов на высоте и скорости менее рекомендованных.".
20.01.2019 на посадочной площадке Шелангел (Звениговский район, Республика Марий Эл) специалистом по техническому обслуживанию и ремонту ВС выполнялись работы по расконсервации двигателя и замене масла на ЕЭВС самолета S-6 COYOT RA-2893G. Заправка ВС топливом была выполнена осенью 2018 года, а в день работ контрольный слив отстоя топлива из баков самолета не выполнялся. Со слов собственника самолета (имеет свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации), для ознакомления с приборами кабины, совместного опробования двигателя и выполнения руления ВС, он пригласил знакомого пилота в кабину ВС, который разместился на правом сидении и пристегнулся привязными ремнями. Собственник ВС привязными ремнями не пристегивался. После опробования двигателя на стоянке пилоты вырулили на взлетно-посадочную полосу (далее - ВПП) для выполнения скоростного руления. В процессе разбега, достигнув скорости 40 км/ч, ВС начало отклоняться влево от оси ВПП. Во избежание столкновения ВС с бруствером снега вдоль ВПП пилоты приняли решение на выполнение взлета, для чего собственник самолета увеличил обороты двигателя до взлетного режима и выпустил закрылки во взлетное положение. На высоте полета около 60 м, после уборки закрылков и уменьшения оборотов двигателя, произошло самовыключение двигателя, выход самолета на режим сваливания и последующее столкновение с земной поверхностью. В результате АП находившиеся на борту самолета пилоты получили серьезные телесные повреждения, ВС разрушилось.
В ходе расследования АП установлено, что экспертами центра сертификации ЕЭВС в декабре 2017 года были проведены работы на ЕЭВС самолета S-6 COYOT RA-2893G по оценке соответствия ЕЭВС АОН установленным требованиям к ЕЭВС. По результатам работ было выдано заключение от 25.12.2017 N 802 о соответствии самолета установленным требованиям и выдан допуск на проведение летных испытаний. Сертификат летной годности на ЕЭВС самолета S-6 COYOT RA-2893G Росавиацией не выдавался. На ВС отсутствовал бортовой журнал.
Также установлено, что ВС не было подготовлено для выполнения полетов в зимних условиях (отсутствовал подогрев поступающего в карбюратор воздуха с помощью карбюраторного регулятора тепла). Комиссия по расследованию АП считает, что принятое решение пилотами на выполнение взлета было необоснованным, так как эффективность руля направления на скорости 40 км/ч и остаток длины ВПП позволяли остановить ВС в пределах ВПП.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с ЕЭВС самолетом S-6 COYOT RA-2893G произошло, наиболее вероятно, вследствие самовыключения двигателя после взлета самолета, уменьшения скорости полета и выхода самолета на режим сваливания с последующим столкновением с земной поверхностью.
Способствующими факторами явились:
- работа двигателя на некондиционном топливе;
- неготовность пилотов к действиям при выполнении руления на различных скоростях и возникновению нештатных ситуаций при рулении;
- потеря пилотами контроля за скоростью и неготовность к действиям при выключении двигателя.".
28.08.2019 при выполнении авиационно-химических работ (далее - АХР) в районе населенного пункта Селекционный (Льговский район, Курская область) произошла авария самолета Ан-2 RA-40389 частного лица (сертификата эксплуатанта не имел).
В процессе обработки полей 28.08.2019 было выполнено 8 полетов. В 8 полете, для повторного захода на необработанный участок поля, КВС перевел ВС на снижение. Маршрут полета ВС на снижении проходил над искусственными и естественными препятствиями (автодорогой с превышением на 7 м относительно поля с растущими вдоль нее деревьями высотой около 5 м и лесополосой с высотой деревьев до 7 м). При пролете автодороги самолет задел нижним крылом верхушки деревьев. КВС, для выхода из сложившейся ситуации, взял штурвал на себя, но повторное столкновение ВС с деревьями лесополосы привело к разрушению элементов левой консоли нижнего крыла и столкновению ВС с земной поверхностью с опережением на хвостовую стойку. В результате АП КВС не пострадал, ВС повреждено.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) установлено, что перелет к месту работ в район населенного пункта Селекционный и полеты по выполнению АХР 27.08.2019 и 28.08.2019 выполнялись без уведомления органа ОВД на использование воздушного пространства. КВС не имел действующих: свидетельства пилота, свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту ВС, медицинского заключения. Сертификат летной годности самолета Ан-2 RA-40389 со сроком действия до 23.03.2008 не продлевался. Судовая документация ВС не оформлялась и не велась. По данным GPS-приемника, находившегося на борту ВС, установлены факты выполнения полетов ВС над населенными пунктами на высотах 50-100 м.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-40389 произошло из-за столкновения с кронами деревьев и последующего столкновения с землей.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы:
- выполнение полета на высоте, не обеспечивающей безопасный пролет над препятствием при выполнении АХР;
- неучет КВС наличия искусственных и естественных препятствий в районе выполнения полетов;
- отсутствие осмотрительности КВС при выполнении полета на предельно малой высоте;
- влияние ветра и турбулентности.
Не исключена возможность управления ВС в состоянии алкогольного опьянения.".
Подробная информация о результатах расследования АП с ЕЭВС самолетами Зет-326 RA-2801G, S-6 COYOT RA-2893G и самолетом Ан-2 RA-40389 приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 19 февраля 2020 г. N 202-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.