Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2020 г. N 18-АПА19-102
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосистема" о признании недействующим пункта 43 приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27 декабря 2017 г. N 62/2017-э "Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" на решение Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" Деменко Л.А., Падалка А.В., представителя Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Уланова Р.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" (далее - ООО "Энергосистемы") обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 43 приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27 декабря 2017 г. N 62/2017-э "Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии".
Решением Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Энергосистемы" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края и ПАО "Кубаньэнерго" представили отзывы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии пунктом 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. N 652, Региональная энергетическая комиссия - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК Краснодарского края) является органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов (цен).
Приказом РЭК Краснодарского края от 27 декабря 2017 г. N 62/2017-э на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Краснодарского края, в том числе между ПАО "Кубаньэнерго" и ООО "Энергосистемы" (пункт 43 приложения N 1).
По мнению общества, названный приказ в оспариваемой части не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. В частности, при расчете необходимой валовой выручки на 2018 год органом регулирования необоснованно снижены заявленные обществом расходы по статье "затраты на оплату труда", а также исключены расходы по статьям "аренда имущества" и "материальные затраты".
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктами 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 17 названных Основ в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии приказа РЭК Краснодарского края от 27 декабря 2017 г N 62/2017 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции установил следующее.
Согласно материалам дела, ООО "Энергосистемы", 26 апреля 2016 г. представило в РЭК Краснодарского края заявление об установлении (корректировке) индивидуальных тарифов на 2018 год с обосновывающими материалами, предусмотренными пунктом 17 Правил регулирования цен (тарифов), методом долгосрочной индексации.
По результатам анализа представленных документов, органом регулирования 12 декабря 2017 г. составлено экспертное заключение N 94-Э.
В соответствии с абзацем 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, в том числе расходы на аренду помещений, аренду транспорта и на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, рассчитываемые исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике
Пунктом 27 Основ ценообразования предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Согласно экспертному заключению N 94-Э из состава необходимой валовой выручки общества на 2018 год исключены заявленный административным истцом фактические расходы 2016 года по статье затрат "Аренда имущества", в том числе: по аренде объектов электросетевого хозяйства - 43 123,85 тыс. руб., аренде офисов - 1 465,5 тыс. руб. и аренде транспортных средств - 947,38 тыс. руб.
Исключение указанных расходов произведено органом регулирования в связи с непредставлением административным истцом расчета арендной платы к соответствующим договорам, инвентарных карточек, содержащих сведения о балансовой стоимости имущества, сроках полезного использования, амортизационной группы основных средств, а также сведений о переоценке основных средств. Кроме того, не представлены расчеты нормативного количества единиц транспорта, в соответствии с положениями приказа Госстроя России от 5 сентября 2000 г. N 200 "Об утверждении нормативов и методических указаний по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей".
Также из состава необходимой валовой выручки общества на 2018 год исключены заявленный административным истцом фактические расходы 2016 года по статье затрат "Материальные затраты (сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, работы, услуги производственного характера)" в размере 2 979,11 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования заявленные расходы по данной статье затрат должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В нарушении данных требований законодательства административным истцом не представлены документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, а именно: материалы о проведении конкурсных процедур, порядок которых установлен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", реестр договоров, счета-фактуры за 2016 год, документы, подтверждающие оплату расходов по указанной статье затрат, путевые листы, оперативный журнал выездного ремонтного или обслуживающего персонала и другие первичные бухгалтерские документы.
В ходе судебного разбирательства для определения экономической обоснованности тарифа, установленного оспариваемым нормативным правовым актом, судом назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено индивидуальному предпринимателю Фияло И.В.
Выводы эксперта относительно экономической необоснованности расходов общества по аренде электросетевого оборудования, аренде офисов, аренде транспортных средств, расходов на сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, работы, услуги производственного характера ввиду отсутствия надлежащего документального подтверждения расходов в заявленном обществом размере аналогичны выводам органа регулирования.
При проведении повторной судебной экспертизы, производство которой поручено ФГБОУВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - РАНХиГС), эксперты согласились с выводами органа регулирования и эксперта Фияло И.В. относительно отсутствия документального подтверждения расходов общества по аренде офисов и транспортных средств.
Вместе с тем относительно расходов по аренде электросетевого комплекса и затрат на оплату труда, эксперты сделали вывод о документальном подтверждении плановых расходов общества на 2018 год по данным статьям затрат в размере 52 357,4 тыс. руб. и 7 225 тыс. руб. соответственно.
Однако данные плановые показатели определены экспертами РАНХиГС без учета фактических документально подтвержденных затрат по соответствующим статьям расходов, понесенных административным истцом в 2016 году.
Принимая решение, суд первой инстанции, учитывая выводы, содержащиеся в экспертном заключении органа регулирования от 12 декабря 2017 г. N 94-Э, а также выводы судебных экспертиз ИП Фияло И.В. и РАНХиГС относительно отсутствия документального подтверждения фактических расходов, понесенных обществом в 2016 году, сделал обоснованный вывод о правомерном исключении из состава необходимой валовой выручки общества на 2018 год расходов по статьям "затраты на оплату труда", "аренда имущества" и "материальные затраты" в заявленных обществом размерах.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2020 г. N 18-АПА19-102
Текст определения опубликован не был