Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2020 г. N 127-АПА20-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гнатенко А.А. о признании не действующим Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета от 3 декабря 2018 г. N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" в части расположения земельного участка в функциональной зоне размещения объектов специального назначения по апелляционной жалобе Гнатенко А.А. на решение Верховного Суда Республики Крым от 2 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Гнатенко А.А. обратилась в суд с административными исковыми заявлениями о признании не действующим Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета от 3 декабря 2018 г. N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" в части расположения земельного участка в функциональной зоне размещения объектов специального назначения.
Административный истец является собственником квартиры в многоквартирном доме, а также в его пользовании находится 1/5 доли недвижимого имущества литер "Е", расположенного на придомовой территории.
Оспаривая нормативный правовой акт, административный истец полагает, что отнесение земельного участка, расположенного под многоквартирным домом в функциональную зону размещения объектов специального назначения нарушает нормы действующего земельного и градостроительного законодательства, а также права и законные интересы в части формирования земельного участка под многоквартирным домом и использование придомовой территории без учета фактического землепользования.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 2 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Гнатенко А.А. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Крым представлены возражения.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о слушании дела надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, входит в круг полномочий представительного органа городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесение в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса, согласно части 3 которой, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 указанного Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. N 1 к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа.
Согласно выписке из протокола заседания очередной 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 г. представительным органом местного самоуправления принято решение N 3 об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, которое вступило в законную силу со дня его официального опубликования.
Решение N 3 опубликовано в газете "Ялтинские вести" N 46-47 (159-160) от 8 декабря 2018 г., обнародовано 6 декабря 2018 г. на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым yalta.rk.gov.ru, а также размещено в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Из материалов дела следует, что Гнатенко А.А. является собственником квартиры N ..., расположенной в многоквартирном доме N ... по ул. ..., на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 10 сентября 1996 г.
Гнатенко А.А. 10 июля 2017 г. обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка с целью формирования придомовой территории, на котором расположен многоквартирный дом, в котором она проживает.
Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым письмом от 18 сентября 2017 г. N 01-15/7359 в согласовании схемы отказано в связи с наличием на земельном участке помещения, находящегося в безвозмездном пользовании военного комиссариата г. Ялта.
Отказ департамента имущественных и земельных отношений решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 октября 2018 г. признан незаконным, на орган возложена обязанность рассмотреть заявление Гнатенко А.А. с принятием решения.
По результатам повторного рассмотрения заявления Гнатенко А.А. администрацией г. Ялта постановлением N 1480-л от 15 июля 2019 г. в утверждении схемы расположения земельного участка отказано, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
В соответствии с картой функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта земельный участок находится в функциональных зонах - "зоне размещения объектов специального назначения" и "зоны туристического центра".
Согласно пункту 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит, в том числе карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, которыми являются:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков);
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, нахождение земельного участка истца в функциональных зонах размещения объектов специального назначения и зоны туристического центра не препятствует формированию земельного участка, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, определяет назначение территории исходя из планов развития городского поселения.
С учетом изложенного Генеральный план муниципального образования городского округа Ялта в оспариваемой части не содержит положений, ограничивающих права административного истца как правообладателя объекта недвижимого имущества на формирование земельного участка под таким объектом.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 2 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гнатенко А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2020 г. N 127-АПА20-1
Текст определения опубликован не был