Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н.Ф.,
с участием прокурора Вострокнутовой В.К.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,
представителя административного истца М.Н.А., действующего на основании доверенности от 28 ноября 2019 года (срок действия один год),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики С.А.А., действующего на основании доверенности от 18 февраля 2019 года (срок действия по 18 февраля 2021 года),
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А., действующего на основании доверенности от 14 января 2019 года (срок действия по 31 декабря 2019 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А.В. об оспаривании в части пункта нормативного правового акта, установил:
С.А.В. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года N 502 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год".
Административное исковое заявление мотивировано тем, что она является собственником объектов недвижимости - склад, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 1082,5 кв. м, инв. N, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый N и склад, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 2795,7 кв. м, инв. N, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый N. Считает, что постановление в части пунктов 1004 и 1007 противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца М.Н.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков С.А.А. по существу заявленных требований возражал. Пояснил, что сведения об объектах недвижимости получены в результате межведомственного взаимодействия, включены в Перечень, поскольку площадь составляет более 1000 кв. м, обследование объектов недвижимости не проводилось.
В судебное заседание административный истец С.А.В. не явилась, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в его отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
29 ноября 2017 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление N 502 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее по тексту - Постановление N 502), текст которого 30 ноября 2017 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.
08 декабря 2017 года Постановление N 502 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики за N RU18000201701224.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту - Перечень на 2018 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2018 года (пункт 3 Постановления N 502).
В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
В настоящее время Постановление N 502 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 1 марта 2018 года N 55, от 23 марта 2018 года N 70, от 16 мая 2018 года N 179, от 16 августа 2018 года N 349, от 21 сентября 2018 года N 402, от 22 ноября 2018 года N 496, от 11 января 2019 года N 2, 01 марта 2019 года N 72, от 16 апреля 2019 года N 149, от 30 июля 2019 года N 323, от 22 октября 2019 года N 477, от 05 декабря 2019 года N 564, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 марта 2018 года N 3а-58/2018, от 19 апреля 2018 года N 3а-93/2018, от 22 мая 2018 года N 3а-113/2018, от 31 мая 2018 года N 3а-110/2018, от 06 сентября 2018 года N 3а-160/2018, от 20 декабря 2018 года N 3а-244/2018, от 10 января 2019 года N 3а-5/2019, от 22 января 2019 года N 10/2019, от 01 февраля 2019 года N 3а-8/2019, от 20 февраля 2019 года N 3а-25/2019, от 05 марта 2019 года N 3а-86/2019, от 26 марта 2019 года N 3а-102/2019, которыми в Перечень на 2018 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемых административным истцом пунктов <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года N 63-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Удмуртии с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано суд в период действия нормативного правового акта.
Как следует из материалов административного дела, С.А.В. является собственником объекта недвижимости - склад, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 1082,5 кв. м., инв. N, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый N.
Указанный объект включен в Перечень на 2018 года (пункт <данные изъяты>).
Также является собственником объекта недвижимости - склад, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 2795,7 кв. м., инв. N, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый N.
Указанный объект включен в Перечень на 2018 года (пункт <данные изъяты>).
Из изложенного следует, что С.А.В. согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, С.А.В., полагающая, что пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> Перечня не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают ее права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об его не соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ).
Согласно пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее по тексту - Закону УР N 55-РЗ) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (подпункт 1 статьи 1.1).
Материалами дела подтверждено, что спорные объекты недвижимости являются складами, расположены на земельных участках с видом разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания складских зданий и сооружений".
Вместе с тем доказательств того, что спорные объекты в информационных системах Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике были обозначены как административно-деловой центр, торговый центр, а также то, что нежилое здание предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или его наименование содержало указание на признаки таких объектов, в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 на момент включения их в Перечень на 2019 год Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.
Оценив представленные в материалы настоящего административного дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что отнести спорные объекты к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ни фактическое использование спорных объектов, следовательно, они не подлежали включению в Перечень на 2018 год.
Доводы административного истца об отсутствии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечень на 2018 год стороны административного ответчика не опровергнуты. Доказательств наличия правовых оснований для включения спорных объектов в Перечень на 2018 год административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> Перечня на 2018 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона УР N 55-РЗ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой ввиду включения в Перечень из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> Перечня подлежат признанию не действующими, суд, исходя из положений статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц, а также из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания его недействующим с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Принимая во внимание то, что предметом спора является оспаривание нормативного правового акта в части, изданного Правительством Удмуртской Республики в пределах предоставленной ему компетенции, заявленные требования к Министерству имущественных отношений Удмуртской республики в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление С.А.В. об оспаривании в части пунктов нормативного правового акта удовлетворить в части.
Признать недействующими со дня принятия пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительством Удмуртской Республики 29 ноября 2017 года за N 502.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления С.А.В. к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики об оспаривании в части пунктов нормативного правового акта, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию - Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 09 января 2020 года.
Судья |
Н.Ф. Машкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 19 декабря 2019 г. N 3а-388/2019
Вступает в силу с 19 декабря 2019 г.
Текст решения опубликован не был