Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 31 января 2020 г. N 98
Положение
о предметных комиссиях Республики Мордовия при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году
1. Общие положения
1.1. Положение о предметных комиссиях Республики Мордовия при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году (далее - Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) и методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор):
1) Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
3) Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.12.2018, регистрационный N 52952) (далее - Порядок ГИА);
4) Приказом Рособрнадзора от 18 июня 2018 г. N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
5) Методическими рекомендациями по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году (письмо Рособрнадзора от 16 декабря 2019 г. N 10-1059) (далее - Методические рекомендации).
1.2. Предметные комиссии Республики Мордовия при проведении ГИА (далее - предметные(ая) комиссии(я) формируются в целях осуществления проверки развернутых ответов участников экзаменов (в том числе устных ответов).
Проверка развернутых ответов участников экзаменов осуществляется по следующим учебным предметам: русскому языку, математике (профильный уровень), физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
1.3. Предметная комиссия по каждому предмету создается Министерством образования Республики Мордовия в соответствии с Порядком ГИА и Порядком формирования предметных комиссий Республики Мордовия при проведении ГИА, утвержденным Министерством образования Республики Мордовия (далее - Порядок формирования предметных комиссий).
Формирование составов предметных комиссий организуется председателем Государственной экзаменационной комиссии Республики Мордовия по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (далее - ГЭК), по представлению председателей предметных комиссий не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА.
1.4. Предметная комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, Рособрнадзора, методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Мордовия, в том числе настоящим Положением.
1.5. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
1.6. Предметная комиссия прекращает свою деятельность с момента создания предметной комиссии по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА в Республике Мордовия в следующем году.
1.7. Предметные комиссии работают в помещениях Регионального центра обработки информации Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива" (далее - РЦОИ).
Помещения для работы предметной комиссии оборудуются системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
В помещениях для работы предметной комиссии организуется пропускной режим, обеспечивающий пропуск лиц, определенных Порядком ГИА и приказами Министерства образования Республики Мордовия.
1.8. В РЦОИ и местах работы предметных комиссий могут присутствовать:
а) члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
б) аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию;
в) должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица Министерства образования Республики Мордовия, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - по решению соответствующих органов.
1.9. Министерство образования Республики Мордовия по представлению председателя предметной комиссии утверждает перечень дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами предметной комиссии в помещениях работы предметной комиссии во время проверки экзаменационных работ (например, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также средства обучения и воспитания, использованные участниками экзаменов во время выполнения ими экзаменационной работы в соответствии с нормативным правовым актом Министерства просвещения Российской Федерации и Рособрнадзора, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемым при проведении экзаменов).
1.10. Министерство образования Республики Мордовия обеспечивает наличие в необходимом количестве специальных рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности каждому эксперту предметной комиссии уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено программное обеспечение в соответствии с определенным Министерством образования Республики Мордовия перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами предметной комиссии в помещениях работы предметной комиссии во время проверки экзаменационных работ.
1.11. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности предметной комиссии осуществляет РЦОИ.
1.12. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, соответствующее решение принимает председатель предметной комиссии и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
1.13. В период организаций и проведения ГИА предметная комиссия осуществляет проверку развернутых ответов участников экзаменов в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе на дополнительных бланках ответов N 2); развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), выполненных на бланках ответов (в том числе на дополнительных бланках ответов); устных ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ по иностранным языкам; устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ.
1.14. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами предметной комиссии осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту предметной комиссии по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт предметной комиссии, старший эксперт предметной комиссии, основной эксперт предметной комиссии.
1.15. Экзаменационные работы участников экзаменов проходят следующие виды проверок:
проверку двумя экспертами предметной комиссии (далее - первая и вторая проверки);
в случаях, установленных Порядком ГИА:
проверку третьим экспертом предметной комиссии (далее - третья проверка);
межрегиональную перекрестную проверку;
перепроверку;
межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.16. Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку предметной комиссией ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, должны завершиться в следующие сроки:
по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
по учебным предметам по выбору - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
1.17. Министерство образования Республики Мордовия назначает лицо, обеспечивающее учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
2. Структура и состав предметной комиссии
В состав предметной комиссии входят председатель предметной комиссии, заместитель председателя предметной комиссии и эксперты предметной комиссии.
Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет председатель предметной комиссии (в его отсутствие - заместитель председателя предметной комиссии).
Состав предметной комиссии по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих требованиям Порядка формирования предметной комиссии.
Кандидатуры председателей предметных комиссий согласовываются Рособрнадзором и утверждаются приказом Министерства образования Республики Мордовия.
Заместителем председателя предметной комиссии назначается эксперт, имеющий статус ведущего эксперта предметной комиссии.
Количественный состав предметной комиссии определяется, исходя из количества участников, сдающих ЕГЭ и ГВЭ в текущем учебном году с учетом установленных сроков проверки экзаменационных работ.
3. Полномочия, функции и организация работы предметной комиссии
3.1. В рамках осуществления проверки экзаменационных работ предметная комиссия:
принимает к рассмотрению экзаменационные работы по соответствующему учебному предмету;
осуществляет проверку ответов участников экзамена и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором;
составляет и передает в РЦОИ протоколы проверки экзаменационных работ участников экзаменов;
составляет и направляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии.
В период проверки экзаменационных работ экспертам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из помещений работы предметной комиссии экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
В случае установления факта нарушения экспертом указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях Министерство образования Республики Мордовия принимает решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии.
3.2. Предметная комиссия вправе:
запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения от РЦОИ и, в случае необходимости, от организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) на федеральном уровне - ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ);
передавать в ГЭК информацию о типичных ошибках в ответах участников ГИА, о рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по образовательному учебному предмету для направления в Министерство образования Республики Мордовия;
сообщать в ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и ГЭК об обнаружении в КИМ некорректных заданий;
сообщать в ГЭК о случаях возможного нарушения Порядка ГИА, в том числе о выявленных в ходе проверки идентичных работах, работах, написанных не по своему варианту, работах, написанных разными почерками.
3.3. Предметная комиссия осуществляет проверку экзаменационных работ в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях РЦОИ, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц, обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
3.4. Протоколы предметной комиссии хранятся в РЦОИ как документы строгой отчетности до 1 марта года, следующего за годом проведения ГИА.
4. Порядок проведения проверки развернутых ответов участников экзаменов
4.1. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами предметной комиссии (первая и вторая проверки).
4.2. По результатам первой и второй проверок эксперты предметной комиссии, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки развернутых ответов участников экзаменов. Протоколы проверки экзаменационных работ после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
4.3. В случае установления существенного <1> расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами предметной комиссии, работа направляется на третью проверку.
4.4. Эксперт предметной комиссии, который будет осуществлять третью проверку экзаменационной работы, оцененной двумя экспертами предметной комиссии с существенной разницей, назначается автоматизированно (с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ) из числа экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт предметной комиссии" или "старший эксперт предметной комиссии", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
4.5. Эксперту предметной комиссии, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами предметной комиссии, ранее проверявшими экзаменационную работу.
4.6. Эксперт предметной комиссии, осуществляющий третью проверку, проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизированно при распечатке бланка-протокола.
4.7. Распределение работ участников экзаменов между экспертами предметной комиссии, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости направления экзаменационной работы на третью проверку осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и уполномоченной Рособрнадзором организации (ФГБУ "ФЦТ"),
4.8. Расчет окончательной отметки за работу ГВЭ осуществляется экспертом предметной комиссии в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.
4.9. Председатель предметной комиссии заблаговременно направляет в Министерство образования Республики Мордовия информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
4.10. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель предметной комиссии передает руководителю РЦОИ списочный состав предметной комиссии для внесения в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС), информации об экспертах предметной комиссии.
4.11. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки экзаменационных материалов председатель предметной комиссии и руководитель РЦОИ согласуют график работы предметной комиссии в период проведения обработки экзаменационных работ по соответствующему Учебному предмету с учетом требований к срокам обработки экзаменационных материалов, установленных Порядком ГИА. Данная информация используется РЦОИ для назначения в РИС экспертов предметной комиссии на проверку экзаменационных работ.
4.12. Списочный состав предметной комиссии, направляемый в РЦОИ для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу предметной комиссии, указанному в приказе Министерства образования Республики Мордовия и содержать информацию о статусе каждого эксперта предметной комиссии ("основной эксперт предметной комиссии", "старший эксперт предметной комиссии", "ведущий эксперт предметной комиссии") для корректного назначения экспертов предметной комиссии на соответствующие проверки.
4.1. Проведение проверки развернутых ответов участников
4.1.1. Председатель предметной комиссии согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов предметной комиссии, проводящих проверку изображений экзаменационных работ ЕГЭ, предположительно не заполненных участниками экзаменов: бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
4.1.2. К проверке принимаются письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2, установленной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ.
4.1.3. В рамках проверки экзаменационных работ ЕГЭ предметной комиссией по соответствующему учебному предмету экспертами предметной комиссии могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:
а) бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z" <1>;
б) развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z";
в) пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту предметной комиссии необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.
При выявлении случаев, указанных в подпунктах "б" и "в" подпункта 4.1.3. настоящего Положения, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка ГИА, эксперту предметной комиссии необходимо проинформировать председателя предметной комиссии, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя предметной комиссии. В данном случае ГЭК проводится служебная проверка по указанному выше факту в целях исключения нарушения пункта 64 Порядка ГИА, а именно, выполнение участником экзамена экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц <3>.
4.1.4. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные от уполномоченной Рособрнадзором организации (ФГБУ "ФЦТ") в день проведения экзамена, и проводит в течение не менее часа оперативное семинар - согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов (ЕГЭ) на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. После проверки каждым экспертом предметной комиссии определенного количества первых экзаменационных работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию проводится повторное оперативное семинар - согласование подходов к оцениванию.
4.1.5. В целях обеспечения согласованной работы экспертов предметной комиссии председатель предметной комиссии может назначить из числа экспертов предметной комиссии, имеющих статус "ведущий эксперт предметной комиссии" или "старший эксперт предметной комиссии", консультантов, к которым могут обращаться эксперты предметной комиссии при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов. Рабочие места консультирующих экспертов организуются в помещениях для работы предметной комиссии таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов предметной комиссии.
4.1.6. В целях повышения уровня объективности оценивания развернутых ответов участников экзаменов председатель предметной комиссии или назначенный им эксперт предметной комиссии может использовать рабочие места, оборудованные выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", для предоставления экспертам предметной комиссии возможности уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка информации с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
4.1.7. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты предметной комиссии осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в предметной комиссии подходами к оцениванию развернутых ответов.
4.1.8. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо друг от друга. Оба эксперта предметной комиссии, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
4.1.9. Эксперт предметной комиссии, который оценивает письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), получает рабочий комплект эксперта предметной комиссии, который содержит:
бланк-копия (не более 10 штук в одном рабочем комплекте);
бланк-протокол;
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения, и бланк-протокол проверкой экспертом предметной комиссии устных ответов (форма 3-РЦОИ-У). Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника экзамена (ЕГЭ) и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником экзамена (ЕГЭ), в регистрационной части которого указаны:
код бланка-копии;
информация об эксперте предметной комиссии, назначенном на проверку экзаменационных работ, включенных в данный рабочий комплект (фамилия, имя, отчество эксперта предметной комиссии, код эксперта предметной комиссии);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
код субъекта Российской Федерации;
баллы, выставленные двумя экспертами предметной комиссии, ранее проверявшими данную экзаменационную работу (в случае, когда экзаменационная работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий, включенных в полученный рабочий комплект, и поля для внесения экспертами предметной комиссии баллов за ответы.
В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте предметной комиссии, назначенном на проверку бланка-копии (фамилия, имя, отчество эксперта предметной комиссии, код эксперта предметной комиссии);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код субъекта Российской Федерации.
4.1.10. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
4.1.11. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта предметной комиссии в РЦОИ с учетом графика работы предметной комиссии.
4.1.12. Председатель предметной комиссии (или его помощник(и) - для больших предметных комиссий, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов предметной комиссии от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
4.1.13. Эксперты предметной комиссии проводят проверку экзаменационных работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланков-протоколов, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте предметной комиссии и т.п.), в которые эксперты предметной комиссии выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.
4.1.14. В случае возникновения у эксперта предметной комиссии затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт предметной комиссии может получить консультацию у председателя предметной комиссии или консультирующего эксперта предметной комиссии, назначенного председателем предметной комиссии.
4.1.15. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт предметной комиссии фиксирует для передачи председателю предметной комиссии.
4.1.16. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель предметной комиссии (или его помощник(и) - для больших предметных комиссий) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. Передача из предметной комиссии в РЦОИ заполненных бланков-протоколов и обработка их в РЦОИ должна проводиться регулярно по мере заполнения экспертами предметной комиссии бланков-протоколов, не реже 3 - 4 раз в день.
После проведения автоматизированной обработки каждого отдельного бланка-протокола в РЦОИ могут быть выявлены экзаменационные работы, требующие третьей проверки.
4.1.17. В случае направления экзаменационной работы на третью проверку, в регистрационной части бланка-копии такой работы, для сведения эксперта предметной комиссии, назначенного на третью проверку, указываются баллы, выставленные двумя экспертами предметной комиссии, проверявшими эту работу ранее. Эксперт предметной комиссии, назначенный на третью проверку, проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые эксперт предметной комиссии, назначенный на третью проверку, не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно.
4.1.18. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии и (или) его заместитель фиксирует у себя номера экзаменационных работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов предметной комиссии при оценивании (на основании экзаменационных работ, проверенных собственноручно и (или) экзаменационных работ, номера которых фиксировали эксперты предметной комиссии в процессе оценивания). Информация о номерах таких экзаменационных работ передается в уполномоченную Рособрнадзором организацию (ФИПИ) после получения соответствующего запроса. Данные экзаменационные работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов предметных комиссий и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
4.1.19. В период работы предметной комиссии руководитель РЦОИ предоставляет председателю предметной комиссии статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (не реже 2 - 3 раз в день). При этом председателю предметной комиссии предоставляется оперативная информация:
о количестве проверенных экзаменационных работ на текущий момент времени;
о количестве экзаменационных работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки;
о количестве и доле экзаменационных работ, назначенных на третью проверку;
другая информация, позволяющая определить качество работы предметной комиссии и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами предметной комиссии.
Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.
4.1.20. При необходимости председатель предметной комиссии дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы предметной комиссии.
4.1.21. Председатель предметной комиссии направляет в ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом предметной комиссии требований Порядка ГИД, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта предметной комиссии в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушение процедуры проведения проверки. В указанных случаях председатель предметной комиссии имеет право отстранить эксперта предметной комиссии от работы в предметной комиссии. Окончательное решение по вопросу исключения эксперта предметной комиссии из состава предметной комиссии принимает Министерство образования Республики Мордовия после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
4.1.22. При проведении межрегиональной перекрестной проверки экзаменационные работы участников экзаменов, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами предметной комиссии в общей очереди работ участников экзаменов. При этом экспертам предметной комиссии не предоставляется информация о том, экзаменационные работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены им на проверку. Также экспертам предметной комиссии не предоставляется информация о том, включены ли в рабочий комплект, назначенный эксперту предметной комиссии на проверку, экзаменационные работы, полученные в рамках межрегиональной перекрестной проверки.
4.1.23. В период работы предметной комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников экзаменов все помещения работы предметной комиссии, включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания развернутых ответов, оборудованы функционирующей системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
4.1.24. При выходе из помещения каждый эксперт предметной комиссии сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному приказом Министерства образования Республики Мордовия.
4.1.25. При выявлении экспертом предметной комиссии случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзамена - автором проверяемой экспертом предметной комиссии экзаменационной работы - Порядка ГИА (например, выявлен факт выполнения экзаменационной работы несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках, т.п.), а также случаев, указанных в подпунктах "б" и "в" подпункта 4.1.3. настоящего Положения, эксперт предметной комиссии уведомляет об обнаруженном факте председателя предметной комиссии.
Совместно с председателем предметной комиссии (при необходимости, с другими экспертами предметной комиссии, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера экзаменационной работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт предметной комиссии, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в полном объеме в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов и Указаниях по оцениванию (памятках экспертов, включенных в состав критериев).
4.1.26. В случае невозможности экспертом предметной комиссии оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт предметной комиссии уведомляет об этом председателя предметной комиссии. Совместно с председателем предметной комиссии составляется акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу. В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить председатель предметной комиссии совместно с руководителем РЦОИ составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.
4.1.27. Проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все экзаменационные работы проверены экспертами предметной комиссии необходимое количество раз (определяется программным обеспечением РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
4.1.28. По завершении работы каждый эксперт предметной комиссии сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному приказом Министерства образования Республики Мордовия.
4.2. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ
4.2.1. Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами предметной комиссии. При проверке ответов участников экзаменов (устная форма) экспертам предметной комиссии предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки экзаменационных работ вносятся экспертами предметной комиссии в стандартизированные формы проверки экзаменационных работ (приложение 1 к настоящему Положению). Стандартизированные формы проверки экзаменационных работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
4.2.2. эксперты предметной комиссии осуществляют перевод первичных баллов участников экзаменов в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола (см. приложение 2 "Правила заполнения протоколов проверки заданий с развернутым ответом экспертом предметной комиссии ГВЭ" к настоящему Положению), при этом отметки "0" и "1" не используются и не обрабатываются <3>.
Окончательная итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами предметной комиссии.
4.2.3. После заполнения бланки-протоколы обрабатываются в установленном порядке.
4.2.4. Результаты проверки работ участников экзаменов автоматизированно сохраняются в РИС.
4.2.5. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются, исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами предметной комиссии, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами предметной комиссии, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов, выставленных двумя экспертами предметной комиссии в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами предметной комиссии, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные экспертом предметной комиссии, назначенным на третью проверку, являются окончательными по тем позициям оценивания, которые направлялись на третью проверку.
4.3. Организация работы предметной комиссии при перепроверках результатов ГИА
4.3.1. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по поручению Рособрнадзора федеральные предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ на территории Российской Федерации или за ее пределами.
4.3.2. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению Министерства образования Республики Мордовия или ГЭК предметной комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ.
4.3.3. РЦОИ вносит в РИС сведения об участниках экзаменов, чьи экзаменационные работы отправлены по решению Министерства образования Республики Мордовия на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
4.3.4. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов предметной комиссии о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
4.3.5. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
4.3.6. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных экзаменационных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
4.3.7. Оформленные протоколы перепроверки председатель предметной комиссии передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
4.3.8. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с уполномоченной Рособрнадзором организацией (ФГБУ "ФЦТ") в рамках установленной компетенции.
5. Правила для председателя и экспертов предметной комиссии
5.1. Правила для председателя предметной комиссии при организации подготовительных мероприятий
Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов предметной комиссии проводятся в соответствии с Порядком ГИА, методическими материалами уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ), настоящим Положением, документами и методическими материалами Министерства образования Республики Мордовия.
Председатель предметной комиссии:
в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых уполномоченной Рособрнадзором организацией (ФИПИ);
в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов предметной комиссии с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов предметной комиссии и статистики удовлетворенных апелляций и перепроверок федерального и регионального уровней в предыдущие годы;
в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно направляет в Министерство образования Республики Мордовия информацию о перечне дополнительных средств и материалов (например, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также средства обучения и воспитания, используемые участниками экзаменами во время выполнения ими экзаменационной работы, в соответствии с нормативным правовым актом Министерства просвещения Российской Федерации и Рособрнадзора, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемых при проведении экзаменов), допустимых к использованию экспертами предметной комиссии в помещениях работы предметной комиссии во время проверки экзаменационных работ;
в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно согласует с руководителем РЦОИ перечень и формы отчетных материалов о ходе работы предметной комиссии в период проведения проверки экзаменационных работ, а также перечень и формы представления статистической информации о работе предметной комиссии по итогам проведения проверки;
не позднее чем за 14 дней до начала обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов предметной комиссии для планирования назначения экспертов предметной комиссии на проверку экзаменационных работ;
согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов предметной комиссии, осуществляющих проверку бланков, распознанных как пустые;
согласует с руководителем РЦОИ форму и состав данных, получаемых из РЦОИ в период проведения проверки, а также после завершения проверки развернутых ответов участников экзаменов.
5.2. Правила для председателя предметно комиссии на этапе проверки развернутых ответов участников экзаменов
Председатель предметной комиссии должен: получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию выполнения каждого задания;
обеспечить присутствие в помещениях работы предметной комиссии только допущенных в установленном порядке лиц. Помимо экспертов предметной комиссии и председателя предметной комиссии в аудитории могут находиться члены ГЭК (по решению председателя ГЭК), должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица Министерства образования Республики Мордовия, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (по решению соответствующих органов), аккредитованные общественные наблюдатели;
провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее одного часа), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом предметной комиссии нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);
получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов предметной комиссии, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;
распределить экспертов предметной комиссии по рабочим местам;
выдать каждому эксперту предметной комиссии комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
осуществлять консультирование экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания экзаменационных работ;
обеспечить комфортную рабочую атмосферу в предметной комиссии;
решать вопросы, возникающие у экспертов предметной комиссии, в рамках своей компетенции;
информировать председателя ГЭК при выявлении случаев, указанных в подпункте "б" и "в" подпункта 4.1.3. настоящего Положения, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка ГИА;
информировать руководителя РЦОИ о невозможности оценить экспертом предметной комиссии развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), а в случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить совместно с руководителем РЦОИ - информировать об указанном случае председателя ГЭК;
контролировать качество заполнения экспертами предметной комиссии бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами и бланками-копиями с РЦОИ;
организовать взаимодействие с руководителем РЦОИ (уполномоченным им сотрудником РЦОИ) в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом предметной комиссии полностью, и передать в РЦОИ данный комплект с протоколом проверки;
передать руководителю РЦОИ (уполномоченному им сотруднику РЦОИ) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом предметной комиссии полностью, для переназначения другим экспертам предметной комиссии;
контролировать качество работы экспертов предметной комиссии, направлять председателю ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом предметной комиссии требований Порядка ГИА, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта предметной комиссии в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ и (или) нарушение процедуры проведения проверки.
5.3. Правила для председателя предметной комиссии по завершении работы предметной комиссии
Председатель предметной комиссии должен:
сдать руководителю РЦОИ или лицу, назначенному приказом Министерства образования Республики Мордовия, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, все экземпляры критериев оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им сотрудника РЦОИ) пакет документов о результатах работы предметной комиссии: количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом предметной комиссии;
количество экзаменационных работ, отправленных на третью проверку;
информацию об экспертах предметной комиссии, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
другую информацию, связанную с деятельностью предметной комиссии, при необходимости.
5.4. Правила для председателя предметной комиссии при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами
Председатель предметной комиссии должен: до заседания Конфликтной комиссии Республики Мордовия при проведении ГИА (далее - конфликтная комиссия) получить от председателя конфликтной комиссии комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ, который содержит:
а) протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 2-АП) с приложениями для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения апелляции (форма 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3);
б) распечатанные изображения бланка регистрации, бланка регистрации устной части, бланка ответов N 1 и бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;
в) распечатанные результаты распознавания бланков регистрации, бланка регистрации устной части, бланков ответов N 1 и N 2, дополнительных бланков ответов N 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;
г) электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам (при наличии);
д) заявление по форме 1-АП.
Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:
критерии оценивания развернутых ответов;
перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом;
КИМ, выполнявшийся участником экзамена; уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам ГИА (форма У-33).
В случае если работа апеллянта была направлена на межрегиональную перекрестную проверку, в составе апелляционного комплекта отсутствуют протоколы проверки развернутых ответов и протоколы оценивания устных ответов, а также результаты их распознавания.
До заседания конфликтной комиссии получить у председателя конфликтной комиссии комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ГВЭ, включающим в себя:
а) изображения экзаменационной работы участника ГВЭ;
б) протоколы устных ответов обучающегося и электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов апеллянта, сдававшего ГВЭ в устной форме;
в) копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией;
г) заявление по форме 1-АП.
Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:
критерии оценивания;
тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся участником ГВЭ, подавшим апелляцию;
до заседания конфликтной комиссии организовать работу экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт предметной комиссии" или "старший эксперт предметной комиссии", имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами предметной комиссии, проверявшими экзаменационную работу апеллянта ранее, по установлению правильности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом;
назначить на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт предметной комиссии" или "старший эксперт предметной комиссии", имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами предметной комиссии, проверявшими экзаменационные работы данных апеллянтов ранее, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря конфликтной комиссии дату, место и время заседания конфликтной комиссии, а также о присутствии на заседании конфликтной комиссии апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направить экспертов предметной комиссии, назначенных на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых ответов и (или) необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом апеллянтов, на заседание конфликтной комиссии в указанное время;
передать председателю конфликтной комиссии комплект апелляционных документов и заключение экспертов предметной комиссии после проведения экспертами предметной комиссии соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;
оперативно передавать в уполномоченную Рособрнадзором организацию (ФИПИ) информацию об обнаружении некорректных (по мнению председателя предметной комиссии) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов, выполнявшим его, в случае признания задания, некорректным, принимается Рособрнадзором.
5.5. Правила для экспертов предметной комиссии
Экспертам предметной комиссии запрещается:
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
копировать и выносить из помещений, в которых работает предметная комиссия, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;
разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
По завершении проверки использованные экспертами предметной комиссии материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
Также запрещается:
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться с другими экспертами предметной комиссии, за исключением случаев консультирования с председателем предметной комиссии или с экспертом предметной комиссии, назначенным по решению председателя предметной комиссии, консультантом.
Эксперты предметной комиссии должны:
на подготовительном этапе:
пройти обучение с использованием учебно-методических материалов уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ) и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка ГИА, настоящего Положения, Порядка формирования предметной комиссии;
заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем предметной комиссии;
непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем предметной комиссии оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, и (или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
Во время проверки развернутых ответов:
по указанию председателя предметной комиссии занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;
соблюдать дисциплину во время работы;
обратиться к председателю предметной комиссии или лицу, назначенному председателем предметной комиссии консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ;
оформлять бланки-протоколы в соответствии со следующими правилами:
заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
не использовать для заполнения бланка-протокола карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
исключить внесение исправлений в бланки-протоколы;
при необходимости внесения изменений председатель предметной комиссии составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;
оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z"; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (Лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
при выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка ГИА, эксперту предметной комиссии необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя предметной комиссии;
информировать председателя предметной комиссии о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);
поставить знак "X" в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов N 2 (дополнительный бланк ответов N 2);
проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания;
проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзамена (ЕГЭ) альтернативного задания, если участник экзамена (ЕГЭ) выполнял альтернативное задание;
поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю предметной комиссии для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.
при проверке предположительно пустых бланков ответов N 2;
получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя предметной комиссии о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов N 2;
просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов N 2;
при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзамена приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено.
Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов предметной комиссии как заполненные, направляются на проверку в предметной комиссии.
Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к выполнению которых не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов N 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами предметной комиссии как незаполненные. В этом случае автоматизированно (посредством РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами:
получить от председателя предметной комиссии комплект апелляционных документов участника экзамена, подавшего апелляцию и критерии оценивания данной работы;
до заседания конфликтной комиссии рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной экзаменационной работы;
дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работа апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый им балл;
узнать у председателя предметной комиссии дату, место и время заседания конфликтной комиссии и прибыть в указанное время в конфликтную комиссию;
в случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю предметной комиссии с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором.
6. Анализ работы предметной комиссии
6.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников экзаменов проводится анализ работы предметной комиссии.
6.2. Анализ работы предметной комиссии проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ, а также Рособрнадзором и уполномоченными Рособрнадзором организациями (ФИПИ и ФГБУ "ФЦТ").
6.3. В целях обеспечения проведения анализа работы предметной комиссии группе экспертов предметной комиссии, анализирующих работу предметной комиссии, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном Министерством образования Республики Мордовия.
6.4. Анализ работы предметной комиссии проводится в целях оптимизации работы предметной комиссии по проверке развернутых ответов участников экзаменов, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих уровень субъективности проверяющих экспертов предметной комиссии.
При анализе работы предметной комиссии необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности предметной комиссии:
1. Условия проведения проверки:
нахождение предметной комиссии в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается предметная комиссия;
количество аудиторий при работе предметной комиссии;
проведение оперативного семинара - согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
работа экспертов-консультантов предметной комиссии, назначенных председателем предметной комиссии при работе предметной комиссии, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов предметной комиссии, находящихся в одном помещении/аудитории;
консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.), выполнение экспертами-консультантами предметной комиссии других работ в рамках задач, возложенных на предметную комиссию;
наличие специально оборудованного в помещениях работы предметной комиссии рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами предметной комиссии изложенных в экзаменационных работах участников экзаменов фактов; востребованность этого рабочего места;
прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы предметной комиссии).
2. Количество и доля экспертов предметной комиссии, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта предметной комиссии, принцип присвоения статуса экспертов предметной комиссии и планирование изменения этих принципов в перспективе.
3. Квалификация экспертов предметной комиссии (соответствие требованиям Порядка ГИА, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка ГИА, причины включения в предметную комиссию таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных предметной комиссией (отдельно первой, второй, третьей проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению Министерства образования Республики Мордовия).
5. Общее количество экспертов предметной комиссии, задействованных при проверке экзаменационных работ в разные периоды проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6. Общее количество экспертов предметной комиссии, задействованных при проверке апелляционных работ. Принцип отбора экспертов предметной комиссии, привлекаемых к рассмотрению апелляций.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, Количество работ с пониженными на апелляции баллами, повышенными на апелляции баллами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции).
8. Общее количество экспертов предметной комиссии, осуществлявших третью проверку.
9. Доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку после проверки в предметной комиссии, т.е. без учета пустых экзаменационных работ (средний показатель по всей комиссии).
10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов предметной комиссии "доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку, от общего количества проверенных экспертом предметной комиссии работ".
11. Максимальное и минимальное количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом предметной комиссии.
12. Перечень экспертов предметной комиссии, регулярно (более чем 5% проверяемых экзаменационных работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами предметной комиссии:
12.1. Случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов предметной комиссии; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы предметной комиссии, исключение из предметной комиссии, иное);
Пример 1.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
17 |
В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами предметной комиссии, составляет 17 - 6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов предметной комиссии. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.
12.2. Случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы предметной комиссии, исключение из предметной комиссии, иное);
Пример 2.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Эксперт 3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
11 |
В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами предметной комиссии, нет: все 3 эксперта предметной комиссии выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.
12.3 Случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы предметной комиссии, исключение из предметной комиссии, иное);
Пример 3.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Итог |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Эксперт на апелляции |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
В приведенном примере эксперты предметной комиссии во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов предметной комиссии. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом предметной комиссии, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта предметной комиссии.
12.4. Другие случаи рассогласованной работы экспертов предметной комиссии, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы предметной комиссии, исключение из предметной комиссии, иное).
13. Результаты выборочной экспертизы председателем предметной комиссии результатов оценивания развернутых ответов экспертами предметной комиссии, показавших рассогласованную работу при проведении оценивания.
14. Плановое количество экспертов предметной комиссии в следующем году, плановое количество экспертов предметной комиссии, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта предметной комиссии), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам предметной комиссии при проведении квалификационных испытаний.
15. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов предметной комиссии, формировании предметной комиссии организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
16. Основные выводы.
--------------------------------
<1> В соответствии с пунктом 71 Порядка ГИА, в случае если бланки ответов на задания с развернутым ответом и дополнительные бланки содержат незаполненные области (за исключением регистрационных полей), организаторы погашают их следующим образом: "Z". Как правило, данный знак "Z" свидетельствует о завершении выполнения заданий КИМ, выполненных участником экзамена, которые оформляются на бланках ответов на задания с развернутыми ответами или на дополнительных бланках (при их использовании), а также свидетельствует о том, что данный участник экзамена свою экзаменационную работу завершил и более не будет возвращаться к оформлению своих ответов на соответствующих бланках (продолжению оформления ответов). Указанный знак проставляется на последнем листе соответствующего бланка ответов. Например, участник экзамена выполнил все задания с развернутым ответом (или посильные ему задания), оформил ответы на задания с развернутым ответом на бланке ответов N 2 (лист 1) и бланке ответов N 2 (лист 2), дополнительные бланки ответов не запрашивал и соответственно не использовал их, таким образом, знак "Z" ставится на бланке ответов N 2 (лист 2) в области указанного бланка, оставшейся незаполненной участником экзамена. Знак "Z" в данном случае на бланке ответов N 2 (лист 1) не ставится, даже если на бланке ответов N 2 (лист 1) имеется небольшая незаполненная область.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.