Рассмотрев подготовленный постоянной комиссией Думы городского округа Верхняя Пышма по местному самоуправлению и безопасности проект решения Думы городского округа Верхняя Пышма "Об утверждении Положения об организации работы по рассмотрению обращений граждан в Думу городского округа Верхняя Пышма и к депутатам Думы городского округа Верхняя Пышма", в целях приведения правового акта Думы городского округа Верхняя Пышма в соответствие с нормами Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 21, 21.1 и 42 Устава городского округа Верхняя Пышма, Дума городского округа Верхняя Пышма решила:
1. Утвердить Положение об организации работы по рассмотрению обращений граждан в Думу городского округа Верхняя Пышма и к депутатам Думы городского округа Верхняя Пышма (прилагается).
2. Признать утратившим силу пункт 1 Решения Думы городского округа Верхняя Пышма от 29 июля 2016 года N 47/11 "О Порядке рассмотрения обращений граждан к Главе городского округа Верхняя Пышма, в Думу городского округа Верхняя Пышма и к депутатам Думы городского округа Верхняя Пышма".
3. Опубликовать настоящее Решение на "Официальном интернет-портале правовой информации городского округа Верхняя Пышма" (www.верхняяпышма-право.рф), в газете "Красное знамя" и разместить на официальных сайтах городского округа Верхняя Пышма и Думы городского округа Верхняя Пышма.
4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию Думы по местному самоуправлению и безопасности (председатель А.А. Какуша).
Председатель Думы городского округа Верхняя Пышма |
И.С. Зернов |
Глава городского округа Верхняя Пышма |
И.В. Соломин |
Утверждено
Решением Думы
городского округа Верхняя Пышма
от 27 февраля 2020 года N 19/15
Положение
об организации работы по рассмотрению обращений граждан в Думу городского округа Верхняя Пышма и к депутатам Думы городского округа Верхняя Пышма
Глава 1. Общие положения
1. Положение об организации работы по рассмотрению обращений граждан в Думу городского округа Верхняя Пышма и к депутатам Думы городского округа Верхняя Пышма (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Уставом городского округа Верхняя Пышма, Регламентом Думы городского округа Верхняя Пышма.
2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации работы с обращениями граждан, поступающими в Думу городского округа Верхняя Пышма (далее - Дума) и к депутатам Думы.
3. Действие настоящего Положения не распространяется на следующие обращения граждан:
1) обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
2) обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;
3) обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а законодательством Свердловской области - к компетенции Уставного Суда Свердловской области;
4) обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека Свердловской области;
5) обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;
6) запросы в архив;
7) иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.
4. Рассмотрение обращений граждан ведется на русском языке.
5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия и термины:
1) обращения граждан - индивидуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы, ходатайства, изложенные в письменной форме или в форме электронного документа (далее - письменные обращения), а также в устной форме.
Письменные обращения граждан должны содержать наименование органа или должностного лица (фамилия, имя, отчество депутата Думы), которым они адресованы, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) обратившегося (фамилии, имена, отчества всех обратившихся при коллективном обращении), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, и дату составления обращения.
Кроме того, обращения, изложенные в письменной форме, должны содержать личную подпись обратившегося (подписи всех обратившихся при коллективном обращении);
2) предложения - обращения граждан, направленные на улучшение порядка организации и деятельности органов и (или) должностных лиц местного самоуправления городского округа Верхняя Пышма (далее - городской округ), на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности городского округа;
3) заявления - обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Свердловской области;
4) жалобы - просьбы граждан о восстановлении или защите нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
5) ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенных прав и свобод;
6) коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и (или) собраниях;
7) повторные обращения граждан - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным законодательством для рассмотрения данного обращения срок или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением.
6. Основными принципами деятельности Думы по рассмотрению обращений граждан являются:
1) защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;
2) обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
3) своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан;
4) широта круга рассматриваемых вопросов;
5) демократичность;
6) гласность;
7) внепартийность;
8) профессионализм и компетентность.
Глава 2. Обязанности должностных лиц Думы по рассмотрению обращений граждан
7. Депутаты Думы, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращениях граждан вопросов, обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним обоснованные решения в порядке, установленном федеральным законодательством, с учетом особенностей, установленных в настоящем Положении.
8. Регистрация письменных обращений в Думу и к депутатам Думы, сообщение гражданину по его просьбе номера и даты регистрации обращения осуществляются организационным отделом Думы.
9. Сотрудники организационного отдела Думы при получении обращений граждан в Думу или к депутатам Думы обязаны:
1) зарегистрировать обращение не позднее следующего рабочего дня после дня его поступления в Думу;
2) письменно или устно сообщить гражданину по его просьбе номер и дату регистрации обращения;
3) в случае необходимости предложить обратившемуся лицу предоставить дополнительные документы;
4) передать председателю Думы обращение для принятия обоснованного решения и мер по его исполнению или для передачи на рассмотрение в постоянную комиссию Думы, к компетенции которой относится обращение, или для направления в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
5) направлять письменные обращения в Думу всем депутатам Думы в форме электронного документа;
6) направлять гражданам, подавшим письменные обращения, ответы в письменной форме, а при подаче устных обращений сообщать в устной форме о решениях, принятых по обращениям, а в случае их отклонения указывать мотивы;
7) ежегодно анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них критические замечания, составлять отчеты, принимать меры по устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений;
8) разъяснять гражданам порядок обжалования принятых решений.
10. Депутат Думы при рассмотрении обращений граждан обязан:
1) зарегистрировать устное или письменное обращение гражданина, поступившее депутату на приеме избирателей, в регистрационном журнале депутата в день приема;
2) передать письменное обращение в организационный отдел Думы для регистрации в течение двух рабочих дней после дня его поступления;
3) в случае необходимости предложить обратившемуся лицу предоставить дополнительные документы, а также принять другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопроса;
4) своевременно и по существу рассмотреть обращение, принять обоснованное решение и меры по его исполнению или передаче обращения по подведомственности;
5) ежегодно анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, поступившие на его имя, содержащиеся в них критические замечания, составлять отчеты, принимать меры по устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений;
6) своевременно сообщать гражданам, подавшим обращения, о решениях, принятых по обращениям, а в случае их отклонения указывать мотивы. Если гражданина на личном приеме удовлетворил полученный устный ответ на его письменное обращение, об этом делается соответствующая запись в регистрационном журнале депутата, под которой гражданин ставит свою подпись. В этом случае письменный ответ на обращение не направляется;
7) разъяснять гражданам порядок обжалования принятых решений.
11. Все письменные обращения, поступающие в Думу и к депутатам Думы, регистрируются сотрудниками организационного отдела Думы в системе электронного документооборота и делопроизводства путем присвоения им регистрационного номера и создания электронного образа текста обращения.
Регистрационный номер обращения состоит из порядкового номера с добавлением к нему через дефис больших букв "ОГ". Проставление порядковых номеров каждый новый календарный год начинается с числа "1".
На письменном обращении в правой части нижнего поля первого листа проставляется регистрационный штамп, в котором указываются регистрационный номер и дата.
12. Председатель Думы, другие депутаты Думы и организационный отдел Думы обязаны обеспечить необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений граждан.
13. Уполномоченное лицо организационного отдела Думы составляет ежемесячный график приема граждан.
Глава 3. Порядок рассмотрения обращений граждан
14. Обращения граждан рассматриваются председателем Думы или депутатами Думы в соответствии с их компетенцией.
15. В случае если решение вопроса, содержащегося в обращении гражданина, требует его рассмотрения Думой, председатель Думы может вынести вопрос на заседание Думы или направить его на рассмотрение в постоянную комиссию Думы, к компетенции которой относится вопрос, а депутат Думы вправе обратиться с депутатским запросом по вопросу, содержащемуся в обращении гражданина, на заседании Думы.
16. В случае если письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию Думы и депутатов Думы, оно в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, к компетенции которого относится решение поставленных в нем вопросов. Обратившемуся гражданину (гражданам) в письменном ответе в трехдневный срок со дня передачи обращения по подведомственности сообщается, кому направлено на рассмотрение его (их) обращение. На личном приеме гражданину (гражданам) разъясняется, куда ему (им) следует обратиться.
17. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) и решения которых обжалуются.
18. Споры о подведомственности обращений граждан разрешаются вышестоящим органом или должностным лицом либо в судебном порядке.
19. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
20. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
21. Председатель Думы и депутаты Думы при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
22. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение органу или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес (адрес электронной почты) поддаются прочтению.
23. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, председатель Думы и депутаты Думы вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Думу или одному и тому же депутату Думы. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
24. В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
25. В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в Думу или к депутатам Думы.
Глава 4. Сроки рассмотрения обращений граждан
26. Обращения граждан рассматриваются в срок не более тридцати дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер срок рассмотрения обращения может быть в порядке исключения продлен, но не более чем на тридцать дней, с обязательным уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
27. Началом срока рассмотрения обращения считается день его регистрации в организационном отделе Думы.
Окончанием срока рассмотрения обращения считается дата направления письменного (или дата сообщения устного) ответа лицу, подавшему обращение.
28. В случае, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору обращения, рассматриваются в суде, общий срок рассмотрения обращений продлевается на весь период судебного разбирательства.
Глава 5. Порядок организации работы с обращениями граждан к председателю Думы
29. Граждане имеют право обращаться с устными и письменными предложениями, заявлениями и жалобами к председателю Думы.
30. Регистрация письменного обращения осуществляется организационным отделом Думы в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка.
31. После регистрации обращения граждан передаются для первоначального рассмотрения и наложения резолюции председателю Думы.
32. Председателю Думы направляются:
1) обращения к председателю Думы, поступившие в организационный отдел Думы;
2) обращения к председателю Думы, поступившие на официальный сайт Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Думы).
33. Председатель Думы рассматривает поступившие обращения и направляет их (с резолюцией об ответственном лице и его дальнейших действиях) в организационный отдел Думы. В резолюции председателя Думы указывается один или несколько из следующих вариантов:
- отказ в ответе;
- подготовка ответа по существу вопроса;
- направление обращения в соответствующий орган (органы) или соответствующему должностному лицу (лицам), в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
34. После подписания председателем Думы ответа на обращение уполномоченное лицо организационного отдела Думы направляет ответ гражданину и указывает в системе электронного документооборота и делопроизводства способ отправки ответа (вручен лично, отправлен по почте, в том числе и электронной, размещен на официальном сайте Думы) и свои фамилию и инициалы.
35. Контроль за сроками исполнения резолюции председателя Думы осуществляется в системе электронного документооборота и делопроизводства.
36. Уполномоченное лицо организационного отдела Думы несет ответственность за полное и достоверное заполнение данных в системе электронного документооборота и делопроизводства по каждому обращению, за полное и своевременное доведение до председателя Думы обращений, поступивших на официальный сайт Думы, за полное и своевременное размещение ответов на данные обращения.
37. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы.
38. Если в течение тридцати дней не может быть решен вопрос, поставленный в обращении, то обратившемуся гражданину (гражданам) направляется уведомление с указанием причины задержки и сроков окончательного ответа.
39. Решение о снятии с контроля обращений граждан принимает председатель Думы.
40. Обращения граждан после их разрешения со всеми относящимися к ним материалами возвращаются уполномоченному лицу организационного отдела Думы, зарегистрировавшему их, который оформляет дела и формирует папки в соответствии с регистрационными номерами дел.
41. Завершенные дела остаются в текущем архиве дел организационного отдела Думы для работы в течение пяти лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке.
42. Устные обращения граждан поступают на личном приеме граждан, который ведется председателем Думы в соответствии с установленным графиком и в установленном порядке.
На устные обращения, как правило, дается ответ в устной форме. Если обращение требует дополнительного рассмотрения, то на него может быть дан ответ в письменной форме в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством для письменных обращений.
Устные обращения граждан к председателю Думы регистрируются в порядке, предусмотренном для регистрации устных обращений к депутатам Думы.
На личном приеме гражданин может обратиться к председателю Думы с письменным обращением.
Если гражданина на личном приеме удовлетворил полученный от председателя Думы устный ответ на его письменное обращение, об этом делается соответствующая запись в регистрационном журнале депутата, под которой гражданин ставит свою подпись. В этом случае письменный ответ на обращение не направляется.
Глава 6. Порядок организации работы с обращениями граждан в Думу
43. Граждане имеют право обращаться с устными и письменными предложениями, заявлениями и жалобами в Думу в порядке, установленном федеральным законодательством, с учетом особенностей, установленных в настоящем Положении.
44. Письменные обращения граждан, поступающие в Думу, в том числе по почте, электронной почте и на официальный сайт Думы, регистрируются организационным отделом Думы в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка.
45. В момент регистрации все письменные обращения ставятся на контроль со сроком исполнения не более тридцати дней.
46. После регистрации обращение гражданина (граждан), поступившее в организационный отдел Думы, направляется для изучения и наложения резолюции председателю Думы, а также рассылается в электронном виде всем депутатам Думы. Наложение резолюции осуществляется в течение трех рабочих дней со дня регистрации обращения.
47. Председатель Думы в тексте резолюции назначает исполнителя (исполнителей), излагает конкретные мероприятия по рассматриваемому вопросу. Если в резолюции фигурируют несколько исполнителей, то подготовку окончательного ответа производит исполнитель, указанный в резолюции первым и являющийся ответственным исполнителем по рассматриваемому вопросу.
48. Передача исполнителю обращения с резолюцией производится уполномоченным лицом организационного отдела Думы через систему электронного документооборота и делопроизводства в течение одного рабочего дня после получения резолюции председателя Думы.
49. Председатель Думы осуществляет контроль за исполнением резолюции на всех этапах работы по рассмотрению письменного обращения заявителя через систему электронного документооборота и делопроизводства.
50. Если в течение тридцати дней не может быть решен вопрос, поставленный в обращении, то обратившемуся гражданину (гражданам) направляется уведомление с указанием причины задержки и сроков окончательного ответа.
51. При закрытии вопроса письменное обращение со всем пакетом документов и копией ответа заявителю оформляется в дело согласно номенклатуре дел и перечню нормативных архивных документов. Завершенные дела остаются в текущем архиве дел организационного отдела Думы для работы в течение 5 лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке.
Глава 7. Порядок организации работы с обращениями граждан к депутатам Думы
52. Граждане имеют право обращаться с устными и письменными предложениями, заявлениями и жалобами к депутатам Думы в порядке, установленном федеральным законодательством, с учетом особенностей, установленных в настоящем Положении.
53. Устные и письменные обращения граждан, поступающие депутатам на приеме избирателей, в день обращения регистрируются в регистрационном журнале депутата. Данные обращения рассматриваются по существу соответствующим депутатом. Письменные обращения заносятся в систему электронного документооборота и делопроизводства в организационном отделе Думы городского округа в течение одного рабочего дня со дня его поступления от депутата в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка.
54. В момент регистрации все письменные обращения ставятся на контроль со сроком исполнения не более тридцати дней.
55. Депутат может подготовить ответ на обращение самостоятельно или письменно (устно) обратиться к гражданину, на предприятие, в учреждение, организацию за получением разъяснений по рассматриваемому вопросу.
56. Уполномоченное лицо организационного отдела Думы напоминает депутату Думы об истечении контрольного срока за 10 календарных дней до наступления такового.
57. Если в течение тридцати дней не может быть решен вопрос, поставленный в обращении, то обратившемуся гражданину (гражданам) направляется уведомление с указанием причины задержки и сроков окончательного ответа.
58. При закрытии вопроса письменное обращение со всем пакетом документов и копией ответа заявителю оформляется в дело согласно номенклатуре дел и перечню нормативных архивных документов. Завершенные дела остаются в текущем архиве дел организационного отдела Думы для работы в течение пяти лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке.
59. Устные обращения граждан поступают депутатам Думы в ходе приема.
На устные обращения, как правило, дается ответ в устной форме. Если обращение требует дополнительного рассмотрения, то на него может быть дан ответ в письменной форме в порядке и сроки, установленные настоящим Положением для письменных обращений.
60. На личном приеме гражданин может обратиться к депутату Думы с письменным обращением (в том числе если ответ, данный депутатом Думы на устное обращение, не устраивает обратившегося гражданина), ответ на которое должен быть подготовлен в порядке и сроки, установленные настоящим Положением для письменных обращений.
61. Если гражданина на личном приеме удовлетворил полученный устный ответ на его письменное обращение, об этом делается соответствующая запись в регистрационном журнале депутата, под которой гражданин ставит свою подпись. В этом случае письменный ответ на обращение не направляется.
Глава 8. Решения по обращениям граждан
62. В результате рассмотрения обращений граждан принимается одно из следующих решений:
1) о полном или частичном удовлетворении обращения;
2) об отказе в полном или частичном удовлетворении обращения;
3) о разъяснении по вопросам, поставленным в обращении, или информировании о результатах рассмотрения обращения.
63. Решения по предложениям, заявлениям и ходатайствам должны быть мотивированными.
64. Решения по жалобе должны быть мотивированными со ссылкой на конкретные статьи законов Российской Федерации и Свердловской области, муниципальных правовых актов, содержать информацию о конкретных мерах по восстановлению нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц местного самоуправления городского округа прав или законных интересов граждан.
65. Исполнение решений, принятых по обращениям граждан, осуществляется по предложению председателя Думы или депутата Думы.
66. Жалоба не считается разрешенной до момента исполнения принятого по ней решения.
Глава 9. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан
67. Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений, нарушение порядка рассмотрения обращений, принятие заведомо незаконного решения, уклонение от предоставления информации по официальным запросам, несвоевременное предоставление информации или предоставление недостоверной информации, разглашение сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращений граждан, а также иные нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
68. Граждане имеют право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) председателя Думы или депутата Думы при рассмотрении обращения, по решению суда.
69. Граждане вправе обратиться с жалобой на действия (решения) депутатов Думы, нарушающие их права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к председателю Думы, который обязан рассмотреть жалобу в срок не более тридцати дней.
70. Граждане вправе обратиться с жалобой на действия (решения) председателя Думы, нарушающие их права и свободы, либо непосредственно в суд, либо в органы государственной власти или их должностным лицам.
71. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение тридцати дней со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
72. Граждане, чьи обращения содержат материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
73. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения председателем Думы или депутатом Думы, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
74. Председатель Думы и организационный отдел Думы систематически проверяют состояние дел по рассмотрению обращений граждан, соблюдению сроков их рассмотрения, обоснованности отказов, принимают меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.