В соответствии с пунктом 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки надежности банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей.
2. Рекомендовать начальнику отдела по связям с общественностью и СМИ аппарата Совета Зеленодольского муниципального района Анисимову Д.С. разместить настоящее постановление на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (http://pravo.tatarstan.ru) и официальном сайте Зеленодольского муниципального района в составе портала муниципальных образований Республики Татарстан (http://zelenodolsk.tatarstan.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Финансово-бюджетную палату Зеленодольского муниципального района.
Первый заместитель руководителя |
А.В. Старостин |
Порядок
оценки надежности банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей
(утв. постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 5 декабря 2019 г. N 2667)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет показатели надежности банковской гарантии и поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей.
2. Надежность банковской гарантии и поручительства определяется финансовой устойчивостью банка или иной кредитной организации (далее - гарант) и поручителей.
3. Под надежностью банковской гарантии и поручительства в целях настоящего Порядка понимается способность гаранта и поручителя своевременно и в полном объеме исполнить обязательства юридического лица, муниципального образования (далее - получатель) по возврату бюджетного кредита.
4. Размер обеспечения должен покрывать размер предоставляемого бюджетного кредита, процентов по нему и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором.
5. Оформление обеспечения исполнения обязательств осуществляется до предоставления бюджетного кредита из бюджета Зеленодольского муниципального района.
6. Финансово-бюджетная палата Зеленодольского муниципального района (далее - Финорган) осуществляет оценку предоставляемых в обеспечение бюджетных кредитов, выдаваемых из бюджета Зеленодольского муниципального района, банковской гарантии и поручительства.
II. Оценка надежности банковской гарантии
2.1. В целях настоящего Порядка гарант должен отвечать следующим требованиям:
не находится в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства;
не приостановлена деятельность в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед муниципальным образованием "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан (далее по тексту - Район), и неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также неурегулированные обязательства по муниципальным гарантиям, ранее предоставленным Районом;
имеется генеральная лицензия Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
участвует в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (официальные данные, размещенные на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на последнюю отчетную дату);
Центральным банком Российской Федерации не применены меры за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (официальные данные, размещенные на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на последнюю отчетную дату).
2.2. Гарант, соответствующий требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка, предоставляет в Финорган следующие документы:
а) письмо гаранта о согласии выступить соответственно гарантом по обязательствам получателя;
б) копии учредительных документов гаранта, заверенные гарантом;
в) копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации или листа записи Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные гарантом;
г) документы, подтверждающие, что гарант не находится в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства;
д) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа гаранта, иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени гаранта, и главного бухгалтера гаранта (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), заверенные гарантом, а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати гаранта;
е) нотариально заверенную копию документа, подтверждающую согласие (одобрение) уполномоченного органа управления гаранта на совершение сделки по предоставлению банковской гарантии (в обеспечение исполнения обязательств получателя);
ж) нотариально заверенную копию генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
з) справку налогового органа, подтверждающую отсутствие задолженности гаранта по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на последнюю отчетную дату;
и) бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные гарантом;
к) копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности гаранта за год, предшествующий году обращения с письмом в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Порядка, заверенную гарантом;
л) расчет собственных средств (капитала) гаранта по форме, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, и показатели обязательных нормативов на последнюю отчетную дату с приведением диапазона допустимых значений;
м) информацию об обязательных нормативах по форме, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации;
н) информацию о качестве активов гаранта по форме, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации;
о) расчет чистых активов гаранта, подписанный руководителем и заверенный печатью гаранта;
п) справку Центрального банка Российской Федерации о выполнении гарантом в течение последнего полугодия обязательных резервных требований Центрального банка Российской Федерации, об отсутствии фактов несвоевременной оплаты расчетных документов клиентов, об отсутствии примененных к гаранту принудительных мер воздействия со стороны Центрального банка Российской Федерации;
р) документы, подтверждающие согласование Центральным банком Российской Федерации кандидатур уполномоченных должностных лиц.
В случае непредставления гарантом документов, указанных в подпунктах "в", "г", "з" настоящего пункта, Финорган запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
2.3. Финансовое состояние гаранта определяется с помощью следующих показателей:
отсутствие убытков за последний финансовый год и за истекший период текущего года;
активы гаранта I и II категорий качества должны составлять не менее 50 процентов общего объема активов;
соответствие гаранта обязательным нормативам, установленным Центральным Банком Российской Федерации;
величины чистых активов гаранта, которая не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
2.4. Поступившие в Финорган документы гаранта регистрируются в день их поступления.
2.5. В случае несоответствия представленных гарантом документов перечню документов, установленному пунктом 2.2 настоящего Порядка,
Финорган не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации документов, возвращает их гаранту, с указанием причин возврата.
2.6. В случае соответствия представленных гарантом документов перечню документов, установленному пунктом 2.2 настоящего Порядка, Финорганом проводится оценка надежности банковской гарантии. Финорган рассматривает представленные документы в 15-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях с даты регистрации документов, на предмет соответствия гаранта требованиям, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка, и определения его финансового состояния с учетом показателей, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения документов Финорган готовит заключение о финансовой устойчивости гаранта и его способности своевременно и в полном объеме исполнить обязательства получателя по возврату бюджетного кредита, о чем гарант письменно уведомляется не позднее трех рабочих дней с даты подготовки заключения.
III. Оценка надежности поручительства
3.1. В целях настоящего Порядка поручитель должен отвечать следующим требованиям:
не находится в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства;
не приостановлена деятельность в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Районом, и неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также неурегулированные обязательства по муниципальным гарантиям, ранее предоставленным Районом.
3.2. Поручитель, соответствующий требованиям, установленным пунктом 3.1 настоящего Порядка, предоставляет в Финорган следующие документы:
а) письмо поручителя о согласии выступить поручителем по обязательствам получателя;
б) копии учредительных документов, заверенные поручителем;
в) копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации или листа записи Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные поручителем;
г) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа поручителя, иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени поручителя, и главного бухгалтера поручителя (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), заверенные поручителем, а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати поручителя;
д) нотариально заверенную копию документа, подтверждающую согласие (одобрение) уполномоченного органа управления поручителя на совершение сделки по предоставлению поручительства (в обеспечение исполнения обязательств получателя);
е) документы, подтверждающие, что поручитель не находится в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства;
ж) нотариально заверенную копию лицензии на осуществление поручителем хозяйственной деятельности (в случае если законодательством Российской Федерации установлено, что осуществляемая поручителем деятельность осуществляется на основании лицензии);
з) справку о действующих счетах поручителя, открытых в кредитных организациях, подтвержденную налоговым органом;
и) справки, предоставленные банками, о наличии средств на расчетных счетах поручителя и сумме к картотеке к ним;
к) бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные поручителем, с пояснительными записками к ним, с отметкой налогового органа об их принятии и с приложением расшифровок статей баланса об основных средствах, о незавершенном строительстве, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложениях, краткосрочных финансовых вложениях, дебиторской задолженности, долгосрочных обязательствах, краткосрочных кредитах и займах, кредиторской задолженности (по каждому виду задолженности);
л) справку налогового органа, подтверждающую отсутствие задолженности поручителя по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на последнюю отчетную дату;
м) копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности поручителя за год, предшествующий году обращения с письмом в соответствии с подпунктом "а" пункта 3.2 настоящего Порядка (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку);
н) расчет чистых активов поручителя, подписанный руководителем и заверенный печатью поручителя.
В случае непредставления поручителем документов, указанных в подпунктах "в", "е", "л" настоящего пункта, Финорган запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
3.3. Поступившие в Финорган документы поручителя регистрируются в день их поступления.
3.4. В случае несоответствия представленных поручителем документов перечню документов, установленному пунктом 3.2 настоящего Порядка, Финорган не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации документов, возвращает их поручителю, с указанием причин возврата.
3.5. В случае соответствия представленных поручителем документов перечню документов, установленному пунктом 3.2 настоящего Порядка, Финорганом проводится оценка надежности поручительства. Финорган рассматривает представленные документы в 15-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях с даты регистрации документов, на предмет соответствия поручителя требованиям, предусмотренным пунктом 3.1 настоящего Порядка и осуществляет анализ финансового состояния поручителя в соответствии с Методикой оценки финансового состояния поручителя согласно приложению к настоящему Порядку.
Анализ финансового состояния юридических лиц, выступающих поручителями по обеспечению исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, может не проводиться, если указанные юридические лица имеют рейтинг не ниже уровня "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтинге" (Fitch Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня "ВаЗ" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторе Сервис" (Moody's Investors Service) (официальные данные рейтинговых агентств, размещенные на их сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") на дату принятого решения о предоставлении получателю бюджетного кредита.
По результатам рассмотрения документов Финорган готовит заключение о финансовой устойчивости поручителя и его способности своевременно и в полном объеме исполнить обязательства получателя по возврату бюджетного кредита, о чем поручитель письменно уведомляется не позднее трех рабочих дней с даты подготовки заключения.
Приложение
к Порядку оценки надежности банковской гарантии,
поручительства, предоставляемых в обеспечение
исполнения обязательств юридического лица,
муниципального образования по возврату бюджетного
кредита, уплате процентных и иных платежей
Методика
оценки финансового состояния поручителя
1. Для оценки финансового состояния поручителя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
Расчет осуществляется на основе следующей исходной информации:
Форма N 1 (бухгалтерский баланс);
Форма N 2 (отчет о финансовых результатах).
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой ликвидности;
коэффициент текущей ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности К1 рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
ден.средства - денежные средства в кассе и на расчетном счете (строка N 1250 баланса);
кр.фин.вложения - сумма краткосрочных финансовых вложений поручителя (акций, векселей, облигаций, предоставленных займов и т.д.), сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода. К таковым относят те из них, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он больше 12 месяцев (строка N 1240 баланса);
тек.обязательства - краткосрочные финансовые обязательства поручителя со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка N 1500), доходов будущих периодов (строка N 1530) и оценочных обязательств (строка N 1540).
2.3. Коэффициент быстрой ликвидности К2 характеризует способность оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства. Показатель определяется по следующей формуле:
,
где:
деб.задолженность - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (строка N 1230 баланса);
кр.фин.вложения - сумма краткосрочных финансовых вложений поручителя (акций, векселей, облигаций, предоставленных займов и т.д.), сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода. К таковым относят те из них, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он больше 12 месяцев (строка N 1240 баланса);
ден.средства - денежные средства в кассе и на расчетном счете (строка N 1250 баланса);
тек.обязательства - краткосрочные финансовые обязательства поручителя со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка N 1500), доходов будущих периодов (строка N 1530) и оценочных обязательств (строка N 1540).
2.4. Коэффициент текущей ликвидности К3 вычисляется по следующей формуле:
,
где:
оборотные активы - оборотные активы (строка N 1200 баланса);
кр.обязательства - краткосрочные финансовые обязательства поручителя со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка N 1500) и доходов будущих периодов (строка N 1530).
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 определяется по следующей формуле:
,
где:
собственный капитал - собственный капитал и резервы (строка N 1300 баланса);
заемный капитал - финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки N 1500 и N 1400 баланса) без учета доходов будущих периодов (строка N 1530 баланса).
4. Показатель рентабельности
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливаются наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей приведены в таблице 1.
Таблица 1. Пороговые значения показателей и выбор категории в зависимости от фактических значений показателей
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
К1 |
более 0,2 |
0,1-0,2 |
менее 0,1 |
К2 |
более 0,8 |
0,5-0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
более 2,0 |
1,0-2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
|
|
|
предприятия торговли |
более 0,6 |
0,4-0,6 |
менее 0,4 |
предприятия других отраслей |
более 1,0 |
0,7- 1,0 |
менее 0,7 |
К5 |
более 0,15 |
0,0-0,15 |
менее 0,0 (нерентаб.) |
5.3. Значение сводной оценки (S) определяется по следующей формуле:
,
где:
Beci - вес показателя Ki в сводной оценке, i=1, 2, 3, 4 или 5.
Значения веса показателей представлены в таблице 2.
Категорияi - категория, к которой относится значение показателя Ki.
Категорияi=1, 2 или 3.
Таблица 2. Вес показателей, используемых при расчете сводной оценки
Показатель |
Вес показателя |
Коэффициент абсолютной ликвидности К1 |
0,11 |
Коэффициент быстрой ликвидности К2 |
0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности К3 |
0,42 |
Соотношение собственных и заемных средств К4 |
0,21 |
Коэффициент рентабельности К5 |
0,21 |
5.4. На основании значения сводной оценки финансовое состояние поручителя:
является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, но не превышает 2,4;
является неудовлетворительным, если значение сводной оценки превышает 2,4.
Величина чистых активов поручителя не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 5 декабря 2019 г. N 2667 "Об утверждении Порядка оценки надежности банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 9 декабря 2019 г.