Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и статьей 11 Закона Пермского края от 11.11.2013 N 250-ПК "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае" с целью информирования о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае (далее - Уполномоченный) в 2019 году, оценки условий осуществления предпринимательской деятельности в Пермском крае, формулирования предложений о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности.
1. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей
Институт государственной защиты прав предпринимателей осуществляет деятельность на территории Пермского края с 2013 года.
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21.02.2019 N 1148 на государственную должность Пермского края - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае назначен Анатолий Юрьевич Маховиков сроком на 5 лет.
Структура института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае | |||||
Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае | |||||
Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: ул. Советская, д. 64, г. Пермь | |||||
Эксперты, оказывающие юридическую помощь pro bono publico |
13 экспертов |
||||
Экспертный совет проведено 3 заседания |
23 эксперта |
|
Общественный совет проведено 4 заседания |
11 членов |
|
Общественные помощники |
|
||||
|
|
|
|
||
по отраслям |
13 экспертов |
|
в муниципальных образованиях |
42 эксперта |
2. Реализация полномочий уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае
Количество рассмотренных обращений субъектов предпринимательской деятельности |
1129 |
Число мероприятий (конференций, круглых столов, слушаний, семинаров и т.д.), организованных и проведенных непосредственно региональным уполномоченным по актуальным вопросам защиты бизнеса |
80 |
Количество направленных в региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления мотивированных предложений о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу) |
36 |
Количество образовательных мероприятий для предпринимателей/количество участников |
5994/55 |
Предложения о федеральных законодательных инициативах |
38 |
Участие в рассмотрении дел судами в качестве третьего лица/направление позиции для использования в судебной защите нарушенного права |
41/4 |
Участие в нормотворчестве (разработка законов) |
15 |
Количество проведенных мероприятий по досудебному урегулированию конфликта |
3 |
Количество проверок контрольно-надзорных органов, в которых принял участие Уполномоченный, сотрудники аппарата |
10 |
Количество подготовленных и направленных ходатайств о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности |
5 |
Выезды в территории края/количество участников |
1209/45 |
Количество заключений Уполномоченного на проекты НПА |
25 |
Динамика обращений к уполномоченному за 2016 - 2019 гг.
3. Инициативы уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае по совершенствованию нормативно-правового регулирования
38 |
Федеральный уровень - налоговое законодательство (9); - контрольно-надзорная деятельность (6); - уголовная ответственность (5); - социальное страхование (3); - развитие конкуренции (2); - размещение НТО (3); - оборот алкоголя (2); - лесопереработка; - пожарная безопасность; - госзакупки |
Направлено: Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей - 32, в Государственную Думу РФ - 4, в ОГВ РФ - 2 |
18 |
Региональный уровень: - об административных правонарушениях (3); - экология и природопользование; - поддержка инвестиций (2); - размещение НТО (2); - контрольно-надзорная деятельность; - регулирование пассажирских перевозок; - размещение спортивных объектов; - о границах объектов культурного наследия; - поддержка с/х производителей и МСП (2); - лесопереработка; - квотирование рабочих мест для инвалидов; - региональное налоговое законодательство... |
Предложения в: законы Пермского края - 7, постановления Правительства Пермского края - 8, приказы ИОГВ Пермского края - 3, в т.ч. в рамках ОРВ - 11 |
18 |
Муниципальный уровень: - размещение НТО (6); - отмена ЕНВД (6); - организация пассажирских перевозок (2); - выдача разрешений на строительство; - аренда муниципального имущества; - размещение спортивных объектов... |
Территории: Пермь Александровск Верещагино Карагай Краснокамск Кизел |
Инициативы уполномоченного
4. Взаимодействие с территориями выездные встречи с предпринимательским сообществом в муниципальных образованиях Пермского края, ед.
Количество субъектов предпринимательской деятельности, принявших участие во встречах в муниципальных образованиях Пермского края, чел.
5. Информационное обеспечение деятельности
Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае ombudsmanbiz59.ru.
Количество публикаций на сайте регионального уполномоченного за 2015 - 2019 гг., шт.
На сайте федерального Уполномоченного (ombudsmanbiz.ru) в разделе региональных новостей освещаются наиболее значимые события каждого субъекта Российской Федерации. Число пресс-релизов от аппарата прикамского бизнес-омбудсмена в 2019 году достигло 222, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 51% (в 2018 году - 147).
Количество публикаций на сайте Федерального уполномоченного за 2015 - 2019 гг., шт.
Количество публикаций на сайте Федерального бизнес-омбудсмена в 2019 году, шт.
Пермский край |
222 |
Забайкальский край |
136 |
Новосибирская область |
122 |
Москва |
122 |
Омская область |
121 |
По статистике размещения новостей на сайте федерального бизнес-омбудсмена за 2019 год Пермский край занял первое место в стране по количеству публикаций.
Рейтинг по количеству упоминаний в медиапространстве
Аппарат федерального Уполномоченного подвел итоги деятельности региональных уполномоченных в 2019 году в медиа-пространстве. По итогам федерального мониторинга СМИ был составлен рейтинг регионов по количеству упоминаний Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Пермский край в этом рейтинге занял 6 позицию в стране.
Социальные сети
В 2019 году у Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае появились официальные страницы в социальных сетях: Facebook, Instagram, ВКонтакте и Одноклассники.
Охват аудитории в соцсетях составляет 6695 человек.
Ссылки на аккаунты бизнес-омбудсмена в социальных сетях:
|
|
facebook.com/profile.php?ic=100035851725915 |
instagram.com/a_mahovikov/ |
|
|
https://vk.com/id541508472 |
https://ok.ru/profile/578690568172 |
6. Анализ обращении субъектов предпринимательской деятельности
За 2019 год в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае поступило 1136 обращений, в том числе 28 коллективных жалоб, которые подписали 648 субъектов предпринимательской деятельности. Всего в адрес Уполномоченного обратилось 1756 представителей бизнеса.
ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ |
КАТЕГОРИИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ |
|
|
По сравнению с 2018 годом число обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, выросло на 18% (в 2018 году - 960 обращений).
Динамика письменных жалоб за 2015 - 2019 гг., шт.
РЕЗУЛЬТАТ РАССМОТРЕНИЯ |
ПРАВО ВОССТАНОВЛЕНО |
|
|
Тематика жалоб
Органы власти и организации, на действия (бездействие) которых поступили жалобы
География жалоб
7. Основные проблемы ведения предпринимательской деятельности
7.1. Земельно-имущественные отношения
1 место по количеству жалоб - 86 или 18% жалоб.
Проблемы:
1. Установление обременительных условий в договорах аренды муниципального имущества.
2. Неисполнение условий договора купли-продажи в части исполнения обязанности по передаче муниципального объекта недвижимости в собственность предпринимателя.
3. Необоснованный отказ арендодателя (собственника федерального земельного участка) в согласовании передачи в залог права аренды.
4. Невнесение изменений в правила землепользования и застройки.
5. Административные барьеры при приобретении государственного, муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Принятые меры:
В ходе работы с обращениями: направлены письма главам муниципальных образований; проведены рабочие совещания с органами власти; направлены письма в органы прокуратуры; подготовлены правовые позиции.
Достигнутый результат:
1. Постановлением администрации г. Перми от 30.07.2019 N 429 "О внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города Перми" внесены изменения в форму договора аренды объектов муниципального недвижимого и движимого имущества, согласно которым обеспечительный арендный платеж установлен в размере месячной арендной платы (ранее обеспечительный платеж был равен плате за 3 месяца).
2. Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края:
- подготовлен проект приказа "Об утверждении формы договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Пермского края, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства";
- разработан проект закона Пермского края "Об установлении срока рассрочки оплаты (предельного срока до 10 лет) приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, находящегося в государственной собственности в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ".
Кадастровая оценка
Проблемы:
1. Завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости.
2. Необоснованное включение нежилых зданий (строений, сооружений) в Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Исключение объектов из Перечня в текущем периоде производится только на основании судебных решений.
Принятые меры:
1. Проведены консультации для субъектов предпринимательства о порядке обжалования результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости.
2. В рамках работы по обращениям предпринимателей направлены письма в адрес Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с просьбой провести мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения и вынести на рассмотрение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с определением и изменениями вида фактического использования зданий (строений, сооружений).
Достигнутый результат:
1. В ходе выездных мероприятий в муниципальных образованиях Пермского края рассмотрены вопросы проведения государственного кадастрового учета недвижимых объектов, в том числе кадастровой оценки объектов капитального строительства и земельных участков, исправления технических и кадастровых ошибок в сведениях единого государственного реестра прав на объекты недвижимости.
2. Представитель Уполномоченного включен в состав комиссии по рассмотрению споров об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости, созданной при Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
Результаты рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости Комиссией при Минимуществе Пермского края |
Результаты рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости Комиссией при Росреестре |
| |
Кадастровая стоимость снижена на 463,6 млн. руб. |
Кадастровая стоимость снижена на 1412,5 млн. руб. |
|
|
По результатам рассмотрения заявлений о снижении кадастровой стоимости в судебном порядке в 100% случаев требования истцов удовлетворены. |
Размещение нестационарных торговых объектов
Проблема.
Административные барьеры при размещении НТО:
- отсутствие нормативно закрепленного права СПД инициировать включение мест в схемы НТО;
- недостаточное количество мест размещение в схемах НТО;
- проблемы подключения НТО к сетям.
Принятые меры.
Создана рабочая группа по вопросам размещения НТО при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае, в состав которой вошли представители Правительства Пермского края, Законодательного Собрания Пермского края, Пермской городской Думы, администрации г. Перми, общественных бизнес-объединений.
Проведено 22 заседания.
Достигнутый результат:
1. Определен порядок подачи заявления предпринимателем о включении места в Схему размещения НТО г. Перми (в нормативных актах такой порядок отсутствует).
2. Внесены изменения в форму договора на размещение НТО, утвержденную Постановлением администрации г. Перми от 16.07.2018 N 475 "О заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта", предусматривающие возможность внесения платы за размещение НТО в течение года с даты заключения договора (ранее было единовременно не позднее 30 дней с даты заключения договора).
3. Увеличен с двух до трех месяцев срок, в течение которого предприниматель, выигравший торги, обязан разместить НТО.
4. Уменьшен размер штрафных санкций с 50% до 25% за нарушение владельцем НТО отдельных условий договора.
5. Создана согласительная комиссия по вопросам включения мест в Схему размещения НТО и внесения в нее изменений.
6. Разработана форма дополнительного соглашения к договору на размещение НТО, позволяющая не демонтировать объект после окончания срока действия договора до проведения конкурсных процедур.
7. Принято решение о выплате субсидии субъектам предпринимательства на возмещение части затрат на изготовление и установку НТО нового образца с 2020 года.
8. Снижен размер штрафов в законопроекте "О внесении изменений в Закон Пермского края "Об административных правонарушениях".
7.2. Обращение с твердыми коммунальными отходами
2 место по количеству жалоб - 85 или 17% жалоб.
Проблема.
Обращение с ТКО: массовое направление требований о заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с угрозой привлечения к административной ответственности, неудовлетворительная работа регионального оператора в части несвоевременной обработки заявок на заключение договоров, неисполнение региональным оператором обязанности по своевременному вывозу ТКО, необоснованные нормативы накопления ТКО, которые оспорены в судебном порядке.
Принятые меры:
1. Организовано взаимодействие с региональным оператором ГУП "Теплоэнерго", проведены круглые столы, семинары, индивидуальные консультации.
2. Уполномоченный вошел в состав межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при прокуратуре Пермского края.
Достигнутый результат:
1. 12.09.2019 Уполномоченным был организован семинар "О налогообложении малого и среднего предпринимательства. О взаимодействии предпринимателей с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)". В семинаре приняли участие более 500 человек.
2. 19.09.2019 Законодательным Собранием Пермского края в первом чтении принят Закон Пермского края "Об особенностях оплаты коммунальных услуг отдельными категориями потребителей". В документе указано на необходимость правового регулирования по устранению двойных платежей за услугу по обращению с ТКО для индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций, которые используют свое жилье для предпринимательской и некоммерческой деятельности. Во втором чтении законопроект планируется рассмотреть в марте 2020 года.
По информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, в 2019 году региональным оператором ГУП "Теплоэнерго" заключено 9800 договоров на оказание услуги по обращению с ТКО с субъектами предпринимательской деятельности.
7.3. Контрольно-надзорная деятельность
3 место по количеству жалоб - 74 или 15% жалоб.
Жалобы на проверки
Проблема:
55 место в Индексе административного давления на бизнес - 2019.
Принятые меры:
1. Под председательством Уполномоченного проводятся заседания рабочей группы по КНД.
2. Проведены совещания о результатах Пермского края в "Индексе административного давления на бизнес".
Достигнутый результат:
1. В рамках заседания рабочей группы по КНД рассмотрены показатели Целевой модели "Организация контрольно-надзорной деятельности". В настоящее время мероприятия целевой модели выполнены на 98%.
2. В 2019 году проведено 3 совещания о результатах Пермского края в "Индексе административного давления на бизнес". Результаты работы по сокращению административного давления на бизнес были представлены 06.11.2019 на Совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Пермского края. Так, за 2019 год, по сравнению с 2018 годом, контрольно-надзорные органы, показатели деятельности которых вошли в расчет Индекса, на 28,5% увеличили количество предупреждений, на 10,4% снизили общую сумму наложенных штрафов. Вместе с тем, на 10,9% увеличилось общее количество проверок. Работа по улучшению показателей Пермского края в Индексе административного давления на бизнес продолжится.
7.4. Индекс административного давления на бизнес - 2019
В расчете показателей Индекса за 2018 - 2019 гг. отражены итоги деятельности 6 контрольно-надзорных органов: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор, МЧС, Ростехнадзор, ИГЖН.
Административные расследования
Количество проверок
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ |
ШТРАФЫ |
СУММА ШТРАФОВ, ТЫС. РУБ. |
|
|
|
|
|
|
Показатели индекса
+6,1 (Р1) Доля предупреждений от числа наказаний (репрессивность КНД) |
-0,9 (Р2) Доля хозяйствующих субъектов, подвергнутых проверкам (эффективность внедрения Р-О подхода) |
-13,4% (Р3) Количество административных расследований |
-10,4% (Р5) Административный налог руб. (фискальная ориентированность КНД) |
-10,3% (Р4) Средний штраф на 1 субъекта, руб. |
7.5. Отмена ЕНВД
Проблема.
Отмена ЕНВД с 01.01.2020 - 81 письменное и устное обращение.
Принятые меры:
1. Внесены изменения в региональное налоговое законодательство.
2. Направлено 15 предложений о совершенствовании федерального налогового законодательства Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и депутатам Государственной Думы РФ.
3. Организовано взаимодействие предпринимателей с органами власти, налоговыми органами, проведены встречи с предпринимателями, круглые столы, семинары, индивидуальные консультации. Всего более 100 мероприятий.
Достигнутый результат:
1. По инициативе Уполномоченного для более комфортного перехода бизнеса на другие налоговые режимы региональные власти провели работу над корректировкой действующих размеров налоговых ставок и условий применения специальных налоговых режимов 24.10.2019 Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края в сфере налогообложения", которым внесены изменения в региональное налоговое законодательство в части применения патентной и упрощенной системы налогообложения.
2. Правительство края окажет поддержку муниципалитетам, которые приняли решение об отмене ЕНВД с 2020 года - краевой бюджет предусматривает компенсацию выпадающих доходов муниципалитетов на период 2020 - 2021 годов в двойном размере от годового объема фактических поступлений.
3. Уполномоченным и участниками круглого стола 03.07.2019 было рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов направить часть полученных межбюджетных трансфертов в форме дотации на стимулирование муниципальных районов (городских округов) на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, зарегистрированного на территории муниципального образования. Предложение поддержал губернатор Пермского края.
4. Совместно с Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края и администрацией г. Перми организованы налоговые консультации и семинары по вопросам перехода с ЕНВД на другой налоговый режим. В г. Перми консультации проводятся в еженедельном формате в Общественных центрах г. Перми, в территориях Пермского края.
5. По итогам 2019 года 25 тысяч налогоплательщиков перешли на иные системы налогообложения, это около 93% от числа всех предпринимателей, применявших ЕНВД.
7.6. Нелегальная предпринимательская деятельность
Проблема:
Нелегальная предпринимательская деятельность.
Принятые меры:
1. С 2008 года осуществляет деятельность Межведомственная комиссия по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины на территории Пермского края.
2. В 2018 году создана Межведомственная рабочая группа по выявлению и предотвращению незаконного оборота древесины и пиломатериалов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, на территории Пермского края.
3. Начала работу Межведомственная комиссия по координации пресечения деятельности нелегальных перевозчиков и багажа автомобильным транспортом на территории Пермского края с участием Уполномоченного.
4. Создана Межведомственная комиссия по противодействию нелегальной предпринимательской деятельности на территории Пермского края с участием Уполномоченного (проведено 2 заседания, принят план работы на 2020 год).
Достигнутый результат:
1. Масштабную работу по пресечению незаконных заготовок и оборота древесины проводят краевая Межведомственная комиссия при Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и 42 муниципальных комиссии. Организованы мероприятия "Лесовоз", "Лесной дозор", "Новогодняя ель", в рамках которых проводятся проверки, рейды, патрулирование, профилактические мероприятия.
В 2019 году выявлено 27 незаконных рубок, задержано 1110 транспортных средств, прекращена деятельность 11 незаконных малых лесопильных комплексов.
2. С 2019 года результативно работает Межведомственная комиссия по координации пресечения деятельности нелегальных перевозчиков и багажа автомобильным транспортом на территории Пермского края. Заседания комиссии проходят 1 раз в месяц, регулярно сотрудники Министерства транспорта Пермского края и УГАДН по Пермскому краю проводят рейды по выявлению нелегалов в сфере пассажирских перевозок и такси. Оценочный объем доли нелегальных перевозок от 30% до 50%. В течение 2019 года проведено 53 рейдовых мероприятия (г. Пермь, г. Лысьва, г. Чусовой, г. Губаха, г. Кунгур, г. Соликамск, г. Очер, г. Добрянка, г. Краснокамск, г. Нытва, Пермский район, с. Барда, ЗАТО Звездный). Всего зафиксировано более 100 фактов осуществления незаконной деятельности.
Министерство транспорта Пермского края заключает соглашения с операторами такси о ведении законной деятельности.
3. В план работы Межведомственной комиссии по противодействию нелегальной предпринимательской деятельности на территории Пермского края на 2020 год включены следующие сферы:
- туристическая деятельность;
- доставка продукции общественного питания;
- оказание услуг в банях и саунах, банных комплексах, в т.ч. туристические базы (аренда домов, бань, беседок);
- уличная торговля в несанкционированных местах (быстро демонтируемые палатки, лотки, на автомобилях);
- индустрия красоты (услуги салонов красоты на дому - парикмахерские, косметологические);
- стоматологические услуги.
7.7. Участие в закупках
Совокупный годовой объем закупок, млн. руб.
Доля неоплаченных обязательств по контрактам, млн. руб.
Проблема:
Неоплата или несвоевременная оплата государственными и муниципальными заказчиками выполненных работ.
Принятые меры:
1. Проводится работа по оказанию содействия предпринимателям в части получения ими денежных средств за исполненные обязательства по контрактам.
2. Уполномоченный в течение 2019 года принимал участие в заседаниях межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей при прокуратуре Пермского края, в рабочих совещаниях при органах прокуратуры по рассмотрению вопросов погашения задолженности государственных и муниципальных заказчиков перед исполнителями.
Достигнутый результат:
1. При непосредственном участии Уполномоченного, в рамках рассмотрения обращений, субъекты малого бизнеса получили от государственных и муниципальных заказчиков денежные средства за исполненные обязательства по контрактам в сумме 12211378 рублей.
2. С участием Уполномоченного на заседаниях рабочих групп при органах прокуратуры были рассмотрены основные должники из числа государственных и муниципальных заказчиков, а именно, бюджетные организации здравоохранения, муниципальные учреждения, а также учреждения ФСИН.
Должникам поручено провести анализ причин возникновения задолженности, а также разработать механизм ее погашения, установить сроки погашения задолженности.
7.8. Привлечение к уголовной ответственности
Динамика жалоб по уголовно-правовой тематике за 2015 - 2019 гг.
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации (УПК РФ) содержит в себе дополнительные гарантии, направленные на защиту бизнеса от необоснованного уголовного преследования:
- запрет на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1.1 ст. 108);
- прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба (ст. 28.1);
- порядок признания предметов вещественными доказательствами (ст. 81.1);
- недопущение необоснованного применения мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ч. 4.1 ст. 164).
Однако практика показывает, что предусмотренные гарантии не всегда применяются должным образом. Прежде всего потому, что правоохранительные органы не признают преступления не признают преступления "совершенными в сфере предпринимательской деятельности". Отчасти потому, что сама формулировка понятия "преступление, совершенное в сфере предпринимательской деятельности" (п. 7 Постановления Пленума ВС от 15.11.2016 N 48) не отвечает принципу определенности и позволяет трактовать его двояко.
По данным ГУ МВД России по Пермскому краю
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА |
ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕ ПРИЗНАНЫ СОВЕРШЕННЫМИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ |
|
|
Основные проблемы
1. |
Перевод гражданско-правовых отношений в уголовно-правовые |
Содержание |
Самый распространенный состав преступления, граничащий с гражданскими правоотношениями, - мошенничество (ст. 159 УК РФ) |
Принятые меры |
Принято обращений - 7 |
Решение проблемы |
Направлено в прокуратуру для проверки законности ВУД - 6. Правовые позиции в суд - 2. Прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям - 1 |
2. |
Нарушение прав подозреваемого/обвиняемого при назначении и производстве 9 судебной экспертизы (далее - СЭ) |
Содержание |
- отказы в назначении СЭ (в том числе повторной или дополнительной); - с постановлением о назначении СЭ подозреваемый/обвиняемый знакомится после того, как материалы направлены в экспертное учреждение (нарушение ст. 198 УПК РФ); - заключение специалиста, составленное по инициативе стороны защиты, приобщается к материалам уголовного дела, однако не получает должной оценки |
Принятые меры |
Принято обращений - 6 |
Решение проблемы |
Направлено в прокуратуру для проверки законности принятого должностным лицом решения - 5. Правовые позиции в суд - 1. Указанные нарушения редко признаются судами существенными |
3. |
Дополнительная квалификация действий СПД по ст. 210 УК РФ "Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)" |
Содержание |
Федеральным законом N 245-ФЗ от 03.11.2009 изменено понятие "преступного сообщества". "Структурированной" можно признать любую коммерческую организацию. Предъявление дополнительного обвинения по ст. 210 УК РФ позволяет преодолеть запрет на заключение под стражу (ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ) или привлекать к уголовной ответственности бенефициарных владельцев юридических лиц |
Принятые меры |
Принято обращений - 2 |
Решение проблемы |
Правовые позиции в суд - 1. Прекращение уголовного преследования без права на реабилитацию - 1. В 2019 году ГД РФ внесен законопроект, ограничивающий сферу применения ст. 210 УК РФ. Предлагается установить запрет квалификации по ст. 210 УК РФ действий лиц, подозреваемых или обвиняемых в отдельных преступлениях, совершенных в сфере предпринимательства |
4. |
Проблемы применения ст. 260 УК РФ "Незаконная рубка лесных насаждений" |
Содержание |
Отсутствие единого подхода к определению объема срубленной древесины и, как следствие, неправильный расчет размера ущерба. Действующее нормативно-правовое регулирование не учитывает особенности высоты пня на пасеке, на волоке, на погрузочных площадках. Погрешность в определении диаметров пней может привести к необоснованному завышению объема срубленной древесины |
Принятые меры |
Принято обращений - 4 |
Решение проблемы |
Направлено в прокуратуру для проверки законности ВУД - 1. Правовые позиции в суд - 2. 04.09.2019 - заседание Экспертного Совета при Уполномоченном. Направлены предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Министру природных ресурсов и экологии РФ |
5. |
Проблемы применения ст. 187 УК РФ "Неправомерный оборот средств платежей" |
Содержание |
Федеральным законом от 08.06.2015 N 153-ФЗ в ст. 187 УК РФ внесены изменения - предусмотрена ответственность за расширенный спектр незаконных действий, новая терминология. Несмотря на цель введения нормы - борьба с хищением денежных средств, на практике статья применяется в целях борьбы с обналичиванием денежных средств. Диспозиция ст. 187 УК РФ не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности |
Принятые меры |
Принято обращений - 3 |
Решение проблемы |
Направлено в прокуратуру для проверки законности ВУД - 3. Правовые позиции в суд - 2. 20.09.2019 - заседание Экспертного Совета при Уполномоченном. Направлены предложения о законодательной инициативе Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (согласно ответу, предложения будут учтены), председателю Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству |
8. Условия ведения предпринимательской деятельности
8.1. Численность субъектов предпринимательской деятельности
Динамика численности СПД в Пермском крае за 2015 - 2019 гг.
Юридические лица 2015 - 2019 гг.
Индивидуальные предприниматели 2015 - 2019 гг.
Крестьянские (фермерские) хозяйства 2015 - 2019 гг.
8.2. Поступления в консолидированный бюджет Пермского края по налогоплательщикам - субъектам предпринимательской деятельности, применяющих специальные налоговые режимы, за 2015 - 2019 гг.
По видам специальных налоговых режимов, млн. руб.
Всего поступлений по специальным налоговым режимам, млн. руб.
8.3. Введение новых региональных налоговых льгот
Налог на имущество организаций
Сохранена на 2020 год налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, на уровне 2019 года - 1,6%.
(в ранее действовавшей редакции ставка на 2020 год предусматривалась в размере 1,8%).
Расширен перечень льгот по налогу на имущество организаций.
Категория |
Содержание льготы |
Собственники объектов культурного наследия |
Освобождение от уплаты налога в течение 10 лет при условии инвестирования в реставрацию, реконструкцию или строительство объектов |
Собственники гостиниц |
Освобождение от уплаты налога в течение 10 лет при условии инвестирования в реставрацию, реконструкцию или строительство объектов |
Собственники объектов недвижимости, включенных в Перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости |
Льгота в виде уплаты 25% от исчисленной суммы налога, в случае, если площадь объекта менее чем на 20% используется для размещения офисов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания |
Собственники объектов недвижимости, включенных в Перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости |
Льгота в виде уплаты 25% от исчисленной суммы налога, в случае, если не менее 50% общей площади объектов недвижимости используется для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность предприятия |
Субъекты малого и среднего предпринимательства (на учете - 3 года, численность работников - 5 чел., выручка - не менее 3 млн. руб.) |
Увеличена до 100 кв. м площадь объекта недвижимого имущества, на которую уменьшается налоговая база и предоставляется налоговый вычет (в ранее действовавшей редакции - 50 кв. м) |
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Введены новые пониженные ставки.
Категория |
"Доходы" |
"Доходы минус расходы" |
||
Базовая ставка |
Льготная ставка |
Базовая ставка |
Льготная ставка |
|
Резиденты технопарков и индустриальных парков |
6% |
2% |
15% |
7% |
Общественное питание (без ограничения численности) |
6% |
4% |
15% |
7% на 2020 - 2021 гг. 10% на 2022 - 2024 гг. |
Введены "налоговые каникулы" для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере IT-технологий ("налоговые каникулы" действуют до 2021 года).
Патентная система налогообложения (ПСН)
Актуализирована дифференциация стоимости патента, установлено 6 групп территорий (было 4).
Группа |
Территории |
Коэффициент |
I |
г. Пермь |
1,0 |
II |
г. Березники, г. Добрянка, г. Кунгур, Пермский район, г. Соликамск, г. Чайковский |
0,55 |
III |
г. Горнозаводск, г. Губаха, г. Краснокамск, г. Лысьва, г. Оса, г. Чернушка |
0,4 |
IV |
г. Верещагино, г. Гремячинск, г. Кизел, г. Нытва, г. Очер, г. Чусовой |
0,35 |
V |
Александровский, Березовский, Гайнский, Карагайский, Кишертский, Косинский, Красновишерский, Куединский, Октябрьский, Ординский, Оханский, Сивинский, Суксунский районы, г. Кудымкар |
0,3 |
VI |
Бардымский, Большесосновский, Еловский, Ильинский, Кочевский, Кудымкарский, Кунгурский, Уинский, Частинский, Юрлинский, Юсьвинский районы, г. Чердынь, ЗАТО Звездный |
0,25 |
Расширен перечень видов деятельности для использования Патентной системы налогообложения, в настоящее время ПСН доступна для более 70 видов деятельности.
Новые виды деятельности:
- мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг;
- работы по возведению жилых зданий, хозяйственных построек;
- деятельность бань, душевых, саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения;
- заточка пил, чертежных и других инструментов, ножей, ножниц, бритв, коньков;
- производство деревянной тары;
- деятельность по фотокопированию и подготовке документов.
9. Выводы и рекомендации
Оценивая условия осуществления предпринимательской деятельности, Уполномоченный обращает особое внимание на проблемы предпринимателей, изложенные в настоящем докладе, характеризует предпринимательский климат региона как удовлетворительный и рекомендует Правительству Пермского края и муниципальным образованиям Пермского края принять следующие меры по решению проблемных вопросов ведения предпринимательской деятельности и совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности:
Министерству промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края:
1. Внести изменения в Постановление Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов", предусматривающие право субъектов предпринимательской деятельности инициировать внесение изменений и (или) дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
2. Определить меры, направленные на развитие сети нестационарных торговых объектов по продаже периодической печати.
3. Подготовить изменения в Закон Пермского края от 01.04.2015 N 465-ПК "О патентной системе налогообложения в Пермском крае, установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельной категории налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", предусматривающие дифференциацию размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по группам муниципальных образований в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети, а также деятельности по осуществлению торговли через автоматы (за исключением развозной и разносной розничной торговли), в целях приведения в соответствие с п. 11 ч. 8 ст. 346.43 НК РФ.
4. Оказать содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края по разработке муниципальных программ поддержки МСП.
5. Проводить заседания Межведомственной комиссии по противодействию нелегальной предпринимательской деятельности на территории Пермского края на регулярной основе не реже 1 раза в квартал с рассмотрением конкретных кейсов по сферам предпринимательской деятельности.
Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края:
1. Провести мониторинг объектов недвижимости, включенных в Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствие критериям, установленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Разработать региональный нормативный правовой акт о порядке исключения объекта недвижимости из Перечня объектов недвижимого имущества налоговая база в отношении которых исчисляется от их кадастровой стоимости в текущем периоде, когда было принято решение о несоответствии объекта критериям коммерческой недвижимости.
3. Разработать и направить в Законодательное Собрание Пермского края проект закона Пермского края "Об установлении срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Пермского края, при реализации преимущественного права на его приобретение".
4. Разработать региональный нормативный правовой акт об установлении порядка зачета затрат арендатора государственного имущества на ремонт арендуемого помещения в счет арендных платежей.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края:
1. Осуществлять контроль за деятельностью регионального оператора ГУП "Теплоэнерго" по предоставлению льгот индивидуальным предпринимателям по оплате услуги по обращению с ТКО (в случае принятия закона Пермского края).
2. На постоянной основе проводить информирование субъектов предпринимательской деятельности о порядке заключения договоров и деятельности ГУП "Теплоэнерго".
Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края:
1. Продолжить работу, направленную на достижение показателей Целевой модели "Организация контрольно-надзорной деятельности".
2. Активизировать работу по направлению "регуляторная гильотина": разработать план по рассмотрению и анализу требований, содержащихся в НПА регионального уровня, по сферам деятельности; организовать мероприятия по обсуждению требований с участием экспертного и предпринимательского сообщества.
Министерству транспорта Пермского края:
1. Продолжить работу по противодействию деятельности нелегальных перевозчиков на территории Пермского края.
Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края:
1. Провести работу по увеличению доли участия в государственных и муниципальных закупках субъектов малого предпринимательства.
2. Подключить всех муниципальных заказчиков к работе в Региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края (РИС ЗАКУПКИ ПК).
3. Продолжить ведение мониторинга закупок на региональном и муниципальном уровнях, в том числе в части оплаты исполненных контрактов.
Региональным контрольно-надзорным органам:
1. Ввести практику обязательного применения в качестве административного наказания предупреждение к предпринимателям и должностным лицам, совершившим административное правонарушение впервые и относящихся к субъектам малого бизнеса (в соответствии с КоАП РФ).
2. Сократить количество административных расследований, путем проведения в необходимых случаях внеплановых проверок, согласованных с органами прокуратуры.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края:
1. В целях исполнения положений Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов" включить в схемы размещения нестационарных торговых объектов дополнительные альтернативные места, увеличить количество мест в схемах с учетом необходимости превышения нормативов минимальной обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами, включать в схему места с возможностью подключения к сетям.
2. Руководствоваться рекомендациями рабочей группы по вопросам размещения НТО при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае и учесть их на муниципальном уровне.
3. Направить часть средств из краевого бюджета, предусматривающих компенсацию выпадающих доходов муниципалитетов в связи с отменой ЕНВД, на поддержку МСП.
4. Предусмотреть в муниципальных программах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства субсидирование выездной торговли в отдаленные и труднодоступные населенные пункты муниципального образования (при наличии), а также, при необходимости, субсидии на возмещение затрат (части затрат) на покупку субъектами предпринимательской деятельности мобильных торговых объектов (автолавок, автомагазинов).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае |
А.Ю. Маховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае "Ежегодный доклад за 2019 год"
Текст доклада опубликован не был