Решение Самарского областного суда от 16 декабря 2019 г. N 3а-2078/2019
Самарский областной суд, представителя административного истца - К.А.В., М.В.А., представителя административного ответчика М.Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2078/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д." к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора Г.Е.С., установил:
общество с ограниченной ответственностью "Д." (далее также ООО "Д.", общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня его принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предназначено под офис, торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания и в спорный налоговый период не использовалось. Полагает, что включение нежилого помещения в Перечень нарушает права и законные интересы общества, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество за налоговый период 2018 года в завышенном размере.
В судебном заседании представители административного истца К.А.В., М.В.А., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Пояснили также, что в акте осмотра нежилого помещения от 22.05.2019 г. уполномоченной организацией приведены недостоверные сведения о его использовании, так как помимо принадлежащего обществу помещения, площадью 565, 1 кв. м, были осмотрены и иные помещения, общая площадь которых составила более 900 кв. м.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р., действующий на основании доверенности, пояснил, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечень на 2018 г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как объект предполагающий использование под офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания или общественного питания.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Г.Е.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 г.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа министерства имущественных отношений Самарской области, подписан уполномоченным лицом, опубликован до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре его принятия.
В оспариваемый Перечень под пунктом N N включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 565, 1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником указанного нежилого помещения является ООО "Д.", что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 09.01.2013 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 28.11.2019 г.
Согласно позиции административного ответчика, нежилое помещение включено в Перечень объектов на 2018 год на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
Установлено, что по сведениям ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 565, 1 кв. м, имеет назначение и наименование "нежилое помещение".
Данные о виде разрешенного использования помещения отсутствуют.
Названный объект недвижимости расположен на этаже N 1 и подземном этаже N 1 здания с кадастровым номером N назначением и наименованием "многоквартирный жилой дом", что подтверждено кадастровым паспортом помещения от 21.11.2012 г., выпиской из ЕГРН от 05.12.2019 г.
Сведения о земельном участке по адресу: г. Тольятти, ул. Горького, д. 66 и виде его разрешенного использования в ЕГРН отсутствуют, о чем представлена выписка от 05.12.2019 г.
Согласно технической документации - экспликации к техническому паспорту от 14.11.2012 г. нежилое помещение включает части назначением:
- (- 1 этаж) поз. N 1-4, 10, 13-45 - "склады тары, склады, калориферная, коридоры, бытовка, морозильные камеры, эл.щитовая, лестничные клетки", итого 536, 0 кв. м;
- (1 этаж) поз. N 16-23 - "коридоры, туалет, тамбур, умывальник, кабинет, кладовые", итого 29, 1 кв. м.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными. Наличие одних только сведений о назначении частей спорного нежилого помещения "кабинеты", "морозильные камеры" явно недостаточно для включения такого объекта в Перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из его кадастровой стоимости, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", а назначение частей помещения "морозильные камеры" в отсутствие совокупности иных условий, само по себе, не означает размещение исключительно торговых объектов, объектов общественного питания.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения спорного нежилого помещения в Перечень объектов на 2018 год требовалось установление его фактического использования.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 год административным ответчиком не проводилось.
В материалы дела представлен акт осмотра нежилого помещения от 31.10.2017 г., подготовленный по заданию министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченной организацией Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости".
Согласно акту, предметом проверки фактического использования являлось нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 565, 1 кв. м. Фактическое использование определено следующим образом: 147, 6 кв. м - коридоры, лестницы; 171 кв. м - склады; 2,8 кв. м - санузлы, 239, 1 кв. м - пустые помещения, 14, 4 кв. м - вент.камера, эл.щитовая. Сведения о наличии помещений, отвечающих критериям п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в акте отсутствуют.
Представленный административным ответчиком в материалы дела акт осмотра объекта недвижимого имущества, подготовленный ГБУ СО "Центр размещения рекламы" от 22.05.2019 года, составлен на очередной налоговый период, и, соответственно, не может подтверждать обоснованность включения помещения в Перечень на 2018 год.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год и полагает, что нормативный правовой акт - приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечня на 2018 год, оспариваемый нормативный правовой акт продолжает затрагивать права и законные интересы административного истца, поскольку обязанность по уплате налога на имущество в полной мере не выполнена и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормативного правового акта недействующими в части со дня его принятия.
На основании изложенного, заявленные ООО "Д." требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "Д."удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.12.2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 декабря 2019 г. N 3а-2078/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании