Решение Самарского областного суда от 12 декабря 2019 г. N 3а-2092/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2092/2019 по административному исковому заявлению Инновационного фонда Самарской области к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора К.А.И., представителя административного истца - Б.А.В., установил:
Инновационный фонд Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907;
- пункты N N , N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включены принадлежащие фонду на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами N - контора, N - СТО, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не являются административно-деловыми либо торговыми центрами, не предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и в спорные налоговые периоды не использовались. Полагает, что включение нежилого помещения в Перечни нарушает права и законные интересы фонда, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество за налоговые периоды 2017-2019 г.г. в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Б.А.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель министерства М.Ф.Р., действующий на основании доверенности, пояснил, что принадлежащие административному истцу нежилые здания включены в Перечни на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ: здание конторы - как административное здание, здание СТО - как объект бытового обслуживания.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора К.А.И., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, от 18 октября 2017 года N 1647, от 29 октября 2018 года N 1608 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017, 2018 и 2019 г.г., соответственно.
Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2017 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016, N 318 (29864) 30.11.2016; Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 г.; Перечень на 2019 год - в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа министерства имущественных отношений Самарской области, подписан уполномоченным лицом, опубликован до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре его принятия.
В оспариваемые Перечни на 2017, 2018 и 2019 г.г. включено нежилое здание с кадастровым номером N , площадью 503, 1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; в Перечень на 2018 год, кроме того, включено нежилое здание с кадастровым номером N , площадью 1172, 2 кв. м, расположенное по тому же адресу.
Из материалов дела следует, что собственником указанных нежилых зданий с 17.02.2015 г. на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2014 г. является Инновационный фонд Самарской области, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 04.09.2019 г.
Согласно позиции административного ответчика, нежилые здания включены в Перечни объектов на 2017, 2018, 2019 г.г. на основании п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Установлено, что по сведениям ЕГРН:
- объект капитального строительства с кадастровым номером N , площадью 503, 1 кв. м, имеет назначение "нежилое здание", наименование "контора новая";
- объект капитального строительства с кадастровым номером N , площадью 1172, 2 кв. м, имеет назначение "нежилое здание" и наименование "станция технического обслуживания".
Данные о виде разрешенного использования зданий отсутствуют.
Согласно технической документации - экспликациям к техническим паспортам от 24.04.2008 г. на нежилые здания:
- "контора новая" с кадастровым номером N включает помещения наименованием кабинеты, коридоры, касса, тамбуры, архив, котельная, подсобные;
- "станция технического обслуживания" с кадастровым номером N включает помещения наименованием цех агрегатный, цех, аккумуляторная, электроцех, аппаратный цех, склады, токарный цех, моечная, котельная.
Нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N , имеющем вид разрешенного использования "под производственную территорию", о чем представлены выписки из ЕГРН от 04.09.2019 г., 19.11.2019 г.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение нежилого здания "контора новая" с кадастровым номером N не предусматривает размещение в здании административно-делового центра, как и вид разрешенного использования земельного участка под зданием "под производственную территорию" не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, наименование и назначение нежилого здания КН N и вид разрешенного использования земельного участка не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого здания "контора новая" на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось.
Заявления Инновационного фонда Самарской области от 06.10.2017 г., 27.06.2019 г. об исключении из Перечней на 2017-2019 г.г. нежилого здания "контора новая" уведомлением министерства имущественных отношений Самарской области от 13.10.2017 г. оставлены без удовлетворения, ввиду отнесения к объектам административного назначения.
Вместе с тем, по смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по данным ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными. Наличие одних только сведений о наименовании здания "контора новая" явно недостаточно для включения такого объекта в Перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из его кадастровой стоимости, поскольку не всякое здание конторы является офисным.
Доводы административного истца о том, что в спорные налоговые периоды здание конторы не использовалось, административным ответчиком не опровергнуты. В нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади здания в налоговые периоды 2017-2019 г.г. были предназначены либо использовались в качестве административных, офисных, суду не представлено. Ходатайств о проведении осмотра здания не заявлено.
Из материалов дела также следует, что на основании заявления Инновационного фонда Самарской области от 06.10.2017 г. по поручению министерства имущественных отношений уполномоченной организацией ГКУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" 21.10.2017 г. был проведен осмотр нежилого здания с кадастровым номером N - "станция технического обслуживания" на предмет его фактического использования. Из уведомления от 08.11.2017 г. следует, что министерством принято решение об определении вида фактического использования вышеуказанного объекта как объекта складского назначения.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 15.01.2018 г. N 20 нежилое здание СТО исключено из Перечня объектов на 2017 год. В Перечень объектов на 2019 год здание не включено.
По результатам проверки фактического использования здания СТО, 29.07.2019 г. Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы" составлен акт, согласно которому доступ в здание не предоставлен; на прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует.
В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 10.05.2016 г. N 1471 "Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) и собирательной классификационной группировки продукции (товаров и услуг) "Бытовые услуги" к общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (45.20) отнесено к бытовым услугам.
При этом, по смыслу законодательства, работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств являются бытовыми только тогда, когда оказываются в целях удовлетворения бытовых или иных личных нужд граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Таким образом, само по себе наименование нежилого здания "станция технического обслуживания" об оказании в здании бытовых услуг не свидетельствует. К тому же здание СТО расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "под производственную территорию", что не предполагает размещение объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, право собственности Инновационного фонда на здание СТО возникло на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2014 г., которым было утверждено мировое соглашение между Фондом и ОАО "О.", ранее использовавшим здание в составе имущественного комплекса для удовлетворения собственных нужд по обслуживанию автопарка предприятия, основным видом деятельности которого является деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.11.2019 г.
В соответствии с Уставом Фонда, Фонд имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых он создан и соответствующую этим целям (п. 7.1). Однако, оказание бытовых услуг населению не соответствует Уставным целям Фонда. Доказательства передачи здания СТО в аренду третьим лицам отсутствуют.
Согласно представленным административным истцом актам комиссионного осмотра нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N от 25.09.2019 г., здания находятся в неудовлетворительном состоянии, поставка коммунальных ресурсов приостановлена, объекты не пригодны к эксплуатации.
Как видно из акта осмотра земельного участка с кадастровым номером N от 29.11.2019 г., спорные здания расположены на огороженной и охраняемой территории.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилых зданий в Перечни объектов недвижимого имущества и полагает, что нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечней на 2017 и 2018 г., оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку обязанность по уплате налога на имущество в полной мере не выполнена и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного, заявленные Инновационным фондом Самарской области требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Инновационного фонда Самарской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N , под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.12.2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 12 декабря 2019 г. N 3а-2092/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании