Решение Самарского областного суда от 28 ноября 2019 г. N 3а-1987/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1987/2019 по административному исковому заявлению К.А.В. о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора А.О.А., представителя административного истца А.В.И., представителя административного ответчика министерства имущественных отношения Самарской области М.Ф.Р., установил:
К.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является офисным помещением, в нем отсутствуют объекты торговли, бытового обслуживания или общественного питания. По данным технической документации объект расположен на 1 и 2 этажах жилого дома и сдается в аренду организациям, занимающейся медицинской деятельностью.
В судебном заседании представитель административного истца А.В.И., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р. возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил, что нежилое помещение включено в Перечень объектов на 2018 г. на основании п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости. Осмотр объекта подтвердил, что более 20% площади помещения используется под офисы и объект бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора А.О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2018 год под пунктом N включено нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 433, 9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является К.А.В., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 22.07.2014 г., выпиской из ЕГРН от 20.09.2019 г.
25.07.2019 г. К.А.В. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении спорного объекта из Перечня объектов на 2018 г.
Министерством назначен осмотр помещения, который проведен 26.08.2019 г. уполномоченной организацией - Государственным бюджетным учреждением "Центр размещения рекламы".
По результатам осмотра нежилого помещения составлен акт, из которого следует, что части помещения, площадью 34 кв. м отнесены к офисам; площадью 64, 8 кв. м - к централизованным приемным помещениям; площадью 73, 8 кв. м - к комнатам тренинга; площадью 58, 5 кв. м - к косметологическим кабинетам; площадью 18, 6 кв. м - кабинеты психотерапии; площадью 31, 9 кв. м - тренажерные залы; площадью 27, 3 кв. м - комнаты приема пищи; площадью 10, 9 кв. м - сан.узлы; площадью 43, 7 кв. м - склады; площадью 1,9 кв. м - хоз.помещение; площадью 2, 9 кв. м - серверная; площадью 77 кв. м - коридоры.
Из уведомления министерства имущественных отношений Самарской области от 06.09.2019 г. в адрес К.А.В. следует, что более 20% от общей площади нежилого помещения используется под объект бытового обслуживания (косметологические кабинеты), в связи с чем принято решение об определении фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ. В исключении нежилого помещения из Перечня отказано.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
На основании пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N , площадью 433, 9 кв. м, имеет наименование и назначение - "нежилое помещение", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Установлено также, что указанное нежилое помещение находится на 1 и 2 этажах здания с кадастровым номером N , имеющего назначение "многоквартирный дом" и наименование "многоквартирный жилой дом", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.11.2019 г.
Сведения о земельном участке (по адресу расположения жилого дома) и виде его разрешенного использования в ЕГРН отсутствуют, о чем представлена выписка от 12.11.2019 г.
Согласно документам технического учета - экспликации к техническим паспортам на спорное нежилое помещение от 26.11.2015 г. и от 20.04.2018 г., оно включает в себя части назначением: 1 этаж - лестничные клетки; 2 этаж - кабинеты, холл, коридоры, подсобное, сан.узлы, лестничные клетки, тамбуры, лоджия.
Таким образом, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Доказательств, подтверждающих, что спорное нежилое помещение расположено на земельном участке, с видом использования под размещение таких объектов административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, наименование и назначение нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 год министерством имущественных отношений не проводилось.
Как указывалось выше, по результатам осмотра нежилого помещения, проведенного 26.08.2019 г., административный ответчик пришел к выводу, что более 20% от общей площади помещения используются под объект бытового обслуживания (косметологические кабинеты).
Вместе с тем, суд полагает, что данные осмотра объекта, полученные в августе 2019 года, не могут быть приняты в качестве доказательства, подтверждающего фактическое использование помещения в налоговый период 2018 года.
Кроме того, при исследовании обстоятельств фактического использования нежилого помещения в спорный период, судом установлено следующее.
19.01.2018 г. индивидуальным предпринимателем К.А.В. заключен договор аренды, по которому помещения, общей площадью 85, 4 кв. м переданы во временное пользование ООО "Д." для оказания платных медицинских услуг на основании лицензии на период до 29.12.2018 г.
19.01.2018 г. между К.А.В. и Автономной некоммерческой организацией "С." заключен договор безвозмездного пользования, по которому во временное пользование ссудополучателя переданы нежилые помещения, площадью 122,5 кв. м на период до 30.12.2018 г. для ведения некоммерческой деятельности согласно уставу.
Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя К.А.В. является деятельность в области здравоохранения, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 14.11.2019 г.
По данным Единого государственного реестра юридических лиц от 14.11.2019 г., основным видом деятельности ООО "Д." является общая врачебная практика. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.11.2019 г. основным видом деятельности Автономной некоммерческой организации "С." является деятельность физкультурно-оздоровительная, дополнительным - общая врачебная практика.
К.А.В. является учредителем и генеральным директором (директором) указанных юридических лиц.
03.09.2015 г. министерством здравоохранения Самарской области ООО "Д." выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности (бессрочно) по адресу: <адрес>, включая оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебной физкультуре, медицинскому массажу, сестринскому делу в косметологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: по дерматовенерологии, диетологии, косметологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, психотерапии, рефлексотерапии, физиотерапии.
Оказание медицинских услуг в области косметологии, психотерапии, лечебной физкультуры (общая врачебная практика) - код 86.21 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 КДЕС.Ред 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст, не включено в число видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных данных, подтверждающих, что более 20% от общей площади спорного нежилого помещения в период 2018 года использовалось для оказания бытовых услуг.
Суд также учитывает, что назначение помещений "кабинет", "холл" не равнозначно понятиям "офис" и "централизованное приемное помещение". Доводы административного истца об использовании нежилого помещения с кадастровым номером N в спорный период для оказания медицинских услуг административным ответчиком не опровергнуты.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормативного правового акта недействующим в части со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск К.А.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.12.2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 ноября 2019 г. N 3а-1987/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании