Решение Самарского областного суда от 17 декабря 2019 г. N 3а-1932/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1932/2019 по административному исковому заявлению ПАО "Т." к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, с участием прокурора В.С.Ш., представителя административного истца Б.Е.Л., представителя административного ответчика М.Ф.Р., установил:
ПАО "Т." обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 в части включения в него
под пунктом N административно-бытового корпуса с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
под пунктом N нежилого здания столовой и проходной с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N здания павильон ожидания бытового назначения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>:
под пунктом N проходных контор, АХЦ с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>,
под пунктом N здания столовой на 160 посадочных мест с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания, столовая с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N здания овощехранилища столовой с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N здания электромонтажная мастерская с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N здания столовой на 200 мест N 2 с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия, указывая, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости. Данные нежилые здания не подпадают под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, поскольку не являются административно-деловыми либо торговыми центрами, и в них не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Включение нежилых зданий в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Представитель административного истца по доверенности от 09.01.2018 года N N Б.Е.Л. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, указывая, что здание административно-бытового корпуса с кадастровым номером N по договору купли-продажи был продан физическому лицу в декабре 2017 года и в том же месяце передан покупателю по акту приема-передачи. В 2018 году административный истец не являлся собственником указанного здания, не использовал его в своих уставных целях.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от 08.04.2019 года N 31 М.Ф.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, считая его необоснованным.
Кадастровый инженер Т.В.А., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Письменный отзыв на административный иск не представил.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению частично, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень включены следующие объекты недвижимости:
под пунктом N административно-бытовой корпус с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>;
под пунктом N нежилое здание столовой и проходной с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>,
под пунктом N здание павильон ожидания бытового назначения с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>:
под пунктом N проходные конторы, АХЦ с кадастровым номером N, расположенные по адресу: <адрес>,
под пунктом N здание столовой на 160 посадочных мест с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилое здание, столовая с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>,
под пунктом N здание овощехранилища столовой с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>,
под пунктом N здание электромонтажная мастерская с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>,
под пунктом N здание столовой на 200 мест N 2 с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанные нежилые здания принадлежат на праве собственности ПАО "Т.", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, свидетельствами о регистрации права собственности.
Оценивая обоснованность включения зданий, принадлежащих истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение частично.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов ?, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N нежилое здание имеет наименование: Здание столовой и проходной, назначение: нежилое здание, расположено по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом, выданным по состоянию на 13.10.2010 года, Здание столовой и проходной состоит из 3 этажей, общей площадью 1 366,2 кв. м., включает в себя:
1 этаж: кабинеты, гардеробные, тамбуры, коридоры, комнату приема пищи, склады, туалеты, проходные, подсобные, лестничные клетки, архив, электрощитовая, санузлы, умывальники, холодильные камеры, прачечные, душевая, лифт,
2 этаж: моечные, кухни, обеденные залы, холл, лестничная клетка, овощной цех, касса, коридоры, склад, кабинеты, электрощитовые, кондитерский цех, комната приема пищи, мясной цех,
3 этаж: венткамеры, лестничная клетка, коридор, машинное отделение.
Из договоров аренды от 31.01.2018 года и от 19.12.2018 года, заключенных между ПАО "Т." (Арендодатель) и ФГУП "В." Минэнерго (Арендатор) сроком по 31.12.2018 года, следует, что арендатору предоставлено во временное владение и пользование нежилые помещения, в том числе в Здании столовой и проходной, площадью 4,1 кв. м. Арендодатель сдает имущество в аренду для использования в целях хранения имущества.
Согласно договору аренды движимого и недвижимого имущества от 12.01.2018 года N N, заключенному между ПАО "Т." (Арендодатель) и ООО "М." (Арендатор), арендатору представлено во временное владение и пользование за плату недвижимое имущество - нежилые помещения в здании Столовой и проходной, общей площадью 322,6 кв. м., срок действия договора по 30.12.2018 года. Арендатор сдает имущество в аренду для использования целях оказания услуг питания.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 28.10.2019 года, выполненному кадастровым инженером ООО "К." ФИО1, Здание столовой и проходной расположено географически на границе единого земельного участка с кадастровым номером N, огороженного забором и используемого в производственных целях, а именно как производственно-технологический комплекс "Т.". На первом этаже здания располагаются офисные помещения в соответствии с техническим паспортом и занимают суммарную площадь, равную 130,9 кв. м., что составляет 9,58% от общей площади здания.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 07.05.2018 года, выполненным ГКУ СО "ЦРР", указанное здание фактически используется: помещения общей площадью 112,5 кв. м. - офис, помещение, площадью 178,5 кв. м. - объект общественного питания, помещения общей площадью 20,3 кв. м. - овощной цех, помещения общей площадью 227,3 кв. м. - кухонный цех, помещение площадью 14,5 кв. м. - помещение для размещении кухонного оборудования, помещения общей площадью 19,4 кв. м. - мойка, помещения общей площадью 41,6 кв. м. - склад, помещения общей площадью 36,8 кв. м. - помещение для размещения стеллажей, помещения общей площадью 21,3 кв. м. - комната приема пищи, помещения общей площадью 361,8 кв. м. - тамбур, коридор, лестницы, вестибюль, помещение площадью 11,8 кв. м. - операторская, серверная, помещение площадью 4,1 кв. м. - комната чистки оружия, помещения общей площадью 83,9 кв. м. - раздевалка, помещение площадью 14,9 кв. м. - бюро пропусков, помещение площадью 5,9 кв. м. - комната охраны, помещения общей площадью 82,9 кв. м. - тех.помещения, помещение площадью 1,3 кв. м. - лифт, помещения общей площадью 21,7 кв. м. - санузел, помещение площадью 101,8 кв. м. - пустое помещение, помещение площадью 4,1 кв. м. - доступ не предоставлен. Беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N следует, что нежилое здание имеет наименование: Нежилое здание павильон ожидания бытового назначения, назначение: нежилое здание.
В соответствии с техническим паспортом, Павильон ожидания бытового назначения состоит из 1 этажа, общей площадью 233,4 кв. м., включает в себя: коридоры, склады, класс, кабинеты, подсобные, туалет.
Из актов осмотра объекта недвижимого имущества от 28.10.2019 года, от 12.11.2019 года, выполненных кадастровым инженером ООО "К." ФИО1, следует, что здание - Павильон ожидания бытового назначения расположено географически в середине единого земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, огорожен забором и используется в производственных целях, а именно как производственно-технологический комплекс "Т.". На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует. Здание отключено от тепло-электроснабжения и в настоящий момент не эксплуатируется.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 07.05.2018 года, выполненного ГКУ СО "ЦРР", объект недвижимости с кадастровым номером N фактически используется: офис, общей площадью 50,0 кв. м., учебный класс, площадью 51,7 кв. м., комната отдыха площадью 11,5 кв. м., склад, площадью 6,9 кв. м., коридор, общей площадью 17,8 кв. м., помещения для размещения бытовых предметов (моющие средства, мебель, холодильник), общей площадью 78,1 кв. м., помещение для размещения бытового мусора, площадью 15,7 кв. м., санузел, площадью 1,7 кв. м. Беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N нежилое здание имеет наименование: Нежилое здание Литера А73а1 (Овощехранилище столовой), назначение: нежилое здание, расположено по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом, овощехранилище столовой состоит из 1 этажа, общей площадью 253,4 кв. м., включает в себя: склады, подсобное, коридоры.
Приказом ПАО "Т." от 20.05.2016 года N N, указанное здание выведено из эксплуатации с 20.05.2016 года.
Из актов осмотра объекта недвижимого имущества от 28.10.2019 года, от 12.11.2019 года, выполненных кадастровым инженером ООО "К." ФИО1, следует, что здание - Овощехранилище столовой расположено географически в середине единого земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, огорожен забором и используется в производственных целях, а именно как производственно-технологический комплекс "Т.". На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует. Здание находится в аварийном состоянии, отключено от тепло-электроснабжения и в настоящий момент не эксплуатируется.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 07.05.2018 года, выполненного ГКУ СО "ЦРР", объект недвижимости с кадастровым номером N фактически нефункционирующее здание.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N нежилое здание имеет наименование: Электромонтажная мастерская, назначение: нежилое здание, расположено по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом, мастерская электромонтажная состоит из 1 этажа, общей площадью 490,5 кв. м., включает в себя: мастерские, склад, подсобные.
Приказом ПАО "Т." от 20.05.2016 года N N, указанное здание выведено из эксплуатации с 20.05.2016 года.
Из актов осмотра объекта недвижимого имущества от 28.10.2019 года, от 12.11.2019 года, выполненных кадастровым инженером ООО "К." ФИО1, следует, что здание - Электромонтажная мастерская расположено географически в середине единого земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, огорожен забором и используется в производственных целях, а именно как производственно-технологический комплекс "Т.". На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует. Здание находится в аварийном состоянии, отключено от тепло-электроснабжения и в настоящий момент не эксплуатируется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N нежилое здание имеет наименование: Здание столовой на 200 мест N 2, назначение: нежилое здание, расположено по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом, столовой на 200 мест N 2 с пристроем состоит из 1 этажа, общей площадью 1 450,7 кв. м., включает в себя: кладовые, кабинет, гардероб, коридоры, туалеты, умывальники, вестибюль, тамбуры, вент.камеры, бойлерная, обеден. залы, кухня, подсобные холод. цех, комната персонала, кондит.цех, душевая, холод.камеры, овощной цех мясной цех эл.щитовая, мастерская.
Приказом ПАО "Т." от 20.05.2016 года N 93, указанное здание выведено из эксплуатации с 20.05.2016 года.
Из актов осмотра объекта недвижимого имущества от 28.10.2019 года, от 12.11.2019 года, выполненных кадастровым инженером ООО "К." ФИО1, следует, что здание Столовая на 200 мест N 2 расположено географически в середине единого земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, огороженного забор и используется в производственных целях, а именно как производственно-технологический комплекс "Т.". На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует. Здание находится в аварийном состоянии, отключено от тепло-электроснабжения и в настоящий момент не эксплуатируется.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 07.05.2018 года, выполненного ГКУ СО "ЦРР", объект недвижимости с кадастровым номером N находится в аварийном состоянии.
Нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N, N, N расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1 076 154 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений тепловой электростанции, принадлежащий на праве собственности ПАО "Т.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.08.2016 года, кадастровым паспортом на земельный участок от 19.07.2016 года, справочной информацией по объектам недвижимости в режиме онлайн Управления Росреестра по Самарской области.
Административный истец обращался с заявлением об исключении из Перечня указанных объектов недвижимости. Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Таким образом, сведения об объектах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, N однозначно не предусматривают размещение в спорных нежилых зданиях административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не содержат сведений о наличии централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковки, поэтому эти объекты не могут быть отнесены к объектам налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Из пояснений представителя административного истца следует, что часть нежилого здания с кадастровым номером N Здание столовой и проходной используется как столовая для работников предприятия "Т.", являющегося структурным подразделением ПАО "Т.", в целях организации горячего питания работникам предприятия часть здания сдается в аренду ООО "М.", что подтверждается соответствующими договорами аренды.
Другая часть здания столовой и проходной используется в целях прохода персонала, бюро пропусков, как караульное помещение команды охраны.
Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером N, в котором более 20% от общей площади здания используется под столовую для питания исключительно работников предприятия, не используется административным истцом в целях самостоятельного вида деятельности - оказания услуг общественного питания либо бытового обслуживания неограниченному кругу лиц.
Здание столовой на 200 мест N 2 с кадастровым номером N не может быть использовано и не использовалось в рассматриваемый период в качестве объекта, предназначенного для оказания услуг общественного питания как самостоятельный вид деятельности административного истца, исходя из его местоположения (на охраняемой территории) и невозможности оказания услуг неограниченному кругу лиц, вид деятельности административного истца не предусматривает оказание указанных услуг. Кроме того, данный объект недвижимости с 2016 года не эксплуатируется, в связи с аварийным состоянием.
Из материалов дела следует, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N приказом ПАО "Т." с 20.05.2016 года выведены из эксплуатации.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены указанные объекты, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Территория земельного участка, на котором расположены нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N, N, N огорожена забором, охраняемая, на территории действует пропускной режим. Беспрепятственный доступ на территорию невозможен, возможность получения услуг неограниченному кругу лиц не установлена, что подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования указанных нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Доказательств фактического использования указанных выше объектов недвижимости в целях размещения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) со стороны административного ответчика не представлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N нежилое здание имеет наименование: Нежилое здание Проходные конторы, назначение: нежилое здание, расположено по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом, проходные конторы, общей площадью 2 074,2 кв. м., включает в себя: кабинеты, подсобные, коридоры, умывальники, туалеты, холл, актовый зал, вент.камера, склад, бойлерная, компьютерный зал, тамбур, раздевалки, комната приема пищи, душевая, оружейная, бюро пропусков, проходная, комната отдыха, касса.
Из договоров аренды недвижимого имущества от 27.12.2016 года, от 31.01.2018 года, от 19.12.2018 года, заключенного между ПАО "Т." (Арендодатель) и ФГУП "В." (Арендатор) следует, что арендодатель предоставил в аренду 5,0 кв. м. в нежилом здании Проходные конторы для использования в целях хранения имущества.
Из договора аренды недвижимого имущества от 12.01.2018 года N N, заключенного между ПАО "Т." (Арендодатель) и ЗАО "Т." (Арендатор), арендодатель предоставил арендатору во временное владение и пользование за плату нежилое помещение на 3-ем этаже здания Проходные конторы, площадью 37,2 кв. м., для использования целях размещения собственного персонала.
На основании договора аренды недвижимого имущество от 10.01.2014 года и дополнительных соглашений к нему, заключенному между административным истцом и ООО "С.", арендодатель предоставил в аренду нежилое помещение в вышеуказанном здании, площадью 144 кв. м. для размещения персонала.
В соответствии с договорами аренды недвижимого имущества от 30.03.2017 года N N, от 05.02.2018 года N N, заключенного между ПАО "Т." (Арендодатель) и ООО РСО "П." (Арендатор), арендодатель предоставил в аренду арендатору нежилое помещение, площадью 30,4 кв. м. в здании Проходные конторы для размещения персонала.
Из договора аренды недвижимого имущества от 11.06.2015 года N N, заключенного между административным истцом и ООО "О.", арендодатель предоставил в аренду арендатору нежилое помещение, площадью 21,9 кв. м. для использования в целях исполнения обязательств по договору на оказание услуг по противопожарной безопасности.
Из актов осмотра объекта недвижимого имущества от 28.10.2019 года, от 12.11.2019 года, выполненных кадастровым инженером ООО "К." ФИО1, следует, что здание Проходные конторы расположено географически в середине единого земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, огороженного забор и используется в производственных целях, а именно как производственно-технологический комплекс "Т.". Доступ третьих лиц отсутствует. Здание занято персоналом Самарского филиала ПАО "Т.", числящимися на ПТК "Т.":
- на первом этаже левого крыла расположены помещения проходных и охраны, в правом крыле - кабинеты мед персонала - исключительно нужд для работников ПТК "Т.",
- на втором этаже левого крыла располагаются кабинеты руководителей, учебный класс, бухгалтерия, в правом крыле - кабинеты отдела кадров и ООО "Р." (подрядная организация исключительно для производственных нужды ПТК "Т.",
- на третьем этаже левого крыла кабинеты расположены: кабинет отделов ГОЧС и службы безопасности, ЗАО "Т." (подрядная организация исключительно для производственных нужд ПТК "Т."), правое крыло не эксплуатируется.
Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества от 07.05.2018 года, выполненного ГКУ СО "ЦРР", объект недвижимости с кадастровым номером N фактически используется: помещения общей площадью 432,9 кв. м. - офисы, помещения общей площадью 198,1 кв. м. - медицинские кабинеты, помещения общей площадью 100,8 кв. м. - склады, помещения для хранения мебели и прочих предметов, помещения общей площадью 109 кв. м. - комнаты приема пищи и отдыха, помещение площадью 241,5 кв. м. - актовый зал, помещения общей площадью 46,2 кв. м. - технические помещения (в том числе теплоузел), помещения общей площадью 507 кв. м. - коридоры, лестницы, тамбуры, помещения общей площадью 37,3 кв. м. - раздевалки, помещение площадью 19,1 кв. м. - гладильная, помещения общей площадью 230,9 кв. м. - доступ не представлен, помещения общей площадью 19,9 кв. м. - пустое помещение, помещения общей площадью 63,7 кв. м. - сан.узлы, помещение площадью 16,8 кв. м. - архив, помещение площадью 51 кв. м. - проходные. Беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N нежилое здание имеет наименование: Нежилое здание, Столовая, назначение: нежилое здание, расположено по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом, столовая, общей площадью 1503,7 кв. м., состоит из 2 этажей и включает в себя: подвал, вход в подвал, склады, подсобные, кабинеты, душевая, раздевалка, коридоры, вентиляция, мясные цеха, лестничные клетки, тамбур, холод.камеры, моечная, санузлы, лифт, лифтерная, гардероб, вестибюль, буфет, вент.камера, маш.отдел, прачечная, эл.щитовая, обеденные залы, раздаточая, хлеборезка, мучной цех, кухня, моечное отд.
Из договоров аренды от 20.01.2017 года, от 19.12.2018 года, заключенных между ПАО "Т." (Арендодатель) и ФГУП "В." Минэнерго (Арендатор), следует, что арендатору предоставлено во временное владение и пользование нежилые помещения, в том числе в Здании столовой и проходной, площадью 4,1 кв. м. Арендодатель сдает имущество в аренду для использования в целях хранения имущества.
Между ПАО "Т." и ООО "М." заключен договор аренды недвижимого имущества, согласно которому административный истец сдает помещения в нежилом здании, площадью 322,6 кв. м., в аренду для использования целях оказания услуг питания.
Из актов осмотра объекта недвижимого имущества от 28.10.2019 года, от 12.11.2019 года, выполненных кадастровым инженером ООО "К." ФИО1, следует, что нежилое здание Столовая расположено географически в середине единого земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, огороженного забор и используется в производственных целях, а именно как производственно-технологический комплекс "Т.". Доступ третьих лиц отсутствует. Здание используется в производственных целях и занято персоналом Самарского филиала ПАО "Т.", числящимся на ПТК "Т.":
- на первом этаже левого крыла расположены помещения проходных и охраны, в правом крыле кабинеты мед. персонала - исключительно для нужд работников ПТК "Т.",
- на втором этаже левого крыла располагаются кабинеты руководителей, учебный класс, бухгалтерия, в правом крыле - кабинеты отдела кадров и ООО "Р" (подрядная организация исключительно для производственных нужд ПТК "Т."),
- на третьем этаже левого крыла кабинеты расположены кабинет отделов ГОЧС и службы безопасности, ЗАО "Т." (подрядная организация исключительно для производственных нужд ПТК "Т."), правое крыло не эксплуатируется.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 07.05.2018 года, выполненным ГКУ СО "ЦРР", указанное здание фактически используется: помещение площадью 13 кв. м. - офис, помещение общей площадью 212,8 кв. м. - объект общественного питания, помещения общей площадью 196,1 кв. м. - цеха пищевого производства столовой, помещения общей площадью 106,2 кв. м. - моечные для посуды столовой и кухни, помещения общей площадью 87,4 кв. м. - помещения для размещения мебели, хоз.инвентаря, прочих предметов, склады, помещения, общей площадью 68,40 кв. м. - технические помещения (в т.ч. венткамеры, компрессорная, холодильная установка, лифт, помещения общей площадью 245,2 кв. м. - лестница, коридоры, тамбуры, помещения общей площадью 215,3 кв. м. - пустые помещения, помещения общей площадью 37,6 кв. м. - санузлы, помещения - доступ не представлен, помещение площадью 7,1 кв. м. - раздевалка. Беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Административный истец обращался с заявлением об исключении из Перечня указанных объектов недвижимости. Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Таким образом, сведения об объекте, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета в отношении нежилого здания с кадастровым номером N однозначно не предусматривают размещение в спорном нежилом здании административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не содержат сведений о наличии централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковки, поэтому этот объект не может быть отнесен к объектам налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Из пояснений представителя административного истца следует, что часть нежилого здания с кадастровым номером N нежилое здание Столовая используется как столовая для работников предприятия ПТК "Т.", являющегося структурным подразделением ПАО "Т.", в целях организации горячего питания работникам предприятия, часть здания сдается в аренду ООО "М." в целях организации горячего питания, что подтверждается соответствующими договорами аренды. Другая часть нежилого здания Столовая используется в производственных целях. Здание проходные конторы используется для производственной деятельности административного истца, в аренду сдается менее 20% от общей площади здания. Арендаторы используют нежилые помещения в целях осуществления своей деятельности по договорам подряда исключительно для нужд предприятия ПТК "Т.".
Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером N, в котором более 20% от общей площади здания используется под столовую для питания исключительно работников предприятия, не используется административным истцом в целях самостоятельного вида деятельности - оказания услуг общественного питания либо бытового обслуживания неограниченному кругу лиц.
Нежилые здания с кадастровыми номерами N, N расположены на земельном участке с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса - Тольяттинская ТЭЦ (зона N ПК-1).
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены указанные объекты, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Территория земельного участка, на котором расположены нежилые здания с кадастровыми номерами N, N огорожена забором, охраняемая, на территории действует пропускной режим. Беспрепятственный доступ на территорию невозможен, возможность получения услуг неограниченному кругу лиц не установлена, что подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования указанных нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Доказательств фактического использования указанных выше объектов недвижимости в целях размещения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) со стороны административного ответчика не представлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N нежилое здание имеет наименование: Столовая на 160 посадочных мест, назначение: нежилое здание, расположено по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом, столовая, общей площадью 1237,2 кв. м., состоит из 3 этажей и включает в себя: подвал: помещения, венткамера, теплоузел, лестничная клетка, 1 этаж: тамбуры, коридоры, помещения, раздевалка, душевая, туалет, умывальная, электрощитовая, лестничные клетки, лифты, 2 этаж: лестничные клетки, коридоры, помещения, обеденный зал, умывальная, кухня, 3 этаж: лестничные клетки, коридоры, помещения, санузел, обеденные залы, умывальные, туалеты.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными цехами и сооружениями.
Между ПАО "Т." и ООО "М." заключены договоры аренды недвижимого имущества от 27.02.2017 года N N, от 12.01.2018 года N N, согласно которым административный истец сдает помещения в нежилом здании, площадью 132,1 кв. м., в аренду для использования целях оказания услуг питания.
Из актов осмотра объекта недвижимого имущества от 28.10.2019 года, от 12.11.2019 года, выполненных кадастровым инженером ООО "К." ФИО1, следует, что здание Столовая на 160 мест расположено географически в середине единого земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, огороженного забор и используется в производственных целях, а именно как производственно-технологический комплекс "Б.". Доступ третьих лиц отсутствует. Здание предназначено исключительно для организации питания сотрудников ПТК "Б.", а именно:
- переходной мост служит для беспрепятственного доступа сотрудников станции из главного корпуса (основное производственное здание ПТК) в здание столовой,
- на первом этаже располагается склад для хранения продуктов питания, холодный цех, кабинет заведующей - исключительно для организации питания сотрудников ПТК "Б.",
- на втором этаже - помещения для приготовления пищи, приема пищи и моечная - исключительно для организации питания сотрудников ПИТ "Б.",
- на третьем этаже расположен конференц-зал для проведения оперативных совещаний и ВКС исключительно для сотрудников ПТК "Б.",
- в подвале помещения располагаются коммуникации ХВС, ГВС, канализация.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 14.05.2018 года, выполненным ГКУ СО "ЦРР", указанное здание фактически используется: помещение площадью 9,1 кв. м. - офис, помещение площадью 158,8 кв. м. - объект общественного питания, помещения общей площадью 166,2 кв. м. - кухонный цех, помещения общей площадью 304,5 кв. м. - тамбур, лестница, коридор, помещение площадью 192,7 кв. м., - актовый зал, помещение площадью 19,5 кв. м. - комната приема пищи, помещения общей площадью 87,8 кв. м. - помещение для размещения бытовых предметов, мебели, помещения общей площадью 34,8 кв. м. - склад, холодный склад, помещение площадью 15,3 кв. м. - раздевалка, помещения общей площадью 104,7 кв. м. - тех.помещение (вент.камера, компрессорная, электрощитовая, теплоузел), помещение площадью 1,1 кв. м. - шахта лифта, помещение площадью 7,7 кв. м. - пустое помещение, помещения общей площадью 22,4 кв. м. - сан.узлы. Беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Административный истец обращался с заявлением об исключении из Перечня указанного объекта недвижимости. Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Из пояснений представителя административного истца следует, что здание Столовая на 160 посадочных мест используется как столовая для работников предприятия ПТК "Б.", являющегося структурным подразделением ПАО "Т.", в целях организации горячего питания работникам предприятия, часть здания сдается в аренду ООО "М." в целях организации горячего питания, что подтверждается соответствующими договорами аренды.
Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером N используется под столовую для питания исключительно работников предприятия, не используется административным истцом в целях самостоятельного вида деятельности - оказания услуг общественного питания либо бытового обслуживания неограниченному кругу лиц.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Территория земельного участка огорожена забором, охраняемая, на территории действует пропускной режим. Беспрепятственный доступ на территорию невозможен, возможность получения услуг неограниченному кругу лиц не установлена, что подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования указанного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Доказательств фактического использования указанного объекта недвижимости в целях размещения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) со стороны административного ответчика не представлено.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия вышеуказанных объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у ПАО "Т." критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень рассматриваемых объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 г.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При этом суд полагает не подлежащими удовлетворению административные исковые требования о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N здания административно-бытового корпуса с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, по следующим основаниям.
ПАО "Т." на основании передаточного акта о правопреемстве прав и обязанностей от 10.07.2014 года, утвержденного решением единственного акционера ОАО "С." от 27.06.2014 года, являлся собственником административно-бытового корпуса, расположенного по адресу: <адрес>.
08.12.2017 года между ПАО "Т." (Продавец) и ФИО2 (Покупатель) заключен договор купли-продажи имущества N N, согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель обязался принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора недвижимое имущество - нежилое здание - административно-бытовой корпус с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>. Договор прошел государственную регистрацию.
Указанное нежилое здание передано ФИО2 на основании акта приема-передачи имущества.
Представитель административного истца в судебном заседании подтвердил факт продажи нежилого здания с кадастровым номером N и пояснил, что здание передано покупателю в день подписания договора - 08.12.2017 года. В 2018 году административный истец не владел данным зданием и не являлся его собственником.
С учетом того, что ПАО "Т." на период 2018 года не являлся ни собственником, ни пользователем административно-бытового корпуса с кадастровым номером N, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в этой части не затрагивает и не нарушает права административного истца, в связи с чем, заявленные требования в этой части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ПАО "Т." к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 удовлетворить частично.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 N 1647, в части включения в него
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
В удовлетворении остальной части административного иска ПАО "Т." отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 декабря 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 17 декабря 2019 г. N 3а-1932/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании