В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.10.2019 N 418-п "Об установлении Порядка формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области и оценки налоговых расходов Новосибирской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области, куратором которых является министерство культуры Новосибирской области, согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в действие с 1 января 2020 года.
И.о. министра |
Ю.В. Зимняков |
Методика
оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области, куратором которых является министерство культуры Новосибирской области
(утв. приказом министерства культуры Новосибирской области от 26 декабря 2019 г. N 556)
I. Общие положения об оценке эффективности налоговых расходов Новосибирской области
1.1. Методика оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области предусматривает оценку целесообразности и оценку результативности по каждому налоговому расходу Новосибирской области, куратором которого является министерство культуры Новосибирской области (далее - Методика), в целях подготовки выводов по результатам оценки эффективности соответствующего налогового расхода Новосибирской области и предложений в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обуславливающей налоговый расход Новосибирской области.
1.2. Изменения в Методику по налоговым расходам Новосибирской области, возникшим (изменившимся) в текущем финансовом году, вносятся до 1 октября текущего финансового года приказом министерства культуры Новосибирской области (далее - Министерство).
1.3. Оценка эффективности налоговых расходов Новосибирской области (далее - налоговые расходы), предоставленных плательщикам льгот, проводится Министерством до 20 мая текущего года по типовой форме, установленной министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области (далее - МФ и НП НСО).
1.4. Перечень показателей для проведения оценки налоговых расходов, результаты оценки эффективности налоговых расходов, рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот, направляются Министерством в МФ и НП НСО по типовой форме, установленной МФ и НП НСО, ежегодно до 20 мая текущего года.
1.5. При анализе налоговых расходов Министерством проводится отнесение налоговых расходов отнесение к одной из трех целевых категорий налоговых расходов:
- социальные налоговые расходы - налоговые расходы, которые напрямую способствуют снижению налогового бремени населения (по налогам, взимаемым исключительно с физических лиц), или направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышения их качества и доступности;
- стимулирующие налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов областного бюджета;
- технические налоговые расходы - налоговые расходы, предполагающие уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет областного бюджета.
Налоговые расходы, куратором которых определено Министерство, по целевой категории относится к социальным налоговым расходам, так они направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в сфере культуры, повышения их качества и доступности.
1.6. В настоящей Методике используются следующие понятия и термины:
налоговые расходы - выпадающие доходы областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет), обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам (далее - льготы), предусмотренными в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ, в том числе государственной программы Новосибирской области "Культура Новосибирской области", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 03.02.2015 N 46-п (далее - государственная программа), и (или) целями социально-экономической политики Новосибирской области, не относящимися к государственным программам;
перечень налоговых расходов Новосибирской области - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов в соответствии с целями государственных программ Новосибирской области, структурных элементов государственных программ Новосибирской области и (или) целями социально-экономической политики Новосибирской области, не относящимися к государственным программам Новосибирской области, а также о кураторах налоговых расходов Новосибирской области, формируемый и утверждаемый министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области (далее - МФ и НП НСО) по форме согласно приложению N 1 к Порядку формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области и оценки налоговых расходов Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства Новосибирской области от 28.10.2019 N 418-п "Об установлении Порядка формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области и оценки налоговых расходов Новосибирской области" (далее - Порядок);
куратор налогового расхода Новосибирской области - областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Новосибирской области, за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области;
плательщики - плательщики налогов;
оценка налоговых расходов Новосибирской области - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Новосибирской области, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Новосибирской области;
оценка объемов налоговых расходов Новосибирской области - определение объемов выпадающих доходов областного бюджета, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
оценка эффективности налоговых расходов Новосибирской области - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов Новосибирской области;
структурный элемент государственной программы - основное (общепрограммное) мероприятие государственной программы;
фискальные характеристики налоговых расходов Новосибирской области - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот, об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области, а также иные характеристики, предусмотренные приложением N 2 к Порядку;
целевые характеристики налогового расхода Новосибирской области - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные приложением N 2 к Порядку;
базовый год - год, предшествующий году начала получения плательщиком льготы, либо шестой год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет (например, при проведении оценки в 2020 году, отчетным годом является 2019 год, базовым - 2014 год);
программные налоговые расходы - налоговые расходы, соответствующие целям и задачам государственной программы;
непрограммные налоговые расходы - налоговые расходы, не относящиеся к государственным программам Новосибирской области.
1.7. Оценка эффективности налоговых расходов включает:
1) оценку целесообразности налогового расхода;
2) оценку результативности налогового расхода;
3) выводы по результатам оценки эффективности налогового расхода.
II. Оценка эффективности налогового расхода
2.1. Оценка целесообразности налогового расхода проводится по следующим критериям:
1) соответствие целям государственной программы, структурных элементов государственной программы и (или) целям социально-экономической политики Новосибирской области, не относящейся к государственной программе (далее - социально-экономическая политика);
2) востребованность плательщиками предоставленных льгот.
В случае несоответствия налоговых расходов Новосибирской области хотя бы одному из критериев, указанных в настоящем пункте Методики, Министерство представляет в МФ и НП НСО предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
2.1.1. Оценка соответствия налогового расхода Новосибирской области целям государственной программы, структурных элементов государственной программы и (или) целям социально-экономической политики Новосибирской области, не относящейся к государственной программе (далее - социально-экономическая политика) производится по следующей форме.
Краткое наименование налогового расхода |
Наименование государственной программы и документа, отражающего цель социально-экономической политики |
Цель государственной программы и (или) цель, содержащаяся в документе, отражающем цель социально-экономической политики |
Наименование структурного элемента государственной программы, в целях реализации которого предоставляются налоговые льготы/ Задачи государственной программы и (или) Задачи, направленные на достижение цели, содержащейся в документе, отражающем цель социально-экономической политики |
|
|
|
|
Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой. Косвенное влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходов и вышеуказанными целями.
Определение государственных программ и их структурных элементов целям, которым соответствуют налоговые расходы, осуществляется в соответствии с перечнем налоговых расходов.
По результатам оценки налогового расхода целям государственной программы, структурных элементов государственной программы и (или) целям социально-экономической политики делается вывод: "эффективно" - при соответствии налогового расхода; "не эффективно" - в случае несоответствия налогового расхода.
2.1.2. Оценка востребованности налогового расхода Новосибирской области.
Востребованность плательщиками предоставленных льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
Под общим количеством плательщиком понимается количество плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы. Общее количество плательщиков определяется на основании положений нормативных правовых актов, статистических данных.
Количество плательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами, Министерство определяет на основании данных, представленных плательщиками. Данные формируются плательщиком - в соответствии с налоговой декларацией.
Доля плательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами, в общем объеме плательщиков данной категории (Днп, %) определяется по следующей формуле:
Днп = (К+ К
+ К
+ К
+ К
) / (К
+ К
+ К
+ К
+ К
) х 100%,
где:
Кл - количество плательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами;
К - общее количество налогоплательщиков;
i - отчетный год.
В настоящей Методике принимается пороговое значение, при котором льгота становится востребованной, когда Днп = 35%.
Налоговый расход считается востребованным, если Днп > 35%.
2.2. Оценка результативности налогового расхода состоит из:
- оценки вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам;
- оценки бюджетной эффективности налогового расхода;
- оценки совокупного бюджетного эффекта налогового расхода (для стимулирующих расходов).
В связи с тем, что налоговые расходы, куратором которых является Министерство, относятся к категории социальных налоговых расходов, так как направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в сфере культуры, повышения их качества и доступности, оценка совокупного бюджетного эффекта налогового расхода не производится.
2.2.1. Оценка вклада налоговой льготы (О), обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам, рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
О = П
- П
,
где
П - значение показателя (индикатора) достижения целей с учетом льгот,
П - значение показателя (индикатора) достижения целей с учетом льгот.
Если О > 0, то льгота считается эффективной, при значении О
< 0 или О
= 0, то льгота считается не эффективной.
2.2.2. Оценка бюджетной эффективности налогового расхода (далее - бюджетная эффективность) представляет собой сравнительный анализ результативности представления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы.
Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов областного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей и (или) решения задач государственной программы и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) государственной программы на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов областного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативного механизма достижения целей и (или) решения задач государственной программы в настоящей Методике учитываются целевые субсидии из областного бюджета плательщикам, имеющим право на льготы, на укрепление материально-технической базы.
Альтернативный механизм считается более предпочтительным, если прирост значения показателя (индикатора) достижения целей при предоставлении целевых субсидий из областного бюджета на 1 рубль расходов областного бюджета (на 1 рубль целевой субсидии) (С) будет больше, чем прирост значения показателя (индикатора) достижения целей на 1 рубль налогового расхода (НР).
Налоговый расход не эффективен:
П/ С > П
/ НР
Налоговый расход эффективен:
П/ С < П
/ НР
где
П - прирост значения показателя (индикатора) достижения целей с учетом льгот,
П - прирост значения показателя (индикатора) достижения целей без учета льгот,
С - объем целевой субсидии, руб.,
НР - сумма налогового расхода, руб.
2.3. По результатам оценки эффективности налогового расхода Министерство формирует вывод о необходимости сохранения, уточнения или отмене налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы.
III. Форматы отчетов по результатам проведения оценки эффективности налоговых расходов
По результатам оценки налоговых расходов в МФ и НП НСО представляются:
1) результаты оценки эффективности налоговых расходов;
2) рекомендации по результатам оценки эффективности налоговых расходов.
3.1. Перечень показателей для проведения оценки налоговых расходов формируется Министерством в электронном виде (в формате электронной таблицы EXCEL), по форме, установленной МФ и НП НСО, и направляется в МФ и НП НСО ежегодно до 20 мая текущего года.
3.2. Результаты оценки налоговых расходов и рекомендации по результатам указанной оценки формируются Министерством в электронном виде (в формате электронной таблицы EXCEL), по типовой форме, установленной МФ и НП НСО, и направляются в МФ и НП НСО ежегодно до 20 мая текущего года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минкультуры Новосибирской области от 26 декабря 2019 г. N 556 "Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области, куратором которых является министерство культуры Новосибирской области"
Вступает в действие с 1 января 2020 года
Текст приказа опубликован не был