Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Развитие демократических институтов и местного самоуправления
В 2019 году изменения законодательства Московской области о выборах и референдумах в основном были связаны с изменениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Приняты законы Московской области:
N 31/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере законодательства о выборах и референдумах".
Данным Законом предоставлена возможность реализации активного избирательного права не только избирателям, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемым и обвиняемым, но и лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, а также право назначения наблюдателей Общественной палатой Российской Федерации.
Закреплено, что на выборах депутатов Думы избирателю выдается только один избирательный бюллетень для голосования по единому избирательному округу в случае, если он голосует по месту нахождения за пределами одномандатного избирательного округа;
N 219/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы".
Данным Законом предусмотрено право участвовать в выборах в Думу граждан Российской Федерации, достигших на день голосования возраста 18 лет, не имеющих регистрации на территории Российской Федерации, но зарегистрированных по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа Московской области, а также определен порядок реализации указанного выше права граждан Российской Федерации.
В сфере законодательства о муниципальных выборах, местном референдуме и других формах непосредственной демократии в 2019 году принят ряд законов Московской области.
Неоднократно вносились изменения в Закон Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области":
в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 11 декабря 2018 года N 464-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 550-ФЗ "О внесении изменения в статью 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и обеспечения реализации гражданами, находящимися под домашним арестом, принадлежащего им избирательного права, внесено изменение, в соответствии с которым участковая избирательная комиссия обеспечивает возможность участия в голосовании вне помещения для таких граждан. Кроме того, увеличены с пяти тысяч рублей до пятнадцати тысяч рублей расходы на финансирование избирательной кампании кандидата на выборах депутатов советов депутатов сельских поселений, если его избирательный фонд создается без открытия специального избирательного счета (Закон Московской области N 46/2019-ОЗ);
в целях приведения положений Закона в соответствие с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Закон Московской области N 84/2019-ОЗ);
также в целях приведения положений областного законодательства в соответствие с указанным выше Федеральным законом, внесено уточнение о том, что документ о государственной регистрации избирательного объединения, содержащий наименование избирательного объединения, может быть выдан не только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, но также его территориальным органом.
Внесены уточнения в части указания в избирательном бюллетене не кратких наименований избирательного объединения, а наименования политических партий.
Частью 2 статьи 54 Закона установлено, что кредитная организация обязана по истечении 30 дней со дня голосования по письменному указанию соответствующей избирательной комиссии перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся неизрасходованные денежные средства по истечении 60 дней со дня голосования - в доход местного бюджета. Данная статья дополнена нормой о том, что кредитная организация после перечисления денежных средств должна закрыть счет.
Также внесенными изменениями установлено, что членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (Закон Московской области N 191/2019-ОЗ).
В 2019 году в Закон Московской области N 148/2003-ОЗ "О местном референдуме в Московской области" дважды вносились изменения:
в соответствии с Федеральным законом от 11 декабря 2018 года N 464-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения реализации гражданами, находящимися под домашним арестом, принадлежащего им права на участие в референдуме, внесено изменение, в соответствии с которым участковая избирательная комиссия обеспечивает возможность голосования для таких граждан (Закон Московской области N 48/2019-ОЗ);
в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" статья 48 Закона дополнена нормой о том, что кредитная организация по письменному указанию соответствующей избирательной комиссии после перечисления причитающихся ей денежных средств должна закрыть счет.
Принятыми изменениями установлено, что членами комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Предусмотрено, что денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение референдума, перечисляются на счета, открываемые комиссиям в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России", в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на территории, на которую распространяются полномочия комиссии (в ранее действовавшей редакции - в пределах населенного пункта, в котором расположена комиссия референдума).
В целях расширения возможности принятия решения о проведении контрольного (ручного) подсчета голосов на участках референдума, где применялись технические средства подсчета голосов, установлена возможность принятия такого решения избирательной комиссией муниципального образования, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или на основании Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из статьи 61 Закона исключено слово "только", так как на основании Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при подготовке и проведении референдума может использоваться не только Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы", но и иные государственные информационные системы (Закон Московской области N 231/2019-ОЗ).
В целях создания условий для возрождения традиции особой визуальной идентификации и поощрения сельских старост, существовавшей в период с 1861 по 1917 годы, принят Закон Московской области N 133/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О старостах сельских населенных пунктов в Московской области".
В Российской империи правовые предписания в отношении сельских старост предусматривали специальные должностные знаки сельских старост.
В связи с воссозданием в Московской области института сельских старост органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области наделены полномочиями устанавливать для старост соответствующих сельских населенных пунктов специальные знаки отличия.
Координация деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по созданию и внедрению соответствующих знаков отличия для старост сельских населенных пунктов будет осуществляться Геральдической комиссией Московской области в рамках реализации норм Закона Московской области N 154/2006-ОЗ "О символике в Московской области и муниципальных образованиях Московской области".
Изменения законодательства Московской области о местном самоуправлении в 2019 году были обусловлены реализацией требований федерального законодательства, а также правоприменительной практикой.
Принятыми по инициативе советов депутатов ряда муниципальных образований Законом Московской области N 2/2019-ОЗ "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород" и Законом Московской области N 33/2019-ОЗ "Об объединении территорий городского округа Ликино-Дулево Московской области и городского округа Орехово-Зуево Московской области" объединены территории соответствующих муниципальных образований Московской области, прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Муниципальные образования, образованные путем вышеуказанного изменения состава территорий, наделены статусом городских округов.
Думой приняты законы Московской области: N 32/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района"; N 57/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Воскресенского муниципального района"; N 58/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Раменского муниципального района"; N 68/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Пушкинского муниципального района"; N 69/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Волоколамского муниципального района"; N 85/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Лотошинского муниципального района" N 172/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района".
Основанием для принятия данных законов Московской области стали законодательные инициативы советов депутатов соответствующих муниципальных районов, принятые на основании решений советов депутатов сельских и городских поселений, входящих в состав вышеуказанных муниципальных районов.
Объединение городских и сельских поселений, входящих в состав данных муниципальных районов, осуществлено без изменения границ их территорий.
Муниципальные образования, образованные путем изменения состава территорий данных муниципальных районов, наделены статусом городских округов.
В целях приведения в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прекращен статус муниципального образования: городского поселения Богородское Сергиево-Посадского муниципального района, городского поселения Быково Раменского муниципального района, сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района.
По инициативе Губернатора Московской области в 2019 году приняты законы Московской области: N 34/2019-ОЗ "О границе городского округа Щёлково"; N 38/2019-ОЗ "О границе городского округа Солнечногорск"; N 105/2019-ОЗ "О границе городского округа Воскресенск"; N 106/2019-ОЗ "О границе Пушкинского городского округа"; N 139/2019-ОЗ "О границе Волоколамского городского округа"; N 140/2019-ОЗ "О границе городского округа Лотошино". Данными законами установлено прохождение границ соответствующих городских округов согласно картам (схемам), текстовым описаниям и геодезическим данным, а также определены перечни входящих в состав муниципальных образований населенных пунктов и административных центров городских округов.
В целях приведения законодательства Московской области в соответствие с ранее принятыми законами Московской области, устанавливающими границы ряда городских округов, приняты законы Московской области, которыми внесены соответствующие изменения в картографические описания и карты-схемы сопредельных с ними муниципальных образований (законы Московской области N 277/2019-ОЗ, N 278/2019-ОЗ).
Отдельными законами Московской области о внесении изменений в законы Московской области о статусе и границах ряда муниципальных образований Московской области:
исправлены технические ошибки в геодезических данных границы между городским округом Мытищи и Дмитровским городским округом, а также границы между городским округом Домодедово и городским округом Ступино (законы Московской области N 18/2019-ОЗ, N 36/2019-ОЗ);
состав населенных пунктов, находящихся в границах Дмитровского городского округа, городского округа Егорьевск, городского округа Истра, городского округа Кашира, городского округа Клин, Можайского городского округа, Наро-Фоминского городского округа, городского округа Ступино, Талдомского городского округа, городского округа Чехов, городского округа Шатура, приведен в соответствие с постановлениями Губернатора Московской области об изменении категории ряда сельских населенных пунктов и внесении изменений в Учетные данные административно-территориальных и территориальных единиц Московской области (Закон Московской области N 107/2019-ОЗ);
признаны частично недействующими Закон Московской области N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" в части координат точки N 1129 границы городского округа Мытищи и Закон Московской области N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа" в части координат точки N 2099 границы Дмитровского городского округа в целях приведения указанных законов в соответствие с решением Московского областного суда от 28.11.2018 (Закон Московской области N 208/2019-ОЗ);
границы муниципальных образований Наро-Фоминского городского округа, Одинцовского городского округа, а также городского округа Молодежный приведены в соответствие с требованиями статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации (Закон Московской области N 230/2019-ОЗ).
Кроме того, в сфере местного самоуправления приняты следующие законы Московской области:
N 35/2019-ОЗ "Об упразднении Серпуховского района Московской области и внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области". Данный Закон принят по инициативе Губернатора Московской области в целях приведения административно-территориального устройства в соответствие с изменениями территориальной организации местного самоуправления в Московской области;
N 86/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород". Закон принят в целях обеспечения исполнения органами местного самоуправления Одинцовского городского округа вопросов местного значения, устранения нарушения бюджетного законодательства и обеспечения исполнения расходных обязательств муниципалитета.
Органы местного самоуправления Одинцовского городского округа наделены полномочиями по утверждению проекта решения о бюджете поселения Одинцовского муниципального района на 2019 год в случае, если такое решение о бюджете поселения ранее не было принято;
N 160/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области". Данный Закон принят с целью продления срока реализации указанных законов Московской области на пять лет. Перечень перераспределенных между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области полномочий при продлении срока реализации Закона Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" не изменяется;
N 217/2019-ОЗ "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области". Данный Закон принят в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области, согласно которой территория области состоит из 64 городских округов. Наличие муниципальных районов, городских и сельских поселений действующей системой муниципального деления Московской области не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с установленным порядком формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в структуре администраций городских округов отсутствует должность руководителя администрации муниципального образования по контракту. Законом установлены наименования представительного органа муниципального образования Московской области, должности главы муниципального образования Московской области и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) муниципального образования Московской области.
Также данным Законом признаны утратившими силу Закон Московской области N 98/2005-ОЗ "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" и Закон Московской области N 180/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области";
N 218/2019-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых законов Московской области в сфере деятельности руководителя администрации муниципального образования, назначаемого по контракту" принят в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления Московской области. Данным Законом признаны утратившими силу законы Московской области N 37/2006-ОЗ, N 13/2009-ОЗ, N 235/2007-ОЗ;
N 248/2019-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года". В соответствии с данным Законом финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, будет осуществляться из бюджета Московской области в форме субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований Московской области, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета;
N 276/2019-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов городских округов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав городских округов Московской области". Данный Закон принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области.
Законом установлен срок полномочий представительных органов и глав городских округов Московской области - пять лет, определен порядок избрания главы городского округа - глава избирается представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Признан утратившим силу Закон Московской области N 60/2016-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области", а также законы Московской области, которыми в указанный выше Закон внесены изменения.
В сфере законодательства о муниципальной службе по инициативе прокурора Московской области в целях приведения Закона Московской области N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" в соответствие с федеральным законодательством и обеспечения законности в данной сфере правоотношений принят Закон Московской области N 17/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальной службе в Московской области".
В соответствии с частью 6 статьи 7.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27, применяются в порядке и сроки, установленные указанным Федеральным законом, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В названном Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ не содержится части 6 статьи 7.1
Однако в действовавшей редакции Закона Московской области N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" порядок и сроки привлечения муниципального служащего за совершения коррупционных правонарушений не были предусмотрены, что зачастую способствовало нарушению муниципальными служащими законодательства о противодействии коррупции.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 304-ФЗ "О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации" скорректированы нормы Трудового кодекса Российской Федерации о сроке давности применения дисциплинарного взыскания. Так, при нарушении антикоррупционных запретов и ограничений, а также при неисполнении соответствующих обязанностей установлен единый срок давности для применения взысканий - не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.
Принятые изменения восполняют указанные пробелы в правовом регулировании.
Кроме того, процесс реорганизации органов местного самоуправления Московской области, в нарушение требований решения суженного заседания, утвержденного Губернатором Московской области от 03.04.2015 N 1, повлек за собой:
сокращение подразделений по защите государственной тайны, основным видом деятельности которых является защита государственной тайны (режимно-секретных и мобилизационных подразделений, подразделений по защите информации, составляющей государственную тайну, и т.д.);
увольнение сотрудников указанных подразделений (специальность сотрудников режимно-секретных и мобилизационных подразделений является редкой и требует специальной подготовки, их сокращение не позволит при исправлении ситуации в будущем укомплектовать подразделения подготовленными специалистами);
возложение функций режимно-секретного и мобилизационного подразделений на одно должностное лицо (при его отсутствии работа прекращается);
возложение на подразделения по защите государственной тайны несвойственных функций;
понижение статуса подразделений по защите государственной тайны и утрата их самостоятельности (должности указанных подразделений понижены до консультанта, главного специалиста или даже переведены в обеспечивающий персонал);
безосновательное упрощение отдельными руководителями процесса работы режимно-секретных и мобилизационных подразделений, незнание ими требований нормативных правовых документов.
В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", Типового положения о мобилизационной подготовке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 14.07.20011, Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1, решения суженного заседания, утвержденного Губернатором Московской области от 03.04.2015 N 1, необходимо: создать отдельные режимно-секретные и мобилизационные подразделения на правах самостоятельных структурных подразделений с подчинением руководителю организации, исключить включение режимно-секретных и мобилизационных подразделений в состав других структурных подразделений, а также возложение на них несвойственных функций.
В целях реализации указанных задач внесены соответствующие изменения в приложение к Закону Московской области N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области".
По инициативе Губернатора Московской области в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" принят Закон Московской области N 265/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области по вопросам противодействия коррупции".
В законы Московской области N 31/2009-ОЗ "О мерах по противодействию коррупции в Московской области", N 189/2017-ОЗ "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", N 190/2017-ОЗ "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области" внесены изменения в части:
установления порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в Московской области, о возникновении личной заинтересованности;
наделения комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Московской области полномочием по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и урегулирования конфликтов интересов в отношении глав муниципальных образований Московской области;
введения альтернативных мер ответственности лиц, замещающих муниципальные должности в Московской области, за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
исключения должности руководителя администрации муниципального образования Московской области, назначаемого по контракту.
В целях совершенствования денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности Московской области, принят Закон Московской области N 268/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Московской области". Принятыми изменениями установлено, что лицу, замещающему муниципальную должность Московской области, по итогам работы за год выплачивается премия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.