В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в целях профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, на 2019 год (далее - Программа).
2. Управлению государственного контроля (надзора) в сфере образования обеспечить осуществление мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, в соответствии с Программой.
3. Управлению информационно-аналитической работы в течение пяти рабочих дней со дня издания настоящего приказа обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель министра образования |
Е.А. Михайлова |
Утверждена
Министерства образования
Московской области
от 29.12.2018 N 3387
Ведомственная программа
профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2019 - 2021 годы
Паспорт
Наименование программы |
Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2019 - 2021 годы |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
Разработчик программы |
Управление государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области |
Цели программы |
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере образования; - создание инфраструктуры профилактики нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере образования; - устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере образования; - формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов; - повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности. |
Задачи программы |
- выявление причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства в сфере образования на территории Московской области, выработка и реализация профилактических мер, способствующих их снижению; - установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; - повышение квалификации кадрового состава Управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области; - создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; - повышение уровня правовой компетентности руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства в сфере образования и необходимых мерах по их исполнению; - создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; - формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности; - снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты. |
Сроки и этапы реализации программы |
2019 - 2021 годы. I этап - 2019 год (краткосрочный период) II этап - 2020 - 2021 год (плановый период) |
Источники финансирования |
Федеральный бюджет, текущее финансирование Министерства образования Московской области (бюджет Московской области). |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании; - увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов - развитие системы профилактических мероприятий контрольно-надзорного органа; - внедрение различных способов профилактики; - разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри контрольно-надзорного органа; - разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов; - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольно-надзорного органа; - повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа; - уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами; - мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению; - снижение количества нарушений законодательства об образовании, выявляемых при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области |
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Министерством образования Московской области в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Московской области", реализуется следующее полномочие Российской Федерации в сфере образования, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области (за исключением образовательных организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона об образовании), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Общее количество объектов надзора и контроля - 5348, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, - 64.
В 2018 году Министерством образования в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования проведена 831 проверка, из них плановых - 534 (в 2017 - 753, из них плановых - 506, в 2016 - 871, в 2015 году - 940 проверок, из них 595 плановых).
Выполнение плана - 100% (в 2017 - 100%, в 2016 - 100%, в 2015 году - 98%).
Анализ результатов проведенных проверок позволил установить образовательные организации, работающие в рамках правового поля, а также выявить типичные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования на территории Московской области: Несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании - 138.
Нарушение требований к наличию, содержанию, разработке и принятию локальных нормативных актов - 415.
Нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предусмотренные статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 542, из них:
нарушение п. 1. ч. 3 ст. 28: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов - 116;
нарушение п. 2. ч. 3 ст. 28: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами - 2;
нарушение п. 4. ч. 3 ст. 28: установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации - 4;
нарушение п. 5. ч. 3 ст. 28: прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников - 38;
нарушение п. 6. ч. 3 ст. 28: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации - 6;
нарушение п. 7. ч. 3 ст. 28: разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации - 100;
нарушение п. 8. ч. 3 ст. 28: прием обучающихся в образовательную организацию - 180;
нарушение п. 10. ч. 3 ст. 28: осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения - 56;
нарушение п. 11. ч. 3 ст. 28: индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях - 16;
нарушение п. 12. ч. 3 ст. 28: использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения - 4;
нарушение п. 13. ч. 3 ст. 28: проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования - 2;
нарушение п. 15. ч. 3 ст. 28: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации - 18.
Нарушение прав обучающихся при выборе форм получения образования - 40.
Нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников в части привлечения без согласия обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой - 34.
Нарушения при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях - 42.
Нарушения при организации индивидуального обучения детей на дому - 26.
Нарушение прав обучающихся и воспитанников на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня - 50. Нарушение порядка отчисления из образовательной организации - и.
Несоблюдение процедуры отчисления из образовательной организации обучающихся, достигших 15-летнего возраста - 2.
Нарушение требований к порядку проведения аттестации педагогических работников - 116. Нарушение прав родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников в части ознакомления с уставом образовательной организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса - 134.
Нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанные с размещением информации на официальном сайте - 294.
Нарушение правил оказания платных образовательных услуг - 132.
По результатам проведенных мероприятий по контролю в 2018 году образовательным организациям выдано 388 обязательных для исполнения предписаний (в 2017 году - 276, в 2016 году - 327, в 2015 году - 365; в 2014 году - 702), в том числе: дошкольные образовательные организации - 181; общеобразовательные организации - 147; профессиональные образовательные организации - 5; организации дополнительного образования - 12; организации дополнительного профессионального образования - 32; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования - 11.
Министерством образования Московской области осуществляется систематический контроль своевременности исполнения выданных предписаний. Проведенный мониторинг исполнения предписаний показал, что все предписания выполняются в полном объеме в указанные сроки.
Информация о фактах выявленных нарушений доводится до сведения учредителей образовательных организаций.
Мировым судьям в 2018 году направлено на рассмотрение 65 протоколов об административных правонарушениях (в 2017 - 47, в 2016 году - 65, в 2015 году - 72, в 2014 году - 107):
по ч. 1 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение права на образование) - 11 (в 2017 году - 2, в 2016 - 1, в 2015 году - 6, в 2014 году - 6);
по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление образовательной деятельности с нарушением условий лицензии) - 2 (в 2017 - 2, в 2016 году - 9, в 2015 году - 5, в 2014 году - 5);
по ч. 1 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение правил оказания платных образовательных услуг) - 11 (в 2017 году - 10, в 2016 году - 13, в 2015 году - 20, в 2014 году - 19);
по ч. 4 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации) - 15 (в 2017 - 8, в 2016 - 8);
по ч. 5 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение порядка приема в образовательную организацию) - 26 (в 2017 - 21, в 2016 - 20, в 2015 году - 15, в 2014 году - 22).
По результатам рассмотрения в судебных инстанциях привлечено к административной ответственности 17 должностных лиц, 15 юридических лиц, 9 физических лиц.
Общая сумма наложенных административных штрафов - 1073,0 тыс. рублей (в 2017 году - 1119,0 тыс. рублей), в том числе:
за осуществление образовательной деятельности с нарушением условий лицензии - 75 тыс. рублей;
за нарушение правил оказания платных образовательных услуг - 265 тыс. рублей;
за нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации - 27 тыс. рублей;
за нарушение порядка приема в образовательную организацию - 555 тыс. рублей.
Таким образом наблюдается тенденция снижения количества правонарушений в сфере образования.
Министерством образования Московской области в соответствии с частью 7 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и на основании приказа министра образования Московской области 10.08.2017 N 2380 "О наделении должностных лиц Министерства образования Московской области полномочиями по принятию решения о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании" в 2017 году было составлено и направлено в образовательные организации 18 предостережений о возможных нарушениях обязательных требований.
Из них:
о необходимости своевременного внесения достоверных и в полном объеме сведений в ФИС ФРДО - 12;
о не исполнении образовательными организациями установленных полномочий - 6.
В рамках работы с образовательными организациями, показавшими признаки необъективного оценивания результатов Всероссийских проверочных работ в 2018 году по выявлению и профилактике причин необъективных результатов проведены следующие мероприятия:
- 7 зональных совещаний по вопросам совершенствования функционирования внутренней системы оценки качества образования с участием специалистов Рособрнадзора и руководителей муниципальных органов управления образованием, директоров и заместителей директоров образовательных организаций Московской области (в совещаниях приняли участие 2785 участников);
- собеседование (пропуск) с руководителями 138 образовательных организаций и представителями муниципальных органов управления образованием 48 муниципалитетов, показавших признаки необъективных результатов Всероссийских проверочных работ в 2018 году.
В ходе собеседования было установлено:
- несоответствие выставленных баллов утвержденным критериям выявлено в 37 образовательных организациях 16 муниципалитетов;
- нарушение процедуры организации Всероссийских проверочных работ (некорректное заполнение итоговых протоколов результатов работы, нарушения в порядке шифрования работ) выявлено в 30 школах 15 муниципальных образований;
- исправления в работах обучающихся другой ручкой и другим почерком допущены в 7 школах 4 муниципалитетов;
- ненадлежащее исполнение обязанностей экспертами (при проверке не соблюдались критерии оценки результатов работы) выявлена в 28 школах 12 муниципальных образований;
- некорректная проверка работ экспертами (выявлено наличие неисправленных ошибок) выявлена в 33 образовательных организациях 13 муниципальных образований;
- выставлены баллы за невыполненные задания в 3 образовательных организациях 3 муниципальных образований;
- кадровая проблема (недостаточная подготовка педагогов (молодых специалистов, педагогов с перерывом в работе), отсутствие систематической подготовки обучающихся к достижению метапредметных результатов, недостатки в индивидуальной работе с обучающимися) выявлена в 26 школах 18 муниципальных образований;
- целенаправленная подготовка обучающихся по типовым заданиям ВПР (в нарушение методических рекомендаций) подтверждена в 46 школах 24 муниципалитетов;
- недостаточный уровень сформированности планируемых результатов установлен в 36 школах 16 муниципальных образований;
- ненадлежащее функционирование внутренней системы оценки качества знаний в 83 школах 37 муниципальных образований.
Для ликвидации признаков необъективной оценки Всероссийских проверочных работ образовательными организациями:
- разработаны "дорожные карты" по ликвидации признаков необъективного оценивания;
- разработан комплекс мероприятий по совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
- 61 школьная команда прошла обучение на курсах повышения квалификации на базе ФИОКО "Оценка качества образования в общеобразовательной организации";
- организованы стажировки для экспертов и педагогических работников, принимающих участие в организации проведения Всероссийских проверочных в рамках муниципальных методических площадок;
- проведен анализ и корректировка образовательных программ школ и рабочих программ педагогов;
- разработан план психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся к Всероссийским проверочным работам.
Проведен мониторинг официальных сайтов муниципальных общеобразовательных организаций.
В ходе мониторинга отслеживалось соблюдение требований:
статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по формированию образовательными организациями открытых и общедоступных информационных ресурсов;
постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 N 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" по порядку размещения и обновления информации на официальном сайте;
приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления на нем информации" по соответствию структуры официального сайта, а также формата предоставления на нем обязательной к размещению информации.
Всего в рамках мониторинга изучены сайты 467 школ. Результаты мониторинга обсуждались в ходе зональных совещаний с руководителями и заместителями руководителей муниципальных образовательных организаций.
По итогам аналитической работы в проект Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год включены:
195 образовательных организаций, в отношении которых по результатам проверок, проведенных муниципальными органами управления образованием, подтвердились факты нарушения законодательства в сфере образования, изложенные в обращениях граждан;
232 образовательные организации, имеющие отрицательную динамику образовательных достижений обучающихся;
118 образовательных организаций, имеющих признаки необъективности оценивания качества образования;
314 образовательных организаций, имеющих нарушения законодательства в сфере образования в документах, размещенных на официальных сайтах образовательных организаций.
В рамках Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2018 году, проведено 6 выездных совещания и 14 совещаний с руководителями муниципальных образовательных организаций, руководителями и специалистами органов местного самоуправления в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) по актуальным вопросам соблюдения законодательства при организации образовательной деятельности и соблюдения прав участников образовательного процесса.
Участниками каждого совещания в режиме ВКС становилось более 2000 директоров школ и заведующих детскими садами. К каждому ВКС готовились презентации с материалами, которые рассылались участникам.
В рамках совещаний-семинаров в режиме ВКС в 2018 году были рассмотрены следующие вопросы:
"Актуальные вопросы организации образовательной деятельности (по результатам анализа выданных образовательным организациям предписаний)";
"Анализ результатов всероссийских проверочных работ";
"Итоги контрольно-надзорной деятельности Министерства образования Московской области в 2017 году";
"Контроль ГИА в 2018 году";
"Вопросы качества образования, поднимаемые в обращениях граждан";
"О мероприятиях по контролю соблюдения порядка проведения ГИА в 2018 году";
"Профилактика нарушений установленного Порядка проведения государственной итоговой аттестации";
"Организация работы с обращениями граждан в Московской области. Профилактика конфликтных ситуаций";
"Обязательные организационные мероприятия в рамках подготовки образовательных организаций к новому учебному году";
"Результаты заполнения ФИС ФРДО образовательными организациями";
"Актуальные вопросы организации образовательной деятельности (по итогам рассмотрения обращений граждан)";
"Об итогах контроля соблюдения порядка организации и проведения государственной итоговой аттестации в 2018 году";
"Организация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
На официальном сайте Министерства образования Московской области mo.mosreg.ru в подразделе "Профилактика нарушений" раздела "Государственный контроль (надзора) в сфере образования" размещена и постоянно обновляется информация о принятии, изменении или отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере образования.
Также на сайте Министерства образования Московской области mo.mosreg.ru в разделе "Профилактика нарушений" размещаются аналитические материалы о типичных нарушениях обязательных требований, выявляемых в ходе проверок, с рекомендациями в отношении мер которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений, презентации и иные материалы по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности.
На постоянной основе работники Управления принимают участие в "горячей линии" Министерства образования Московской области по вопросам организации образовательного процесса, приема в дошкольные и общеобразовательные учреждения и отчисления из них, формирования внебюджетных источников финансирования образовательных учреждений, оказания платных образовательных услуг, защите законных прав и интересов несовершеннолетних обучающихся. Всего в рамках "горячей линии" за 2018 год рассмотрено более 250 обращений.
Министерством образования Московской области организовано консультирование руководителей образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием по вопросам подготовки к планируемому контрольно-надзорному мероприятию, в том числе в части ознакомления с требования законодательства в сфере образования. За отчетный период проконсультировано более 680 руководителей образовательных организаций).
Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2019 - 2021 годы сформирована на основе анализа результатов реализованной Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2018 году, утвержденная приказом министра образования Московской области от 28.12.2017 N 3629, и является ее логическим продолжением.
Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы
Профилактика нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования - это деятельность Министерства образования Московской области по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования на территории Московской области;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере образования;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства в сфере образования и необходимых мерах по их исполнению;
- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных подконтрольным субъектам уровней риска;
- создание условий для изменения отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Первый этап реализации Программы (2019 год)
- корректировка практики осуществления предусмотренных законом мер профилактики:
поддержание в актуальном состоянии перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования;
проведение публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики;
разработка руководств по соблюдению обязательных требований;
формирование профильной группы для решения наиболее острых вопросов, возникающих при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
- проведение на постоянной основе с подконтрольными субъектами общей и индивидуальной разъяснительной работы относительно процедур контроля.
Второй этап реализации Программы (2020 - 2021)
- совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
- разработка методики оценки влияния профилактических мероприятий на эффективность и результативность осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- организационная интеграция элементов профилактической деятельности в состав процессов осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- работа на официальном сайте Министерства образования Московской области по приведению деятельности по профилактике нарушений обязательных требований в соответствие с требованиями законодательства:
1) освоение действующих каналов "обратной связи" с подконтрольными субъектами и разработка необходимых дополнительных каналов такой связи для непосредственного накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля.
2) запуск интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе для самостоятельного добровольного подтверждения подконтрольными субъектами соблюдения обязательных требований;
- периодический анализ опыта субъектов Российской Федерации в части профилактики нарушений обязательных требований с целью выявления актуальных и эффективных подходов к осуществлению профилактической деятельности и внедрения их в собственную практику.
Раздел 3. Программные мероприятия
Условиями предотвращения и сокращения числа нарушений обязательных требований законодательства в сфере государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
- формирование общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований законодательства в сфере образования, соблюдение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий;
- разработка методических материалов для подконтрольных субъектов по самообследованию на предмет соблюдения законодательства в сфере образования;
- организация и проведение публичных обсуждений результатов осуществления контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования;
- обеспечение информационного доступа к обязательным требованиям законодательства в сфере образования.
Программные мероприятия предусматривают комплекс мер по предотвращению (снижению) нарушений законодательства в сфере образования, которые содержат конкретный перечень мероприятий, подлежащих реализации, а также информацию о ресурсах, срока, ответственных должностных лицах и ожидаемом результате проведенного мероприятия.
Организация и проведение профилактических мероприятий Министерства образования Московской области, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования, осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего плана-графика, ежегодно разрабатываемого и утверждаемого руководителем Министерства (прилагается).
Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы
Реализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Министерства образования Московской области.
Раздел 5. Механизм реализации программы
Цели и задачи настоящей Программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов её реализации.
Организация работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, и персональная ответственность за состояние профилактической работы возложена на заместителя министра образования Московской области Е.А. Михайлову Е.А.
Ответственным за координацию и контроль деятельности участников настоящей Программы является начальник управления государственного контроля (надзора) в сфере образования А.В. Гребцова.
Участниками реализации Программы являются отделы Управления государственного контроля (надзора) в сфере образования:
- отдел государственного надзора за соблюдением законодательства;
- отдел государственного контроля качества образования;
- отдел контроля государственной итоговой аттестации.
Раздел 6. Оценка эффективности программы
6.1. Непосредственные результаты (реализованные мероприятия).
В открытом доступе на официальном сайте Министерства образования Московской области (https://mo.mosreg.ru) в сети "Интернет" в разделе "Государственный контроль (надзор) в сфере образования и лицензионный контроль" размещены:
- нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования законодательства в сфере образования;
- ежегодный Доклад об осуществлении Министерством государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
- результаты контрольных мероприятий и проверок в отношении регулируемых организаций Министерства образования Московской области;
- сведения по форме федерального статистического наблюдения по форме N 1 - контроль;
- разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, изменениях в действующие нормативные правовые акты по мере вступления их в силу.
6.2. Конечные результаты (социальный и экономический эффект от реализованных мероприятий).
Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты (снижения административной нагрузки) и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования на постоянной основе.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления;
2) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
3) снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
4) уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
5) расширение круга подконтрольных субъектов, с которыми проводятся профилактические мероприятия и налажен механизм "обратной связи";
6) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
7) повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Министерству образования Московской области.
6.3. Количественные показатели для расчета оценки эффективности ведомственной программы:
Номер (индекс) показателя |
Наименование показателя |
Формула расчета |
Комментарии / интерпретация значений |
Значения показателей |
1 |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
Мплан / Мфакт проведенных |
Прямой подсчет |
100% |
1.1 |
Размещение на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования |
К = К1 + К2 ... Кn |
Кn - размещенные на официальном сайте перечни актов, содержащих обязательные требования |
100% |
1.2 |
Совещания по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности |
К = К1 + К2 ... Кn |
Кn - совещания по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности |
100% |
1.3 |
Выступления в СМИ (на телевидении) |
К = К1 + К2 |
К - выступления в СМИ (на телевидении, радио, газеты, журналы, интернет-ресурсы) |
2/в год |
1.4 |
Подготовка ежегодных докладов об итогах профилактической работы |
К |
К - доклады об итогах профилактической работы |
1 годовой |
2 |
Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
В |
В - субъекты, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
Фактический подсчет |
3 |
Количество вынесенных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, направленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при проведении профилактических мероприятий |
К = Р / В |
Р - вынесенные предостережения; В - субъекты, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
Показатель в процентах |
4 |
Средняя продолжительность одного профилактического мероприятия |
А / 1 |
А - общее количество часов, затраченных на проведение профилактических. мероприятий |
1 час |
5 |
Среднее число должностных лиц, задействованных в проведении одного профилактического мероприятия |
А / 1 |
А - общее количество должностных лиц, задействованных в проведении профилактических мероприятий |
1 |
План-график проведения профилактических мероприятий
N |
Краткое описание формы профилактического мероприятия |
Периодичность проведения |
Адресаты мероприятия |
Ожидаемые результаты проведенных мероприятий |
Ответственные лица за реализацию профилактического мероприятия |
1-й этап - 2019 г. | |||||
1. |
Сбор сведений и актуализация перечня обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования |
По мере обновления информации |
Регулируемые организации |
Актуализированный перечень обязательных требований |
начальник управления А.В. Гребцова |
2. |
Размещение на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированного перечня обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Не реже 2 раз в год |
Регулируемые организации |
Доступность обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, для регулируемых организаций |
заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
3. |
Разработка методических материалов для подконтрольных субъектов по самообследованию на предмет соблюдения требований к качеству образования. |
30.11.2019 |
Регулируемые организации, имеющие государственную аккредитацию |
Снижение количества нарушений, выявляемых при государственном контроле качества образования |
заведующий отделом И.А. Новикова |
4. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме: "Сайт образовательной организации: требования к содержанию, организация наполнения и контроль". |
23.01.2019 |
Муниципальные образовательные организации |
Приведение сайтов образовательных организаций в соответствие требованиям, снижение количества протоколов, составленных за нарушения, предусмотренные ст. 5.57 КоАП РФ |
заведующий отделом Е.Н. Жигульская |
5. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме: "Итоги контрольно-надзорной деятельности Министерства образования Московской области за 2018 год". |
06.02.019 |
Муниципальные образовательные организации |
Распространение материалов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности |
начальник управления А.В. Гребцова |
6. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме: "Изучение родного языка - обязательное требование при реализации ФГОС". |
27.03.2019 |
Муниципальные общеобразовательные организации |
Снижение количества нарушений при формировании учебных планов общеобразовательных организаций |
заведующий отделом И.А. Новикова |
7. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме: "Соблюдение образовательной организацией порядка формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении". |
15.04.2019 |
Образовательные организации, выдающие документы об образовании и (или) квалификации, документы об обучении. |
Внесение в ФИС ФРДО сведение о выданных документах в 2019 году |
заведующий отделом Е.Н. Жигульская |
8. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме: "Актуальные вопросы организации образовательной деятельности (по результатам работы с обращениями граждан)". |
14.05.2019 |
Муниципальные образовательные организации |
Обеспечение выполнения образовательными организациями требований к работе с обращениями граждан |
начальник управления А.В. Гребцова |
9. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме "Профилактика нарушений установленного порядка проведения ГИА в 2019 году". |
13.06.2019 |
Муниципальные общеобразовательные организации |
Обеспечение прозрачности и объективности при проведении ГИА 2019 |
заведующий отделом И.Н. Гаврилова |
10. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме "Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". |
18.07.2019 |
Муниципальные и негосударственные образовательные организации |
Обеспечение выполнения требований к организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
11. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме "Учебный план как один из механизмов реализации основных образовательных программ: структура, содержание, алгоритм формирования". |
15.08.2019 |
Муниципальные общеобразовательные организации |
Снижение количества нарушений при реализации основных образовательных программ в общеобразовательных организациях |
заведующий отделом И.А. Новикова |
12. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме "Организация работы по ведению официального сайта образовательной организации в сети "Интернет". |
11.09.2019 |
Негосударственные образовательные организации |
Приведение сайтов образовательных организаций в соответствие требованиям, снижение количества протоколов, составленных за нарушения, предусмотренные ст. 5.57 КоАП РФ |
заведующий отделом Е.Н. Жигульская |
13. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме "Результаты мониторинга внесения образовательными организациями сведений в ФИС ФРДО". |
16.10.2019 |
Образовательные организации, выдающие документы об образовании и (или) квалификации, документы об обучении. |
Доведение до регулируемых организаций итогов мониторинга ФИС ФРДО |
заведующий отделом Е.Н. Жигульская |
14. |
Проведение совещания в режиме видео-конференцсвязи по вопросам предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме |
20.11.2019 |
Муниципальные образовательные организации |
Снижения количества обращений граждан по вопросам привлечения денежных средств |
начальник управления А.В. Гребцова |
|
"Законность привлечения образовательными организациями денежных средств родителей (законных представителей) обучающихся". |
|
|
|
|
15. |
Проведение совещания "Работа экспертов по контролю Порядка проведения ГИА в 2018 году и задачи на 2019 год" |
Февраль 2019 года |
Эксперты - члены ГЭК Московской области |
Повышение качества экспертной работы при контроле ГИА 2019 |
начальник управления Гребцова А.В. заведующий отделом Гаврилова И.А. |
16. |
Проведение выездных семинаров, совещаний по вопросам соблюдения требований законодательства и контроля качества образования. |
Орехово-Зуево 19.03.2019 Одинцово 10.04.2019 Истра 24.07.2019 Реутов 28.11.2019 |
Регулируемые организации |
Объективное проведение и подведение ВПР |
начальник управления Гребцова А.В. |
17. |
Консультирование руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области, по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в рамках обращений граждан на телефон "горячей линии" и посредством использования телефонной связи |
По мере необходимости в порядке рассмотрения обращений |
Регулируемые организации |
Понимание объектами контроля процедур и содержания контрольно-надзорных мероприятий |
начальник управления А.В. Гребцова |
18. |
Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Ежеквартально (до 20.09.2019, до 20.12.2019) |
Регулируемые организации |
Размещение на сайте материалов обобщения практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
19. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
Не позднее 30 дней со дня обнаружения признаков нарушений обязательных требований законодательства |
Регулируемые организации |
Снижение рисков нарушений законодательства в сфере образования |
заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
20. |
Подготовка доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) и их размещение в федеральных и |
До 20.02.2019) |
Регулируемые организации |
Размещение на сайте доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) |
начальник управления А.В. Гребцова |
|
региональных информационных системах |
|
|
|
|
21. |
|
|
|
|
|
2-й этап "2020 - 2021 гг." | |||||
22. |
Актуализация обязательных требований с последующим размещением на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
По мере выхода новых НПА или внесения изменений в действующие |
Регулируемые организации |
Доступность актуальных обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, для регулируемых организаций |
начальник управления А.В. Гребцова |
23. |
Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований |
2019 - 2020 ежемесячно |
Регулируемые организации |
Снижение количества нарушений при реализации основных образовательных программ в общеобразовательных организациях |
заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
24. |
Консультирование руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области, по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в рамках обращений граждан на телефон "горячей линии" и посредством использования телефонной связи |
Постоянно (по мере поступления обращений) |
Регулируемые организации |
Понимание объектами контроля процедур и содержания контрольно-надзорных мероприятий |
начальник управления А.В. Гребцова |
25. |
Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
1 раз в квартал |
Регулируемые организации |
Размещение на сайте материалов обобщения практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
начальник управления А.В. Гребцова |
26. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
По мере получения достоверных сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений |
Регулируемые организации |
Снижение рисков нарушений законодательства в сфере образования |
заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
27. |
Подготовка доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) и их размещение в федеральных и региональных информационных системах |
До 20.02.2019 |
Регулируемые организации |
Снижение рисков нарушений законодательства в сфере образования |
начальник управления А.В. Гребцова; |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ заместителя Министра образования Московской области от 29 декабря 2018 г. N 3387 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, на 2019 год"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 11 января 2019 г.