Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 29 июля 2019 г. по делу N 3а-54/2019
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" к Министерству экономического развития Республики Хакасия, Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия о признании приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 10-э "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия на 2019 год" не действующим в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" (далее - ООО "Абаканэнергосбыт", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия (далее - Минэкономразвития Хакасии, Тарифный орган) от 28 декабря 2018 г. N 10-э "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия на 2019 год" (далее - приказ N 10-э).
Свои требования с учетом дополнения и уточнений к административному исковому заявлению Общество мотивировало тем, что приказом N 10-э установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, в том числе для ООО "Абаканэнергосбыт", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия.
Полагает оспариваемый приказ N 10-э в части установления размера сбытовых надбавок ООО "Абаканэнергосбыт" не соответствующим статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 65 и 65.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пунктам 21, 22, 28 (при утверждении сбытовых надбавок для населения на 2-е полугодие 2019 года) и пунктам 36, 38, 39, 46 (при утверждении сбытовых надбавок для прочих потребителей на 2-е полугодие 2019 года) Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов (далее - Методические указания), утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2017 г. N 1554/17.
В частности, при расчете необходимой валовой выручки, используемой для целей расчета сбытовой надбавки для населения и приравненных к нему категорий потребителей, в нарушение пункта 28 Методических указаний исключены доходы, которые Общество не получало, в размере 10000 тыс. рублей. При расчете необходимой валовой выручки для целей расчета сбытовых надбавок для прочих потребителей в нарушение пункта 46 Методических указаний исключены доходы в размере 40000 тыс. рублей, которые Общество также не получало.
Указывая, что занижение необходимой валовой выручки привело к занижению сбытовых надбавок, установленных для Общества на 2-е полугодие 2019 года, что нарушает его экономические права и интересы, с учетом уточнений, административный истец просил:
- признать приказ N 10-э в части установления сбытовых надбавок указанных в приложении к приказу относительно ООО "Абаканэнергосбыт" для тарифной группы "население" и приравненные к нему потребители (под пунктом 1 на 2-е полугодие) и для тарифной группы "прочие потребители" (под пунктом 1 менее 670 кВт на 2-е полугодие, а также для групп от 670 кВт до 10 МВт и не менее 10 МВт на 2-е полугодие) не действующим со дня вступления решения в законную силу;
- обязать Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять нормативный правовой акт (приказ) заменяющий приказ от 28 декабря 2018 г. N 10-э в части, признанной не действующей, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Определением Верховного Суда Республики Хакасия от 14 июня 2019 г. в качестве соответчика по делу привлечен Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.
В судебном заседании представители административного истца ООО "Абаканэнергосбыт" Ненашкин А.А., действующий на основании доверенности от 11 марта 2019 г. N 69, Кильдерова Н.А., действующая на основании доверенности от 19 февраля 2019 г. N 68, требования административного искового заявления с учетом дополнения и уточнений поддержали, приводя изложенные в них доводы.
Представители административных ответчиков, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Манишева И.А., действующая на основании доверенности от 5 июля 2019 г., представила письменные отзывы на административное исковое заявление в которых требования не признала, указав, что оспариваемый приказ принят в полном соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
В соответствии со статьями 6 и 20 Федерального закона "Об электроэнергетике" к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. При внесении изменений в методологию расчета сбытовых надбавок, а также в Основы ценообразования, федеральным органом исполнительной власти допущено противоречие методики основополагающим нормам Федерального закона "Об электроэнергетике". Неучет органом регулирования при принятии тарифно-балансовых решений денежных средств, излишне полученных регулируемой организацией от потребителей услуг в предыдущих периодах регулирования, ведет к несоблюдению интересов потребителей услуг и нарушению норм Федерального закона "Об электроэнергетике". В интересах потребителей Республики Хакасия, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика ООО "Абаканэнергосбыт", во исполнение норм Федерального закона "Об электроэнергетике" при принятии тарифно-балансового решения на 2019 год были учтены средства, излишне полученные регулируемой организацией в периодах регулирования 2014 - 2017 годов.
В силу законодательства, действовавшего до внесения изменений в Основы ценообразования, суммы излишне полученных доходов подлежали обязательному учету при тарифном регулировании. В переходный период, при изменении законодательства в части изменения методологии расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и принимая во внимание, что расчет сбытовых надбавок доводится до эталонного метода поэтапно, в целях защиты прав потребителей Республики Хакасия органом регулирования учтены итоги деятельности организации в предыдущих периодах регулирования, что не повлекло нарушения законных интересов ООО "Абаканэнергосбыт". Просила в удовлетворении административного иска отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения представителей административного истца и прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Прокурор Пименова Е.А. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, так как оспариваемые приказы в части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав пояснения представителей административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (пункт 1, абзац шестой пункта 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В 2018 году государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности), согласно пунктам 1 и 4.15.1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. N 153 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 5 декабря 2017 г. N 631), являлось Министерство экономического развития Республики Хакасия.
В настоящее время в силу пунктов 1.1 и 2.1.5 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования развития Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. N 175, указанные полномочия осуществляет Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, выделенный из Министерства экономического развития Республики Хакасия на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 11 февраля 2019 г. N 21 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2018 г. N 87-ПП "О внесении изменений в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27 марта 2009 г. N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия".
Обществом оспаривается приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 10-э "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия на 2019 год" в части установления в приложении к приказу сбытовых надбавок для общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" для тарифной группы "население" и приравненные к нему потребители (под пунктом 1 на 2-е полугодие) и для тарифной группы "прочие потребители" (под пунктом 1 менее 670 кВт на 2-е полугодие, а также для групп от 670 кВт до 10 МВт и не менее 10 МВт на 2-е полугодие).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Приказ N 10-э принят органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в оспариваемой части направлен на установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия на 2019 год, его положения распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Процедура принятия приказа, установленная пунктами 25, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), пунктом 6.1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. N 153 (в редакции от 18 декабря 2018 г.), не нарушена, что подтверждается протоколом заседания Правления Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 8, приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 25 декабря 2018 г. N 050-95-п "Об утверждении состава Правления Министерства экономического развития Республики Хакасия".
Форма приказа N 10-э соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. N 313-э в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования.
Проект нормативного правового акта прошел в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу (т. 3, л.д. 6).
В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 17 января 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступил в законную силу.
Пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования (абзац восьмой в редакции до 4 января 2019 г.).
Особенности учета выявленных за предшествующий период регулирования экономически необоснованных расходов или экономически необоснованных доходов гарантирующих поставщиков, а также экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, и доходов, недополученных при осуществлении гарантирующими поставщиками регулируемого вида деятельности, определяются пунктом 65 настоящего документа (абзац восемнадцатый).
Согласно пункту 65 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
23 апреля 2018 г. ООО "Абаканэнергосбыт" обратилось в Тарифный орган с заявлением об установлении сбытовых надбавок на 2019 год, приложив к заявлению обосновывающие документы (т. 1, л.д. 33).
Пунктами 22, 23 Правил регулирования предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно пунктам 25, 26 и 28 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 7 мая 2018 г. N 1-э/18 было открыто дело об установлении цен (тарифов) на 2019 год (т. 1, л.д. 111, 118).
По результатам экспертизы представленных документов приказом N 10-э для гарантирующего поставщика ООО "Абаканэнергосбыт" установлены сбытовые надбавки на 2019 год для тарифной группы потребителей "население" и приравненные к нему категории потребителей, в том числе на второе полугодие 2019 года в размере 0,20757 руб./кВт. x ч. (пункт 1 таблицы в приложении к приказу N 10-э) и для тарифной группы "прочие потребители", в том числе на второе полугодие 2019 года для потребителей с мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт - 0,68487 руб./кВт. x ч.; от 670 кВт до 10 МВт - 0,37775 руб./кВт x ч.; не менее 10 МВт - 0,22829 руб./кВт x ч. (пункт 1 таблицы в приложении к приказу N 10-э) (т. 1, л.д. 20 - 22).
Как следует из протокола заседания Правления Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 8, при расчетах сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика ООО "Абаканэнергосбыт" были сняты доходы, полученные в предыдущих периодах регулирования от регулируемого вида деятельности в размере 50 млн. рублей (т. 1, л.д. 28).
Аналогичные доводы указаны в экспертном заключении по делу от 7 мая 2018 г. N Э-1/19, где указано на исключение из необходимой валовой выручки излишне полученных доходов за период 2014 - 2015 гг., 2016 год и 2017 год на сумму 50000 тыс. рублей, в том числе по группе население - 10000 тыс. рублей и по группе прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт - 40000 тыс. рублей (т. 1, л.д. 123, 125, 134 - 135).
Согласно пункту 65.1 Основ ценообразования сбытовые надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, и дифференцируются по следующим группам потребителей: население и приравненные к нему категории потребителей; сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии; прочие потребители дифференцированно по подгруппам, предусмотренным методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт).
Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2017 г. N 1554/17 (далее - Методические указания по расчету сбытовых надбавок), предусмотрено раздельное ведение гарантирующими поставщиками (далее - ГП) учета доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике гарантирующего поставщика (пункт 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок).
В соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с настоящими Методическими указаниями, в том числе выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные: разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус ГП, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции ГП, в течение периода с момента присвоения статуса ГП до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус ГП; процедурой принятия ГП на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в случаях, установленных пунктом 15 Основных положений; установлением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.
Величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика в отношении населения за период, предшествующий базовому периоду регулирования, рассчитывается по формуле, указанной в пункте 28 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок, для остальных потребителей по формуле, приведенной в пункте 46 вышеуказанных методических указаний.
В отзыве на административное исковое заявление и в письменных пояснениях представителем Тарифного органа приведены расчеты, на основе которых экспертами и Тарифным органом определен размер сбытовых надбавок по группам потребителей (т. 1, л.д. 143 - 148; т. 2, л.д. 41 - 48; т. 3, л.д. 18 - 20).
Из пояснений представителя Тарифного органа и из экспертного заключения следует, что излишне полученный доход в размере 50000 тыс. рублей, учтенный при расчете сбытовой надбавки на 2019 год, определен как разница между утвержденной Тарифным органом НВВ на сбыт электрической энергии и фактической валовой выручкой ГП за 2014, 2015, 2016 и 2017 гг. (т. 1, л.д. 123, 125, 134 - 135).
Указанные расчеты и возражения представителя Тарифного органа со ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования о возможности снятия при расчетах сбытовой надбавки суммы в размере 50000 тыс. рублей как излишне полученных доходов, противоречит положениям абзацев восьмого и восемнадцатого пункта 7, пунктов 65, 65.1 Основ ценообразования, пунктам 11, 28, 46 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок, устанавливающим порядок определения необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок.
Кроме того, не представлены доказательства обоснованности определения суммы излишне полученных доходов гарантирующего поставщика отдельно для расчетов сбытовой надбавки населению (10000 тыс. рублей) и прочим потребителям (40000 тыс. рублей) в соответствии с требованиями пунктов 4, 11, 28 и 46 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 28 декабря 2017 г. N 71-ПП в соответствии с Законом об электроэнергетике и пунктом 8 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок утвержден график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика ООО "Абаканэнергосбыт" до эталонной выручки гарантирующего поставщика (пункт 2 Приложения).
Из Методических указаний по расчету сбытовых надбавок следует, что для определения величины сбытовых надбавок для населения (пункты 20, 21) и для прочих потребителей с мощностью энергопринимающих устройств до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и не менее 10 МВт (пункт 38) существенным условием является необходимая валовая выручка ГП для целей расчета сбытовой надбавки для населения.
В пункте 22 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок установлен порядок определения необходимой валовой выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для населения на расчетный период регулирования в случаях, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Методических указаний (формула 4).
Указанный порядок предусматривает учет в расчетах недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП в отношении населения за период, предшествующий базовому периоду, рассчитываемых в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний.
Тарифным органом в соответствии с пунктом 28 Методических указаний определены излишне полученные доходы от осуществления деятельности в качестве ГП в сумме 407,13 тыс. рублей, однако дополнительно при определении НВВ для расчета сбытовой надбавки для населения учтены суммы излишне полученных доходов в размере 10000 тыс. рублей, что противоречит требованиям пунктов 7, 65, 65.1 Основ ценообразования, пунктов 21, 22, 28 Методических указаний (т. 1, л.д. 143; т. 2, л.д. 42 - 43; т. 3, л.д. 18).
Пунктом 39 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Методических указаний, необходимая валовая выручка ГП для целей расчета сбытовой надбавки для прочих потребителей на расчетный период регулирования определяется по формуле 59.
Данная формула также предполагает использование в расчетах - недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП в отношении прочих потребителей, у которых максимальная мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств относится к диапазону z (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2), рассчитываемых в соответствии с пунктом 46 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок.
Тарифным органом при расчете необходимой валовой выручки ГП для целей расчета сбытовой надбавки для прочих потребителей с мощностью энергопринимающих устройств до 670 кВт применено значение излишне полученных доходов от осуществления деятельности ООО "Абаканэнергосбыт" в качестве ГП в размере 779,39 тыс. рублей, рассчитанного в соответствии с пунктом 46 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок, однако также дополнительно применено значение излишне полученных доходов в размере 40000 тыс. рублей, что не соответствует требованиям пунктов 7, 65, 65.1 Основ ценообразования, пунктов 39, 46 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок (т. 1, л.д. 144 - 148; т. 2, л.д. 43 - 46; т. 3., л.д. 18 - 20).
Для расчета сбытовой надбавки на 2-е полугодие 2019 года для подгруппы потребителей с мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт Тарифным органом определена средняя удельная величина НВВ ГП для группы "прочие потребители" на 2-е полугодие 2019 года в размере 0,62747 руб./кВт в соответствии с формулой 52 пункта 38 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок, где величина НВВ пп 2019 в сумме 85792786 рублей определена на основании формулы 53 пункта 38 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок (т. 1, л.д. 146; т. 3, л.д. 19). Величина необходимой валовой выручки для группы "прочие потребители" НВВ пп 2019 в дальнейшем использовалась для расчета сбытовой надбавки для потребителей с мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт в соответствии с формулой 56 пункта 38 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок, а расчет сбытовой надбавки для потребителей с мощностью энергопринимающих устройств до 670 кВт использован для расчета сбытовой надбавки для потребителей с мощностью энергопринимающих устройств не менее 10 МВт на основании формулы 58 пункта 38 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок (т. 2, л.д. 46 - 48).
Поскольку необходимая валовая выручка ГП для целей расчета сбытовых надбавок определена Тарифным органом с нарушением требований законодательства о тарифном регулировании, последующий расчет и установление на основе данных значений в приказе N 10-э размера сбытовых надбавок для ООО "Абаканэнергосбыт" для тарифной группы "население" и приравненные к нему потребители на 2-е полугодие 2019 года в соответствии с пунктом 21 (формула 54) Методических указаний по расчету сбытовых надбавок и для тарифной группы "прочие потребители" на 2-е полугодие 2019 года в соответствии с пунктом 38 (формула 54) для подгруппы потребителей с мощностью энергопринимающих устройств до 670 кВт, в соответствии с пунктом 38 (формула 56) для подгруппы потребителей с мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт и в соответствии с пунктом 38 (формула 58) для подгруппы потребителей с мощностью энергопринимающих устройств не менее 10 МВт нарушает баланс интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и не соответствует требованиям статей 6, 20 Закона об электроэнергетике, пунктов 7, 65, 65.1 Основ ценообразования, пунктам 21, 22, 28, 38, 39, 46 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок.
В оспариваемой части приказ N 10-э нарушает права административного истца, поскольку необоснованно снижает размер сбытовых надбавок, от которых зависит размер дохода при осуществлении экономической деятельности ООО "Абаканэнергосбыт".
Нарушение Тарифным органом положений законодательства в области тарифного регулирования является основанием для признания не действующим приказа Минэкономразвития Хакасии от 28 декабря 2018 г. N 10-э "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия на 2019 год" в части установления в приложении к приказу сбытовых надбавок для общества с ООО "Абаканэнергосбыт" для тарифной группы "население" и приравненные к нему потребители (под пунктом 1 на 2-е полугодие) и для тарифной группы "прочие потребители" (под пунктом 1 менее 670 кВт на 2-е полугодие, а также для групп от 670 кВт до 10 МВт и не менее 10 МВт на 2-е полугодие).
Поскольку данный нормативный правовой акт в оспариваемой части применяется и на его основании реализуются права граждан и организаций, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", он подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для удовлетворения остальной части требований административного искового заявления не имеется, поскольку обязанность Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия принять новый нормативный акт, устраняющий допущенные нарушения, следует из положений части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абзаца тринадцатого пункта 7 Основ ценообразования, в силу которых регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иной срок не установлен соответствующим решением.
В части требований к Минэкономразвития Хакасии оснований для удовлетворения административного иска не имеется, так как после его реорганизации на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 11 февраля 2019 г. N 21 функции государственного регулирования цен (тарифов) выполняет Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия и Минэкономразвития Хакасии является ненадлежащим ответчиком.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174 - 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить в части.
Признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 10-э "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия на 2019 год" не действующим в части установления в приложении к приказу сбытовых надбавок для общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" для тарифной группы "население" и приравненные к нему потребители (под пунктом 1 на 2-е полугодие) и для тарифной группы "прочие потребители" (под пунктом 1 менее 670 кВт на 2-е полугодие, а также для групп от 670 кВт до 10 МВт и не менее 10 МВт на 2 полугодие).
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
В мотивированной форме решение изготовлено 5 августа 2019 г.
Председательствующий |
О.В. Вениченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 29 июля 2019 г. по делу N 3а-54/2019
Текст решения опубликован в газете "Хакасия" 6 марта 2020 г. N 42