Решение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2020 г. N АКПИ19-996
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Табале Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корниенко Владимира Анатольевича об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 г. N 1668 "О помиловании осуждённых к смертной казни",
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 г. N 1668 "О помиловании осуждённых к смертной казни" (далее - Указ) Корниенко Владимир Анатольевич, ... г.р., осуждённый 7 декабря 1990 г. Курским областным судом к исключительной мере наказания - смертной казни, помилован; смертная казнь ему заменена пожизненным лишением свободы.
Корниенко В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа. В обоснование заявленного требования административный истец ссылается на то, что вследствие неправильного применения уголовного закона при замене ему в порядке помилования смертной казни пожизненным лишением свободы Президентом Российской Федерации нарушены его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, статьёй 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он считает, что Указ подлежит отмене, так как его издание основано на части 1 статьи 24 Уголовного кодекса РСФСР в редакции закона, действовавшего в период принятия Президентом Российской Федерации Указа, что ухудшило его положение по сравнению с прежней редакцией закона, действовавшей на момент вынесения приговора в 1990 г., которая предусматривала при замене смертной казни в порядке помилования лишение свободы на срок более пятнадцати лет, но не свыше двадцати лет. Считает, что ему не было разъяснено право на обжалование Указа.
Представитель Президента Российской Федерации в письменных возражениях на административный иск указал, что Указ соответствует положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, действовавшему на день его издания. Корниенко В.А., осуждённый по приговору суда к смертной казни, обратился к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Президент Российской Федерации осуществил помилование Корниенко В.А. в пределах его конституционных полномочий. Кроме того, административным истцом пропущен установленный законом срок на обращение в суд с требованиями об оспаривании данного правового акта Президента Российской Федерации.
Административный истец Корниенко В.А., участвующий в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи, заявленное требование поддержал.
В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации Краснова Н.А. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения административного истца Корниенко В.А., возражения представителя Президента Российской Федерации Красновой Н.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Как следует из материалов дела, по приговору Курского областного суда от 7 декабря 1990 г. Корниенко В.А. осуждён по пункту "ж" статьи 93, части 2 статьи 142 Уголовного кодекса Украинской ССР, пунктам "а", "б", "д" части 2 статьи 146, пунктам "е", "и" статьи 102 Уголовного кодекса РСФСР к исключительной мере наказания - смертной казни.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 12 марта 1991 г. данный приговор оставлен без изменения.
6 июня 1991 г. Корниенко В.А. обратился с письменным ходатайством о помиловании.
Президент Российской Федерации, рассмотрев ходатайство Корниенко В.А. о помиловании, заключение Верховного Суда РСФСР от 24 июня 1991 г. N 39-ск91-2 и заключение Прокуратуры РСФСР от 7 августа 1991 г. N 12/1-157-91, руководствуясь принципами гуманности, издал Указ о его помиловании, в силу которого Корниенко В.А. смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.
На день издания Указа действовала Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г., пунктом 15 статьи 121.5 которой было установлено полномочие Президента Российской Федерации осуществлять право помилования граждан, осуждённых судами Российской Федерации.
Как институт конституционного права помилование входит в сферу исключительной компетенции Президента Российской Федерации и не связано с вопросами привлечения к уголовной ответственности и применения наказания, относящимися к ведению судебной власти.
Издавая указы о помиловании, Президент Российской Федерации руководствуется действующим на день принятия таких правовых актов законодательством Российской Федерации.
На день принятия Президентом Российской Федерации решения о помиловании Корниенко В.А. и издания Указа действовала норма части 1 статьи 24 Уголовного кодекса РСФСР (в редакции Закона Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4123-1 "О внесении изменения в статью 24 Уголовного кодекса РСФСР"), согласно которой при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно.
Довод административного истца о том, что при издании в отношении его акта о помиловании подлежал применению закон в редакции от 28 мая 1986 г., действовавшей на момент вынесения приговора в 1990 г., предусматривавший замену в порядке помилования смертной казни на срок не более двадцати лет лишения свободы, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку Президентом Российской Федерации наказание Корниенко В.А. как таковое, в смысле санкции за совершённые им деяния, не назначалось, а была произведена только его замена в порядке помилования на более мягкое, по сравнению со смертной казнью, назначенной судом. В данном случае замена наказания Корниенко В.А. произведена Президентом Российской Федерации не в порядке уголовного судопроизводства, требующего соблюдения правил, предусмотренных статьёй 6 Уголовного кодекса РСФСР, о недопустимости придания обратной силы закону, усиливающему наказание, а при реализации конституционного права Президента Российской Федерации на помилование.
Положения статьи 66 Конституции РСФСР и статьи 6 Уголовного кодекса РСФСР об обратной силе закона предусматривают порядок применения закона, а именно привлечение к ответственности и назначение наказания в рамках уголовного судопроизводства.
Вопросы привлечения к ответственности по уголовному закону, действовавшему на момент осуществления производства по делу или во время совершения преступления, решаются только в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. Нормы, регулирующие вопросы придания обратной силы, касаются лишь тех законов, которые устанавливают юридическую ответственность, то есть применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке.
Процедура помилования не регулируется уголовным или уголовно-процессуальным законодательством и осуществляется за пределами правосудия.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что акт о помиловании является особым видом правоприменительного решения, не тождественным содержащемуся в приговоре суда решению о назначении наказания, и как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осуждённого, чем закреплённые в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние, и установленные приговором суда по конкретному делу. Следовательно, осуществляемая в порядке помилования замена смертной казни другим, менее тяжким, наказанием (в данном случае - пожизненным лишением свободы) не может расцениваться как ухудшение положения осуждённого (определения от 11 января 2002 г. N 60-О и N 61-О, от 19 февраля 2003 г. N 77-О, от 21 декабря 2004 г. N 466-О, от 21 декабря 2006 г. N 567-О, от 15 января 2009 г. N 276-О-О, N 280-О-О, N 281-О-О, N 282-О-О, N 283-О-О, N 284-О-О).
Исходя из изложенного, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что определённое в порядке помилования более мягкое, по сравнению со смертной казнью, наказание не может расцениваться как санкция за совершённое деяние, а является актом гуманизма и милосердия по отношению к осуждённому, принятым на основании действовавшего на этот период закона.
Не может быть принят во внимание судом довод административного истца о принятии указов о помиловании в отношении иных лиц, которым смертная казнь заменена лишением свободы на срок пятнадцать лет, поскольку помилование осуществляется путём издания индивидуального правового акта, который адресован конкретному субъекту, применяется однократно и не сохраняет своё действие после того, как прекратились конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Кроме того, Корниенко В.А. пропущен установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трёхмесячный срок на обращение в суд с требованием об оспаривании акта о помиловании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 указанной статьи Кодекса).
До введения в действие 15 сентября 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации аналогичные положения о трёхмесячном сроке обращения с заявлением в суд были предусмотрены частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым ранее регламентировался порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Со дня издания оспариваемого правового акта истёк длительный срок (более 26 лет). Из письменного ответа Федерального казённого учреждения исправительной колонии N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области от 26 декабря 2019 г. N 36/ТО/45-2032 следует, что Корниенко В.А. ознакомлен с Указом 16 ноября 1993 г., при этом административный истец не приводит доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока, о восстановлении пропущенного срока не просил, полагая, что срок на обжалование Указа им не пропущен.
Указ принят Президентом Российской Федерации исходя из принципов и норм, закреплённых в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах, действовавших на день его издания, в пределах полномочий Президента Российской Федерации, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца в указанном им аспекте, в связи с этим на основании пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Корниенко Владимира Анатольевича об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 г. N 1668 "О помиловании осуждённых к смертной казни" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2020 г. N АКПИ19-996
Текст решения опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 2020 г. N АПЛ20-125 настоящее решение оставлено без изменения