Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу об установлении требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки на оказание услуг по изготовлению бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации, в рамках компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, ФАС России уполномочен на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 статьи 99 Закона о контрактной системе и не уполномочен на официальное разъяснение Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, в частности, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Вместе с тем, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В соответствии со статьей 20 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Согласно письму Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 23.03.2018 N 17/3-15-2765/17-4202 (прилагается) сертификация предприятий, осуществляющих изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, является добровольной.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1995 N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (далее - Постановление N 1268) изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" полиграфическая деятельность по изготовлению печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации не подлежит обязательному лицензированию.
Кроме того, исходя из положений Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (далее - Перечень), печати и бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации не относятся к продукции, подлежащей обязательной сертификации.
С учетом того, что федеральные законы имеют большую юридическую силу по сравнению с подзаконными нормативными актами, положения Постановления N 1268 подлежат применению в части, не противоречащей Закону о техническом регулировании.
Таким образом, по мнению ФАС России, заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке обязательное требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии сертификата о соответствии системе добровольной сертификации.
Приложение: на 2 л., в 1 экз.
|
М.Я. Евраев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2018 г. N МЕ/104311/18 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был