Приказ Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 1 сентября 2015 г. N 83
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2016-2018 годы"
23 сентября 2015 г., 10 ноября 2016 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 2 февраля 2017 г. N 17 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013-2020 годы, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2012 N 523, в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 29.04.2015 N 159 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2016-2018 годы.
2. Опубликовать настоящий приказ на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Межина С.А.
Начальник Главного управления |
А.Н. Чеботаев |
Ведомственная целевая программа
"Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2016-2018 годы
23 сентября 2015 г., 10 ноября 2016 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2016-2018 годы (далее - "Программа")
Главный распорядитель средств краевого бюджета |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - "Главное управление") |
Цель и задача программы |
цель - создание социально-экономических условий для развития на территории Алтайского края сельскохозяйственной потребительской кооперации; задача - создание, расширение, модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК) |
Целевые индикаторы и показатели программы |
количество СПоК, получивших гранты; количество созданных в СПоК, участвующих в Программе, новых рабочих мест; прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе молока) у участников Программы |
Программные мероприятия |
предоставление грантов на создание, расширение, модернизацию материально-технической базы СПоК |
Сроки реализации мероприятий программы |
2016-2018 годы |
Объемы и источники финансирования программы по годам |
объем финансирования Программы на период 2016-2018 годов составит 8250 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам: в 2016 году - 2750 тыс. рублей; в 2017 году - 2750 тыс. рублей; в 2018 году - 2750 тыс. рублей (справочно: за счет внебюджетных источников - 5502 тыс. рублей, из них по годам: в 2016 году - 1834 тыс. рублей; в 2017 году - 1834 тыс. рублей; в 2018 году - 1834 тыс. рублей). Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности |
предоставление грантов 6 СПоК на создание, расширение, модернизацию их материально-технической базы; создание в СПоК не менее 6 рабочих мест на каждые 10 млн. рублей гранта; прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции у участников Программы (в том числе молока) не менее чем на 1 процент в год |
1. Общие положения
Настоящая Программа устанавливает направления, механизмы и условия предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, отвечающим требованиям Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623.
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в современной экономике состоит в объединении без потери юридической и хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью создания условий для их экономического развития путем повышения товарности, конкурентоспособности производимой ими продукции и обеспечения доступности ее реализации на региональном, национальном и мировом рынках.
Потенциал развития кооперации в Алтайском крае определен рядом особенностей функционирования малых форм хозяйствования в регионе. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, на 01.01.2015 в районах края зарегистрировано 454 тысячи личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), в пользовании у которых находится 269,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 175,3 тыс. гектаров пашни, и в собственности - 398,7 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 191,7 тыс. коров, 445,4 тыс. свиней, 190.4 тыс. овец и коз. Среднегодовой объем производимых ими скота и птицы в живом весе составляет 174,2 тыс. тонн, а молока - 825,3 тыс. тонн. Доля данного сектора экономики региона в общем объеме производства сельхозпродукции составляет 48,6%, производства молока - 57%, мяса - 63%, картофеля и овощей - 90%. При этом, несмотря на перечисленные показатели, уровень товарности производимой личными подсобными хозяйствами сельскохозяйственной продукции остается низким (молока - 25,3%, мяса - 62,4%).
В пользовании 4423 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) находится более 1,7 млн гектаров пашни, или 25,9% площади всей пашни региона. Особенность фермерского сектора сельской экономики Алтайского края заключается в том, что доля крупнотоварных фермерских хозяйств, в пользовании которых находится более 52% общего пахотного клина, составляет всего 7% от количества зарегистрированных хозяйств. Поголовье крупного рогатого скота в К(Ф)Х насчитывает 60,7 тыс. голов, в том числе 25,8 тыс. коров, из которых 8,0 тыс. голов мясных и 17,8 тыс. голов молочных пород. В 2014 году фермерскими хозяйствами края произведено 41,4 тыс. тонн молока и 8,2 тыс. тонн мяса, что соответствует 2,9% и 2,4% общего краевого объема (при уровне товарности молока - 75%, мяса - 86,9%).
В целом доля сельскохозяйственной продукции, производимой К(Ф)Х, составляет 14-15% от общего краевого объема, причем на долю растениеводства приходится 22,6% (32% зерна, 35% подсолнечника и 25% сахарной свеклы), животноводства - 2,4%. А удельный вес К(Ф)Х, ведущих многоотраслевое производство, то есть занимающихся растениеводством и товарным производством животноводческой продукции, не превышает 4,3% от общего количества фермерских хозяйств.
В последние годы доля К(Ф)Х и ЛПХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличилась. Данный факт объясняется тем, что для сельских жителей личные подворья - способ самоорганизации и самообеспечения в сложных экономических условиях. При этом производство животноводческой продукции во многих К(Ф)Х и ЛПХ - трудоемкий процесс со значительной долей ручного труда. Крупный рогатый скот, содержащийся в них, малопродуктивен, поэтому продукция ЛПХ менее конкурентоспособна по сравнению с продукцией, производимой в хозяйствах, имеющих современные животноводческие фермы. Кроме того, действуя в условиях жесткой конкуренции, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных, вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образующаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на экономике хозяйств.
Реальным способом устойчивого, повышения доли производителя в конечной цене реализации его продукции является развитие перерабатывающей и сбытовой кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей. В соответствии с российским законодательством процесс кооперации граждан и субъектов предпринимательской деятельности осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов. Кооперативы различных видов, образуемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения их продукцией производственного и бытового назначения (потребительские общества), обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Таким образом, развитие всех видов сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости в селе, повышения покупательной способности сельского населения и в конечном счете - устойчивого развития сельских территорий.
При этом начинающие кооператоры сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала и высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации значительных материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств. Серьезной проблемой является и дефицит профессиональных кадров, которые могут консультировать по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам, недостаток подготовленных менеджеров и других работников кооперативов, отсутствие у них возможности получения дополнительного профессионального образования.
Без решения указанных проблем действующие в сельской местности кооперативы не смогут выдержать конкуренцию с частным бизнесом и в результате будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время на федеральном уровне меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как показывает практика, не оказывают воздействия на темпы кооперативного строительства, поскольку их применение не связано с участием сельскохозяйственного производителя в кооперативах, с их капитализацией и ростом объема оказываемых ими услуг. Кроме того, действующие меры поддержки не охватывают в должной мере традиционный институт кооперации населения, такой как потребительские общества.
При сохранении инерционного сценария кооперативный сектор не получит средств для своего качественного развития. Продолжится отток капитала из сельскохозяйственного производства в частные посреднические структуры, а систематически недополучающие доходы сельскохозяйственные производители будут не в состоянии решать задачи, сформулированные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
Принятие Программы создаст условия для стимулирования создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов и модернизации их материально-технической базы, что обеспечит увеличение производства ими товарных объемов продукции и возможность ее выгодной реализации на рынке продовольствия и сырья.
3. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание социально-экономических условий для развития на территории Алтайского края сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Достижение цели будет обеспечено путем создания, расширения, модернизации материально-технической базы СПоК.
Приказом Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 10 ноября 2016 г. N 97 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Система программных мероприятий
В целях развития сельскохозяйственной потребительской кооперации предусмотрено предоставление СПоК гранта на создание, расширение, модернизацию материально-технической базы (далее - "проект").
Грант предоставляется на выполнение комплекса работ, определенных календарным планом, в соответствии со сметой расходования предусмотренных проектом средств на цели, определенные в подпункте "б" пункта 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.
Грант на развитие материально-технической базы СПоК представляет собой средства, передаваемые из краевого бюджета на их счета в кредитной организации для ведения учета средств неделимого фонда кооператива и для софинансирования затрат на развитие материально-технической базы, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
Размер гранта на развитие материально-технической базы, предоставляемого конкретному СПоК, определяется комиссией по реализации на территории Алтайского края мероприятий ведомственных целевых программ развития малых форм хозяйствования на селе, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы (далее - "Комиссия"), состав которой утвержден распоряжением Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N 444-р. Сумма выделяемого гранта не может превышать 60% от общей стоимости проекта (при условии обеспечения соискателем софинансирования затрат за счет собственных и (или) кредитных средств в размере не менее 40%). В случае необходимости внесения в план расходов изменений они согласовываются с Комиссией. При этом не допускается, чтобы изменения привели к снижению мощности проекта.
Максимальный размер гранта не может превышать 70 млн. рублей.
Грант на развитие материально-технической базы предоставляется при соблюдении кооперативом следующих обязательств:
освоение средств гранта в течение 18 месяцев со дня их поступления на счет неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации, и использование имущества, закупаемого за счет средств гранта, исключительно на развитие материально-технической базы кооператива;
соразмерное участие финансовыми средствами кооператива, внесенными в неделимый фонд, в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемых за счет средств гранта;
включение в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного с использованием средств гранта;
возврат за счет имущества кооператива бюджетных средств в случае его ликвидации до истечения срока действия соглашения о предоставлении гранта (5 лет);
увеличение объема реализуемой сельскохозяйственной продукции не менее чем на 1 процент в год (в том числе молока);
создание в кооперативе в год получения гранта не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 млн. рублей гранта.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы на период 2015-2017 годов составит 8250 тыс. рублей за счет краевого бюджета, в том числе по годам:
в 2016 году - 2750 тыс. рублей;
в 2017 году - 2750 тыс. рублей;
в 2018 году - 2750 тыс. рублей.
Справочно:
за счет внебюджетных источников - 5502 тыс. рублей, из них по годам:
в 2016 году - 1834 тыс. рублей;
в 2017 году - 1834 тыс. рублей;
в 2018 году - 1834 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться с учетом Методики оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 N 247.
Реализация мероприятий Программы направлена на развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в селе как основного механизма обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей, малых форм хозяйствования, потребительских обществ к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции, улучшения качества жизни в сельской местности.
В рамках реализации программных мероприятий предусматривается предоставить гранты на развитие материально-технической базы не менее чем 6 СПоК. Грантовая поддержка будет способствовать укреплению материально-технической базы СПоК, что обеспечит прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе молока) не менее чем на 1 процент в год, созданию постоянных рабочих мест и будет содействовать решению проблем занятости и самозанятости жителей сел, повышению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения.
Реализация намеченных мероприятий существенно снизит экономическую нагрузку на членов кооперативов, повысит эффективность их деятельности, обеспечит доступность кредитных ресурсов для реализации календарных планов хозяйств - участников Программы.
7. Система управления реализацией Программы
Организация реализации программных мероприятий осуществляется Главным управлением. Финансирование Программы производится за счет средств краевого бюджета в порядке, установленном для его исполнения.
Главное управление контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению.
Отчеты о ходе выполнения Программы представляются в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и в комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике по форме, установленной положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации края от 29.04.2015 N 159, и в определенные им сроки.
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие сельскохозяйственной потребительской
кооперации в Алтайском крае" на 2016-2018 годы
Мероприятия
ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2016-2018 годы
Цель, задача, мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Исполнитель |
Индикаторы |
Единица измерения |
Значение индикатора |
Направления использования средств |
Сумма расходов, тыс. руб. |
Всего расходов, тыс. руб. |
|||||
в отчетном году |
в плановый период |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||||||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Цель - создание социально-экономических условий для развития на территории Алтайского края сельскохозяйственной потребительской кооперации |
2016-2018 гг. |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее ГУСХ) |
количество СПоК, получивших гранты |
единиц |
1 |
2 |
2 |
2 |
Предоставление грантов |
2750 |
2750 |
2750 |
8250 |
количество созданных в СПоК, участвующих в Программе, новых рабочих мест |
единиц |
6* |
6* |
6* |
6* |
||||||||
прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе молока) у участников Программы |
% |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
||||||||
Задача - создание, расширение, модернизация материально-технической базы СПоК |
2016-2018 гг. |
ГУСХ |
количество СПоК, получивших гранты |
единиц |
1 |
2 |
2 |
2 |
Предоставление грантов |
2750 |
2750 |
2750 |
8250 |
количество созданных в СПоК, участвующих в Программе, новых рабочих мест |
единиц |
6* |
6* |
6* |
6* |
||||||||
прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе молока) у участников Программы |
% |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
U0 |
||||||||
Мероприятие. Предоставление грантов на создание, расширение, модернизацию материально-технической базы СПоК |
2016-2018 гг. |
ГУСХ |
количество СПоК, получивших гранты |
единиц |
1 |
2 |
2 |
2 |
Предоставление грантов |
2750 |
2750 |
2750 |
8250 |
количество созданных в СПоК, участвующих в Программе, новых рабочих мест |
единиц |
6* |
6* |
6* |
6* |
||||||||
прирост объемов реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе молок) у участников Программы |
% |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
* Исходя из расчета создания не менее 6 рабочих мест на каждые 10 млн. рублей гранта с учетом софинансирования мероприятий Программы из федерального бюджета
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 1 сентября 2015 г. N 83 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае" на 2016-2018 годы"
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 сентября 2015 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 2 февраля 2017 г. N 17 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 10 ноября 2016 г. N 97
Приказ Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 23 сентября 2015 г. N 92