Решение Алтайского краевого суда от 16 июля 2015 г. N 3-140/2015
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" общества с ограниченной ответственностью "Лесное" о признании недействующим лесохозяйственного регламента Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года N 404 (в редакции приказов от 29 октября 2012 года N 261, от 4 февраля 2013 года N 49, от 26 февраля 2014 года N 73), в части строк 7, 8, 10, 11, 12, 15, 18, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 29 таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов", установил:
общество с ограниченной ответственностью "Грин-Форс", общество с ограниченной ответственностью "Лесное" обратились с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействующим лесохозяйственного регламента Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года N 404 (в редакции приказов от 29 октября 2012 года N 261, от 4 февраля 2013 года N 49, от 26 февраля 2014 года N 73), в части строк
"Уход за противопожарными разрывами, км",
"Устройство противопожарных минерализованных полос, км",
"Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км"
15 "Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт."
18 "Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря",
19 "Устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения" в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения,
"Содержание противопожарных заслонов, км"
"Устройство лиственных опушек, км"
29 "Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих указание о мерах пожарной безопасности в лесах, шт." таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов";
а также таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов"
В обоснование требования указано, что на основании договоров аренды лесного участка от 17.12.2008 г. N П-18/1 и от 17.12.2012 г. N П-18/2 ООО "Лесное" на основании договоров аренды лесного участка от 16.12.2008 г. N П-18/3 ООО "Грин-Форс" осуществляют использование лесных участков для заготовки древесины в Озеро-Кузнецовском лесничестве Алтайского края. Приложением N 6 к договорам "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке" предусмотрены меры противопожарного обустройства лесов и установлены их объемы в соответствии с лесохозяйственным регламентом Озеро-Кузнецовского лесничества.
Между тем, в части строк 7, 8, 10, 11, 12, 15, 18, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 29 таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" в части объемов некоторых мероприятий указанные таблицы вступили в противоречие со статьями 2, 53.1, 81, 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 15(8) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417, а также приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов", а именно части 8, касающейся нормативов для защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района.
Содержащиеся в оспариваемых строках таблицы 2.17.1.1.1 меры противопожарного обустройства лесов в одних случаях значительно превышают установленные Нормативы, в других случаях не установлены. Количество пожарных наблюдательных вышек, указанное таблице 2.17.1.2, не соответствует Нормативам противопожарного обустройства лесов.
Между тем, вышеприведенные нормативно-правовые акты не наделяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных нормативов, сверх установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Оспариваемый нормативно-правовой акт ограничивает права заявителей в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает возможности соблюдать нормативы и возлагает непредусмотренные федеральным законодательством обязанности. При этом неисполнение лесохозяйственного регламента влечет для заявителя ответственность в виде расторжения договора аренды лесного участка.
Выслушав представителя заявителей С.Л.В., поддержавшую требования, представителя заинтересованного лица Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края П.Н.А., возражавшую против удовлетворения заявления в части признания несоответствующей закону строки 18 лесохозяйственного регламента Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что лесохозяйственный регламент в части строки 18 отвечает критерию правовой определенности, соответствует вышестоящему законодательству, а именно, приказу Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174, в данной части требования удовлетворению не подлежат, в остальной части имеются основания для удовлетворения заявления, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30.12.2008 г. N 169 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края" утвержден лесохозяйственный регламент Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края. Приказ официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 165 часть 10, январь 2010 года, номер государственной регистрации RU22000200800713.
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30.12.2011 г. N 404 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края" лесохозяйственный регламент изложен в новой редакции, срок действия регламента установлен до 01.01.2019 г., приказ официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 190 часть 7, февраль 2012 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 21.05.2012 г., номер государственной регистрации RU22000201101815.
В последующем изменения вносились приказом Управления лесами Алтайского края от 29.10.2012 N 261 (официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 198 часть 11, октябрь 2012 года, номер государственной регистрации в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации RU22000201201241), приказом Управления лесами от 04.02.2013 г. N 49 (официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 202 часть 3, февраль 2013 года, номер государственной регистрации в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации RU22000201300184), приказом Управления лесами Алтайского края от 26.02.2014 N 73 (официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 215 часть 2, март 2014 года, номер государственной регистрации в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации RU22000201400119).
Оспариваемый акт направлен на регулирование отношений в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, устанавливает правила поведения, обязательные для применения в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, то есть является нормативным правовым актом.
В силу пункта "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1-5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Пунктами 16.1, 34 части 1 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление нормативов противопожарного обустройства лесов; установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
В силу ч.ч. 2, 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. 5.4, 5.54 положения об Управлении лесами Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 г. N 18, Управление разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков; принимает нормативные и иные правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления. В силу подпунктов 8, 8.12 положения нормативные правовые акты издаются в виде приказов, распоряжений начальника Управления.
Таким образом, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента относились к полномочиям Управления лесами Алтайского края. Нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 г. N 106 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" приказом Рослесхоза от 04.04.2012 г. N 126 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" Уставом Алтайского края (статья 86) и законом Алтайского края "О правотворческой деятельности" от 09.11.2006 г. N 122-ЗС (статьи 28, 30, 33, 36), судом при рассмотрении дела не установлено.
На основании указа Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 г. N 51 с 01.01.2014 г. управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управление охотничьего хозяйства Алтайского края и управление лесами Алтайского края реорганизованы путем слияния.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 г. следует читать как "N 54"
Правопреемником реорганизованных органов исполнительной власти является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Что касается соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, то в этой части суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 6 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, отнесены: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Нормативы противопожарного обустройства лесов утверждены приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" Приказ официально опубликован в "Российской газете" N 197 за 29.08.2012 г., при этом сами Нормативы в данном номере газеты опубликованы не были, однако, имелось указание, что они размещены на сайте "Российской газеты" по адресу: www.rg.ru. Приказ Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" вместе с Нормативами опубликован в специальном выпуске "Российской газеты" N 167/1 за 28.07.2014 г.
Нормативы противопожарного обустройства лесов включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть объемы мероприятий.
Согласно части 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов в отношении защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района установлены следующие меры противопожарного обустройства лесов и их объемы на 1000 га общей площади лесов:
N п/п 1 - установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в виде: стендов не менее одного на лесничество (участковое лесничество), лесопарк; плакатов 0,001 шт.; объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей 0,2 шт.;
N п/п 2 - благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ 0,04 шт.;
N п/п 3 - установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности 0,01 шт.;
N п/п 6, строка 2 - прокладка просек 0,01 км;
N п/п 6, строка 3 - устройство противопожарных минерализованных полос 1,0 км;
N п/п 7, строка 2 - прочистка и обновление просек 0,02 км;
N п/п 7, строка 3 - прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос 0,35 км;
N п/п 8, строка 2 - строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) 0,01 шт.;
N п/п 8, строка 3 - строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря 0,02шт.;
N п/п 9, строка 2 - устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения 0,04 шт.;
N п/п 12 - проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов 2,0 га;
N п/п 14, строки 1-3 - создание и содержание противопожарных заслонов: шириной 120-320 м - 0,005; шириной 30-50 м - 0,005;
N п/п 14, строка 4 - устройство лиственных опушек шириной 150-300 м 0,03 м.
Согласно таблице 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" лесохозяйственного регламента Озеро-Кузнецовского лесничества, она содержит наименование мероприятий и объемы мероприятий по годам с 2012 по 2018 по лесничеству в целом, площадь которого составляет 199669 га. Из сопоставления объемов (количества) мероприятий, содержащихся в части 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов и таблице 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" лесохозяйственного регламента Озеро-Кузнецовского лесничества, следует, что объемы мероприятий, указанные в строках 7, 8, 11, 12, 15, 19, 23, 24, 27, 25, 28, 29 таблицы, не соответствуют объемам мероприятий, указанным в Нормативах.
Так, с учетом площади Озеро-Кузнецовского лесничества количество (объем) мероприятий определяется по формуле, как произведение количества мероприятий по Нормативам и площади лесничества, разделенное на 1000 га. С учетом этого:
установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах должны составлять по Нормативам (N п/п 1) в виде: стендов не менее 13 на лесничество (участковое лесничество), лесопарк; плакатов 0,200 шт.; объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей 39,934 шт.; по регламенту (в редакции приказа от 29.10.2012 г. N 261) (строка 29 таблицы 2.17.1.1.1) 16 шт. без указания наименования указателей;
благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ по Нормативам (N п/п 2) 7,987 шт., по регламенту (строка 24) 15 шт.;
установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности по Нормативам (N п/п 3) 1,997 шт., по регламенту (строка 25) - 20 шт.;
прокладка просек по Нормативам (N п/п 6, строка 2) 1,997 км, по регламенту предусмотрена только в 2012 году (строка 7) 24 км;
устройство противопожарных минерализованных полос по Нормативам (N п/п 6, строка 3) 199,669 км, по регламенту (строка 11) 1600 км;
прочистка и обновление просек по Нормативам (N п/п 7, строка 2) 3,993 км, по регламенту (строка 8) 25 км;
прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос по Нормативам (N п/п 7, срока 3) 69,884 км, по регламенту (строка 12) 1600 км;
строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) по Нормативам (N п/п 8, строка 2) 1,997 шт., по регламенту (строка 15) эксплуатация 13 шт.;
устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения по Нормативам (N п/п 9, строка 2) 7,987 шт., по регламенту (строка 19) не предусмотрено;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов по Нормативам (N п/п 12) 399,338 га, по регламенту (строка 23) 230г.-.;
создание и содержание противопожарных заслонов: шириной 120-300 м по Нормативам (N п/п 14, строки 1-3) 0,998 км, шириной 30-50 м 0,998 км, по регламенту (строка 27) не предусмотрено;
устройство лиственных опушек шириной 150-300 м. по Нормативам (N п/п 14, строка 4) 5,990 км, по регламенту (строка 28) не предусмотрено.
Кроме того, по строке 10 таблицы 2.17.1.1.1 предусмотрено выполнение мероприятий в виде ухода за противопожарными разрывами 184,4 км, однако, ни часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, ни Постановление Правительства РФ от 16.04.2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" такой меры противопожарного обустройства лесов не предусматривают.
Таблицей 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" предусмотрены количество и места размещения пожарных наблюдательных вышек, а также закрепленная площадь. Согласно таблице количество наблюдательных вышек составляет 13 шт. Между тем, как было указано выше, согласно части 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов (N п/п 8, строка 2) количество пожарных наблюдательных вышек с учетом площади Ключевского лесничества должно составлять 1,997 шт.
Таким образом, лесохозяйственный регламент Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края в части строк 7, 8, 10, 11, 12, 15, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 29 таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" а также таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" противоречит части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 16.04.2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" приказу Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174 - нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем заявление ООО "Лесное" ООО "Грин-Форс" в данной части подлежит удовлетворению, а лесохозяйственный регламент Озеро-Кузнецовского лесничества признанию недействующим в указанной части.
Что касается противоречия вышестоящим нормативным правовым актам строки 18 таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" то суд не находит оснований для удовлетворения требования в данной части. Строкой 18 таблицы 2.17.1.1.1 лесохозяйственного регламента Озеро-Кузнецовского лесничества предусмотрено такое мероприятие противопожарного обустройства лесов, как эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. В части объема мероприятия строка 18 является отсылочной к нормативам противопожарного обустройства лесов.
Нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. N 174, предусмотрено мероприятие в виде строительства, реконструкции и эксплуатации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря 0,02 шт. на 1000 га общей площади лесов (часть 8, N п/п 18, строка 3).
Доводы заявителя о том, что в части строки 18 лесохозяйственный регламент не отвечает принципам точности, ясности, определенности и вызывает произвольное толкование; количество пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря должно быть выражено цифровым значением, иное порождает противоречивую правоприменительную практику, что подтверждается договором аренды лесного участка, заключенного между Управлением лесами Алтайского края и ООО "Лесное" ООО "Грин-Форс" в приложении 6 которого количество указанных пунктов не соответствует Нормативам, не могут быть приняты во внимание как основание для признания нормативного правового акта в данной части противоречащим закону, поскольку по своему содержанию лесохозяйственный регламент в части строки 18 отвечает критерию правовой определенности и не допускает иное толкование.
Что касается момента, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, то суд исходит из того, что лесохозяйственный регламент Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края в оспариваемой части применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, поэтому лесохозяйственный регламент в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" общества с ограниченной ответственностью "Лесное" удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года N 404 (в редакции приказов от 29 октября 2012 года N 261, от 4 февраля 2013 года N 49, от 26 февраля 2014 года N 73), в части строки 7 "Прокладка просек, км", строки 8 "Прочистка просек, км", строки 10 "Уход за противопожарными разрывами, км", строки 11 "Устройство противопожарных минерализованных полос, км", строки 12 "Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км", строки 15 "Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.", сроки 19 "Устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения" в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, строки 23 "Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га", строки 24 "Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт.", строки 25 "Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях пожарной безопасности, шт.", строки 27 "Содержание противопожарных заслонов, км", строки 28 "Устройство лиственных опушек, км", строки 29 "Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих указание о мерах пожарной безопасности в лесах, шт." таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов";
таблицы 2.17.1.2 "Размещение пожарно-наблюдательных вышек" подраздела 2.17.1.2 "Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов".
В удовлетворении заявления в части признания несоответствующим закону регламента Озеро-Кузнецовского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года N 404 (в редакции приказов от 29 октября 2012 года N 261, от 4 февраля 2013 года N 49, от 26 февраля 2014 года N 73), в части строки 18 "Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря" таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" отказать.
Взыскать с Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Грин-Форс" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Взыскать с Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лесное" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение в окончательной форме принято 20 июля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 16 июля 2015 г. N 3-140/2015
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, октябрь 2015 г. N 234, с.214