Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры городского округа
1. Описание социально-экономического состояния и сведения о градостроительной деятельности на территории городского округа
Город Нижний Новгород является городом областного значения, административным центром Нижегородской области. Город Нижний Новгород играет важную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, являясь центром Приволжского федерального округа, административным центром Нижегородской области и центром Волго-Вятского экономического района. Это пятый в Российской Федерации по численности населения город-миллионник.
Численность населения городского округа на 01 января 2019 года составила 1 261 823 человек.
Площадь территории города - 46 582 га (465,82 км2). Город Нижний Новгород является крупным промышленным центром.
Одним из критериев оценки качества жизни населения является наличие и уровень обеспеченности объектами социального и культурно-бытового обслуживания, качество предоставляемых объектами услуг.
Обеспеченность населения объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения осуществляется в следующих областях: образование, культура, физическая культура и массовый спорт.
Описание объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения с указанием количества объектов и мощностей выполнено на основании исходных данных о действующей сети учреждений и организаций по состоянию на начало 2020 года.
Обеспеченность населения городского округа объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения определена в соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа город Нижний Новгород, утвержденными решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2018 N 188.
В целях обеспечения устойчивого развития территории, развития социальной инфраструктуры, обеспечения учета интересов граждан и их объединений в городском округе определены основные задачи и направления развития градостроительной деятельности. Наиболее приоритетной задачей является разработка градостроительной и землеустроительной документации для эффективного управления и развития территории городского округа.
Городу Нижнему Новгороду - третьему по древности городу-миллионнику в России, в отличие от многих городов страны, удалось сохранить значительную часть объектов историко-культурного наследия и исторической застройки. На территории города расположено 746 объектов историко-культурного наследия, в том числе 92 объекта федерального значения и 654 объекта регионального значения.
В целях сохранения исторических объектов администрацией города Нижнего Новгорода при активном участии общественности и бизнеса реализуется проект по реставрации и реконструкции исторических улиц и площадей, в рамках которого реализован первый этап - "Рождественская сторона". В 2014 - 2015 годах началась реализация второго этапа - "Ильинская слобода" ("Започаинье"). Усилиями Правительства Нижегородской области после реставрации открыто главное здание Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника (усадьба Рукавишникова), построены новые здания планетария и цирка, восстановлена Зачатьевская башня Нижегородского кремля.
2. Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры городского округа, сложившийся уровень обеспеченности населения городского округа услугами в областях образования, культуры, физической культуры и массового спорта
2.1. Образование
По состоянию на 1 января 2020 года в муниципальной системе образования городского округа - 487 образовательных организаций, в том числе 151 общеобразовательные организации с численностью 130 199 обучающихся; 313 дошкольных образовательных организаций с численностью 75 156 воспитанников; 23 образовательные организации дополнительного образования.
Ежегодно за счет внутренней миграции населения из Нижегородской области в городской округ происходит увеличение общего количества обучающихся в общеобразовательных организациях.
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373, от 17.12.2010, N 1897, от 17.05.2012 N 413, установлены требования, в том числе к материально-техническим условиям реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, а также обеспечивающей достижение целей начального общего, основного общего, среднего общего образования, его высокое качество, доступность и открытость образования для обучающихся.
Обучение в две смены не позволяет обеспечить создание необходимых условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в частности препятствует организации внеурочной деятельности обучающихся. Для повышения доступности качественного общего образования должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасность и комфортность условий их осуществления.
В соответствии с пунктом 4.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, вместимость вновь строящихся общеобразовательных организаций должна быть рассчитана для обучение только в одну смену.
Кроме того, общеобразовательная организация должна иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной и административно-хозяйственной деятельности: учебные помещения (в том числе современные предметные кабинеты, лаборатории, учебные мастерские), информационно-библиотечные, спортивные помещения, помещения для внеурочной деятельности (кружковых занятий и секций), помещения для организации питания, медицинского назначения, административные помещения и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проектная мощность муниципальных общеобразовательных организаций городского округа суммарно составляет 110 717 человек. Общее количество детей, обучающихся в общеобразовательных организациях города в 2019-2020 учебном году, 130 202 человек. Таким образом, дефицит мест в муниципальных общеобразовательных организациях города составляет 19 485 мест (вторая смена) - 15%.
В соответствии с п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26, количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется из расчета площади групповой (игровой) комнаты: для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на 1 ребенка.
Общее число мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях города для детей в возрасте от 1 года до 7 лет составляет 63 017 мест. В городском округе существует проблема нехватки мест в дошкольных образовательных организациях, их переукомплектованность составляет 16,2%.
В целях интеграции в общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в классах общеобразовательных организаций, не являющихся специализированными (коррекционными), обучается 271 ребенок с ограниченными возможностями здоровья (0,2%) и 1132 детей-инвалидов (0,9%).
Сеть муниципальных организаций дополнительного образования детей, подведомственных департаменту образования администрации города Нижнего Новгорода, включает 23 организации (13 центров детского творчества, 1 дворец детского (юношеского) творчества, 2 дома детского творчества, 1 станция юного техника, 1 школа художественного творчества, 1 спортивная школа, 3 загородных оздоровительных лагеря). В них действуют 3312 объединений различной направленности. Число детей и молодежи (в возрасте от 5 до 18 лет), получающих услуги дополнительного образования в образовательных организациях всех форм собственности, на 01.01.2020 составило 127 892 человек. В результате по показателю доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, городской округ достиг значения в 75%. В организациях дополнительного образования, подведомственных департаменту образования администрации города Нижнего Новгорода, обучаются 38 314 детей.
Сеть муниципальных организаций дополнительного образования, подведомственных департаменту культуру администрации города Нижнего Новгорода, включает 23 учреждения - юридических лица (9 детских музыкальных школ, 10 детских школ искусств, 3 детские художественные школы). Общая численность обучающихся по состоянию на 01.01.2020 составляет 14422 человек, из них за счет бюджетного финансирования - 12149 чел.
2.2. Культура
Особенностью учреждений культуры является то, что у одной организации может быть несколько филиалов. В данном своде информации представлены именно объекты культуры и их количество (сетевые единицы), а не количество организаций, для объективной картины.
В городе по состоянию на 1 января 2020 года действуют:
|
Муниципальные |
Государственные |
Частные |
Итого |
Библиотеки |
94 |
2 |
- |
96 |
Школы дополнительного образования |
32 |
0 |
- |
32 |
Музеи |
11 |
10 |
> 20 |
41 |
Центры досуга, ДК, планетарий |
6 |
0 |
> 4 |
10 |
Театры |
4 |
4 |
5 |
13 |
Творческие коллективы |
3 |
2 |
- |
5 |
Концертные залы |
0 |
1 |
1 |
2 |
Кинотеатры (кинозалы) |
4 (4) |
1 (1) |
15 (67) |
20 (72) |
Выставочные залы |
0 |
1 |
>25 |
26 |
Цирк |
0 |
1 |
0 |
1 |
Прочее (дирекция) |
1 |
1 |
- |
2 |
ИТОГО |
155 |
23 |
85 |
|
На основании Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденных распоряжением министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965, городской округ испытывает потребность в следующих учреждениях культуры:
краеведческий музей Нижнего Новгорода;
концертный зал:
выставочный зал;
помещение для Нижегородского камерного театра оперы и музыкальной комедии им. В.Т. Степанова;
дом культуры.
Несмотря на большую работу, проводимую в рамках развития культуры, имеется ряд факторов, негативно влияющих на развитие данной отрасли в городском округе, и проблем, требующих решения.
Материально-техническое оснащение учреждений культуры остается одной из самых насущных проблем отрасли.
На сегодняшний день в капитальном ремонте нуждаются более 95 объектов культуры и дополнительного образования.
Общая потребность средств на проведение капитального ремонта и ремонтно-реставрационных работ составляет более 1 млрд. рублей.
За период с 2013 года полностью отремонтировать удалось только 7 объектов (библиотека семейного чтения ЦБС Автозаводского района, библиотека Чапаева ЦБС Нижегородского района, библиотека им. Матросова и библиотека им. Чкалова ЦБС Сормовского района, Детский театр "Вера", библиотека в Цветах).
Кроме того, критерий доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями у большинства учреждений культуры средний и ниже среднего.
Нехватка площадей для детских школ искусств. В период с 2012 - 2019 годы на праве оперативного управления за учреждениями дополнительного образования были закреплены 5 помещений (ДШИ N 1, ДМШ N 5, ДШИ N 14, ДМШ N 12), ремонт которых позволил бы расширить спектр услуг, охватить ими большее количество жителей города, а также отказаться от аренды помещений, снизив тем самым расходы бюджета города Нижнего Новгорода. Но из-за нехватки финансирования провести капитальные ремонты не представляется возможным. Также необходимо проведение ремонтов 3-х выделенных помещений под библиотеки: ЦБС Канавинского района, ЦРБ им. Панина, ЦБС Советского района.
Нет площадей для размещения богатейшей коллекции экспонатов Нижегородского краеведческого музея. Не имеет собственного здания один из ведущих театров города - Нижегородский камерный театр оперы и музыкальной комедии им. В.Т. Степанова. Также не имеют собственных помещений Камерный хор "Солисты Нижнего Новгорода" и Камерный оркестр "Нижний Новгород". Требует расширения Нижегородский планетарий, необходимо новое здание для Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности. Город испытывает нехватку в концертных залах и выставочных площадях.
2.3. Физическая культура и массовый спорт
В городском округе функционируют 37 муниципальных учреждений спортивной направленности. Совместно с Правительством Нижегородской области на территории городского округа активно ведется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (далее - ФОК), стадионов и хоккейных площадок, спортивных площадок на территории дворов и школ. Однако обеспеченность объектами инфраструктуры физической культуры и спорта в городском округе остается невысокой, а именно: обеспеченность бассейнами составила 21,4% (или 105 плавательных бассейнов), плоскостными сооружениями - 27,8% (или 588 сооружения) и спортзалами - 53,9% (или 595 спортивных зала).
В городском округе активно поддерживается около 90 видов спорта. Наиболее массовыми видами спорта являются футбол, волейбол, хоккей, вольная борьба, плавание, легкая атлетика. Доля населения городского округа, систематически занимающегося физической культурой и массовым спортом составляет, 35,12%.
Несмотря на большую работу, проводимую в рамках развития физической культуры и спорта, имеется ряд факторов, негативно влияющих на развитие отрасли в городском округе, и проблем, требующих решения.
Остается недостаточной доля горожан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на соревнованиях различного уровня напрямую зависят от состояния спортивной инфраструктуры.
Материальная база и инфраструктура спортивной отрасли городского округа не удовлетворяют в полной мере ежегодно возрастающей потребности населения в спортивно-оздоровительных услугах, особенно по месту жительства, учебы и отдыха. Городской округ испытывает недостаток в плавательных бассейнах, крупных спортивных сооружениях, специализированных универсальных игровых залах, физкультурно-оздоровительных клубах, крытых ледовых площадках для занятий зимними видами спорта, крытом стадионе для конькобежного спорта.
3. Прогнозируемый спрос на услуги объектов социальной инфраструктуры в областях образования, культуры, физической культуры и массового спорта, с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры
Градостроительные нормативы городского округа утверждены решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2018 N 188 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Нижний Новгород".
Современная обеспеченность городского округа основными учреждениями социально-культурной направленности и анализ потребности в учреждениях социально-культурной направленности в целом по городскому округу указана в таблицах 1 - 3.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов образования приведены в таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование вида объекта |
Предельные значения расчетных показателей |
|||||
Тип расчетного показателя |
Вид расчетного показателя |
Наименование расчетного показателя, единица измерения |
Предельное значение расчетного показателя |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
В области образования | |||||||
1 |
Дошкольные образовательные организации |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Уровень обеспеченности, мест |
Устанавливается в зависимости от демографической ситуации, 70% охват от общего числа детей в возрасте от 1 до 7 лет. При отсутствии данных по демографии принимается 70 мест на 1 тыс. человек общей численности населения |
||
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка кв. м/место |
мощность, мест |
обеспеченность кв. м/место |
||||
до 100 |
40 |
||||||
свыше 100 |
35 |
||||||
в комплексе организаций свыше 500 |
30 |
||||||
размер групповой площадки для детей: в возрасте от двух месяцев до трех лет, в возрасте от трех до семи лет |
7,5
9,0 |
||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Пешеходная доступность, м |
300 |
|||||
Примечание: Размеры земельных участков могут быть уменьшены в условиях реконструкции на 25%, при размещении на рельефе с уклоном более 20% - на 15%. | |||||||
2 |
Общеобразовательные организации |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Уровень обеспеченности, учащийся |
Устанавливается в зависимости от демографической ситуации, 100% охват от общего числа детей в возрасте от 7 до 16 лет начальным и основным общим образованием, 90% охват общего числа детей в возрасте от 17 до 18 лет средним общим образованием. При отсутствии данных по демографии допускается принимать 100 учащихся на 1 тыс. человек общей численности населения. |
||
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка, кв. м/учащийся |
мощность, мест |
обеспеченность кв. м/учащийся |
||||
от 40 до 400 |
50 |
||||||
от 400 до 500 |
60 |
||||||
от 500 до 600 |
50 |
||||||
от 600 до 800 |
40 |
||||||
от 800 до 1100 |
33 |
||||||
от 1100 до 1500 |
21 |
||||||
от 1500 до 2000 |
17 |
||||||
от 2000 |
16 |
||||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Пешеходная доступность, м |
500 |
|||||
Примечание: 1. Спортивная зона школы может быть объединена с физкультурно-оздоровительным комплексом микрорайона. 2. Ориентация по сторонам света площадок для занятий спортом и спортивных игр физкультурно-спортивной зоны объектов общего образования не нормируется. | |||||||
3 |
Организации дополнительного образования |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Уровень обеспеченности, мест |
80% охват от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет |
||
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка |
По заданию на проектирование для отдельно стоящего здания либо в первых этажах жилых зданий, общественных центров |
|||||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Транспортная доступность, минут |
30 в одну сторону |
|||||
Примечание: 1. Норматив обеспеченности следует определять исходя из количества детей, фактически охваченных дополнительным образованием. 2. Проектная мощность организаций дополнительного образования определяется согласно удельному нормативу 60 мест на 1 тыс. человек общей численности населения, установленному с учетом сменности данных организаций. |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения приведены в таблице 2.
Таблица 2
N |
Наименование вида объекта |
Наименование расчетного показателя, единица измерения |
Значение расчетного показателя |
|
В области физической культуры и спорта | ||||
1 |
Физкультурно-спортивные залы |
Уровень обеспеченности, кв. м площади пола |
350 на 1 тыс. человек |
|
Размер земельного участка кв. м/тыс. человек |
3500 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||
2 |
Плавательные бассейны |
Уровень обеспеченности, кв. м зеркала воды |
75 на 1 тыс. человек |
|
Размер земельного участка, кв. м/тыс. человек |
1000 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||
3 |
Плоскостные сооружения |
Уровень обеспеченности, кв. м |
1950 на 1 тыс., в том числе по типу: крытые плоскостные сооружения - 30%; открытые плоскостные сооружения - 70% |
|
Размер земельного участка, кв. м/тыс. человек |
700 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности, м |
1500 (устанавливается только для объектов, предназначенных для обслуживания населения жилых районов городского округа город Нижний Новгород). |
|||
4 |
Стадионы |
Уровень обеспеченности, мест |
по заданию на проектирование |
|
Размер земельного участка, га |
вместимость, зрительских мест |
размер земельного участка, га |
||
200 |
3,5 |
|||
200 - 400 |
4 |
|||
400 - 600 |
4,5 |
|||
600 - 800 |
5 |
|||
800 - 1000 |
5,5 |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
|||
5 |
Специализированные спортивные учреждения для инвалидов |
Уровень обеспеченности, мест |
по заданию на проектирование |
|
Размер земельного участка, га |
определяется в соответствии со спецификой объекта, перечнем спортивных дисциплин, входящих в состав комплекса |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
не нормируется |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности учреждений культуры и искусства следует приведены в таблице 3.
Таблица 3
N |
Наименование вида объекта |
Тип расчетного показателя |
Вид расчетного показателя |
Наименование расчетного показателя, ед. измерения |
Предельные значения расчетных показателей |
В области культуры | |||||
1 |
Помещения для культурно-досуговой деятельности |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Уровень обеспеченности, кв. м площади пола |
50 на 1 тыс. населения |
Расчетный показатель минимально допустимой по заданию на проектирование площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка |
по заданию на проектирование |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Пешеходная доступность, м |
многоэтажная и среднеэтажная жилая застройка - 500; индивидуальная и малоэтажная жилая застройка - 800. |
|||
2 |
Театры |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Уровень обеспеченности, место на 1 тыс. чел. |
5-8 на 1 тыс. населения |
Расчетный показатель минимально допустимой по заданию на проектирование площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка |
по заданию на проектирование |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Транспортная доступность, минут |
в пределах транспортной доступности 30 |
|||
3 |
Концертные залы |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня мощности объекта |
Уровень обеспеченности, место на 1 тыс. чел. |
3,5-5 на 1 тыс. населения |
Расчетный показатель минимально допустимой по заданию на проектирование площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка |
по заданию на проектирование |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Транспортная доступность, минут |
в пределах транспортной доступности 30 |
|||
4 |
Кинотеатры |
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности количеством объектов |
Уровень обеспеченности, мест |
2 на 1 тыс. населения |
Расчетный показатель минимально допустимой площади территории для размещения объекта |
Размер земельного участка |
по заданию на проектирование |
|||
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Транспортная доступность, минут |
в пределах транспортной доступности 30 |
Расчет потребности населения городского округа в объектах социальной инфраструктуры местного значения по отношению к численности населения приведен в таблице 4:
Таблица 4
Наименование показателя |
Норматив |
Проектная мощность действующих объектов |
Численность населения по состоянию на 01.01.2019, чел. |
Необходимая мощность в соответствии с действующими нормами |
Дефицит (-), излишек (+) |
Спортивные залы |
350 кв. м на 1000 чел. |
238 946 кв. м |
1 272 953 чел. |
441 638,05 кв. м |
-202 692,05 кв. м |
Плоскостные сооружения |
0,2 га на 1000 чел. |
68,7 га |
252,364 га |
-183,66 га |
|
Бассейн крытый |
75 кв. м зеркала воды на 1000 тыс. чел |
20394 кв. м |
94 636,73 кв. м |
-73 788 кв. м |
|
Общеобразовательные организации |
100 мест на 1000 жителей |
110 717 мест |
127 296 места |
- 16 579 мест |
|
Организации дополнительного образования |
80% охват от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет |
52 736 мест |
Численность детей от 5 до 18 лет (01.01.2019) 166 944 чел. |
128 000 мест |
-75 264 мест |
Дошкольные образовательные организации |
70% охват от общего числа детей в возрасте от 1 до 7 лет |
63 017 мест |
Численность детей от 1 до 7 лет (01.01.2019) - 105 157 чел. |
73 610 мест |
-10 593 мест |
Организации культурно-досуговой деятельности (клубы, музеи, библиотеки) |
50 кв. м пола на 1000 жителей |
51042 кв. м |
1 272 953 чел. |
63 648 кв. м |
-12606 кв. м |
Театры |
5-8 мест на 1000 жителей |
3 852 мест |
1 272 953 чел. |
6 365 мест |
-2513 мест |
Кинотеатры |
2 места на 1000 жителей |
12540 мест |
1 272 953 чел. |
2546 мест |
+9994 мест |
Концертные залы |
3,5-5 мест на 1000 жителей |
2336 мест |
1 272 953 чел. |
4455 мест |
- 2119 мест |
4. Оценка нормативной правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры городского округа
Основы правового регулирования отношений по обеспечению граждан, образованием, социальной защитой закреплены в Конституции Российской Федерации. В основном законе страны содержится комплекс социальных норм и гарантий, определяющих в первую очередь базовые принципы формирования социальной инфраструктуры. Предусмотренные статьей 8 Конституции Российской Федерации поддержка конкуренции, признание и равная защита государственной, муниципальной и частной собственности являются конституционной основой для создания и нормального функционирования государственного, муниципального и частного секторов социальной отрасли, конкуренции и свободы выбора при оказании и при получении различного спектра социальных услуг, что создает реальную основу для повышения качества социальной инфраструктуры. Конституция Российской Федерации содержит иные важнейшие положения, составляющие основу регулирования правоотношений социальной сферы. Так, статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование - важнейшее право, необходимое для полноценного развития современного общества.
Принятые в развитие Конституции Российской Федерации Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) разграничивают полномочия в области функционирования и развития социальной инфраструктуры между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Так, согласно статье 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение следующих вопросов в социальной сфере:
в области образования: организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам; организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования; организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
в области культуры: организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства;
в области физической культуры и спорта: осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организация и проведение официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), обеспечение подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.
Значительное число вопросов по обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с нормами Закона N 131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения городских округов.
В настоящее время действует ряд специальных федеральных законов, устанавливающих правовое регулирование общественных отношений в социальной сфере. К таким законам относятся:
Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Указанные нормативные правовые акты регулируют общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами их прав на образование, культурную деятельность, а также устанавливают основы деятельности в области физической культуры и спорта.
Развитие социальной сферы невозможно без осуществления в нее инвестиций. Правовые акты, регулирующие инвестиции и инвестиционный процесс, направлены на создание благоприятного режима инвестиционной деятельности, в том числе в социальной сфере.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что при участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, они участвуют в таких отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" является основополагающим законодательным актом в инвестиционной сфере, который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Развитие социальной сферы невозможно без проведения расчетов определения нормативной потребности по обеспеченности населения города Нижнего Новгорода услугами социальной инфраструктуры. К таким нормативным правовым документам относятся:
распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам РФ и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры";
приказ Министерства спорта Российской Федерации от 21.03.2018 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта";
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2016 N АК-950/02 "О методических рекомендациях".
При проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры необходимо предусматривать универсальную безбарьерную среду для беспрепятственного доступа к объектам и услугам всех категорий граждан, в том числе инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (к которым могут быть отнесены люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины, люди с детскими колясками и другие).
Требования к проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры для создания универсальной безбарьерной среды установлены следующими нормативными документами:
СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
РДС 35-201-99 "Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
На региональном и местном уровне в целях создания благоприятных условий для функционирования и развития социальной инфраструктуры особую роль играют документы территориального планирования и нормативы градостроительного проектирования.
В связи с этим Программа обеспечивает сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения и разработана в пределах утвержденного расчетного срока действия Генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 N 22.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.