Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 января 2020 г. N 74-КГ19-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 января 2020 г. кассационную жалобу Левиной Евдокии Степановны, действующей в интересах несовершеннолетней Левиной С.A., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2019 г.
по делу N 2-11379/2018 Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по иску Левиной Евдокии Степановны в интересах несовершеннолетней дочери Левиной С.А. к государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об оспаривании отказа в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно, о взыскании стоимости проезда на восстановительное лечение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Левиной Е.С. по доверенности Грицай О.С., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителей государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Маслаковой О.Ю. и Максимова В.С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Левина Е.С. в интересах несовершеннолетней дочери Левиной С.А. 14 ноября 2018 г. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об оспаривании отказа в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно, о взыскании стоимости проезда на восстановительное лечение.
В обоснование заявленных требований Левина Е.С. указала, что является матерью ребёнка-инвалида Левиной С.А., ... года рождения, которой была проведена высокотехнологичная операция ... имплантации в г. Москве, и ей требуется замен ... раз в пять лет.
В связи с вызовом ребёнка-инвалида Левиной С.А. на восстановительное лечение для замены и настройки ..., поступившим из федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования" Федерального медико-биологического агентства России (г. Москва), её матерью Левиной Е.С. были получены соответствующее направление на лечение в это учреждение из государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) и талон N 2 для оформления именных направлений на проезд к месту лечения Левиной С.А. (г. Москва) и обратно (г. Якутск).
15 августа 2018 г. Левина Е.С. обратилась в государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) с заявлением о предоставлении ребёнку-инвалиду Левиной С.А. и ей как сопровождающему лицу бесплатного проезда к месту восстановительного лечения и обратно авиационным транспортом по маршруту Якутск - Москва - Якутск, приложив к нему указанные выше документы.
23 августа 2018 г. государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) ребёнку-инвалиду Левиной С.А. и сопровождающему её лицу - матери Левиной Е.С. - было отказано в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно по маршруту Якутск - Москва - Якутск по причине отсутствия именных направлений, обеспеченных государственными контрактами между государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) и авиакомпаниями-перевозчиками.
По мнению Левиной Е.С., отказ ребёнку-инвалиду Левиной С.А. и сопровождающему её лицу Левиной Е.С. в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно нарушает права ребёнка-инвалида на здоровье и доступ к восстановительному лечению, направленному на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных заболеванием. В результате неправомерных действий государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Левиной Е.С. понесены убытки в размере 28 250 руб., составляющие сумму самостоятельно приобретённых ею авиабилетов по маршруту Якутск - Москва - Якутск для проезда к месту восстановительного лечения дочери Левиной С.А. в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования" Федерального медико-биологического агентства России (г. Москва) и обратно (г. Якутск).
На основании изложенного Левина Е.С., действующая в интересах ребёнка-инвалида Левиной С.А., просила суд признать неправомерным отказ государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в выдаче именных направлений к месту восстановительного лечения и обратно, взыскать с государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в пользу Левиной Е.С. сумму понесённых ею убытков в размере стоимости приобретённых за собственный счёт авиабилетов.
Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признал.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2018 г. отказ государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в выдаче именных направлений на проезд Левиной Е.С. к месту восстановительного лечения и обратно признан незаконным. С государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в пользу Левиной Е.С. взыскана стоимость проезда по маршруту Якутск - Москва - Якутск в размере 28 250 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе Левиной Е.С., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Левиной С.А., в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной Левиной Е.С., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Левиной С.А., в Верховный Суд Российской Федерации, содержится просьба об отмене апелляционного определения, как незаконного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 24 сентября 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 13 декабря 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено, что Левина Е.С. является матерью ребёнка-инвалида Левиной С.А., ... года рождения, инвалидность установлена Левиной С.А. на срок до 10 декабря 2025 г.
В связи с имеющимся у Левиной С.А. заболеванием ей была проведена высокотехнологичная операция ... имплантации в г. Москве, и ей раз в пять лет требуется замена ...
На основании вызова федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования" Федерального медико-биологического агентства России (г. Москва) для восстановительного лечения ребёнка-инвалида Левиной С.А. для замены и настройки ей ... её матери Левиной Е.С. были выданы соответствующие направление государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) и талон N 2 для оформления именных направлений на проезд к месту лечения Левиной С.А. и обратно.
15 августа 2018 г. Левина Е.С. обратилась в государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) с заявлением о предоставлении ребёнку-инвалиду Левиной С.А. и ей как сопровождающему лицу бесплатного проезда к месту восстановительного лечения и обратно авиационным транспортом по маршруту Якутск - Москва - Якутск, приложив к нему вышеуказанные документы.
23 августа 2018 г. государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Левиной Е.С. письмом было отказано в предоставлении бесплатного проезда ей и её дочери к месту восстановительного лечения и обратно по маршруту Якутск - Москва - Якутск в связи с отсутствием именных направлений, обеспеченных государственными контрактами между государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) и авиакомпаниями-перевозчиками.
Судом также установлено, что в связи с отказом государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в предоставлении Левиной Е.С. и её дочери - ребёнку-инвалиду Левиной С.А. бесплатного проезда к месту восстановительного лечения в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования" Федерального медико-биологического агентства России (г. Москва) и обратно Левина Е.С. самостоятельно приобрела авиабилеты по маршруту Якутск - Москва - Якутск для дочери и себя, стоимость проезда составила 28 250 руб.
С 20 по 21 сентября 2018 г. несовершеннолетняя Левина С.А. находилась в дневном стационаре федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования" Федерального медико-биологического агентства России, где ей за счёт средств обязательного медицинского страхования была осуществлена замена ...
27 сентября 2018 г. Левина Е.С. обратилась в государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) с заявлением о возмещении понесённых ею расходов на оплату проезда междугородним транспортом к месту лечения её дочери (г. Москва) и обратно (г. Якутск).
В возмещении этих расходов государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Левиной Е.С. было отказано с указанием на то, что компенсация гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведённых ими самостоятельно, законом не предусмотрена.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Левиной Е.С., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Левиной С.А., об оспаривании отказа государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно, о взыскании стоимости проезда, суд первой инстанции руководствовался статьёй 39 Конституции Российской Федерации, статьёй 6 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пунктом 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, и исходил из того, что отказ государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в предоставлении ребёнку-инвалиду Левиной С.А. и сопровождающей её матери Левиной Е.С. бесплатного проезда к месту прохождения лечения и обратно является неправомерным, поскольку ребёнок-инвалид Левина С.А. имеет право на получение гарантированного законом набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, которое не поставлено в зависимость от источника финансирования медицинского лечения и осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
Суд первой инстанции также указал, что расходы на проезд к месту лечения и обратно были понесены Левиной Е.С. именно по причине необеспечения государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) ребёнка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатными проездными документами.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Левиной Е.С., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Левиной С.А., в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции сослался на то, что нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретённых ими самостоятельно.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребёнка, Российская Федерация является участником данной Конвенции), государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребёнка (пункт "г" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья.
Государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определённым категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6 1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с названной статьёй граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право в том числе на получение на тех же условиях второй путёвки на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее также - Порядок), которым урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего в том числе предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно абзацу третьему пункта 1.2 Порядка его действие в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
Разделом IV Порядка регламентирована организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (пункт 4.1 Порядка).
Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелёта по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым этого пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребёнка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (абзац третий пункта 4.2 Порядка).
В соответствии с правилами, установленными в пункте 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний, осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда социального страхования или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона N 2 гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда социального страхования или в органы социальной защиты населения либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н был утверждён Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее также - Административный регламент от 27 марта 2012 г. N 271н), который действовал в период спорных правоотношений и до издания приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428, вступившего в силу с 5 ноября 2019 г., которым утверждён Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее также - Административный регламент от 21 августа 2019 г. N 428).
В пункте 2 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н в качестве заявителей на получение государственной услуги поименованы дети-инвалиды.
Предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через свои территориальные органы (пункт 9 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н).
Пунктом 11.2 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н установлен срок предоставления заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно. Эти документы должны быть предоставлены заявителю не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 названного административного регламента.
Согласно пункту 14 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н для предоставления заявителю бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения заявителем представляются направление к месту лечения для получения медицинской помощи и (или) талон N 2, формы которых предусмотрены приложением N 1 к Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утверждённому приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617.
В пункте 20 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н приведён исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения по путёвкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и обратно.
К таким основаниям отнесены: обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, имеющим право на получение государственной услуги в соответствии с административным регламентом; непредставление заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных Административным регламентом; отказ заявителя от получения государственной услуги полностью, а также отказ заявителя от получения государственной услуги в части обеспечения бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации; представление заявителем документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Аналогичные положения о порядке предоставления гражданам государственной услуги в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (за исключением срока предоставления заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно), перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно предусмотрены Административным регламентом от 21 августа 2019 г. N 428, действующим в настоящее время.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента от 21 августа 2019 г. N 428 при предоставлении заявителю бесплатного проезда территориальные органы Фонда социального страхования не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.
Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребёнка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями.
К числу таких гарантий относится оказание детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребёнку-инвалиду и сопровождающему его лицу. При этом перечень оснований к отказу в предоставлении бесплатного проезда ребёнку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В числе этих оснований отсутствие финансирования, незаключение государственного контракта с авиаперевозчиком не поименованы. Обеспечение детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные административным регламентом сроки (на дату возникновения спорных отношений (15 августа 2018 г.) - не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, подтверждающих право ребёнка-инвалида на получение государственной услуги бесплатного проезда на междугородном транспорте ребёнку-инвалиду и сопровождающему его лицу.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Таким образом, если территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не обеспечил в установленные сроки ребёнка-инвалида и сопровождающее его лицо бесплатным проездом к месту лечения и обратно и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости проезда к месту лечения и обратно за счёт собственных средств, то потраченные им средства, подтверждённые документально, могут быть возмещены за счёт территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации применительно к положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причинённые лицу, право которого было нарушено. При этом отсутствие заключённых государственных контрактов между территориальным отделением Фонда социального страхования и авиакомпаниями-перевозчиками при предоставлении детям-инвалидам и сопровождающим их лицам бесплатного проезда к месту лечения и обратно не может повлиять на реализацию гарантированного законом права ребёнка-инвалида и сопровождающего его лица на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Левиной С.А., являющейся ребёнком-инвалидом и нуждающейся в восстановительном лечении (замене ..., настройке ...), было выдано направление государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) на восстановительное лечение в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования" Федерального медико-биологического агентства России, на основании которого Левина С.А. и сопровождающее её лицо - мать Левина Е.С. - должны были быть обеспечены бесплатным проездом к месту восстановительного лечения и обратно.
Поскольку Левина Е.С. с соблюдением установленного законом порядка обратилась в государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) с заявлением на оплату проезда авиационным транспортом по маршруту Якутск - Москва - Якутск по направлению на специализированное лечение её дочери Левиной С.А., сдала талон N 2 для оформления специальных талонов (именных направлений) на проезд для её ребёнка и неё как сопровождающего лица к месту восстановительного лечения и обратно, ответчик был обязан не позднее 5 рабочих дней с момента поступления указанных документов обеспечить ребёнка-инвалида Левину С.А. и сопровождающее её лицо - мать Левину Е.С. специальными талонами и (или) именными направлениями для проезда к месту лечения и обратно.
Вместо принятия предусмотренных приведёнными выше нормативными правовыми актами мер по обеспечению ребёнка-инвалида Левиной С.А. и сопровождающего её лица Левиной Е.С. бесплатным проездом к месту восстановительного лечения и обратно, государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) отказало им в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно по мотиву отсутствия именных направлений, обеспеченных государственными контрактами между территориальным отделением Фонда и авиакомпаниями-перевозчиками, в связи с чем ребёнок-инвалид Левина С.А. была лишена возможности реализовать предоставленное ей Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на бесплатный проезд к месту восстановительного лечения и обратно для неё и сопровождающего её лица. Ввиду этих обстоятельств мать ребёнка-инвалида Левиной С.А. - Левина Е.С. была вынуждена приобрести проездные документы для следования к месту лечения и обратно за счёт собственных средств, которые подлежат возмещению в соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки.
Суд первой инстанции, разрешая спор по иску Левиной Е.С. в интересах несовершеннолетней дочери Левиной С.А. об оспаривании отказа в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно, о взыскании стоимости проезда на восстановительное лечение, установил, что вследствие неправомерного отказа государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в предоставлении Левиной С.А. и сопровождающему её лицу Левиной Е.С. бесплатного проезда к месту восстановительного лечения и обратно мать Левиной С.А. - Левина Е.С. понесла расходы на приобретение проездных документов для следования к месту лечения и обратно, в связи с чем удовлетворил требования истца, то есть, по сути, взыскал причинённые Левиной Е.С. убытки.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Не установив каких-либо новых обстоятельств, не применив изложенные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи, суд апелляционной инстанции не согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции и отказал Левиной Е.С., действующей в интересах несовершеннолетней Левиной С.А., в иске. При этом суд апелляционной инстанции не учёл, что понесённые Левиной Е.С. расходы на оплату проезда для её дочери - ребёнка-инвалида Левиной С.А. и самой Левиной Е.С. как лица, сопровождающего ребёнка-инвалида, были обусловлены необеспечением государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) возможности реализовать принадлежащее ребёнку-инвалиду и сопровождающему его лицу право на получение гарантированной законом государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что пунктом 20 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N 271н установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении заявителям (среди них дети-инвалиды) и их представителям государственной услуги в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно, где такое основание, как отсутствие именных направлений, обеспеченных государственными контрактами между территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и авиакомпаниями-перевозчиками, не поименовано.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Левиной Е.С. в интересах несовершеннолетней Левиной С.А. об оспаривании отказа в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно, о взыскании стоимости проезда на восстановительное лечение, а также для принятия нового решения об отказе в удовлетворении этих исковых требований.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2019 г. по делу N 2-11379/2018 Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) отменить.
Оставить в силе решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2018 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 января 2020 г. N 74-КГ19-10
Текст определения опубликован не был