Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2019 г. по делу N 66а-12/2019 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Фоминой С.Л.
с участием прокурора Вершининой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 сентября 2019 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Мейрмановой А. Д. к Омскому городскому Совету о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201, в части установления территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, установил:
10 декабря 2008 года Омским городским Советом принято решение N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Третья столица", N 69/1 от 19 декабря 2008 года.
На момент рассмотрения спора указанное решение действует в редакции решения Омского городского Совета от 17 июля 2019 года N 164.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правил) в приложении N 1 к настоящим Правилам приведена Карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
Данным приложением в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено примерно в 17 м по направлению на восток относительно ориентира - жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...>, установлена территориальная зона городского наземного транспорта (ИТ-2).
Мейрманова А.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных Правил в части установления территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <...>.
В обоснование заявленных требований ссылалась на противоречие установленного территориального зонирования земельного участка положениям статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указала, что установление территориальной зоны ИТ-2 в отношении рассматриваемого земельного участка нарушает ее права как собственника по использованию земельного участка и расположенного на нем жилого дома (л.д. 5-6).
В судебном заседании представитель Мейрмановой А.Д. - Келлер Ю.В. заявленные требования поддержала.
Представитель Омского городского Совета Вайнштейн С.И. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в пределах компетенции Омского городского Совета и без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проектов правовых актов, их опубликования и вступления в законную силу. Указал, что отражение границ оспариваемой территориальной зоны ИТ-2 в Правилах землепользования и застройки города Омска произведено в соответствии с параметрами развития транспортной инфраструктуры города Омска, определенными в Генеральном плане города Омска (письменный отзыв - л.д. 91-94).
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Бусс С.А. позицию административного ответчика поддержала.
Представитель Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (письменный отзыв - л.д. 199-200).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Вершининой Г.А., полагавшей, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено, в частности, утверждение правил землепользования и застройки.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления города Омска (часть 1 статьи 10 Устава города Омска).
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся утверждение Генерального плана города Омска, правил землепользования и застройки.
Обжалуемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. При принятии решения соблюдена процедура проведения публичных слушаний, подготовки заключения по результатам публичных слушаний.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, содержащую границы территориальных зон, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей в части 4 (в ранее действовавшей редакции) предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Мейрманова А.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - индивидуальное жилищное строительство, местоположение которого установлено примерно в 17 м по направлению на восток относительно ориентира - жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...>. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано Мейрмановой А.Д. 1 августа 2014 года (л.д. 7).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Мейрманова А.Д. является также собственником жилого дома общей площадью 185,1 кв. м, расположенного на рассматриваемом земельном участке (л.д. 8).
Согласно фрагменту Карты градостроительного зонирования территорий города Омска земельный участок с кадастровым номером <...> полностью располагается в зоне городского наземного транспорта (ИТ-2) (л.д. 97, 203).
Таким образом, территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером <...> соответствует установленным требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из приведенных норм, а также учитывая, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования, а требования к установлению границ функциональных зон градостроительным законодательством не предъявляются, следует, что законодатель допускает возможность несовпадения границ территориальных и функциональных зон, в том числе применительно к конкретному земельному участку.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на её развитие (изменение) в будущем.
В соответствии с фрагментом Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43, следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в районе функциональных зон: общественно-деловой зоны и магистрали общегородского значения регулируемого движения, указанная магистраль и фактически существует в рассматриваемом районе (л.д. 201).
Таким образом, градостроительный регламент территориальной зоны ИТ-2, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером <...>, не противоречит функциональной зоне, в которой находится часть этого участка.
Приводимый административным истцом довод о том, что территориальное зонирование противоречит Генеральному плану, поскольку в границах земельного участка имеются две функциональные зоны, не может быть признан достаточным для признания оспариваемой нормы не действующей. Установление в границах земельного участка двух территориальных зон, соответствующих функциональным, не отвечает требованиям части 4 статьи 30, части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявляя требование о признании оспариваемого решения Омского городского Совета недействующим в части, касающейся отнесения земельного участка с кадастровым номером <...> к территориальной зоне ИТ-2, административный истец указал, что нормативным правовым актом созданы препятствия к дальнейшей эксплуатации вышеуказанного земельного участка и расположенного на нем капитального строения, невозможности произвести реконструкцию жилого дома.
Вместе с тем, данные обстоятельства не являются основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Из вышеприведенных норм следует, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Вместе с тем, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, отнесение спорного земельного участка к зоне городского наземного транспорта (ИТ-2) не противоречит действующему градостроительному законодательству и не может нарушать права и законные интересы правообладателя земельного участка и объекта капитального строительства.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца и признания недействующими Правил в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <...> к территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ-2).
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мейрмановой А. Д. к Омскому городскому Совету о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201, в части установления территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером <...> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
Ершова Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 5 сентября 2019 г. N 3а-84/2019 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201"
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2019 г. по делу N 66а-12/2019 настоящее решение оставлено без изменения