Решение Приморского краевого суда
от 9 октября 2019 г. по делу N 3а-250/2019
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Медведевой,
при секретаре А.В. Гулай,
с участием прокурора М.Ю. Кольцовой,
представителя административного истца Д.А. Селезнева,
представителя административного ответчика Т.Ю. Пановой,
представителя заинтересованного лица В.И. Понитаева,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация города Владивостока о признании недействующим в части решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке",
установил:
Думой города Владивостока принято решение от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке", которое опубликовано 10 августа 2015 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 33.
Пунктом 1.5.6 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, установлен коэффициент функционального использования (Кфи), применяемый при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли - для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению, в размере "6".
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1.5.6 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке", в части, касающейся установления значения коэффициента функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли - для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению, в размере "6". В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 29.07.2014 между ООО "Вымпел" и департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края заключен договор аренды земельного участка N 28-Ю-19071 для использования в целях строительства ремонтной мастерской. Кроме того, 23.11.2018 между ООО "Вымпел" и департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края заключен договор аренды земельного участка N 28-Ю-23471, цель предоставления: для эксплуатации нежилого здания. Оба договора прошли государственную регистрацию в регистрирующем органе.
Письмом от 22.02.2019 N 20/5275 департамент земельных и имущественных отношений Приморского края уведомил, что по договору аренды N 28-Ю-19071 от 29.07.2014 произведен перерасчет арендной платы, в том числе в связи с применением коэффициента функционального использования - "6". Вместе с тем, в нарушение положений, предусмотренных статьей 40 Регламента Думы города Владивостока, утверждённого решением Думы города Владивостока от 17 декабря 2008 года N 210 (в редакции решения Думы города Владивостока от 23 ноября 2017 года N 18), надлежащее финансово-экономическое обоснование проекта решения Думы города Владивостока, отсутствует.
Также административный истец указал, что при принятии указанного нормативного правового акта, не определялась доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования, что противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Применение необоснованно завышенного коэффициента функционального использования при расчете арендной платы, повлекло нарушение прав и законных интересов Общества как плательщика арендной платы за земельный участок, способствуя возникновению необоснованных у него расходов.
Таким образом, решение Думы города Владивостока в оспариваемой части, нарушает права административного истца как землепользователя, в том числе право на экономически обоснованную арендную плату за земельный участок.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Настаивал на их удовлетворении.
Представитель Думы города Владивостока в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Полагает, что оспариваемый административным истцом нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах предоставленной компетенции, не противоречит федеральному законодательству и другим правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права административного истца.
Представитель Администрации города Владивостока возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражения на иск. По существу поддержал позицию представителя Думы города Владивостока.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается, в частности, органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 5 части 10 статьи 35 указанного Федерального закона к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 Устава города Владивостока в структуру органов местного самоуправления города Владивостока входит, в частности, представительный орган города Владивостока - Дума города Владивостока.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, в части наличия у представительного органа местного самоуправления города Владивостока полномочий на принятие нормативного правового акта, его формы, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы города Владивостока в данной части не оспаривалось.
В судебном заседании установлено, 29 июля 2014 года между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края ("Арендодатель") и Обществом с ограниченной ответственностью "Вымпел" в лице директора Новиковой Т.Н. ("Арендатор") заключен договор аренды земельного участка N 01-Ю-19071, согласно которому на основании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 июня 2014 года N-рз, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:010022:1731, площадью 389 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 21 м от ориентира по направлению на северо-запад), вид разрешенного использования: объекты бытового обслуживания, для использования в целях строительства ремонтной мастерской, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, являющемся неотъемлемой частью Договора. Срок аренды Участка устанавливается 3 года со дня государственной регистрации Договора в УФРС по ПК (пункт 1.3.).
Согласно пункту 2.1. договора, за указанный в пункте 1.1 настоящего договора Участок, Арендатору устанавливается на основании расчета арендная плата в размере 12296,79 рубля в месяц. Размер арендной платы может быть изменен Арендодателем в случае изменения действующего законодательства, путем подписания сторонами дополнительного соглашения к Договору, либо направления Арендатору дополнительного соглашения заказанным письмом с уведомлением (пункт 2.6).
Согласно Приложению 3 Договора аренды, размер арендной платы считается по формуле: Апл = Ас * Скд, где Апл - годовая сумма арендной платы за год; Ас - ставка арендной платы в %; Скд - кадастровая стоимость земельного участка в руб. Ставка арендной платы рассчитывается по формуле: Ас = Сзн * Кфи * Ккор, где Сзн - ставка земельного налога в %; Кфи - коэффициент функционального использования; Ккор - корректирующий коэффициент.
Кроме того, 23 ноября 2018 года между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края ("Арендодатель") и Обществом с ограниченной ответственностью "Вымпел" в лице директора Новиковой Т.Н., Ватутиным В.В. ("Арендатор") заключен договор аренды земельного участка N-Ю-23471, согласно которому на основании обращения, в соответствии со ст. 39.20, пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду с множественностью лиц на стороне Арендатора земельный участок с кадастровым номером 25:28:010022:1731, площадью 389 кв. м, доля участия в праве без выдела в натуре у ООО "Вымпел" составляет - 667/1000 (259,46 кв. м.)., у Ватутина В.В. 333/1000 (129,54 кв. м.) из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 21 м от ориентира по направлению на северо-запад), вид разрешенного использования: объекты бытового обслуживания, цель предоставления: для эксплуатации нежилого здания, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, являющемся неотъемлемой частью Договора. Срок аренды Участка 49 лет с момента подписания настоящего Договора (пункт 1.3.).
Согласно пункту 2.1. договора, за указанный в пункте 1.1 настоящего договора Участок, Арендатору устанавливается на основании расчета арендная плата в размере 26 904,23 рубля в месяц. Стороны считают размер арендной платы измененным с момента вступления в силу нормативных правовых актов, на основании которых определяется размер арендной платы, при этом составление и направление Арендатору уведомления, подтверждающего факт такого изменения, не требуется (пункт 2.6).
Сумма арендной платы по Договору рассчитывается способом, аналогичным приведенному в Приложении 3 к Договору аренды от 29 июля 2014 года (Приложение N 2 к Договору аренды от 23 ноября 2018 года).
22 февраля 2019 года департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края директору ООО "Вымпел" Новиковой Т.Н. направлено предупреждение о необходимости исполнения обязательств по договору аренды земельного участка N 01-Ю-19071 от 29 июля 2014 года (погашение задолженности по арендной плате, начисленной неустойки и пени), в котором указано, что по данному договору произведен перерасчет арендной платы, с учетом изменения кадастровой стоимости земельного участка с 01 января 2017 года, а также решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке". С применением коэффициента 6 - "для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению" арендная плата составила 26904,22 рублей ежемесячно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 11 мая 2004 года N 209-О, от 28 февраля 2017 года N 424-О, при отсутствии единых правил, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что коэффициент функционального использования, являясь одним из показателей расчета годовой арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Представленные в материалы настоящего административного дела представителем Думы города Владивостока документы и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, не содержат доказательств того, что Думой города Владивостока и главой города Владивостока, которым внесен проект указанного нормативного правового акта на рассмотрение представительного органа муниципального образования, производились какие-либо расчеты в целях экономического обоснования введения коэффициента функционального использования в размере "6", а также анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, предоставленных для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению.
Приобщённые же к материалам дела по ходатайству представителя Думы города Владивостока пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке", подписанные и.о. главой города Владивостока Лобода К.А., определяли цели принятия и структуру данного нормативного правового акта, содержали указание на то, что его принятие не требует дополнительных затрат на его реализацию из бюджета Владивостокского городского округа.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим пункта 1.5.6 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке", касающегося установления значения коэффициента функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли - для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению, в размере "6", подлежат удовлетворению, поскольку применение значения "6", установленного коэффициента при расчете арендной платы в отсутствие экономического обоснования, противоречит постановлению Правительства Российской федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, если нормативный правовой акт впоследствии может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, суд общей юрисдикции признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (постановления от 16 июня 1998 года N 19-П, от 11 апреля 2000 года N 6-П, от 18 июля 2003 года N 13-П, от 27 января 2004 года N 1-П).
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах третьем и четвертом пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до постановления решения суда применялся, данное обстоятельство является основанием для признания его недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация города Владивостока о признании недействующим в части решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" - удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1.5.6 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке", касающегося установления значения коэффициента функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли - для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению, в размере "6".
В удовлетворении исковых требований административного истца о признании недействующим нормативно-правового акта в части со дня его принятия - отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Думы города Владивостока.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
Е.А. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 9 октября 2019 г. по делу N 3а-250/2019
Текст решения опубликован не был