Во исполнение распоряжения Правительства Московской области от 31.10.2018 N 674-РП "О нормативах и нормах ресурсной обеспеченности населения объектами социальной сферы", в целях обеспечения равных возможностей граждан на доступ к учреждениям и организациям культуры и культурным благам:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере культуры на территории Московской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
1) учитывать нормативную потребность при формировании и исполнении бюджетов муниципальных образований Московской области, подготовке проектов программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Московской области, разработке генеральных планов городских округов;
2) ежегодно, до 10 марта текущего года, производить расчет нормативной потребности и фактической обеспеченности в объектах социальной инфраструктуры по состоянию на 1 января текущего года и направлять данную информацию в Министерство культуры Московской области.
3. Управлению музейной деятельности, связей с общественностью и информационных ресурсов Министерства культуры Московской области обеспечить официальное размещение (опубликование) настоящего распоряжения на официальном сайте Министерства культуры Московской области http://mk.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Управлению развития инфраструктуры и аналитической работы Министерства культуры Московской области направить копию настоящего распоряжения:
в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области с соблюдением требований, установленных распоряжением Губернатора Московской области от 07.07.2017 N 215-РГ "Об организации представления нормативных правовых актов Московской области для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации";
в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации в Прокуратуру Московской области в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области от 30.07.2018 N 255-РГ "О направлении в Прокуратуру Московской области нормативных правовых актов Московской области и их проектов".
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра культуры Московской области Морковкину И.Е.
Министр культуры |
Е.М. Харламова |
Утверждены
распоряжением
Министерства культуры
Московской области
от 20.03.2020 N 17РВ-37
Методические рекомендации
органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры
В соответствии с частью 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", определяющими права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", государственным органам исполнительной власти Московской области и органам местного самоуправления Московской области необходимо обеспечить:
территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
развитие инфраструктуры культурной деятельности;
создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;
использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
Во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации и законодательства Московской области по обеспечению доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться единой методикой по определению нормативной потребности в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, установленных законодательством Российской Федерации.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года";
Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р;
Концепцией развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 434-р;
Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 2395-р;
распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965.
2. Определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях:
норма - это минимально допустимое количество сетевых единиц;
норматив - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры;
сетевая единица - организация культуры независимо от формы собственности, оказывающая услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов;
библиотека - информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов и предоставляющая их во временное пользование физическим и юридическим лицам;
общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование;
музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ;
цирк определяется как обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности, а также как специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений;
под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера;
централизованная клубная система - добровольное объединение учреждений клубного типа в структурно-целостное образование;
театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;
кинозал - место, в котором осуществляется показ фильмов;
детские школы искусств - учреждения дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в области искусств (предпрофессиональные и общеразвивающие).
3. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами местного самоуправления Московской области в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
4. Расчет нормативной потребности на территории Московской области (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:
вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления Московской области;
нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры;
показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равно числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше чем 5, то увеличение не производится.
5. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
существующую обеспеченность населения объектами культуры;
функциональное многообразие организаций культуры;
специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;
прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности;
критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
Критерии доступности услуг сферы культуры:
возможность выбора организаций культуры;
развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
наличие организаций культуры для детей;
наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
6. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры Московской области обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Органы местного самоуправления вправе в рамках своих полномочий принять решение о создании учреждений культуры выше установленных минимальных нормативов и норм, установленных Правительством Московской области.
При расчете нормативного значения количества населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления:
если N + 1 знак < 5, то N-й знак сохраняют, а N + 1 и все последующие обнуляют;
если N + 1 знак >= 5, то N-й знак увеличивают на единицу, а N + 1 и все последующие обнуляют.
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками (ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле").
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Исполнительные органы государственной власти Московской области, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере культуры, и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области обеспечивают:
финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;
реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек (ст. 12 Федерального закона от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").
Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания (ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле").
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:
Таблица 1
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Московская область |
Универсальная библиотека |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность в течение 1 дня |
Детская библиотека |
1 |
|||
Библиотека для инвалидов по зрению |
1 |
|||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
2 |
|||
Городской округ |
Общедоступная библиотека |
На 20 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Детская библиотека |
На 10 тыс. детей |
1 |
||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Независимо от количества населения |
2 |
||
Централизованная библиотечная система |
При необходимости |
1 |
Создается при необходимости для осуществления методической и сопровождения деятельности сельских библиотек муниципального образования |
|
Сельские населенные пункты, входящие в состав городского округа |
Филиал общедоступных библиотек |
На 1 тыс. чел. |
1 |
Шаговая доступность 15 - 30 минут/транспортная доступность 15 - 30 минут |
Детский филиал общедоступных библиотек |
На 1 тыс. детей |
1 |
Также на всех административно-территориальных уровнях независимо от количества жителей необходимо размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (по 1 в каждой сетевой единице).
2. Нормы размещения государственных библиотек Московской области.
В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в Московской области создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями Министерства культуры Московской области, к которым относится организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов (п. 16 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории Московской области могут быть созданы новые молодежные (юношеские) библиотеки, а также молодежные отделения в универсальных библиотеках Московской области.
3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:
БС = Н / Нн,
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности населения на 1 библиотеку.
4. Нормы размещения библиотек в городских округах.
В городском округе создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.
В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.
Для городского округа с населением менее 20 тыс. чел. к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. чел.
Минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:
БС = (Н / Нн) + (Нд / Ннд),
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности населения на 1 общедоступную библиотеку;
Нд - численность детского населения;
Ннд - норматив численности детского населения на 1 детскую библиотеку.
Для городского округа с населением от 19999 до 15000 чел. следует применять коэффициент 1,5 к нормативной потребности в библиотеках.
Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. чел.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:
БС = (Нс / Ннс) + ((Н - Нс) / Ннг) + (Нд / Ннд),
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нс - численность сельского населения;
Ннс - норматив численности населения на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
Ннг - норматив численности населения на 1 библиотеку для городского округа;
Нд - численность детского населения;
Ннд - норматив численности детского населения на 1 библиотеку.
Для города, входящего в состав городского округа, не являющегося административным центром, с численностью населения менее 10 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 5 тыс. чел.
Для городского округа с численностью городского населения от 9999 до 7500 чел. следует применять коэффициент 1,25 к нормативной потребности в библиотеках.
Для городского округа с численностью городского населения менее 5 тыс. чел. к расчету принимается сетевая единица на 3 тыс. чел.
5. В городских округах создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 10 тыс. чел.
При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.
Если в состав муниципального образования входят населенные пункты, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 10 тыс. чел., то в таких населенных пунктах целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.
Если у населения муниципального образования есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций и др.), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.
В соответствии с полномочиями по библиотечному обслуживанию населения на территории муниципальных образований может быть создана централизованная библиотечная система (далее - ЦБС) с филиалами в сельских населенных пунктах.
ЦБС выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального образования, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального образования.
Для обслуживания населения сельских населенных пунктов библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тыс. жителей независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав городского округа.
Филиалы общедоступной библиотеки либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения). Филиалы или структурные подразделения центральной библиотеки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском населенном пункте, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения (ст. 23 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле").
6. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"). В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
7. Пользователям библиотек независимо от места проживания должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий (Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики"), для чего рекомендуется на базе центральных библиотек муниципальных образований Московской области, центральных библиотек городского округа Московской области организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:
фонды Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ), которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
фонды Президентской библиотеки.
При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:
в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (без учета городского населения);
в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
III. Нормы и нормативы размещения музеев
1. Нормы и нормативы размещения музеев в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев:
Таблица 2
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Московская область |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
Не менее 1 |
Транспортная доступность в течение 1 дня |
Художественный музей |
Не менее 1 |
|||
Тематический музей |
Не менее 4 |
|||
Городской округ |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
Не менее 1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Тематический музей |
Независимо от количества населения |
Не менее 1 |
||
Городские населенные пункты |
Краеведческий музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности.
Минимально необходимое количество музеев для различных муниципальных образований Московской области определяется по следующей формуле:
МС = Н / Мн,
где:
МС - музейная сеть;
Н - численность населения;
Мн - норматив численности населения на 1 музей.
В случае если для муниципального образования требуются различного типа музеи, то к данному нормативу применяются коэффициенты 2 и 3, где 2 - краеведческий и художественный музеи, 3 - краеведческий, художественный и тематический музеи.
Для учета транспортной и шаговой доступности следует применять коэффициент от 1,25 до 1,5.
Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.
Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.
Художественный музей - это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.
3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").
Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Московской области, принимаются органами исполнительной власти Московской области, на которые возложено государственное регулирование в области культуры (ст. 16 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").
4. Органы местного самоуправления имеют право на создание музеев (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.
В муниципальных образованиях в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников могут быть созданы филиалы или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.
В муниципальном образовании может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Филиалы музея, расположенные в населенных пунктах муниципального образования, принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.
5. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций по разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей, направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы размещения театров
1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р "О Концепции театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров:
Таблица 3
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Московская область |
Театр драматический |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность в течение 1 дня либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Театр оперы и балета/музыкальный |
1 |
|||
Театр кукол |
1 |
|||
Театр юного зрителя |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусств |
1 |
|||
Городской округ |
Театр по видам искусств |
Население от 500 тыс. чел. до 1 млн. чел. |
1 на 500 тыс. чел. |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Театр по видам искусств |
Население от 200 тыс. до 500 тыс. чел. |
1 на 200 тыс. чел. |
||
Театр по видам искусств |
Население от 100 до 200 тыс. чел. |
1 |
2. За сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо филиалы театров.
Учитывается в качестве одной сетевой единицы театр, в котором действует нескольких театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс.
Если на одной театральной площадке работают театры различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы.
3. Минимально необходимое количество театров для различных муниципальных образований и Московской области определяется по следующей формуле:
ТС = Н / Тн,
где:
ТС - театральная сеть;
Н - численность населения;
Тн - норматив численности населения на 1 театр.
В целях выравнивания диспропорций по обеспечению доступности населения к театральному искусству и на основании полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры в муниципальных образованиях могут быть созданы театры.
В городских округах устанавливается норматив количества театров различной направленности, объединяющий несколько жанровых видов (драмы и комедии, музыкально-драматический), при обязательном наличии в репертуаре спектаклей для детей и молодежи.
В территориях с высокой плотностью населения и наличием кадрового состава профессиональных театральных актеров (наличием профессионального учебного заведения) количество театров может быть увеличено по решению учредителя.
V. Нормы и нормативы размещения концертных организаций
1. В соответствии с Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 2395-р "О Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации") формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должно осуществляться путем создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности.
Нормы и нормативы размещения концертных организаций устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области академической музыки.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций:
Таблица 4
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Московская область |
Концертный зал |
Независимо от численности населения |
2 |
Транспортная доступность в течение 1 дня либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Филармония |
1 |
|||
Концертный творческий коллектив |
2 |
|||
Городской округ |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Концертный творческий коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
|
2. Концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ.
К концертным организациям относятся:
- филармонии - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов и организующей гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестры, хоры, ансамбли);
- филармонический концертный зал - специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющей функции формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
- самостоятельные концертные коллективы, являющиеся юридическими лицами. К концертным коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли и т.п.
3. К расчету сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности.
В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений).
Минимально необходимое количество концертных организаций для различных муниципальных образований и Московской области определяется по следующей формуле:
КоС = Ккз + Кф + Ккк,
где:
КоС - сеть концертных организаций;
Ккз - нормативное число концертных залов;
Кф - нормативное число филармоний;
Ккк - нормативное число концертных творческих коллективов.
Ккз = Н / Нкз,
где:
Н - численность населения;
Нкз - норматив численности населения на 1 концертную организацию.
Кф = Н / Нф,
где:
Н - численность населения;
Нф - норматив численности населения на 1 филармонию.
Ккк = Н / Нкк,
где:
Н - численность населения;
Нкк - норматив численности населения на 1 концертный творческий коллектив.
4. В целях удовлетворения потребности населения в академической музыке концертные организации осуществляют гастроли.
В соответствии с Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года понятие "гастроли" включает в себя показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя, в том числе в населенных пунктах собственного региона.
VI. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
1. В соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации по организации и поддержке учреждений культуры и искусства (п. 18 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") и на основании полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и по созданию условий для развития народного художественного творчества создаются учреждения клубного типа, которые действуют на основании Примерного положения, утвержденного решением Коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры".
При подсчете нормативной обеспеченности (должно быть единообразие в терминологии: по ОКВЭД - учреждения клубного типа) в качестве 1 сетевой единицы принимается учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг, предусмотренный примерным Положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа.
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа для различных определяется по следующей формуле:
КС = Н / Кн,
где:
КС - сеть учреждений клубного типа;
Н - численность населения;
Кн - норматив численности населения на 1 учреждение клубного типа.
Соответствие фактического числа учреждений клубного типа нормативу может быть скорректировано на коэффициент 0,5 в случае, если культурно-досуговое учреждение расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то есть это учреждение следует учитывать как 0,5 сетевой единицы.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа:
Таблица 5
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Московская область |
Дом (центр народного творчества) |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность в течение 1 дня |
Дворец культуры |
|
1 |
|
|
Городской округ |
Дом культуры |
Население от 500 тыс. чел. |
1 на 200 тыс. чел. |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
|
Население от 100 до 500 тыс. чел. |
1 на 100 тыс. чел. |
||
|
Население до 100 тыс. |
1 на 20 тыс. чел. |
||
|
Население менее 25 тыс. чел. |
1 на 10 тыс. чел. |
||
Центр культурного развития |
Независимо от количества населения |
1 |
||
Городские населенные пункты |
Дом культуры |
Население от 25 тыс. до 100 тыс. чел. |
1 на 25 тыс. чел. |
Транспортная доступность 15 - 30 минут |
Население менее 25 тыс. чел. |
1 на 10 тыс. чел. |
|||
Сельские населенные пункты, входящие в состав городского округа |
Сельский дом культуры |
На 1,5 тыс. чел. |
1 |
|
Передвижной многофункциональный |
Транспортная единица |
1 |
В случае если в населенных пунктах с численностью от 500 человек отсутствуют стационарные организации культуры |
2. Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности.
Минимальный перечень подвидов учреждений культуры клубного типа составляют:
областной (окружной) Дом (Центр) народного творчества, который обеспечивает координацию деятельности учреждений культуры клубного типа, действующих на территории Московской области, по развитию и сохранению народной культуры. Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях, являющихся центром бытования особых видов народной культуры;
областные (муниципальные) научно-методические центры, национально-культурные центры, дома дружбы, дома ремесел, дома фольклора, Дома (Центры) культуры.
Количество таких учреждений определяется исходя из культурного разнообразия территории и уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования Московской области.
3. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне Московской области должны предусматривать наличие Дома (Центра) народного творчества.
Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских округах и городских населенных пунктах предусматривают наличие 1 Дома культуры на население от 10 до 200 тыс. чел. в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, имеющие транспортную доступность до административного центра 30 минут и более, применяется норматив 1 Дом культуры на 1,5 тыс. человек по совокупности населения в сельских населенных пунктах.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество учреждений клубного типа определяется по следующей формуле:
КС = (Нс / Ннс) + ((Н - Нс) / Ннг),
где:
КС - сеть учреждений клубного типа;
Н - численность населения;
Ннс - норматив численности населения на 1 Дом культуры для сельского населения, входящего в состав городского округа;
Нс - численность сельского населения;
Ннг - норматив численности населения на 1 Дом культуры для городского округа.
При определении нормативной потребности муниципального образования в учреждениях клубного типа, применяя шаговую доступность в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети, следует применять коэффициент от 1,25 до 2 к нормативной потребности в учреждениях клубного типа в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
4. При наличии потребности в Домах культуры выше рекомендуемого норматива количество таких учреждений и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования Московской области.
5. Центры культурного развития создаются в целях:
выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для населения в малых городах и сельской местности; обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность;
создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения; создания условий для межнационального культурного обмена; повышения качества жизни населения.
Данный вид учреждения культуры предусмотрен Общественным классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, по разделу "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" по коду 90.04.2 "Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания".
Создание Центров культурного развития в городских округах осуществляется при наличии потребности и по решению органов местного самоуправления муниципального образования Московской области за счет собственных средств и (или) перепрофилированием имеющихся культурно-досуговых учреждений.
6. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам.
7. Передвижной многофункциональный культурный центр является организацией культуры клубного типа, созданной для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплекс представляет собой передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.
Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, устанавливается норма - 1 транспортная единица для сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (либо жилых районов города) для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры.
На территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, киномобили, автоклубы).
8. При расчете нормативного значения количества населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления:
если N +1 знак < 5, то N-й знак сохраняют, а N + 1 и все последующие обнуляют;
если N >= 1 знак > 5, то N-й знак увеличивают на единицу, а N + 1 и все последующие обнуляют.
VII. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов
1. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства, на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения органы местного самоуправления организуют (создают) условия для организации кинозалов.
Таблица 6
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ |
Кинозал |
На 20 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность 15 - 30 минут |
Сельские населенные пункты, входящие в состав городского округа |
Кинозал |
На 3 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность 15 - 30 минут |
2. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа всех форм собственности, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном кинотеатре.
При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов, к учету принимается каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету принимаются кинозалы, расположенные в учреждении культуры либо в коммерческой организации.
3. Нормы и нормативы обеспеченности услугами кинопоказа предусматривают не менее 1 кинозала на 20 тыс. чел. в городском округе.
В городском населенном пункте рекомендуется 1 кинозал независимо от количества населения.
В сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа, рекомендуется 1 кинозал на 3 тысячи жителей.
4. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы, органы местного самоуправления организуют кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров.
VIII. Нормы и нормативы размещения детских школ искусств
В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления Московской области в целях реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.02.2016 N 326-р, органы местного самоуправления создают на территории муниципального образования детские школы искусств.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного распоряжения Правительства Российской Федерации N 326-р вместо "29.02.2016" следует читать "26.02.2016"
При расчете нормативной обеспеченности ученическими местами в детских школах искусств по видам искусств муниципальных образований Московской области необходимо учитывать показатель охвата услугами дополнительного образования детского населения в возрасте от 5 до 18 лет не менее 18 процентов.
Нормативная обеспеченность ученическими местами в детских школах искусств рассчитывается по формуле:
Dдетей = (S об) / (S детей) x 100%,
где:
S об - количество детей, обучающихся в детских школах искусств по видам искусств муниципального образования Московской области;
S детей - общее количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципального образования Московской области.
IX. Нормы и нормативы, предусматривающие строительство объектов клубного типа
В целях сбалансированности в размещении организаций культуры и доступности их услуг широкому кругу населения муниципальных образований Московской области при проведении работ по разработке проектов планировки территорий, проектов изменений генеральных планов, схем территориального планирования следует учитывать настоящие методические рекомендации и предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.
Правила землепользования и застройки муниципальных образований Московской области устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, рассчитанных в квадратных метрах.
В региональных нормативах градостроительного проектирования установлены совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения на территории Московской области.
При расчете нормативной потребности в строительстве и (или) реконструкции объектов культуры необходимо учитывать действующие нормативы и нормы градостроительного проектирования и соответствующие своды правил, затрагивающие вопросы строительства и архитектуры. Дополнительно для городских округов рекомендуется использовать показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей в соответствии с приложением, которое является неотъемлемой частью настоящих методических рекомендаций.
В целях определения потребности муниципального образования в строительстве объектов клубного типа органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области должны исходить из расчета, что в радиусе обслуживания объекта совокупное число жителей должно составлять для сельских населенных пунктов - 1,5 тыс. чел., для городских населенных пунктов - 3 тыс. чел. (п. 7.1.9 СП 141.13330.2012. Свод правил. Учреждения социального обслуживания населения. Правила расчета и размещения, утвержденные приказом Госстроя от 27.12.2012 N 121/ГС).
Приложение
к Методическим рекомендациям органам
местного самоуправления муниципальных
образований Московской области по развитию
сети организаций культуры и обеспеченности
населения услугами организаций культуры
Таблица расчета посадочных мест на совокупное количество театров на 1 тыс. жителей
Норматив по городскому поселению | ||||||||||||
Количество жителей в городских поселениях * |
До 3000 |
3000 - 4999 |
5000 - 9999 |
10000 - 19999 |
20000 - 29999 |
30000 - 39999 |
40000 - 49999 |
50000 - 59999 |
60000 - 69000 |
70000 - 70999 |
80000 - 80999 |
90000 - 99999 |
Посадочных мест |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
x |
5 - 6 |
6 - 7 |
7 - 8 |
8 - 9 |
9 - 10 |
Норматив по городскому округу | ||||||||||||
Количество жителей в городских округах * |
До 10000 |
10000 - 14999 |
15000 - 19999 |
20000 - 29000 |
30000 - 49999 |
50000 - 99999 |
100000 - 149999 |
150000 - 199999 |
200000 - 249999 |
250000 - 499999 |
500999 - 999999 |
1000000 и более |
Посадочных мест |
x |
x |
x |
x |
x |
6 - 8 |
7 - 6 |
6 - 5 |
5 - 4 |
4 - 3 |
3 - 2 |
2 и более |
Таблица расчета посадочных мест на совокупное количество концертных организаций на 1 тыс. жителей
Норматив |
Норматив по городскому поселению/городскому округу |
|||||||||||
Количество жителей в городских округах * |
До 10000 |
10000 - 14999 |
15000 - 19999 |
20000 - 29000 |
30000 - 49999 |
50000 - 99999 |
100000 - 149999 |
150000 - 199999 |
200000 - 249999 |
250000 - 499999 |
500999 - 999999 |
1000000 и более |
Посадочных мест |
x |
x |
x |
x |
x |
6 - 7 |
7 - 6 |
6 - 5 |
5 - 4 |
4 - 3 |
3 - 2 |
2 и более |
Таблица расчета посадочных мест на совокупное количество учреждений клубного типа в муниципальном образовании на 1 тыс. жителей
Норматив |
Норматив для сельских населенных пунктов |
||||||||||||
Количество жителей в сельском поселении * |
До 500 чел. |
500 - 999 |
1000 - 1999 |
2000 - 2999 |
3000 - 4999 |
5000 - 6999 |
7000 - 9999 |
10000 - 19999 |
20000 и более |
x |
x |
x |
|
Посадочных мест (ед.) |
До 100 |
150 |
200 |
150 |
85 |
80 |
75 |
70 |
65 |
x |
x |
x |
|
|
Норматив для городских населенных пунктов |
||||||||||||
Количество жителей в городском поселении |
До 3000 |
3000 - 4999 |
5000 - 9999 |
10000 - 19999 |
20000 - 29999 |
30000 - 39999 |
40000 - 49999 |
50000 - 59999 |
60000 - 69000 |
70000 - 70999 |
80000 - 80999 |
90000 - 99999 |
|
Посадочных мест (ед.) |
150 |
85 |
80 |
70 |
65 |
50 |
40 |
35 |
30 |
25 |
20 |
15 |
|
|
Норматив по городскому округу |
||||||||||||
Количество жителей в городском округе |
До 10000 |
10000 - 14999 |
15000 - 19999 |
20000 - 29000 |
30000 - 49999 |
50000 - 99999 |
100000 - 149999 |
150000 - 199999 |
200000 - 249999 |
250000 - 499999 |
500999 - 999999 |
1000000 и более |
|
Посадочных мест (ед.) |
80 |
65 |
70 |
65 |
45 |
35 - 15 |
15 - 12 |
12 - 8 |
8 - 6 |
6 - 5 |
5 - 4 |
4 и более |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства культуры Московской области от 20 марта 2020 г. N 17РВ-37 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере культуры на территории Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства культуры Московской области (http://mk.mosreg.ru) 24 марта 2020 г.