Продолжим рассматривать становление практики применения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, вступившие в силу в январе текущего года. В частности, Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в разделы, регламентирующих порядок подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе в электронных формах.
Напомним, в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей до января 2020 года, в частности в части 4 статьи 54.4, части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, устанавливалось, что при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в закупке (конкурсе, аукционе) в электронной форме должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении закупки в электронной форме, закупочной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона), а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным закупочной документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Действующая редакция части 4 статьи 54.4, части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в закупке (конкурсе, аукционе) в электронной форме должна содержать наименование страны происхождения товара, и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным закупочной документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Таким образом, анализ приведенных положений Закона о контрактной системе показывает, что основным изменением является то, что в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей до нового года, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в закупочной документации, требовались в первой части заявки не только при осуществлении закупки товара, но и закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар. В после новогодней редакции Закона о контрактной системе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в закупочной документации разрешено требовать в составе первой части заявки исключительно только в тех случаях, когда предусматривается заключение по результатам проведения электронной закупки договора поставки товара, и выполнения работ (оказания услуг). В иных случаях, когда осуществляется закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронной закупке должна содержать исключительно "согласие".
Анализ административной практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля показывает, что в большинстве случаев отклонение по первым частям заявок на участии в закупке в электронной форме осуществляется в нарушение приведенных норм Закона о контрактной системе. Иными словами, заказчики по-прежнему при осуществлении закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар устанавливают к составу и содержанию первых частей заявок требования о представлении участником такой закупки в таких заявках конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным закупочной документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Рассмотрим некоторые примеры такой практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, вступившие в силу с января текущего года.
1. Комиссия ФАС России по результатам рассмотрения жалобы пришла к выводу об обоснованности довода заявителя, который указывал на неправомерность действий заказчика, неправомерно установившего требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в аукционе, поскольку установленные требования к используемым товарам при оказании услуг. Кроме того, такие неправомерные требования повлекли неправомерный отказ в допуске к участию в аукционе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования к составу первых частей заявок.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 17.03.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 18.03.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.03.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - бюджет ***; КБК - ****;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.03.2020;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок, 2 из которых допущены к участию в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 17.03.2020;
8) в Аукционе принимало участие 2 участника закупки;
9) дата окончания рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе - 20.03.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу первых частей заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент публикации извещения о проведении Аукциона) первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 22 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе: "согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
наименование страны происхождения товара;
конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии)".
Согласно документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию имущественного комплекса Заказчика.
Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг по комплексному обслуживанию имущественного комплекса Министерства***, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе.
При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.
Таким образом, требования к первым частям заявок установлены Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.03.2020 N ***-1-1 (далее - Протокол), участникам с порядковыми номерами "***" "***" "***" "***" "***" "***" отказано в допуске к участию в Аукционе, в связи с непредоставлением в составе заявки технических характеристик товаров, а также предоставлением сведений о технических характеристиках товара, не соответствующих требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг по комплексному обслуживанию имущественного комплекса Министерства ***, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе, в связи с чем, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участникам с порядковыми номерами "***" "***" "***" "***" "***" "***" в связи с предоставлением сведений о технических характеристиках товара, не соответствующих требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
В соответствии с пунктом 11 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно пункту 12 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом в соответствии с пунктом 6.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Кроме того, согласно пункту 6.12 проекта государственного контракта документации об Аукционе общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Таким образом, изучив проект контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом установлена не в соответствии с Постановлением N 1042 в редакции, действующей на момент публикации извещения о проведении закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 18.03.2020 по делу N 20/44/105/460 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 18.03.2020 по делу N 20/44/105/460)
2. Комиссия ФАС России признавая жалобу обоснованной, пришла к выводу о том, что техническим заданием документации об аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг, и, как следствие, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в таком аукционе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция);
2. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 03.03.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 05.03.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 07.02.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) источник финансирования - средства бюджета ***; КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.02.2020;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона 25.02.2020;
9) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 20.02.2020. Вместе с тем, жалоба на положение документации направлена Заявителем в ФАС России 27.02.2020, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод жалобы Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
2. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.02.2020 N ***-1-1 (далее - Протокол), участнику с порядковым номером заявки "***" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации требованиям документации об Аукционе, в том числе по следующему основанию: "в заявке участника по позиции N 1 "Гипсовые вяжущие тип 2" отсутствует описание "Гипсовые вяжущие тип 2", а предложен "гипс строительный", что не соответствует требованиям документации".
Согласно пункту 19 информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующее: "конкретные показатели товаров, необходимых для оказания услуг, а именно: Сведения о материалах, запасных частях, расходных материалах и оборудовании, которые, в том числе используются при оказании перечисленных услуг; Перечень запасных частей и комплектующих, подлежащих замене (таблица N 2), техническая характеристика фильтров (таблица N 1), страна происхождения товаров, согласно инструкции по заполнению первой части заявки".
Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг по комплексному обслуживанию здания, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе. При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, в том числе к товару 1 "Гипсовые вяжущие тип 2", а именно:
- "Гипсовые вяжущие Тип 2. Требуется марка Г-7; Г-4, Г-3; Г-6. Индекс степени помола I или II".
Согласно ГОСТ 125-79 "Вяжущие гипсовые. Технические условия" областью применения гипсовых вяжущих является в том числе изготовление гипсовых строительных изделий. При этом рекомендованная марка установлена Г-2 - Г-7, всех сроков твердения и степеней помола.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки по вышеуказанной позиции представлено, в том числе следующее: "Гипс строительный. Марка Г-4, Г-6. Индекс степени помола II", что не противоречит требованиям ГОСТ и документации об Аукционе.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссия установила, что инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, в том числе, следующее положение:
"В случае, если значения параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", "либо" - заказчику требуются все значения показателя, указанных через данные символ, союз".
При этом, в соответствии с требованием технического задания документации об Аукционе к товару 211 "Розетка скрытой проводки" установлено, в том числе следующее требование "Форма корпуса требуется квадратная либо прямоугольная".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, в том числе, вышеизложенное положение Инструкции, вводит участников закупки в заблуждение, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно Протоколу, участникам закупки с порядковыми номерами заявок "***", "***", "***", "***", "***" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением сведений в первых частях заявок на участие в Аукционе несоответствующих техническому заданию.
Таким образом, учитывая, что при осуществлении закупки Заказчик ненадлежащим образом установил требования к составу заявки, действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе в допуске к участию в Аукционе Заявителю и участникам закупки с порядковыми номерами заявок "***", "***", "***", "***", "***", нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, Заказчиком в ЕИС размещены, в том числе разъяснения положений документации об Аукционе от 11.02.2020 N РД1 без указания предмета запроса.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
При этом на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
4. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит вышеуказанное положение.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе положения об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, нарушают пункт 2 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Пунктом 30 информационной карты документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта - 10% начальной (максимальной) цены контракта.
При этом на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условие об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части неправомерного отказа в допуске к участию в Аукционе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя на положения документации об Аукционе оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 13 статьи 34, части 30 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
(см. решение Комиссии ФАС России от 05.03.2020 по делу N 20/44/105/365)
3. В другом примере Комиссия ФАС России также пришла к выводу о неправомерности требований заказчика о представлении участниками закупки в своих заявках помимо "согласия" на оказание услуг, конкретных показателей, соответствующих документации об аукционе, в том числе товарный знак (при наличии).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии 02.03.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 03.03.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.02.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) источник финансирования - бюджет ***; КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.02.2020;
6) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона 20.02.2020;
9) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 19.02.2020 N N ***-1-1 (далее - Протокол), участнику с порядковым номером заявки "***" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Заявка не допускается до участия в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ за непредоставление информации, предусмотренной требованиями документации о проведении электронного аукциона, а именно: 1. По позиции товара "Контрольный зажим тип 1" по показателю "Назначение и конструктив" указано значение "Позволяет соединить по прямой линии токоотвод из проволоки диаметром от шести до десяти мм". Заявка не допускается до участия до участия в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ за предоставление недостоверной информации, предусмотренной требованиями документации о проведении электронного аукциона, а именно: 2. По позиции товара "Забивной анкер тип 2" по показателю "Длина" указано значение "40" по показателю "Метрический размер резьбы" указано значение "М8".
По показателю "Назначение и конструктив" товара "Контрольный зажим тип 1" технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование: "Позволяет соединить по прямой линии токоотвод из проволоки диаметром от шести до десяти мм и токоотвод из полосы шириной [до 35 мм]".
Инструкцией документации об Аукционе (далее - Инструкция) установлено, в том числе, следующее: "В случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словами "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения".
Согласно заявке Заявителя, представленной представителями Заказчика на заседании Комиссии, Заявителем, в том числе, по показателю "Назначение и конструктив" товара "Контрольный зажим тип 1" предложена следующая характеристика: "Позволяет соединить по прямой линии токоотвод из проволоки диаметром от шести до десяти мм и токоотвод из полосы шириной [до 35 мм]".
Вместе с тем, по товару "Забивной анкер тип 2" предложены следующие характеристики показателям "Длина" - "40"; "Метрический размер резьбы" - "М8".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанная характеристика показателя "Назначение и конструктив" товара "Контрольный зажим тип 1", предложенная в заявке Заявителя на участие в Аукционе, не соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе и Инструкции, а также по товару "Забивной анкер тип 2" содержится недостоверная информация, поскольку согласно технической информации производителями и поставщиками в общедоступных открытых источниках сети "Интернет", данный товар при метрическом размере резьбы М8 не обладает длиной 40 мм, в связи с чем, Аукционной комиссией принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям технического задания документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки, Комиссия установила, приложением N 1 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара и иные сведения о товаре" к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг.
Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг по техническому обслуживанию здания, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе. При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно Протоколу участникам закупки с порядковыми номерами заявок "***", "***" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением сведений в первых частях заявок на участие в Аукционе несоответствующих техническому заданию информации.
Таким образом, учитывая, что при осуществлении закупки Заказчик ненадлежащим образом установил требования к составу заявки, вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 03.03.2020 по делу N 20/44/105/356 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 03.03.2020 по делу N 20/44/105/356)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2020)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.