Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Корневой Е.Д.,
членов Комиссии:
консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Цакоева Х.В.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Семина В.В.,
старшего государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Голубушиной М.С. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО "Мегатек": Ланчева А.К. (доверенность от 13.02.2020 N 4),
представители ПАО "Газпром" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Мегатек" от 17.02.2020 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 19.02.2020 N ПО/8514/20, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Газпром" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание, обеспечение бесперебойной работы систем вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения, а также эксплуатацию систем холодоснабжения на объекте МФК "Лахта Центр" для нужд ПАО "Газпром" (0001/20/6/0000935/ПАО Газпром/К/ГОС/Э/10.01.2020) (извещение N 32008753170), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Мегатек" (далее - Заявитель) от 17.02.2020 б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 19.02.2020 N ПО/8514/20, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Газпром" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание, обеспечение бесперебойной работы систем вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения, а также эксплуатацию систем холодоснабжения на объекте МФК "Лахта Центр" для нужд ПАО "Газпром" (0001/20/6/0000935/ПАО Газпром/К/ГОС/Э/10.01.2020) (извещение N 32008753170) (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 12.04.2012 N 1969 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1. Извещение о проведении Конкурентного отбора, документация о проведении Конкурентного отбора (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 10.01.2020;
2. Дата окончания подачи заявок - 23.01.2020;
3. Дата рассмотрения заявок - 05.02.2020;
4. Дата подведения итогов закупки - 07.02.2020;
5. Начальная (максимальная) цена договора - 327 286 377,14 рублей;
6. По итогам Конкурентного отбора 20.02.2020 заключен договор.
В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы 25.02.2020 Комиссией ФАС России объявлен перерыв до 26.02.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком при проведении Конкурентного отбора нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по не стоимостным критериям;
2. Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурентного отбора.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценки заявки Заявителя по не стоимостным критериям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пункту 2.5.3 Документации анализ, рассмотрение и оценка заявок проводится в соответствии с приложением 3 к Документации "Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе" (далее - Методика оценки).
Из письменных пояснений Заказчика следует, что Заявителю не присвоено максимальное количество баллов по не стоимостным критериям оценки заявок "опыт выполнения работ" и "наличие иных документов в соответствии с пунктом 5.1.28 Документации (в отношении которых указано "при наличии")".
Согласно пункту 1 раздела 2 Методики оценки установлен критерий оценки заявок участников закупки "Опыт выполнения работ".
Оценка осуществляется следующим образом:
"При подсчете договоров учитывается следующее: 1. Тематика (указана в п. 5.1.6 Документации); 2. Стоимость договора: если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение до 50 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 50% от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 50 до 500 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 30% от НМЦ, если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 500 до 5000 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 20% от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение более 5 000 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 10% от НМЦ; 3. Наличие копии выполненного договора".
Согласно письменным пояснениям Заказчика для оценки по критерию "Опыт выполнения работ" Заявителем представлено 28 договоров, вместе с тем, к учету при присвоении баллов заявке Заявителя по указанному критерию принят только один договор (договор N 134/1 с ООО "ВЕЗА-СПБ"), соответствующий требованиям указанного критерия оценки, поскольку если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 50 до 500 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 30% от НМЦ.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя, учитывая изложенное, пояснил, что не имеет возражений относительно количества присвоенных баллов по критерию "Опыт выполнения работ".
Также, согласно пункту 4 раздела 2 Методики оценки установлен критерий оценки заявок участников закупки "Наличие иных документов в соответствии с пунктом 5.1.28 Документации (в отношении которых указано "при наличии")".
Для присвоения баллов по указанному критерию участнику необходимо представить указанные в пункте 5.1.28 Документации документы (при наличии), в том числе:
- Копия сертификата соответствия требованиям менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) (при наличии);
- Копии документов, подтверждающих статус авторизованного сервисного центра по техническому обслуживанию оборудования систем вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения марок: "", "Systemair", "Menerga Air", "ВЕЗА", "Сигмавент", "Вингс-М", "TROX", "Carel", "Siemens", "Belimo", "Wilo", "Grundfos", "Danfoss", "Teddington", "Stulz", "HiRef", "Daikin", "Carrier", "Cofely/Engie", "Alfa Laval", "
", "Baltimore Aircoil" (при наличии).
Вместе с тем, учитывая отсутствие факта обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов для оценки по вышеуказанному критерию, подтверждающих статус авторизованного сервисного центра по техническому обслуживанию оборудования систем вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Конкурентном отборе, возможность участников закупки предоставить указанные документы для оценки заявки по соответствующему критерию в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ставит в неравное положение участников Конкурентного отбора.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации критерий оценки заявок участников Конкурентного отбора "Наличие иных документов в соответствии с пунктом 5.1.28 Документации (в отношении которых указано "при наличии")", и, как следствие, осуществившего оценку заявки Заявителя по указанному критерию, ограничивающее количество участников закупки, нарушают часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурентного отбора.
Комиссия ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурентном отборе - 23.01.2020 в 10:00. Вместе с тем, Жалоба направлена Заявителем в ФАС России 17.02.2020, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, доводы Жалобы Заявителя на положения Документации не подлежат рассмотрению Комиссией ФАС России.
Учитывая, что текст Жалобы содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
3. Согласно пункту 3.2.1 Документации победитель в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения направленного в соответствии с пунктом 3.1.2 Документации уведомления организатора о результатах конкурентного отбора обязан предоставить Заказчику в двух экземплярах подписанный со своей стороны оригинал текста договора, подготовленный в соответствии с пунктом 3.2.2 Документации, и информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).
Кроме того, согласно 3.2.4 Документации Заказчик вправе отказаться от заключения договора по итогам конкурентного отбора в случае непредоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) или представления информации в неполном объеме.
Вместе с тем, в случае если участником закупки является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.
Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, установление данного требования в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно пункту 3.2.10 Документации банковское сопровождение договора осуществляется "Газпромбанк" (Акционерное общество) (ОГРН 1027700167110) (далее - Банк) в соответствии с правилами, указанными в Приложении 5 "Банковское сопровождение договора".
При этом Законом о закупках не предусмотрено банковское сопровождение.
Министерством финансов Российской Федерации, на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации ведется перечень банков, отвечающих требованиям, указанным в статье 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому для включения в перечень Министерства финансов РФ банк должен удовлетворять следующим требованиям:
- наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
- наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
- соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
- отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Данный Перечень ведется и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в настоящий момент включает более 300 банков, отвечающий требованиям, перечисленным в статье 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требованиям, установленным к банковским организациям, соответствуют более 300 банков, в связи с чем для осуществления взаиморасчетов участник закупки вправе использоваться услуги вышеуказанных банков.
Кроме того, осуществление взаиморасчетов с использованием счетов в иных банках не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, либо на качество исполнения обязательств по договору, а также обременяет участника закупки в случае признания его победителем по результатам закупочной процедуры открыть счет в указанном в Документации Заказчиком банке, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, установление указанного требования в Документации, противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. Согласно пункту 4.8 Документации участником в составе заявки в отношении привлекаемых участником субподрядчиков (соисполнителей), выполняющих свыше 10% работ по договору, должны быть представлены, в том числе:
- копия протокола (договора, соглашения) о намерениях между Участником и субподрядчиком/соисполнителем;
- копии лицензий и (или) других разрешительных документов, если субподрядчик (соисполнитель) привлекается для выполнения работ (оказания услуг), требующих наличие лицензии и (или) других разрешительных документов;
- формы - анкета участника (Форма 2), справка о выполнении договоров (Форма 3) (тематика в соответствии с указанной в пункте 5.1.6 Информационной карты);
- справка о материально-технических ресурсах (Форма 4);
- справка о кадровых ресурсах участника (Форма 5) (с заменой в формах "Участник" на "субподрядчик/соисполнитель").
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Кроме того, согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны требования к участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации в части необходимости предоставления участником закупки документов в отношении привлекаемых им соисполнителей (субподрядчиков) для выполнения работ по договору, ограничивают количество участников закупки, нарушают пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мегатек" (ИНН: 7811533884, ОГРН: 1127847560720) от 17.02.2020 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 19.02.2020 N ПО/8514/20, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Газпром" (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание, обеспечение бесперебойной работы систем вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения, а также эксплуатацию систем холодоснабжения на объекте МФК "Лахта Центр" для нужд ПАО "Газпром" (0001/20/6/0000935/ПАО Газпром/К/ГОС/Э/10.01.2020) (извещение N 32008753170) обоснованной в части довода о том, что Заказчиком неправомерно осуществлена оценка заявки заявителя по критерию "Наличие иных документов в соответствии с пунктом 5.1.28 Документации".
2. Признать Заказчика нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункты 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 26.02.2020 N 223ФЗ-143/20 не выдавать, поскольку по итогам Конкурентного отбора 20.02.2020 заключен договор.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.02.2020 N 223ФЗ-143/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России |
Е.Д. Корнева |
|
Х.В. Цакоев |
|
В.В. Семин |
|
М.С. Голубушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 февраля 2020 г. N 223ФЗ-143/20 "По результатам рассмотрения жалобы ООО "Мегатек" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был