Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2020 г. N 307-ЭС20-2992 по делу N А05-16366/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В., изучив кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2019 по делу N А05-16366/2018, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2019 по указанному делу
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области (далее - фонд) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Онежская центральная районная больница" (далее - учреждение) о взыскании 71 810 рублей 78 копеек штрафа за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования,
по встречному заявлению учреждения о признании недействительным акта фонда от 17.08.2018 N 12/54 в части эпизода о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 718 107 рублей 78 копеек, о взыскании с фонда необоснованно полученных денежных средств в указанной сумме,
установил:
решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2019, отказано во взыскании с учреждения штрафа и в признании недействительным акта фонда в оспоренной части, требование учреждения о взыскании с фонда денежных средств в сумме 718 107 рублей 78 копеек удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении искового заявления, фонд обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, учреждение не исполнило в добровольном порядке требование фонда об уплате штрафа в соответствующем размере за использование не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы медицинских сестер (процедурной и старшей медицинской сестры) поликлиники Кодинской врачебной амбулатории при отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что требование фонда удовлетворению не подлежит, с чем согласился суд округа.
Суды исходили из того, что фондом не доказано нецелевое расходование учреждением денежных средств, перечисленных за оказанную медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и, следовательно, наличие оснований для уплаты учреждением штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
При этом выводы судов о том, что нарушение учреждением при осуществлении медицинской деятельности лицензионных требований и условий не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым, соотносятся с правовой позицией, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2007 N 1936/07.
Иное толкование фондом положений законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, изложенное в жалобе, не является основанием для отмены судебных актов в порядке кассационного производства.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не содержится.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Верховный Суд РФ не стал рассматривать жалобу ТФОМС, который оспаривал целевой характер расходов больницы на зарплату медсестрам при отсутствии лицензии на доврачебную медпомощь в амбулаторных условиях по сестринскому делу. При этом для стационара такая лицензия была, но в связи с аварийным состоянием его здания медсестры были переведены в амбулаторию больницы по другому адресу. Нарушением было не отсутствие лицензии, а несоответствие адреса, указанного в ней. Несоблюдение лицензионных требований само по себе не основание для признания спорных расходов нецелевыми.
Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2020 г. N 307-ЭС20-2992 по делу N А05-16366/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14887/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14887/19
26.08.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6909/19
07.06.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-16366/18