Письмо Минфина России от 13 марта 2020 г. N 02-07-10/21114
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо (далее - Письмо) по вопросу отражения в бюджетном учете администрируемых доходов и сообщает.
Начиная с 1 января 2019 года при ведении бюджетного учета подлежат применению положения федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 32н (далее - СГС "Доходы").
Согласно пункту 7 СГС "Доходы" доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.
Согласно пункту 2 СГС "Доходы" положения стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
Согласно пункту 16 СГС "Концептуальные основы" ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты).
Кроме того, указанным пунктом СГС "Концептуальные основы" установлено, что субъекты учета осуществляют бюджетный учет с использованием допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни, означающего, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Согласно абзацу второму пункта 43 СГС "Концептуальные основы" доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, включаются соответствующими учреждениями, осуществляющими согласно бюджетному законодательству Российской Федерации полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов, в состав поступлений экономических выгод (денежных средств, их денежных эквивалентов), признаваемых для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами.
Учитывая вышеизложенное, фактом хозяйственной жизни, в результате совершения которого администратором доходов бюджета признается в бюджетном учете доход от государственных пошлин за совершение юридически значимых действий, является, по мнению Департамента, факт оказания государственной услуги (совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом предоставления государственной услуги, за которую законодательством Российской Федерации предусмотрена уплата в бюджет государственной пошлины) (достижения положительного результата предоставления государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственных услуг).
В отношении оснований для возврата (отказа в возврате) уплаченной государственной пошлины необходимо отметить следующее.
Подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1-5.1, 5.3 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.
Порядок возврата или зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, определен статьей 333.40 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату.
Так, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ), отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца (подпункт 5 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ), в случае возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие (подпункт 7 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
На основании пункта 6 статьи 333.40 НК РФ лицо, уплатившее государственную пошлину, имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, то есть зачет может быть осуществлен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный главой 25.3 НК РФ.
Вместе с этим следует отметить, согласно пункту 3 статьи 333.40 НК РФ лицом, уплатившим государственную пошлину (получателем государственной услуги), может быть подано заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В случае, когда лицо, уплатившее государственную пошлину, не воспользовалось указанным правом возврата (зачета) излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины такие поступления следует также признавать в бюджетном учете администратора доходов бюджета в составе доходов текущего финансового года.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Фактом хозяйственной жизни, в результате совершения которого администратором доходов бюджета признается в бюджетном учете доход от госпошлин за совершение юридически значимых действий, является факт оказания госуслуги (совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом предоставления госуслуги, за которую предусмотрена госпошлина).
Лицо, уплатившее госпошлину, может подать заявление о ее возврате в течение 3 лет со дня уплаты. Если лицо этим правом не воспользовалось, такие поступления следует признавать в бюджетном учете администратора доходов бюджета в составе доходов текущего финансового года.
Письмо Минфина России от 13 марта 2020 г. N 02-07-10/21114
Текст письма опубликован не был