Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РС (Я)
от "20" марта 2020 г. N 01-03/125
Рекомендации
по организации образовательного процесса при дистанционном обучении в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия)
I. Общие положения
1.1. Рекомендации по организации системы дистанционного обучения (далее - СДО) в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия) разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
1.2. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
1.3. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения профессиональной образовательной организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
1.5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий профессиональная образовательная организация обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
II. Нормативные документы
2.1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
2.3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03 июня 2003 года N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (вместе с "СанПиН 2.2.2/2.4.134003.2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 года).
2.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
2.5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. N 06-381 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ").
2.6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 сентября 2001 г. N 18-52-960ин/18-15 "О рекомендациях по организации образовательного процесса при дистанционном обучении в образовательных учреждениях среднего профессионального образования".
2.7. Письмо Министерства образования Российской Федерации России от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ").
2.8. Приказ Министерства образования Российской Федерации России от 20 января 2014 г. N 22 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий".
2.9. Приказ Министерства образования Российской Федерации России от 10 декабря 2014 г. N 1564 "О внесении изменений в перечни профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 года N 22".
III. Примерный перечень документов, которые должны быть в профессиональных образовательных организациях, организующих дистанционное обучение
В уставе и локальных актах профессиональных образовательных организаций должны быть закреплены соответствующие положения, касающиеся организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1. Примерное положение "О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", утвержденный приказом профессиональной образовательной организации (см. Приложение).
2. Приказ о назначении ответственного за организацию внедрения дистанционного обучения в профессиональной образовательной организации.
3. Приказ о назначении педагогических работников, осуществляющих обучение в дистанционном режиме, с указанием учебной нагрузки.
4. Приказ о составлении расписания для учебных групп обучающихся дистанционного обучения по учебным занятиям.
5. Приказ о составлении расписания и распределении учебных помещений, оснащенных компьютерной техникой и доступом к сети Интернет (при необходимости).
6. Согласие родителей (законных представителей) об обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
IV. Техническое обеспечение дистанционного обучения в профессиональной образовательной организации
Профессиональная образовательная организация самостоятельно выбирает программные ресурсы, обеспечивающие организацию дистанционного обучения.
К ним могут относиться:
- сайт профессиональной образовательной организации, обеспечивающий все этапы дистанционного обучения (наличие учебного материала, возможность оценивания самостоятельных работ студента, тестирование, возможность организации удаленного общения педагога с обучающимися, возможность контроля учебного процесса, ведение электронного журнала и т.д.);
- сайт педагогического работника (с теми же требованиями);
- использование систем дистанционного обучения сторонних организаций;
- установка системы дистанционного обучения на сервере профессиональной образовательной организации (при возможности);
- создание учебных курсов в автоматизированной информационной системе "Сетевой город. Образование".
V. Материально-техническая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
5.1. Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.
5.2. Рабочее место преподавателя:
- компьютер (планшет, смартфон);
- доступ к сети Интернет;
- колонки, web-камера, микрофон (при необходимости);
- программное обеспечение Microsoft Lync;
- браузер (Google Chrome, FireFox, Safari, Opera).
5.3. Рабочее место обучающегося:
- домашний компьютер (планшет, смартфон);
- доступ к сети Интернет;
- колонки, web-камера, микрофон (при необходимости);
- программное обеспечение Microsoft Lync;
- браузер (Google Chrome, FireFox, Safari, Opera).
5.4. Скорость доступа в сеть Интернет должна быть не менее 1 Мбит/с с безлимитным трафиком.
VI. Рекомендуемые платформы дистанционного обучения
Современные платформы дистанционного обучения часто называют системами управления обучением (Learning management system, LMS). Главное требование, предъявляемое к средству организации дистанционного обучения - возможность одновременно организовать управление учебным процессом и контроль уровня получаемых знаний. Выбор платформы дистанционного обучения осуществляется в соответствии с конкретными требованиями, целями и задачами образовательной организации.
Название СДО |
Краткая характеристика |
АИС "Сетевой город. Образование" |
"Сетевой Город. Образование" предоставляет возможности для подключения учебных курсов и тестов, а также средства для работы с ними. Работа с учебными курсами и тестами включает: простые средства для создания учителем собственных курсов в формате HTML и тестов; возможность использования дополнительного модуля - системы тестирования "РОСТ"; интеграцию с "Цифровой образовательной платформой" компании "Новый Диск"; интеграцию с образовательным сайтом "ЯКласс"; интеграцию с пультовой системой тестирования "Votum"; возможность создания учителем курсов и тестов в системе "Moodle" и их интеграция с электронным классным журналом АИС СГО; программный интерфейс (API) для сторонних разработчиков, предназначенный для подключения веб-приложений, мобильных приложений, систем контроля и управления доступом, мультимедийных курсов и т.д. |
Moodle |
Moodle позволяет организовать виртуальное индивидуальное обучение и групповое обучение посредством веб-технологий. Для работы достаточно браузера и доступа в Интернет. Возможности платформы: - учет обучающихся, возможности их персонализации и разграничения прав доступа к учебным материалам; - создание и проведение онлайн-курсов; - ведение отчетности и статистики по обучению; - контроль и оценка уровня знаний; анкетирование и создание опросов; - возможность интеграции с другими информационными системами |
Miraoolis LMS |
онлайн-среда обучения. Электронные курсы. Электронное тестирование. Медиатека. |
WebTutor |
Платформа дистанционного обучения российского разработчика - компании WebSoft. Преимуществами платформы является: - наличие готовых курсов; - масштабируемость; - поддержка формата SCORM, позволяющая обеспечить совместимость компонентов и их многократное использование в различных учебных курсах. - проведение тренингов и семинаров в формате вебинаров; - тестирование |
Google Класс |
- позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса. - создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся. - интегрирован с другими инструментами Google, такими как Документы, Формы, Презентация и др. |
"Цифровой колледж" |
- ЦОС ПО с помощью информационных технологий обеспечивает: - Образование - организация учебного процесса с использованием цифровых учебных материалов; дистанционное повышение квалификации педагогического состава. - Управление - автоматизация управления материально-техническими, кадровыми ресурсами и учебным процессом; настраиваемая отчетность; онлайн-мониторинг деятельности колледжей региона и онлайн-контроль качества обучения. - Обмен информацией - обмен образовательными программами, цифровыми учебными материалами, базами данных, передовыми методиками и другой информацией; формирование цифрового портфолио обучающегося; взаимодействие с внешними платформами и сайтами других организаций. |
VII. Перечень электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения
Название ресурса |
Краткая характеристика |
Сетевой город. Образование (https://sgo.e-yakutia.ru/) |
"Сетевой Город. Образование" предоставляет возможности для подключения учебных курсов и тестов Работа с учебными курсами и тестами включает: - средства для создания учителем собственных курсов в формате HTML и тестов; - возможность использования дополнительного модуля - системы тестирования "РОСТ"; - интеграцию с "Цифровой образовательной платформой" компании "Новый Диск"; - интеграцию с пультовой системой тестирования "Votum"; - возможность создания учителем курсов и тестов в системе "Moodle" и их интеграция с электронным классным журналом АИС СГО; программный интерфейс (API) для сторонних разработчиков; - предназначен для подключения веб-приложений, мобильных приложений, систем контроля и управления доступом, мультимедийных курсов и т.д. |
Учи.ру (https://uchi.ru/) |
Онлайн-платформа для изучения общеобразовательных предметов в интерактивной форме. Возможность изучения всей школьной программы. "Учи.ру" специализируется на создании и разработки курсов по определенным предметам. |
Инфоурок https://infourok.ru/ |
Образовательный интернет-проект в России, для учеников и для учителей. Сайт наполнен тестами, полезными изданиями, видеоуроками, курсами, возможностью получения сертификата учеником, а также повышение квалификации и профессиональной переподготовки за счет дистанционного обучения |
Образовариум https://obr.nd.ru/ |
На портале размещены развивающие обучающие программы, творческие конструкторские среды для проектной деятельности, мультимедийные наглядные пособия, интерактивные плакаты, виртуальные лаборатории, интерактивные упражнения и творческие задания, для организации учебных занятий, учебное видео и многое другое. |
ЭБС IPR BOOKS - в системе СПО |
IPRbooks предоставляет возможность обучающимся ссузов получить доступ к качественной образовательной литературе. Специально для обучающихся ссузов в ЭБС IPR BOOKS сформирован блок литературы для СПО (при фильтрации в каталоге необходимо выбрать "Целевое назначение", для ссузов). Электронно-библиотечная система служит эффективным инструментом для комплектования библиотечных фондов и позволяет обеспечить обучающимся удаленный доступ для работы в режиме online. |
Гарант |
справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации, разрабатываемая ООО НПП "Гарант-Сервис-Университет", первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года). |
Электронно-библиотечная система Znanium.com |
предоставляет зарегистрированным пользователям круглосуточный доступ к электронным изданиям из любой точки мира посредством сети Интернет. |
VIII. Организация процесса использования дистанционных образовательных технологий в профессиональной образовательной организации
1. Профессиональная образовательная организация обязана ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса по системе дистанционного обучения.
2. Формы дистанционных образовательных технологий:
- дистанционные конкурсы, олимпиады;
- дистанционное самообучение обучение в Интернете;
- видеоконференции;
- онлайн-тестирование;
- интернет-уроки;
- вебинары;
- skype-общение;
- электронная почта;
- облачные сервисы и т.д.
3. В обучении с применением дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- лекция;
- консультация;
- семинар;
- практическое занятие;
- лабораторная работа;
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- научно-исследовательская работа;
- чат-занятия;
- веб-форумы.
4. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видео-лекций;
- прослушивание аудиокассет;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.
IX. Продолжительность работы обучающихся с электронными средствами обучения
Профессиональным образовательным организациям, осуществляющим обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, надлежит организовать обучение в соответствии с СанПиН "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03".
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране, не должна превышать:
X. Способы электронной доставки учебных материалов
Способы доставки учебных материалов обучающемуся:
1. Электронная почта. Чаще применяется при использовании кейс-метода. Обычно учебные материалы представлены в формате DOC или HTML. Обучающиеся получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. Выполненные задания обучающиеся пересылают преподавателю.
2. Размещение учебных материалов и задания уроков в формате DOC или HTML в сети на Web-странице. Для изучения материалов обучающимся требуется скачать документ на свой персональный компьютер, выполненные задания обучающиеся пересылают преподавателю по электронной почте, через Скайп и т.п.
3. Представление урока как отдельного Web-сайта. Управление ходом познавательной деятельности обучающегося осуществляется посредством перекрестных гиперссылок. Такой способ доставки учебных материалов позволяет организовать интерактивное взаимодействие обучающегося и преподавателя.
XI. Алгоритм разработки дистанционного занятия
1. Определение темы дистанционного занятия.
2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия.
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления обучающемуся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного занятия.
8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, тексты пособий, необходимые лабораторные материалы и др., подбор для каждого модуля гиперссылок на источники информации в сети Интернет.
9. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов обучающихся.
10. Определение времени и длительности этапов дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся. При этом необходимо предусмотреть в плане паузу для зрительной гимнастики. Следует учитывать и соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся.
11. Подготовка технологической карты занятия, подробного сценария дистанционного занятия.
12. Подготовка инструкций по выполнению заданий.
13. Программирование учебных элементов занятия для представления в Интернете, в случае размещения занятия на веб-сайте.
14. Тестирование занятия. Опытная эксплуатация занятия.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
16. Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.
17. Проведение занятия.
18. Анализ занятия.
XII. Контактные данные по вопросам организации дистанционного обучения в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия)
По вопросам методического сопровождения организации дистанционного обучения обращаться в ГАУ ДПО РС (Я) "Институт развития профессионального образования" по т. 8 (4112) 32-00-88, е-mail: irpo@sakha14.ru с пометкой "Дистанционное обучение".
По вопросам организации дистанционного обучения обращаться в АУ ДПО "Институт новых технологий Республики Саха (Якутия)" по т. 8 (4112) 43-57-07 (Учебно-методический отдел), е-mail: intykt@mail.ru с пометкой "Дистанционное обучение".
По технической и методической поддержке работы АИС "Сетевой город. Образование" обращаться в АУ ДПО "Институт новых технологий Республики Саха (Якутия)" по т. 8 (4112) 318-220 на электронную почту: esp@intsakha.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.