В связи с принятием Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Закон) Банк России рекомендует для целей расчета снижения дохода заемщика (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору (договору займа) по сравнению со среднемесячным доходом заемщика (совокупным среднемесячным доходом заемщиков) за 2019 год руководствоваться следующим подходом.
1. Для целей расчета снижения дохода не являющегося индивидуальным предпринимателем заемщика (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору (договору займа) за месяц, предшествующий месяцу обращения заемщика с требованием, предусмотренным частью 1 статьи 6 Закона (далее - требование заемщика)), рекомендуем учитывать выплаты, указанные в абзацах четвертом-седьмом пункта 2 Методики расчета среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода заемщиков) в целях установления льготного периода, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору (договору займа), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 436 (далее - Методика).
Для целей расчета снижения дохода заемщика, являющегося индивидуальным предпринимателем (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору (договору займа) за месяц, предшествующий месяцу обращения заемщика с требованием заемщика), рекомендуем учитывать доходы, указанные в пункте 5 Методики.
2. Рекомендуем кредиторам при рассмотрении требования заемщика организовать взаимодействие с заемщиком таким образом, чтобы исключить удовлетворение требования заемщика в случае его несоответствия требованиям статьи 6 Закона. Данное взаимодействие рекомендуем кредиторам проводить в том числе путем информирования заемщика о возможных негативных последствиях неподтверждения установления льготного периода (включая уплату заемщиком процентных платежей, штрафов, пени и неустойки по кредитному договору (договору займа) за неустановленный льготный период и возможность ухудшения кредитной истории заемщика).
При этом, в случае невозможности удовлетворения требования заемщика в связи с его несоответствием требованиям Закона, рекомендуем кредитору проводить реструктуризацию кредитной задолженности в рамках собственных программ, руководствуясь подходом, изложенным в письме Банка России от 20.03.2020 N ИН-06-59/22.
3. В случае получения заемщиком, не являющимся индивидуальным предпринимателем, на банковский счет, открытый у кредитной организации-кредитора, заработной платы, пенсии и иных выплат, указанных в абзацах четвертом-шестом пункта 2 Методики, рекомендуем исходить из того обстоятельства, что кредитная организация вправе проверять снижение дохода заемщика (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору) за месяц, предшествующий месяцу обращения заемщика (заемщиков) с требованием заемщика, на основании имеющихся у нее данных о движении денежных средств по банковским счетам заемщика.
4. При выявлении несоответствия треб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Граждане и ИП, чей доход снизился на 30% в сравнении с 2019 г, вправе потребовать отсрочку по кредитным платежам.
Банк России дал рекомендации по расчету указанного снижения дохода заемщика.
Приведена примерная форма требования о предоставлении льготного периода.
Информационное письмо Банка России от 5 апреля 2020 г. N ИН-06-59/49 "Информационное письмо об особенностях применения Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ"
Текст информационного письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 9 апреля 2020 г. N 27