Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Территории поселений
Пункт N 74 ППР
Информация о содержании обязательных требований:
74. Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Описание действий (бездействий) юридических и физических лиц, ведущих к нарушениям обязательных требований
Использование противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Размещение временных строений на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Последствия нарушения обязательного требования:
Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормирование расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемые для предотвращения распространения пожара (статья 2 пункт 36 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Противопожарный разрыв должен быть свободен от складирования материалов, при горении которых пожар может произойти распространение опасных факторов пожара и переход пожара от одного строения на другое.
Ответственность за нарушения обязательного требования:
За нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьями 20.4 КоАП РФ или уголовной ответственности по статье 219 Уголовного кодекса Российской Федерации следующие лица:
- руководитель организации (если он не выполнил обязательные требования);
- лицо, ответственное за пожарную безопасность на участке, на котором выявлено нарушение (если оно не выполнило обязательные требования);
- лицо, нарушившее обязательные требования (несмотря на наличие приказов, распоряжений и знаков пожарной безопасности).
Рекомендации по соблюдению обязательных требований:
Противопожарные расстояния между зданиями сооружениями и строениями в зависимости от конкретных зданий, сооружений и строений принимаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" и другими объектно-ориентированными нормативными документами по пожарной безопасности (например, СП 155.13130, СП 231.1311500 и др.).
Пункт N 77 ППР
Информация о содержании обязательного требования:
77. Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты.
Запрещается на территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.
Описание действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих к нарушениям обязательных требований
Перечень действий (бездействий):
- руководитель организации (или другое уполномоченное им лицо) не обеспечил очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности;
- сотрудники организации или посторонние лица сжигают отходы и тару, разводят костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты;
- гражданские лица осуществляют запуск неуправляемых изделий из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня на территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесных массивов.
Последствия нарушения обязательного требования:
Несанкционированное размещение на открытых пространствах вблизи зданий и сооружений горючих отходов, мусора, тары, а также неубранная сухая растительность (особенно в осенне-весенний период) часто приводит к пожару. Причиной загорания указанных горючих материалов на открытых пространствах, как правило, являются производственные операции, а также человеческий фактор - неосторожное обращение с огнем, непотушенные табачные изделия, хулиганские действия и т.п. Нередко загорания сухой травы и скоплений мусора приводят к тяжелым последствиям: огонь перекидывается на здания, сооружения, лесные массивы. Бытовой мусор и горючая тара, имеющие большую пожарную нагрузку, при размещении в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты не позволяют обеспечить соблюдение условия нераспространения пожара между зданиями и сооружениями.
Неуправляемые изделия, летающие посредством нагревания воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня (типа китайского небесного фонарика), характеризуются опасными факторами пожара. Это открытое пламя, горючие элементы конструкции изделия, которые под действием ветра могут упасть на здания, сооружения, а также на территорию лесного массива и привести к пожару.
Ответственность за нарушения обязательного требования:
За нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьями 20.4 КоАП РФ или уголовной ответственности по статье 219 Уголовного кодекса Российской Федерации следующие лица:
- руководитель организации (если он не выполнил обязательные требования);
- лицо, ответственное за пожарную безопасность на участке, на котором выявлено нарушение (если оно не выполнило обязательные требования);
- лицо, нарушившее обязательные требования (несмотря на наличие приказов, распоряжений и знаков пожарной безопасности).
Рекомендации по соблюдению обязательных требований:
Руководитель организации должен обеспечить своевременную очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Так как полная очистка территории от сухой растительности труднореализуема, представляется нецелесообразным выполнение данного мероприятия в случаях, когда количество растительности явно недостаточно для распространения огня на соседние объекты защиты с учетом их огнестойкости и горючести материалов их наружных ограждающих строительных конструкций. Например, полная уборка локальных участков сухой травы между зданиями, сооружениями с негорючими или трудногорючими наружными конструкциями, представляется избыточной.
Сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты, не допускается.
Запрещается на территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня. Но даже в тех местах, где запустить указанные изделия разрешено, важно соблюдать правила, обеспечивающие безопасность окружающих. Запуск указанных изделий разрешен на открытых пространствах, на которых можно контролировать место падения. Не следует запускать пускать изделия в ветреную погоду.
Пункт N 79 ППР
Информация о содержании обязательного требования:
79. Запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Описание действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих к нарушениям обязательных требований
Строительство различных сооружений и подсобных строений на территории противопожарных разрывов (расстояний) от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа.
Складирование горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов на территории противопожарных разрывов (расстояний) от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа.
Последствия нарушения обязательного требования:
Строительство различных сооружений и подсобных строений, а также складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов создает дополнительную пожарную нагрузку на территории противопожарных расстояний может привести к возможности распространения пожара как от объекта к лесу, так и от лесного массива к объекту, что может существенным образом усложнить пожароопасную обстановку в районе.
Ответственность за нарушения обязательного требования:
За нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьями 20.4 КоАП РФ или уголовной ответственности по статье 219 Уголовного кодекса Российской Федерации следующие лица:
- руководитель организации (если он не выполнил обязательные требования);
- лицо, ответственное за пожарную безопасность на участке, на котором выявлено нарушение (если оно не выполнило обязательные требования);
- лицо, нарушившее обязательные требования (несмотря на наличие приказов, распоряжений и знаков пожарной безопасности);
- гражданину, нарушившему требования.
Рекомендации по соблюдению обязательных требований:
Запрет на строительство на территории противопожарных расстояний различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов. Периодический обход территорий противопожарных расстояний от объекта до леса и пр., проведение уборки прилегающей к объекту защиты территории от мусора и других горючих материалов. Проведение разъяснительных бесед с гражданами близлежащих территорий, установка информационных стендов (щитов) с напоминанием о необходимости соблюдения ППР.
Пункт N 80 ППР
Информация о содержании обязательного требования:
80. Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Описание действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих к нарушениям обязательных требований
Перечень действий (бездействий):
- органы местного самоуправления поселений и городских округов не обеспечили создание условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- не обеспечен подъезд автомобилей к естественным или искусственным водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Последствия нарушения обязательного требования:
Согласно нормам, система водоснабжения необходима как для обеспечения жизнедеятельности, так и обеспечения пожарной безопасности на объектах промышленного производства, складирования, территориях населенных пунктов. Она состоит из технологического ряда инженерных сооружений, оборудования, необходимых для забора воды из различных по виду источников воды, ее грубой очистки, фильтрации, транспортировки по магистральным, распределительным трубопроводным направлениям к потребителям. Наружное противопожарное снабжение водой в большинстве случаев проектируется, создается как часть общей системы водоснабжения, наравне с питьевым, производственным водопроводом; реже как изолированная от них инженерная сеть.
Условно существует два вида такого водоснабжения, не зависящие от назначения объектов, для защиты которых они предназначены.
Водопроводное. Выполняется забором воды из пожарных гидрантов, смонтированных на кольцевых или тупиковых участках сетей наружного противопожарного водопровода поселений или производственных, складских объектов.
Безводопроводное. Производится забором из емкостей (резервуаров, водоемов) и подачей воды на тушение очагов возгораний прибывающей техникой пожарных формирований, обеспеченных пожарно-техническим вооружением и/или пожарными мотопомпами Пожарные мотопомпы: назначение, виды, характеристики, требования Пожарные мотопомпы: МП-20/100, МП-10/60, МП-800, МП-1600 и другие. Назначение, виды, устройство, технические характеристики, требования и работа с ними.
Создание условий для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, в том числе устройство подъездов и пирсов для забора воды мобильной пожарной техникой из водоисточников, находящихся на территории объекта защиты или вблизи него, является обязанностью органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Наличие на территории объекта защиты или вблизи него водоисточников не может рассматриваться как основание для возложения на руководителя организации или собственника объекта защиты обязанностей по созданию указанных условий.
Смысл требования, изложенного во втором абзаце пункта 80 ППР, заключается в том, чтобы обеспечить возможность использования при тушении пожара водоисточника, находящегося в непосредственной близости от объекта защиты, а не возложить обязанности по устройству площадок и пирсов на руководителя организации или собственника объекта.
Ответственность за нарушения обязательного требования:
За нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьями 20.4 КоАП РФ или уголовной ответственности по статье 219 Уголовного кодекса Российской Федерации следующие лица:
- руководитель организации (если он не выполнил обязательные требования);
- лицо, ответственное за пожарную безопасность на участке, на котором выявлено нарушение (если оно не выполнило обязательные требования);
- орган местного самоуправления.
Рекомендации по соблюдению обязательных требований:
Прежде всего, наружное водоснабжение необходимо иметь на территориях всех населенных пунктов, организаций, предприятий для борьбы с огнем. При нецелесообразности создания централизованных, локальных инженерных сетей с пожарными гидрантами допускается организовать его из искусственно созданных пожарных водоемов, резервуаров.
В редких случаях допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
В соответствии со статьей 53 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
Данная норма обеспечивает безусловное и беспрепятственное использование любых водных объектов для забора воды для целей пожаротушения в качестве источников наружного водоснабжения.
Водные объекты, используемые в качестве источников наружного водоснабжения, могут находиться в государственной, муниципальной собственности (водные объекты общего пользования), и в собственности физических и юридических лиц.
Создание условий для забора воды в целях пожаротушения из водных объектов общего пользования относится к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Для использования водных объектов, находящихся в частной собственности (собственности граждан или организаций) в качестве источников наружного водоснабжения, муниципальным правовым актом устанавливается публичный сервитут - право ограниченного пользования водным объектом в интересах населения. При этом, в соответствии с нормами гражданского права бремя расходов по публичному сервитуту несет обладатель сервитутного права, то есть орган местного самоуправления, являющийся выразителем интересов населения.
Таким образом, создание условий для забора воды в целях пожаротушения (устройство подъездов к водным объектам, оборудование площадок-пирсов и др.) является обязанностью органов местного самоуправления, установленной законодательством либо непосредственно (для водных объектов общего пользования), либо опосредовано (для водных объектов, находящихся в частной собственности).
Графические обозначения внутреннего пожарного водоснабжения регламентируются ГОСТ 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".
Иллюстрация пункта:
Обозначение |
Описание |
Применение |
Пожарный водоисточник |
Форма: квадрат Фон: красный Символ: белый |
Используется для обозначения места нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин |
Пожарный гидрант |
Форма: квадрат Фон: белый Символ: красный |
Используется для обозначения подземных пожарных гидрантов, на знаке должны быть цифры, обозначающие расстояние до гидранта в метрах |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.