Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 1 статьи 4.2.2. Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 28.03.2018 N 2,
приказываю:
Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в первом полугодии 2019 года.
Министр |
А.В. Разин |
Утверждено
приказом министра сельского
хозяйства и продовольствия
Московской области
от 04.07.2019 N 20РВ-229
Доклад
о правоприменительной практике Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в первом полугодии 2019 года
Настоящий доклад подготовлен в целях:
обеспечения единства практики применения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;
обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике правоприменения обязательных требований;
повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства и оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Доклад о правоприменительной практике Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области подготовлен за первое полугодие 2019 года при осуществлении надзора:
- за техническим состоянием и соблюдением правил и норм эксплуатации самоходных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме самоходных машин и прицепов к ним Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды;
- в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией;
- в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования;
- за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации аттракционов.
I. Общие положения
Полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по осуществлению регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов определены следующими основными нормативными правовыми актами:
1) Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием, 12.12.1993;
2) Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
3) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
4) Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
5) Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
6) Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
7) Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ);
8) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
9) постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации";
10) постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения";
11) постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники на территории Российской Федерации";
12) постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации";
13) постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 N 796 "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)";
14) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух";
15) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 N 1013 "О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием";
16) постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";
17) постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
18) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)";
19) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
20) Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16.01.1995 и зарегистрированными Минюстом России 27.01.1995 N 785;
21) Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99, утвержденными постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 N 18;
22) постановлением Правительства Московской области от 20.06.2008 N 467/22 "Об утверждении Порядка надзора за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации аттракционов в Московской области";
23) постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 685/35 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" ";
24) распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 06.02.2017 N 18РВ-13 "Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование самоходных машин и других видов техники в процессе их эксплуатации, содержание таких заданий, а также порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований".
В целях реализации Закона N 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственной функции были приняты Административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора):
Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по осуществлению надзора за техническим состоянием и соблюдением правил и норм эксплуатации самоходных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме самоходных машин и прицепов к ним Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды, утвержденный распоряжением Министерства сельского и продовольствия Московской области от 26.09.2018 N 18РВ-149;
Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по осуществлению надзора за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации аттракционов в Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области, утвержденный распоряжением Министерства сельского и продовольствия Московской области от 26.09.2018 N 18РВ-150;
Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по осуществлению надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования, утвержденный распоряжением Министерства сельского и продовольствия Московской области от 26.09.2018 N 18РВ-151;
Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по осуществлению надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, утвержденный распоряжением Министерства сельского и продовольствия Московской области от 26.09.2018 N 18РВ-152.
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении соответствующего вида регионального государственного надзора, утверждены:
распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 14.09.2018 N 18РВ-138 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за техническим состоянием и соблюдением правил и норм эксплуатации самоходных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме самоходных машин и прицепов к ним Вооруженных сил и других войск Российской Федерации) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды";
распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 14.09.2018 N 18РВ-139 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении надзора за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации аттракционов в Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области";
распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 14.09.2018 N 18РВ-140 "Об утверждении перечня актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования";
распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 14.09.2018 N 18РВ-141 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией".
II. Правоприменительная практика осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований
В Московской области осуществляют деятельность 9 556 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - поднадзорные субъекты). Зарегистрировано поднадзорных объектов 4 735 (в 2018 г. - 4 470), в том числе самоходных машин и прицепов к ним 4 137 (в 2018 г. - 4 227), 129 аттракционов (в 2018 г. - 47).
В первом полугодии 2019 года всего в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий (с учетом проведения мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) выявлено 2 592 нарушений (в аналогичный период 2018 года - 1937).
В сфере эксплуатации самоходных машин и других видов техники наиболее часто встречаются (доля в %):
- нарушения, связанные с эксплуатацией самоходных машин и других видов техники без технического осмотра - 16% (в аналогичный период 2018 года - 12%);
- нарушение правил допуска к управлению самоходными машинами (эксплуатация самоходных машин при отсутствии удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или отсутствии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей категории) 5% (в аналогичный период 2018 года - 4,8%);
- эксплуатация самоходных машин и других видов техники с неисправностями, при которых запрещена их эксплуатация - 72% (в аналогичный период 2018 года - 83,6%);
- нарушения правил регистрации самоходных машин и других видов техники - 21% (в аналогичный период 2018 года - 23%).
В числе нарушений связанных с эксплуатаций самоходных машин и других видов техники с неисправностями, при которых запрещена их эксплуатация, выделяются следующие нарушения:
- эксплуатация с неисправными тормозными системами;
- эксплуатация с неисправными световыми приборами;
- эксплуатация не оснащенными огнетушителями.
Анализ причин возникновения нарушений при эксплуатации самоходных машин и других видов техники показывает, что основными из них являются:
- недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций;
- неудовлетворительное экономическое и финансовое состояние ряда организаций;
- отсутствие четко проработанного и эффективного механизма, стимулирующего собственников самоходных машин и других видов техники к безусловному соблюдению обязательных требований.
Материального ущерба в результате выявленных нарушений обязательных требований охраняемым законом ценностям не нанесено.
В сфере эксплуатации аттракционов выявляются нарушения связанные с:
- нарушением правил регистрации аттракционов 18% (в 2018 - 20%);
- эксплуатацией аттракционов без прохождения технического осмотра и отсутствием допуска к их эксплуатации 27% (в 2018 - 70%);
- нарушением требований технических регламентов при эксплуатации аттракционов 55% (в 2018 - 10%);
В числе нарушений технических регламентов устанавливающих требования к безопасности аттракционов выделяются:
- отсутствие или несоответствие требованиям ограждений аттракционов;
- наличие возможности несанкционированного доступа к системе управления или электрическим цепям аттракционов;
- ненадлежащее закрепление аттракционов к поверхности, на которых они установлены;
- отсутствие, неисправность средств пассивной безопасности пассажиров аттракционов (ремни безопасности, ограждения сидений и пр.);
- отсутствие средств пожаротушения и первой медицинской помощи на аттракционах;
- незнание лицами, непосредственно эксплуатирующими и (или) обслуживающими аттракционов своих обязанностей;
- отсутствие средств измерения антропометрических параметров (ростомер, весы) пассажиров аттракционов (для определения лиц, которым установлены ограничения для пользования аттракционом).
Анализ причин и условий возникновения нарушений в сфере эксплуатации аттракционов показывает, что основными из них являются:
- недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций;
- отсутствие четко проработанного и эффективного механизма, стимулирующего собственников помещений и (или) земельных участков на которых устанавливаются аттракционы к недопущению нарушений обязательных требований владельцами аттракционом, которым предоставляются соответствующие помещения и (или) земельные участки.
2. Анализ практики проведения контрольно-надзорных мероприятий, в том числе её единообразия
Контрольно-надзорные мероприятия проводятся в форме плановых и внеплановых выездных проверок, мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в виде плановых (рейдовых) осмотров, обследований объектов надзора. Контрольно-надзорные мероприятия носят единообразный характер. Единообразие проведения проверок обеспечивается соблюдением типовой формы распоряжения о проведении проверки и неукоснительным выполнением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", административных регламентов и распоряжений о проведении проверки.
В первом полугодии 2019 года Управлением регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Управление Гостехнадзора, Министерство) в рамках регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 18 выездных проверок, в том числе 11 плановых проверок, 7 внеплановых проверок. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года общее число проведенных проверок уменьшилось на 60%, число плановых проверок уменьшилось на 25%, число внеплановых проверок уменьшилось на 50%.
Ежегодный план проведения плановых проверок исполняется на 100% (в аналогичный период 2018 года - 100%).
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными - 0% (в 2018 - 0%).
Доля проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых, должностные лица Министерства, осуществившие такие проверки, привлечены к ответственности - 0% (в 2018 году - 0%).
В результате проведения плановых выездных проверок 90% проведенных проверок имели нарушения обязательных требований (в аналогичный период 2018 года - 100%). Общее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении плановых проверок составило 90% (в аналогичный период 2018 года - 100%). Среднее число выявленных нарушений на одну проведенную плановую проверку составило - 6,3 (в аналогичный период 2018 года - 9,1).
Внеплановые проверки проводились по основаниям: по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок - 7 (в аналогичный период 2018 года - 14), по обращениям граждан - 0 (в аналогичный период 2018 года - 1).
Доля внеплановых проверок по фактам нарушения обязательных требований, с которыми связано причинения вреда жизни и здоровью граждан вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 0% (в 2018 году - 1).
В первом полугодии 2019 года было проведено 2917 мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в аналогичный период 2018 года - 964), мероприятия проводились в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований во всех муниципальных образованиях Московской области. В ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований проверено 5 476 самоходных машины (в аналогичный период 2018 года - 2 427) и 664 аттракциона (в аналогичный период 2018 года - 526). Выявлено 2 592 нарушений обязательных требований (в аналогичный период 2018 года - 1 926), в том числе в сфере эксплуатации самоходных машин и других видов техники - 2558 (в аналогичный период 2018 года - 1 912), аттракционов - 34 (в аналогичный период 2018 года - 25).
Результаты проведения мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями показывают, что проблема соблюдения обязательных требований сфере регионального государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, аттракционов постоянно актуализируется за счет износа поднадзорной техники, текучести кадров, эксплуатирующих поднадзорную технику, обеспечивающих её безопасную эксплуатацию и осуществляющих допуск к эксплуатации. Кроме того, это также свидетельствует об остающейся недостаточной правовой грамотности должностных лиц организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, эксплуатирующих самоходные машины и другие виды техники, аттракционы. Актуальность улучшения правовых знаний особенно велика в сфере эксплуатации аттракционов, где правовое поле подвержено в последнее время реформированию.
В тоже время проведение контрольно-надзорных и профилактических мероприятий сотрудниками Управления Гостехнадзора позволило избежать на территории Московской области ситуаций, связанных с причинением вреда жизни и здоровью людей в следствии нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.
3. Анализ практики направлений предостережений о нарушении обязательных требований и проведения иных профилактических мероприятий
Учитывая результаты проведения мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями расширена практика направлений предостережений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований; на регулярной основе готовятся и размещаются на сайте Министерства обзоры правоприменительной практики; проводятся информативные и обучающие мероприятия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами в форме семинаров, вебинаров, индивидуальной работы; организован контроль за подготовкой должностных лиц, непосредственно осуществляющих профилактические мероприятия и взаимодействие с подконтрольными субъектами, проведением методических занятий по подготовке подконтрольных субъектов к плановым проверкам.
В результате принимаемых мер отмечается тенденция роста правовой грамотности, что должно привести к улучшению показателей соблюдения правопорядка владельцами самоходных машин и других видов техники, эксплуатантами аттракционов. Учитывая влияние проведенных мероприятий, в дальнейшем планируется их продолжение в рамках реализации Ведомственной программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в сфере надзора за техническим состоянием и соблюдением правил и норм эксплуатации самоходных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме самоходных машин и прицепов к ним Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды, надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования, регионального государственного надзора за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации аттракционов в Московской области на 2019 - 2021 годы.
Целями проведения профилактических мероприятий, проводимых Министерством являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере регионального государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение прозрачности при осуществлении регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области;
- снижение административных и финансовых издержек при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному исполнению обязательных требований в сфере осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
Проведение Управлением Гостехнадзора профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- определение перечня видов и сбора статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- повышение квалификации инспекторского состава Управления Гостехнадзора;
- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
Достижение целей профилактической работы требует постоянного параллельного решения указанных выше задач, что обусловлено характеристикой проблемы соблюдения обязательных требований сфере регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (а именно её постоянной актуализацией).
В первом полугодии 2019 года проведены следующие профилактические мероприятия:
- актуализация перечня нормативных правовых актов, устанавливающего обязательные требования по осуществлению регионального государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области;
- актуализация на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов по осуществлению регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области;
- формирование и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о результатах контрольно-надзорных мероприятий в сфере регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области;
- проведение профилактических операций: "Снегоход - 2019", "Аттракцион - 2019", 1-й этап "Безопасная карусель - 2019".
- проведено 28 регулярных вебинаров с гражданами и представителями юридических лиц по вопросам регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области;
- проведено 29 регулярных семинаров с гражданами и представителями юридических лиц по вопросам регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области;
- выдано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 179 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области соблюдения норм и правил эксплуатации самоходных машин и других видов техники в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды;
- проведено 6 методических семинаров-совещаний для должностных лиц Министерства, осуществляющих профилактическую работу по вопросам регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области;
- осуществление индивидуальной разъяснительной работы о правах и обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, описании процедур контроля в том числе механизма досудебного обжалования до, во время и после проведения проверки;
- размещение на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о правах и обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, описании процедур контроля, в том числе механизма досудебного обжалования.
4. Анализ практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий
Всего по фактам выявленных нарушений приняты меры в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. К нарушителям применены меры административной ответственности - назначены административные наказания в виде предупреждения - 679 (в аналогичный период 2018 года - 250); в виде административного штрафа - 2 446 (в аналогичный период 2018 года - 1700), на общую сумму - 4 337 428 рублей (в аналогичный период 2018 года - 2 486 700 рублей). Доля мер административной ответственности примененных в отношении юридических лиц составила 12,5% (в аналогичный период 2018 года - 14,5%), в отношении должностных лиц - 5,9% (в аналогичный период 2018 года - 8,1%), в отношении физических лиц 81,6% (в аналогичный период 2018 года - 77,4%).
В целях снижения административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности активно применяется предусмотренный законом механизм замены административного штрафа на предупреждение, в случаях, когда такая санкция статьей КоАП Российской Федерации или регионального закона не предусмотрена.
Основанием для замены административного штрафа на предупреждение является статья 4.1.1. КоАП РФ, в соответствии с которой, субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Замена административного штрафа на предупреждение осуществляется при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При применении указанной нормы учитывается, что отсутствие угрозы причинения вреда должно быть очевидным.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении нарушений правил эксплуатации аттракционов по составам, предусмотренным статьями 7.1, 7.2 КоАП Московской области такой очевидности нет. При данных нарушениях безопасность аттракционов, а следовательно отсутствие угрозы причинения вреда вследствие неисправности аттракциона, не подтверждена специализированной организацией и замена штрафа предупреждением недопустима. Исключением является случаи, когда оценка технического состояния аттракциона проведена и акт оценки с заключением о соответствии аттракциона требованиям безопасности получен, однако за допуском к эксплуатации эксплуатант обратиться не успел.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях связанных с нарушением требований технических регламентов (статья 14.43 КоАП РФ) следует различать наличие реальной угрозы (тогда правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и замена штрафа на предупреждение не допускается) и возможность её возникновения (тогда правонарушение квалифицируется по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и возможна такая замена).
К реальной угрозе относятся случаи, когда нарушения могут повлечь травмы и при таких нарушениях осуществляется использование аттракциона посетителями.
К возможности возникновения угрозы относятся случаи, когда непосредственная угроза не возникла, например, в связи с отсутствием посетителей на момент выявления нарушения.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбужденных в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносятся в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представления отражают события правонарушения и выявленные его причины, а также способствовавшие его совершению условия и содержат требование об устранении данных причин и условий с предупреждением о санкциях связанных с невыполнением представления.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий внесено 92 представления об устранении причин административного правонарушения и условий их совершения в сфере эксплуатации самоходных машин (в аналогичный период 2018 года - 42) и 10 представлений об устранении причин административного правонарушения и условий их совершения в сфере эксплуатации аттракционов (в аналогичный период 2018 года - 1).
5. Анализ практики обжалования решений, действий (бездействий) Управления Гостехнадзора в досудебном и судебном порядке
Обжалование решений, действий (бездействий) должностных лиц Управления Гостехнадзора в досудебном и судебном порядке было - 1 раз (в аналогичный период 2018 года - 2), поданные жалобы не удовлетворены и решения не отменены (в аналогичный период 2018 года - 0).
6. Анализ результатов применения мер прокурорского реагирования на решения и действий (бездействия) Министерства и его должностных лиц
В первом полугодии 2019 года меры прокурорского реагирования в отношении решений и действий (бездействия) Министерства и его должностных лиц не применялись.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 4 июля 2019 г. N 20РВ-229 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в первом полугодии 2019 года"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (http://msh.mosreg.ru) 4 июля 2019 г.