Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 марта 2020 г. N 03-07-14/21798
В связи с обращением с предложениями о введении налога с продаж вместо налога на добавленную стоимость, а также прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Вопрос целесообразности введения налога с продаж, включая возможность его введения в отдельных субъектах Российской Федерации, рассматривался в 2013 году в рамках деятельности экспертной группы по развитию налоговой системы, созданной по поручению Председателя Правительства Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов (в том числе Минфина России и Минэкономразвития России). При этом по итогам деятельности данной экспертной группы сделан вывод, что налог на добавленную стоимость по большинству параметров является более приемлемым налогом, чем налог с продаж по ряду причин.
Так, в частности, налог на добавленную стоимость нейтрален к международной торговле, предпринимательским интересам, позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг, а главное - обладает большей устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате, так как не имеет встроенные механизмы противодействия мошенническим схемам.
Кроме того, вопрос о введении налога с продаж рассматривался в 2014 году и Правительством Российской Федерации принято решение о нецелесообразности введения указанного налога.
Что касается установления прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, то необходимо учитывать, что налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. При этом поступления указанного налога подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
С 1 января 2001 года применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, а также установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время наблюдается стабильный рост поступлений налога на доходы физических лиц. Так, поступления налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составили в 2016 году - 3017 млрд рублей, в 2017 году - 3251,1 млрд рублей, в 2018 году - 3652,9 млрд рублей, в 2019 году - 3955,2 млрд рублей.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что поступления налога на доходы физических лиц составляют существенную часть доходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, изменение порядка налогообложения доходов физических лиц не целесообразно.
Одновременно сообщаем, что Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц непредусмотрено.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос о введении налога с продаж рассматривался в 2014 г. Правительством было принято решение о нецелесообразности его введения.
В ближайшие годы не планируется вводить прогрессивную шкалу НДФЛ.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 марта 2020 г. N 03-07-14/21798
Текст письма опубликован не был