Приказ Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области
от 6 апреля 2020 г. N 10-од
"Об утверждении Порядка осуществления Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области внутреннего финансового аудита"
В соответствии со статьёй 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области внутреннего финансового аудита.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и транспорта Ульяновской области по проектному управлению Пикусева А.А.
Министр |
Д.А. Вавилин |
Утверждён
приказом Министерства промышленности
и транспорта Ульяновской области
от 06.04.2020 г. N 10-од
Порядок
осуществления Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
Настоящий Порядок определяет правила осуществления Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
2. Понятие внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит в Министерстве - деятельность по формированию и предоставлению Министру промышленности и транспорта Ульяновской области (далее - Министр) информации:
1) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Министерства и подведомственного учреждения, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
2.2. Субъект внутреннего финансового аудита - должностное лицо Министерства, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
2.3. Субъекты бюджетных процедур аудита (далее - субъекты бюджетных процедур) - руководители и должностные лица структурных подразделений Министерства и подведомственного учреждения, которые организуют, выполняют бюджетные процедуры.
Бюджетные процедуры - процедуры Министерства, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
2.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего бюджетного процесса Министерства, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам;
3) повышения качества финансового менеджмента.
2.5. Аудиторское мероприятие - совокупность профессиональных действий субъекта внутреннего финансового аудита, выполняемых на основании программы аудиторского мероприятия, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Аудиторские доказательства - документы и фактические данные, информация, отраженные в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемые для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения указанного мероприятия.
Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий.
Плановые аудиторские мероприятия проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - план), утверждаемым Министром до начала очередного финансового года.
Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании поручений Министра.
2.6. Объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
3. Методы внутреннего финансового аудита
Методы внутреннего финансового аудита - приемы, применяемые при проведении аудиторского мероприятия субъектом внутреннего финансового аудита, в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия).
К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Аналитические процедуры - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах.
Инспектирование - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Пересчет - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение субъектом внутреннего финансового аудита самостоятельных расчетов.
Запрос - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия.
Подтверждение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у субъекта внутреннего финансового аудита.
Наблюдение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
4. Принципы внутреннего финансового аудита
4.1. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
4.2. Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств.
4.3. Принцип функциональной независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
4.4. Принцип объективности выражается в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
4.5. Принцип компетентности выражается в применении субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
4.6. Принцип профессионального скептицизма подразумевает критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направлен на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
4.7. Принцип системности заключается в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам.
4.8. Принцип эффективности означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
4.9. Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита.
4.10. Принцип стандартизации означает, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
5. Задачи внутреннего финансового аудита
5.1. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в Министерстве, а также подготовки предложений по его организации деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов Министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
в) изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
г) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения Министерством значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
5.2. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов Министерства, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику субъекта учета, а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
г) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
5.3. В целях повышения качества финансового менеджмента деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий Министерства во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) оценка результатов исполнения, направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;
д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств Министерством, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о:
полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов;
своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
качестве обоснований изменений в бюджетную роспись;
соответствии объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;
обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью достижения экономии бюджетных средств;
равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;
наличии, объеме и структуре дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
6. Права и обязанности субъекта внутреннего финансового аудита
6.1 Субъект внутреннего финансового аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеет право:
получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Министерства и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;
обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений Министерства, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении;
подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;
привлекать к проведению аудиторского мероприятия эксперта - физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим исследованию в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия;
обсуждать с Министром вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
подготавливать и направлять Министру предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
6.2. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты Министерства;
соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения;
своевременно сообщать Министру о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
самостоятельно проводить аудиторское мероприятие в соответствии с программами этих мероприятий;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Министерства, программу аудиторского мероприятия, а также проект заключения и (или) заключение;
подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений, полученных от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства, и по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения Министру.
7. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
7.1. Субъекты бюджетных процедур имеют право:
ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения у субъекта внутреннего финансового аудита по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
7.2. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования субъекта внутреннего финансового аудита;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);
осуществлять в присутствии субъекта внутреннего финансового аудита бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения.
8. Планирование внутреннего финансового аудита
8.1 Планирование внутреннего финансового аудита включает составление (ведение) и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий и составление и утверждение программы аудиторского мероприятия.
8.2. В целях планирования внутреннего финансового аудита учитываются:
а) бюджетные полномочия Министерства и осуществляемые Министерством бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) результаты оценки бюджетных рисков;
в) обеспеченность субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
г) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий.
8.3. При планировании внутреннего финансового аудита субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ сведений о результатах:
а) мониторинга качества финансового менеджмента Министерства, включая результаты мониторинга качества исполнения бюджетных полномочий Министерства, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд;
б) контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля;
в) мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
г) реализации предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам аудиторских мероприятий.
9. Оценка бюджетных рисков
9.1 Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Министерства. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков Министерства, который должен включать следующую информацию в отношении каждого идентифицированного бюджетного риска:
а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;
б) описание бюджетного риска;
в) наименование владельца бюджетного риска;
г) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;
д) оценка вероятности бюджетного риска;
е) оценка степени влияния бюджетного риска;
ж) описание последствий бюджетного риска;
з) описание причин бюджетного риска.
9.2. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому бюджетному риску.
9.3. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
9.4. При оценке вероятности бюджетного риска оценивают степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Степень возможности наступления таких событий оценивается с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе с учетом информации о результатах:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля Министерства;
б) мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг исполнения качества бюджетных полномочий Министерства, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
в) контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля.
9.5. Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
9.6. При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
а) отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд;
б) искажения бюджетной отчетности;
в) отклонения от целевых значений государственных (муниципальных) программ;
г) санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;
д) потенциальное негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию главного администратора (администратора) бюджетных средств.
9.7. Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
9.8. Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.
9.9. Актуализация реестра бюджетных рисков - регулярно (не реже одного раза в год) проводимая переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков.
10. План проведения аудиторских мероприятий
10.1. План проведения аудиторских мероприятий - перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия.
10.2. Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет свою деятельность в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год. Перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий должен включать не менее двух мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
10.3. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляет субъект внутреннего финансового аудита. Министр утверждает план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного финансового года.
10.4. Информация о плане проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год доводится до субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства.
10.5. Изменения в план аудиторских мероприятий на очередной финансовый год вносятся по предложениям субъекта внутреннего финансового аудита и утверждаются Министром.
10.6. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании распоряжения Министра. В распоряжении Министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия указываются тема, объекты и цели аудиторского мероприятия, а также сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия,
11. Программа аудиторского мероприятия
11.1. Программа аудиторского мероприятия - документ, содержащий основание и сроки проведения, цели и задачи, методы аудиторского мероприятия, наименование объекта внутреннего финансового аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а также сведения о субъекте внутреннего финансового аудита.
11.2. В целях составления программы аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия.
11.3. Объем аудиторского мероприятия (перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия) и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от характера объектов аудиторского мероприятия, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков в отношении объектов аудиторского мероприятия.
12. Сроки проведения аудиторских мероприятий, основания для их приостановления и продления
12.1. Предельные сроки проведения аудиторских мероприятий определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур, специфики деятельности субъекта бюджетных процедур, объёмов их финансирования, но не должны превышать 15 календарных дней.
12.2. Решение о приостановлении проведения аудиторских мероприятий принимается Министром, на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита. На время приостановления проведения аудиторского мероприятия течение ее срока прерывается.
12.3. Основаниями приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
а) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного (бухгалтерского) учёта у субъекта бюджетных процедур - на период восстановления субъектом бюджетных процедур документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения субъектом бюджетных процедур в надлежащее состояние документов учёта и отчётности;
б) в случае непредставления субъектом бюджетных процедур информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия, и (или) уклонения от проведения аудиторского мероприятия - на период устранения перечисленных обстоятельств.
12.4. В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита письменно извещает субъект бюджетных процедур о приостановлении аудиторского мероприятия и о причинах приостановления.
12.5. Проведение аудиторского мероприятия возобновляется Министром при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторского мероприятия.
12.6. Субъект внутреннего финансового аудита в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении аудиторского мероприятия информирует об этом субъект бюджетных процедур.
12.7. Срок проведения аудиторского мероприятия может продлеваться Министром, но не более чем на 15 календарных дней, на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита руководителя структурного подразделения, должностного лица, наделённого полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
13. Порядок направления заключения аудиторского мероприятия и сроки его рассмотрения субъектом бюджетных процедур
13.1. Заключение аудиторского мероприятия (далее - заключение) - подписанный субъектом внутреннего финансового аудита документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
13.2. Заключение составляется в двух экземплярах, а в случае проведения аудиторского мероприятия по обращению органов прокуратуры или правоохранительных органов - в трёх экземплярах и вручается субъекту бюджетных процедур.
13.3. Заключение составляется в письменной форме, на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц.
13.4. Заключение состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
13.5. Вводная часть заключения должна содержать следующую информацию:
а) наименование темы аудиторского мероприятия;
б) дату и место составления заключения;
в) кем и на каком основании проведено аудиторское мероприятие (фамилия, инициалы и должность субъекта внутреннего финансового аудита;
г) указание на проведение аудиторского мероприятия в соответствии с настоящим Порядком;
д) указание на плановый характер аудиторского мероприятия или ссылку на основании проведения внепланового аудиторского мероприятия;
е) проверенный период и сроки проведения аудиторского мероприятия;
ж) сведения о проверенном субъекте бюджетных процедур.
13.6. Описательная часть заключения должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе мероприятия, и содержать:
а) информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких недостатков и нарушений, а также о бюджетных рисках;
б) выводы о степени надёжности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом аудита;
в) выводы о достоверности (недостоверности) бюджетной отчётности субъекта бюджетных процедур;
г) выводы о соответствии (несоответствии) порядка ведения субъектом бюджетных процедур, бюджетного учёта методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) предложения по повышению экономности и результативности использования субъекту бюджетных процедур бюджетных средств;
е) предложения по устранению выявленных недостатков и (или) нарушений, по принятию мер, направленных на исключение (минимизацию) бюджетных рисков, по актуализации карт внутреннего финансового контроля.
В заключение при описании каждого нарушения, выявленного в ходе аудиторского мероприятия, должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, суть нарушения, документально подтверждённая сумма нарушения (при её наличии).
В заключении не допускается:
а) включение различного рода выводов, предложений и фактов, не подтверждённых доказательствами;
б) морально-этическая оценка действий субъекта бюджетных процедур;
в) помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
13.7. Заключительная часть заключения должна содержать обобщённую информацию о результатах аудиторского мероприятия, в том числе перечень выявленных нарушений, сгруппированных по видам нарушений, с указанием суммы нарушений и общей суммы по каждому виду нарушений (при наличии), положений нормативных правовых актов, которые были нарушены.
13.8. Рассмотрение субъектом бюджетных процедур заключения осуществляется в срок не более 10 рабочих дней со дня его получения.
13.9. Субъект бюджетных процедур вправе представить письменные возражения по заключению в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
13.10. В случае поступления от субъекта бюджетных процедур письменных возражений, субъект внутреннего финансового аудита в течение 10 рабочих дней со дня их получения рассматривает их обоснованность, оформляет письменное заключение на представленные возражения, которое направляется субъекту бюджетных процедур.
13.11. Письменные возражения субъекту бюджетных процедур и заключение на представленные возражения прилагаются к заключению.
13.12. Заключение, а также возражения на него и заключение на возражения (при их наличии) направляются субъектом аудита Министру.
По итогам рассмотрения заключения Министр принимает решение:
а) о реализации предложений субъекта внутреннего финансового аудита;
б) о недостаточной обоснованности выводов и предложений субъекта внутреннего финансового аудита и проведении дополнительного аудиторского мероприятия;
в) о проведении служебных проверок в целях принятия решения о привлечении лиц, допустивших выявленные недостатки и (или) нарушения, к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.
При наличии в нарушениях, выявленных по итогам аудиторского мероприятия, признаков административных правонарушений или уголовных преступлений Министр направляет материалы аудиторского мероприятия в соответствии с установленной компетенцией в Министерство финансов Ульяновской области и правоохранительные органы.
14. Порядок составления и представления годовой отчётности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
14.1. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита Министерства - информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
Субъект внутреннего финансового аудита в целях обеспечения эффективности внутреннего финансового аудита составляет годовой отчёт о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Отчёт).
14.2. Отчёт должен содержать информацию, подтверждающую:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторских мероприятий, недостатках и нарушениях;
б) информацию об условиях и причинах выявленных нарушений;
в) информацию о значимых бюджетных рисках;
г) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны субъекта бюджетных процедур;
д) выводы о степени надёжности (об эффективности) внутреннего финансового контроля;
е) выводы о степени достоверности сводной бюджетной отчётности Министерства;
ж) выводы о степени соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
з) предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств Министерством и результаты их реализации.
14.3. Отчётность подписывается субъектом внутреннего финансового аудита и представляется Министру в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчётным периодом.
15. Заключительные положения
15.1. Если в результате действующего законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего Порядка вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 6 апреля 2020 г. N 10-од "Об утверждении Порядка осуществления Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области внутреннего финансового аудита"
Вступает в силу с 11 апреля 2020 г.
Текст приказа опубликован в газете "Ульяновская правда" от 10 апреля 2020 г. N 25
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства транспорта Ульяновской области от 11 ноября 2024 г. N 23
Изменения вступают в силу с 13 ноября 2024 г.