Письмо Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 02-07-10/26923
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение (далее - Обращение) и сообщает.
1. Согласно части 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее - орган-учредитель) формирует и утверждает в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности.
Аналогичные нормы предусмотрены частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Вместе с тем пунктом 3 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288, установлено, что под "проектом" понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. При этом национальные и федеральные проекты имеют конечные сроки реализации. Таким образом, реализация указанных проектов не носит постоянный характер.
В этой связи осуществление деятельности, направленной на достижение результатов федеральных проектов, по мнению Департамента, не должен рассматриваться как основной вид деятельности указанных учреждений.
Финансовое обеспечение организации проектной деятельности бюджетных (автономных) учреждений, по мнению Департамента, следует осуществлять в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Обращаем внимание, что Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н, формирование Отчета (ф. 0503738-НП) по коду вида финансового обеспечения (деятельности) - "4" субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не предусмотрено.
При необходимости пояснения расхождений Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128-НП) и Отчета (ф. 0503738-НП), такие разъяснения представляются в текстовой части Пояснительной записки.
2. Бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджета осуществляются в соответствии с статьей 160.1 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 160.1 БК РФ, главный администратор доходов бюджета утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Пунктом 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), предусмотрено, что счет 205 00 "Расчеты по доходам" предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих (прогнозируемых) доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.
При этом согласно пункту 220 Инструкции 157н, счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 32н, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба, в частности при вступлении в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определения о наложении судебного штрафа, в частности нарушения законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг (штрафы по КоАП).
Руководствуясь вышеуказанными положениями, расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)".
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реализация национальных и федеральных проектов не носит постоянный характер.
Осуществление деятельности, направленной на достижение результатов федеральных проектов, не должно рассматриваться как основной вид деятельности учреждений.
Минфин разъяснил, как финансируется организация проектной деятельности бюджетных (автономных) учреждений и как составляется отчетность.
Расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)".
Письмо Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 02-07-10/26923
Текст письма опубликован не был