Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района
"Троицко-Печорский"
N 02/135 от 18.02.2020 г.
(приложение)
Положение
об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с инвалидностью и обеспечение детей указанной категории и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам организации образования и реабилитации в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский"
1. Общие положения
1.1. Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с инвалидностью и обеспечение детей указанной категории и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам организации образования и реабилитации в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - Положение) разработано в целях обеспечения государственных гарантий прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей с инвалидностью на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечения лиц указанной категории и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам организации образования в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - образовательные организации).
1.2. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с реализацией прав детей с ОВЗ, детей с инвалидностью, на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее в образовательных организациях, в различных формах и объеме, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и обеспечение информацией по вопросам получения общего образования и реабилитации детей с инвалидностью.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 124-ФЗ"
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014;
Постановлением Правительства Республики Коми от 16.12.2013 N 500 "Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях";
Положением об Управлении образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский".
1.4. Положение обеспечивает предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования детям с ОВЗ, детям с инвалидностью, проживающим на территории муниципального района "Троицко-Печорский" и имеющим право на получение образования соответствующего уровня, получение ими и их родителями (законными представителями) информации по вопросам получения общего образования и реабилитации детей с инвалидностью.
1.5. Целью организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования детям с ОВЗ, детям с инвалидностью и обеспечение детей указанной категории и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам организации образования и реабилитации в муниципальных образовательных организациях является защита прав детей с ОВЗ, детей с инвалидностью в сфере получения образования.
2. Порядок организации деятельности образовательных организаций по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с инвалидностью
2.1. На территории муниципального района "Троицко-Печорский" в образовательных организациях детям с ОВЗ предоставляется общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование по основным общеобразовательным программам.
2.2. Общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование предоставляется образовательными организациями с учетом образовательных потребностей и способностей на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) для детей с ОВЗ и с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью (далее - ИПРА), выданной медико-социальной экспертизой (далее - МСЭ) для детей с инвалидностью.
2.3. В образовательных организациях реализуются основные образовательные программы:
образовательные программы дошкольного образования;
образовательные программы начального общего образования;
образовательные программы основного общего образования;
образовательные программы среднего общего образования;
2.4. Реализуемые основные образовательные программы, разработанные с учетом образовательных потребностей и способностей детей с ОВЗ и детей с инвалидностью направлены на формирование у детей данной категории общей культуры личности на основе освоения требований федеральных государственных образовательных стандартов, их адаптацию к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни; обеспечение сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, охрану их прав и интересов.
2.5. Содержание дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения реализуемых основных общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
2.6. В соответствии с заключением ПМПК, на основании письменного обращения родителей (законных представителей) образовательными организациями создаются специальные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ: адаптированные основные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, услуги ассистента (помощника), тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
2.7. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе в образовательные организации только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК.
2.8. В соответствии с рекомендациями ИПРА образовательными организациями создаются специальные условия для обучения и воспитания детей с инвалидностью: условия по организации обучения, психолого-педагогическая помощь, профессиональная ориентация.
2.9. Обучение в образовательных организациях с учетом потребностей, возможностей личности детей с ОВЗ и детей с инвалидностью осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме, а также вне организаций (в форме семейного образования и самообразования). Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы получения общего образования и формы обучения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью по основным образовательным программам, по дополнительным общеобразовательным программам определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося с учетом мнения ребенка.
2.10. Основные образовательные программы могут реализовываться образовательными организациями как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, обеспечивающую возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
2.11. Освоение основных общеобразовательных программ, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, модуля основной общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации детей с ОВЗ и детей-инвалидов определяются муниципальной общеобразовательной организацией самостоятельно в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования.
2.12. Учащиеся с ОВЗ, учащиеся с инвалидностью, освоившие в полном объёме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
2.13. Учащиеся с ОВЗ, учащиеся с инвалидностью, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие по итогам учебного года академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Учащиеся с ОВЗ, учащиеся с инвалидностью обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение одного года с момента образования академической задолженности, образовательная организация обязана создать условия учащимся с ОВЗ, учащиеся с инвалидностью для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
2.14. Учащиеся с ОВЗ в образовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК и (или) на обучение по индивидуальному учебному плану.
2.15. Освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Образовательные организации организуют проведение государственной итоговой аттестации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
2.16. Лица, осваивающие основные образовательные программы в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной образовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
2.17. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребенку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.
2.18. Образовательная организация обеспечивает соблюдение прав родителей (законных представителей) на ознакомление с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности.
3. Порядок обучения учащихся, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью по индивидуальному учебному плану
3.1. Учащиеся, в т.ч., дети с ОВЗ и (или) с инвалидностью имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, обеспечивающему освоение основных общеобразовательных программ на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать в полном объеме реализацию основных общеобразовательных программ
Составление индивидуального учебного плана рекомендовано на каждого учащегося со статусом "Ребенок с ОВЗ".
3.2. Обучение учащихся, в т.ч., детей с ОВЗ и (или) с инвалидностью, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного заявления родителей (законных представителей) организуется по индивидуальному учебному плану, в том числе обучение в рамках индивидуального учебного плана может осуществляться на дому (приложение 1).
С согласия родителей (законных представителей) и в соответствии с медицинскими показаниями может быть организовано дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому, в рамках приоритетного национального проекта "Образование" и на основании договора между структурным подразделением Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми ГОУ РК "Республиканский центр образования" и муниципальными общеобразовательными организациями.
3.3. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых основных общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными актами муниципальной образовательной организации.
Составление индивидуального учебного плана рекомендовано на каждого учащегося со статусом "Ребенок с ОВЗ".
3.4. Максимальный объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учащихся не должен превышать гигиенические требования к максимальному объему недельной нагрузки обучающихся, определенных санитарным законодательством.
3.5. Учащиеся, получающие образование на дому, включаются во внеурочную деятельность (в том числе коррекционно-развивающей направленности).
3.6. Для организации обучения обучающегося с ОВЗ или ребёнка - инвалида по индивидуальному учебному плану на дому образовательная организация разрабатывает документы, регламентирующие организацию обучения на дому (приложение 2), в том числе:
- составлять индивидуальный учебный план с каждым учащимся. Индивидуальные учебные планы разрабатываются с учетом примерных основных, в том числе адаптированных, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также примерных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
- заключать договор с родителями (законными представителями) об организации обучения для учащихся, в т.ч., лиц с ОВЗ и (или) с инвалидностью по индивидуальным учебным планам (примерная форма договора в приложении 3);
- издавать приказ об организации образовательной деятельности;
- составлять и утверждать календарно-тематический план по предметам;
- составлять и утверждать расписание учебных занятий;
- осуществлять организацию обучения со дня следующего за днем предоставления документов (после издания приказа);
- заводить на каждого учащегося данной категории индивидуальный журнал текущего контроля, итоговые оценки (за контрольные работы, стихи наизусть, четвертные), которые переносятся в классный журнал;
- сформировать пакет документов на каждого учащегося.
3.7. При реализации основных общеобразовательных программ посредством индивидуального учебного плана могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе, при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3.8. Часть учебных предметов может быть освоена с применением технологий, указанных в п. 3.6. настоящего Положения.
Часть учебных предметов и коррекционных курсов может быть освоена учащимся в стенах образовательной организации, если состояние здоровья позволяет посещать образовательную организацию, при наличии заявления родителей (законных представителей).
3.9. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано с использованием сетевой формы реализации образовательных программ. С использованием сетевой формы индивидуальный учебный план разрабатывается образовательной организаций совместно со всеми организациями, участвующими в осуществлении образовательной деятельности.
3.10. На весь период обучения детей, в т.ч. ОВЗ или с инвалидностью по индивидуальному учебному плану образовательная организация обязана обеспечить его психолого-педагогическое сопровождение, управление самостоятельной учебной работой по освоению образовательной программы.
3.11. Индивидуальный учебный план, график занятий, необходимых для реализации образовательной программы при организации обучения на дому, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающие основные общеобразовательные программы на дому.
3.12. На уровне основного общего и среднего общего образования учебные предметы индивидуального учебного плана преподаются учителями - предметниками. Недопустимо преподавание всех учебных предметов на уровне основного общего и среднего общего образования одним учителем - предметником.
4. Обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в дошкольных образовательных организациях
4.1. Образовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования, обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
4.2. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.
Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
4.3. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.
4.4. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
4.5. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
4.6. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
4.7. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
4.8. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
4.9. Организация обучения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в дошкольных образовательных организациях осуществляется в соответствии с главой III "Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья" Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
V. Заключительные положения
5.1. Управление образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" осуществляет предоставление населению информации о направленности реализуемых основных образовательных программ, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, ведет учет обучающихся с ОВЗ и (или) с инвалидностью.
Информирование родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ и (или) детей с инвалидностью, в Троицко-Печорском районе осуществляется через размещение
соответствующей информации на официальном сайте Управления образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" и на сайтах образовательных организаций.
5.2. Настоящее Положение действует до принятия нового нормативного документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.