Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2020 г. N 296-р
"Об утверждении Стратегии развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
В целях организации производства конкурентной лесопродукции и развития внутреннего рынка глубокой переработки древесины с созданием условий, обеспечивающих стабилизацию и последующее развитие предприятий лесопромышленного комплекса для удовлетворения потребностей внутреннего рынка республики и поставок выпускаемой продукции на российские и зарубежные рынки:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы.
2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.
Председатель Правительства |
В. Солодов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 марта 2020 г. N 296-р
Стратегия
развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы
1. Общие положения
Паспорт
Наименование |
Стратегия развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы (далее - Стратегия) |
Основание для разработки |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 1989-р "Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года"; Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, принятая постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. З N 46-VI; региональный проект "Промышленный экспорт в Республике Саха (Якутия)", утвержденный Главой Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2019 г. N Пр-75-А1 |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "от 20 сентября 2018 г." | |
Разработчик Стратегии |
Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) |
Исполнители Стратегии |
Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия); Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия); государственное бюджетное учреждение "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)"; Министерство строительства Республики Саха (Якутия) |
Цели |
Организация производства конкурентной лесопродукции для развития внутреннего рынка глубокой переработки древесины и экспортного потенциала; создание условий, обеспечивающих стабилизацию и последующее развитие предприятий лесопромышленного комплекса для удовлетворения потребностей внутреннего рынка республики и поставок выпускаемой продукции на российские и зарубежные рынки |
Задачи |
Повышение эффективности освоения лесных ресурсов; оптимизация территориального размещения предприятий в части приближения мощностей лесопильного производства к источникам сырья и транспортной инфраструктуре; стимулирование развития лесопромышленного комплекса: актуализация данных по лесоустройству на перспективных лесных участках; создание транспортной инфраструктуры; формирование заказа на поставку продукции лесопромышленного комплекса для государственных нужд; разработка и реализация мер поддержки предприятий отрасли; производство новых видов продукции, в том числе экспортно ориентированной и отвечающей экологическим стандартам и требованиям, вызовам времени; содействие развитию малого предпринимательства в сфере заготовки, первичной переработки древесины и использования отходов производства; подготовка кадров рабочих специальностей для предприятий лесопромышленного комплекса |
Целевые индикаторы Стратегии |
Довести объемы в 2024 г.: по заготовке бревен хвойных пород - до 1 061,0 тыс. ; по производству пиловочника - до 212,5 тыс. ; по производству пиломатериала - до 589,0 тыс. ; по производству пеллетов - до 187,0 тыс. ; по строительству жилых домов - до 261,0 тыс. м |
Сроки реализации Стратегии |
2020 - 2024 годы |
1.1. Лесные ресурсы Дальневосточного федерального округа
Дальневосточный федеральный округ (далее - ДФО) занимает площадь около 7 млн . ДФО считается одним из крупнейших лесных регионов Российской Федерации, доля которого составляет 55 процентов (564,4 млн га) земель лесного фонда и 33 процента (25,7 млрд .) запаса древесины Российской Федерации. Основные запасы лесного фонда на Дальнем Востоке принадлежат Республике Саха, Хабаровскому краю и Забайкальскому краю.
Суммарные запасы древесины в ДФО оцениваются в 25,7 млрд , из которых 34,6 процента сосредоточено в Республике Саха (Якутия), 20,2 процента - в Хабаровском крае, 10,5 процента - в Забайкальском крае, 8,6 процента - в Республике Бурятия, 8,2 процента - в Амурской области, 7,4 процента - в Приморском крае, 4,7 процента - в Камчатском крае и 5,8 процента - в иных субъектах ДФО.
Общий запас древесины в ДФО*
* Данные приведены на основании информации Саха(Якутия)стата.
1.2. Краткая характеристика лесопромышленного комплекса Дальневосточного федерального округа
По итогам 2019 года объём лесозаготовки в Дальневосточном федеральном округе составил 14,5 млн . По сравнению с 2018 годом объём лесозаготовок увеличился на 21,5 процента (2,6 млн ). Увеличение обусловлено включением в 2019 году в состав Дальневосточного федерального округа двух новых субъектов - Республики Бурятия и Забайкальского края.
Объемы лесозаготовки по субъектам ДФО**
тыс.
N |
Субъект ДФО |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2019/2018, % |
Всего: |
9 027 |
8 940 |
9 200 |
11 919 |
14 484 |
121,5 |
|
1 |
Хабаровский край |
4 937 |
4 986 |
4 976 |
6 307 |
6 074 |
96,3 |
2 |
Приморский край |
2 656 |
2 669 |
2 757 |
4 453 |
4 537 |
101,9 |
3 |
Республика Саха (Якутия) |
657 |
571 |
759 |
430 |
414 |
96,4 |
4 |
Амурская область |
427 |
400 |
418 |
811 |
828 |
102,2 |
5 |
Сахалинская область |
245 |
190 |
184 |
220 |
216 |
98,3 |
6 |
Еврейская автономная область |
39 |
52 |
48 |
34 |
22 |
64,0 |
7 |
Камчатский край |
46 |
50 |
36 |
81 |
79 |
97,0 |
8 |
Магаданская область |
21 |
21 |
21 |
26 |
26 |
99,9 |
9 |
Республика Бурятия |
* |
* |
* |
1 837 |
85,7 |
|
10 |
Забайкальский край |
* |
* |
* |
451 |
100,1 |
* Субъект включен в состав ДФО в 2019 году.
** Данные приведены на основании информации территориальных органов Федеральной службы государственной статистики субъектов ДФО.
Наибольшее падение за год наблюдается по Еврейской автономной области (на 36 процентов) и по Республике Бурятия (на 15,3 процента). Рост объемов лесозаготовок произошел в Амурской области (102,2 процента), Приморском крае (101,9 процента) и Забайкальском крае (100,1 процента).
Объемы лесопереработки по субъектам ДФО**
тыс.
N |
Субъект ДФО |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2019/2018, % |
Всего: |
1 762,7 |
1 767,2 |
1 916,1 |
1 747,6 |
2 854,4 |
163,3 |
|
1 |
Хабаровский край |
868,6 |
947,6 |
1 039,5 |
1 015,4 |
1 070,3 |
105,4 |
2 |
Приморский край |
398,5 |
364,2 |
382,8 |
482,4 |
670,1 |
138,9 |
3 |
Республика Саха (Якутия) |
173,9 |
162,1 |
192,8 |
158,2 |
144,9 |
91,1 |
4 |
Амурская область |
74,3 |
80,3 |
89,8 |
78,4 |
88,2 |
112,5 |
5 |
Сахалинская область |
77,3 |
81,2 |
83,8 |
107,6 |
56,5 |
50,2 |
6 |
Еврейская автономная область |
148,3 |
107,5 |
104,4 |
73,0 |
81,9 |
112,2 |
7 |
Камчатский край |
22,0 |
24,3 |
23,1 |
20,6 |
18,1 |
87,7 |
8 |
Магаданская область |
17 |
17 |
17 |
1,2 |
1,2 |
99,9 |
9 |
Республика Бурятия |
* |
* |
* |
554,3 |
134,3 |
|
10 |
Забайкальский край |
* |
* |
* |
168,9 |
88,8 |
*Субъект включен в состав ДФО в 2019 году.
** Данные приведены на основании информации территориальных органов Федеральной службы государственной статистики субъектов ДФО.
По итогам 2019 года объём лесопереработки в Дальневосточном федеральном округе составил 2,9 млн . По сравнению с 2018 годом объём лесозаготовок увеличился на 63,3 процента (1,1 млн ). Увеличение также обусловлено включением в 2019 году в состав ДФО двух новых субъектов.
Наибольшее снижение наблюдается по Сахалинской области (на 49,8). Наибольший рост объёмов лесопереработки произошел в Приморском крае (на 38,9 процента) и Республике Бурятия (на 34,3 процента).
2. Лесосырьевой потенциал Республики Саха (Якутия)
Леса - одно из главных природных богатств Республики Саха (Якутия), которое, в отличие от других, является возобновляемым естественным сырьем. Его рациональное использование создает условия для рентабельной работы лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств, образующих лесопромышленный комплекс.
В республике сохраняются крупные лесные массивы, составляющие 2,5 процента мировых и около 11 процентов запасов лесных ресурсов России. Площадь земель лесного фонда, расположенных на территории Якутии, составляет 254 749,8 тыс. га, или 82 процента от ее общей площади. Общая лесистость (доля покрытых лесными насаждениями площадей) с учетом лесов, расположенных на землях иных категорий, составляет 51 процент. Доминирующее положение занимают хвойные насаждения - 84,4 процента от покрытых лесом земель, лиственные древесные породы занимают 1856,9 тыс. га и представлены в основном березовыми древостоями.
Из общей площади земель лесного фонда:
площадь земель, переданных в аренду - 3 033,4 тыс. га (1,2 процента);
площадь земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование - 28 605,1 тыс. га (11,2 процента);
площадь земель, предоставленных в безвозмездное пользование - 4,3 тыс. га (0,002 процента);
общая площадь земель лесного фонда, не переданных в пользование - 223 107,0 тыс. га (87,6 процента).
На 95,4 процента территории лесного фонда (кроме 11 617,9 тыс. га на территории Томпонского района) была проведена работа по лесоустройству. Однако около 77,5 процента лесов имеют давность лесоустройства более 15 лет.
Площади проведенных за последние 15 лет лесоустройств на территории четырех наиболее перспективных для лесопромышленного комплекса районов - Алданского, Ленского, Олекминского и Усть-Майского, составляют 5,3 тыс. га, или 0,01 процента, в том числе:
в Алданском районе - 1,5 тыс. га (0,01 процента);
в Ленском районе - 2,9 тыс. га (0,04 процента);
в Олекминском районе - 0,9 тыс. га (0,01 процента);
в Усть-Майском районе лесоустройство последний раз проводилось в 1991 - 1992 годах.
Сведения о землях лесного фонда Республики Саха (Якутия)*
тыс. га
Лесничество |
Площади проведенного лесоустройства |
Информация о передаче земель лесного фонда в пользование |
||||||
всего |
в том числе менее 15 лет назад |
доля проведенного менее 15 лет назад, % |
Общая площадь земель лесного фонда |
Площадь земель, предоставленных в пользование и в аренду |
% |
Площадь земель лесного фонда, не переданных в пользование |
% |
|
Алданское |
15 566,0 |
230,1 |
1,5 |
15 566,0 |
1 103,8 |
7,1 |
14 462,2 |
92,9 |
Олекминское |
12 119,2 |
114,1 |
0,9 |
12 119,2 |
267,4 |
2,2 |
11 851,7 |
97,8 |
Ленское |
7 462,5 |
214,1 |
2,9 |
7 462,5 |
1 971,8 |
26,4 |
5 490,7 |
73,6 |
Усть-Майское |
9 331,9 |
- |
|
9 331,9 |
2 009,6 |
21,5 |
7 322,2 |
78,5 |
Жиганское |
52 506,9 |
52 506,9 |
100,0 |
52 506,9 |
871,1 |
1,7 |
51 635,7 |
98,3 |
Индигирское |
28 338,0 |
- |
|
28 338,0 |
3 498,6 |
12,3 |
24 839,5 |
87,7 |
Верхоянское |
22 317,9 |
- |
|
22 317,9 |
2 537,1 |
11,4 |
19 780,8 |
88,6 |
Колымское |
20 683,9 |
- |
|
20 683,9 |
4 897,9 |
23,7 |
15 786,1 |
76,3 |
Мирнинское |
16 034,8 |
- |
|
16 034,8 |
838,0 |
5,2 |
15 196,8 |
94,8 |
Томпонское |
1 249,8 |
- |
|
12 867,7 |
4 366,7 |
33,9 |
8 501,0 |
66,1 |
Нерюнгринское |
11 687,3 |
- |
|
11 687,3 |
2 049,6 |
17,5 |
9 637,7 |
82,5 |
Сангарское |
10 219,1 |
- |
|
10 219,1 |
743,7 |
7,3 |
9 475,4 |
92,7 |
Сунтарское |
5 296,4 |
- |
|
5 296,4 |
1 529,3 |
28,9 |
3 767,2 |
71,1 |
Вилюйское |
5 114,2 |
- |
|
5 114,2 |
575,8 |
11,3 |
4 538,4 |
88,7 |
Нюрбинское |
4 894,6 |
- |
|
4 894,6 |
1 231,0 |
25,1 |
3 663,7 |
74,9 |
Горное |
4 371,6 |
- |
|
4 371,6 |
1 488,1 |
34,0 |
2 883,5 |
66,0 |
Верхневилюйское |
3 803,4 |
- |
|
3 803,4 |
535,6 |
14,1 |
3 267,8 |
85,9 |
Усть-Алданское |
1 616,8 |
- |
|
1 616,8 |
482,8 |
29,9 |
1 134,0 |
70,1 |
Хангаласское |
2 817,7 |
- |
|
2 817,7 |
94,1 |
3,3 |
2 723,6 |
96,7 |
Амгинское |
2 811,8 |
- |
|
2 811,8 |
1,3 |
0,0 |
2 810,6 |
100,0 |
Чурапчинское |
1 700,7 |
1 700,7 |
100,0 |
1 700,7 |
251,8 |
23,6 |
816,6 |
76,4 |
Таттинское |
1 068,4 |
- |
|
1 068,4 |
124,2 |
7,3 |
1 576,5 |
92,7 |
Намское |
931,1 |
- |
|
931,1 |
76,3 |
8,2 |
854,8 |
91,8 |
Мегино-Кангаласское |
923,1 |
- |
|
923,1 |
0,7 |
0,1 |
922,4 |
99,9 |
Якутское |
264,8 |
- |
|
264,8 |
96,7 |
36,5 |
168,2 |
63,5 |
Итого по РС (Я): |
243 131,9 |
54 766,0 |
22,5 |
254 749,8 |
31 642,8 |
12,4 |
223 107,0 |
87,6 |
* Данные приведены на основании информации Минэкологии Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем, имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, республика существенно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального округа по уровню заготовки древесины. На сегодняшний день осваивается не более 3 процентов объема древесины от потенциально возможного объема ее использования (расчетной лесосеки).
В целом запасы древесины республики составляют 8 898,4 млн , в том числе на землях лесного фонда - 8 736,7 млн , на землях особо охраняемых природных территорий - 159,7 млн .
N |
Лесничество |
Запасы древесины*, тыс. |
Проценты |
Итого по РС (Я), в т.ч.: |
8 736 693 |
||
1 |
Алданское |
1 218 184 |
13,9 |
2 |
Олекминское |
1 170 837 |
13,4 |
3 |
Ленское |
923 735 |
10,6 |
4 |
Усть-Майское |
635 134 |
7,3 |
5 |
Жиганское |
785 249 |
9 |
6 |
Нерюнгринское |
581 021 |
6,6 |
7 |
Сунтарское |
463 976 |
5,3 |
8 |
Амгинское |
306 555 |
3,6 |
9 |
Томпонское |
303 540 |
3,5 |
10 |
Мирнинское |
295 963 |
3,4 |
11 |
Горное |
291 187 |
3,3 |
12 |
Хангаласское |
265 801 |
3 |
13 |
Индигирское |
171 124 |
2,0 |
14 |
Нюрбинское |
161 687 |
1,9 |
15 |
Колымское |
156 933 |
1,8 |
16 |
Усть-Алданское |
147 329 |
1,7 |
17 |
Сангарское |
133 156 |
1,5 |
18 |
Таттинское |
126 516 |
1,4 |
19 |
Верхоянское |
115 506 |
1,3 |
20 |
Верхневилюйское |
112 751 |
1,3 |
21 |
Вилюйское |
108 619 |
1,2 |
22 |
Мегино-Кангаласское |
90 494 |
1,0 |
23 |
Чурапчинское |
88 717 |
1,0 |
24 |
Намское |
68 781 |
0,8 |
25 |
Якутское |
13 900 |
0,2 |
* Данные приведены на основании информации Минэкологии Республики Саха (Якутия).
Наибольшими запасами древесины (66,1%) обладают Алданское, Олёкминское, Ленское, Жиганское, Усть-Майское, Нерюнгринское и Сунтарское лесничества. При этом необходимо учитывать факт, что леса основной части Якутии по экономически значимой сравнительной характеристике хозяйственно ценной группы относятся к IV и V классу бонитета, т.е. леса низкопродуктивные.
Допустимый объем изъятия древесины на территории Республики Саха (Якутия) составляет 35,8 млн , в том числе в целях рубки спелых и перестойных насаждений - 35,2 млн , из них: по хвойному хозяйству - 34,0 млн куб. , по мягколиственному хозяйству - 1,2 млн .
Допустимый объем изъятия древесины в целях рубки спелых и перестойных насаждений на территории перспективных районов составляет 17,7 млн , из них: в Олекминском районе - 5,2 млн , в Ленском - 6,8 млн , в Усть-Майском - 2,3 млн , в Алданском - 3,3 млн
тыс.
N |
Лесничество |
Спелые и перестойные насаждения* |
Всего расчетная лесосека* |
% |
Протяженность дорог, км |
Плотность дорог, км/тыс. га |
|
мягколиственные |
хвойные |
||||||
|
Всего по РС (Я): |
1 222,0 |
33 978,7 |
35 807,7 |
|
|
|
1 |
Олекминское** |
278,0 |
4 964,0 |
5 291,0 |
14,8 |
440 |
0,08 |
2 |
Ленское** |
491,0 |
6 264,0 |
6 835,0 |
19,1 |
711 |
0,04 |
3 |
Усть-Майское** |
5,0 |
2 349,0 |
2 426,0 |
6,8 |
1 418 |
0,50 |
4 |
Алданское** |
19,0 |
3 313,0 |
3 349,0 |
9,4 |
2 105 |
0,14 |
5 |
Сунтарское |
194,0 |
3 961,0 |
4 247,0 |
11,9 |
996 |
|
6 |
Горное |
|
1 536,0 |
1 603,0 |
4,5 |
798 |
0,18 |
7 |
Хангаласское |
36,0 |
1 815,0 |
1 960,0 |
5,5 |
1 606 |
1,50 |
8 |
Амгинское |
130,0 |
2 043,0 |
2 179,0 |
6,1 |
424 |
0,15 |
9 |
Мирнинское |
46,0 |
1 975,0 |
2 026,0 |
5,7 |
1 113 |
0,23 |
10 |
Усть-Алданское |
|
915,0 |
948,0 |
2,6 |
650 |
0,07 |
11 |
Мегино-Кангаласское |
|
796,0 |
797,0 |
2,2 |
1 500 |
1,61 |
12 |
Таттинское |
|
202,0 |
202,0 |
0,6 |
|
|
13 |
Нерюнгринское |
6,0 |
283,0 |
292,0 |
0,8 |
2 607 |
0,22 |
14 |
Чурапчинское |
8,0 |
655,0 |
664,0 |
1,9 |
|
|
15 |
Намское |
5,0 |
661,0 |
686,0 |
1,9 |
|
|
16 |
Нюрбинское |
|
1 523,0 |
1 523,0 |
4,3 |
1 057 |
0,09 |
17 |
Вилюйское |
|
59,0 |
62,0 |
0,2 |
|
|
18 |
Верхневилюйское |
|
136,0 |
148,0 |
0,4 |
|
|
19 |
Якутское |
4,0 |
71,0 |
95,0 |
0,3 |
470 |
1,77 |
20 |
Сангарское |
|
71,9 |
71,9 |
0,2 |
|
|
21 |
Верхоянское |
|
40,6 |
40,6 |
0,1 |
|
|
22 |
Томпонское |
|
201,9 |
201,9 |
0,6 |
6 650 |
4,11 |
23 |
Индигирское |
|
8,4 |
14,4 |
0,0 |
1 318 |
1,43 |
24 |
Колымское |
|
6,1 |
6,1 |
0,0 |
|
|
25 |
Жиганское |
|
128,8 |
139,8 |
0,4 |
|
|
* Данные приведены на основании информации Минэкологии Республики Саха (Якутия).
** Указанные лесничества находятся в районах с крупной транспортной артерией (железная дорога, федеральная трасса и водный (речной) путь). Остальные районы удалены и/или основные леса относятся к IV и V классу бонитета (низкопродуктивные леса).
Причиной преобладания спелых и перестойных насаждений является слабая эксплуатация лесов и преимущественно только внутреннее потребление.
Пригодные к рубке лесные массивы размещены крайне неравномерно и имеют низкую транспортную доступность, что предопределяет различную интенсивность заготовки древесины в лесничествах.
Лесопромышленный комплекс, с учетом климатических и географических условий, может стать одной из бюджетообразующих отраслей экономики. Через межотраслевую кооперацию дать импульс развития смежным отраслям - транспорту, домостроению, альтернативной биоэнергетике и существенно повысить ее экспортный потенциал.
3. Краткая характеристика лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)
В структуру лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) входят лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленности, которые взаимосвязаны между собой, поэтому развитие лесоперерабатывающей промышленности необходимо рассматривать в комплексе с лесозаготовительной.
Заготовка бревен хвойных пород в Республике Саха (Якутия)*
тыс.
N |
Улусы (районы) РС (Я) |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2019/2018, % |
|
Всего по РС (Я), в т.ч.: |
656,9 |
571,5 |
758,8 |
429,7 |
414,2 |
96,4 |
1 |
Ленский |
355,8 |
205,0 |
180,1 |
180,8 |
198,4 |
109,7 |
2 |
Алданский |
30,9 |
32,0 |
33,7 |
29,3 |
28,0 |
95,6 |
3 |
Усть-Майский |
20,0 |
22,0 |
24,0 |
24,0 |
11,6 |
43,9 |
4 |
Олекминский |
28,5 |
32,0 |
23,6 |
23,9 |
25,2 |
105,7 |
5 |
Горный |
23,9 |
29,1 |
27,0 |
27,3 |
27,9 |
102,3 |
6 |
Амгинский |
23,9 |
25,6 |
28,6 |
22,1 |
14,7 |
66,7 |
7 |
Верхневилюйский |
18,9 |
18,2 |
20,0 |
17,6 |
17,9 |
101,6 |
8 |
Чурапчинский |
11,5 |
16,6 |
14,5 |
15,7 |
11,2 |
71,4 |
9 |
Вилюйский |
7,7 |
7,6 |
10,8 |
13,5 |
4,8 |
35,3 |
10 |
Сунтарский |
14,1 |
17,4 |
19,4 |
13,1 |
8,2 |
62,3 |
11 |
Мегино-Кангаласский |
18,5 |
18,6 |
17,9 |
11,1 |
10,5 |
95,0 |
12 |
Намский |
12,0 |
11,8 |
12,7 |
9,7 |
10,0 |
103,0 |
13 |
Таттинский |
10,0 |
12,2 |
8,6 |
8,7 |
7,1 |
81,0 |
14 |
Усть-Алданский |
17,6 |
14,4 |
11,5 |
7,1 |
4,0 |
55,9 |
15 |
Нюрбинский |
2,3 |
2,6 |
17,9 |
5,5 |
4,6 |
84,2 |
16 |
Хангаласский |
9,3 |
6,2 |
6,9 |
4,9 |
6,7 |
136,1 |
17 |
Кобяйский |
6,7 |
2,0 |
4,2 |
3,7 |
0,0 |
- |
18 |
Томпонский |
4,7 |
4,1 |
2,7 |
3,4 |
3,4 |
100,6 |
19 |
Мирнинский |
5,5 |
86,8 |
283,3 |
3,3 |
13,8 |
в 4,2 р. |
20 |
Нерюнгринский |
2,3 |
0,0 |
8,7 |
2,3 |
3,7 |
159,1 |
21 |
Эвено-Бытантайский |
2,5 |
2,5 |
2,0 |
2,2 |
2,0 |
91,0 |
22 |
ГО "город Якутск" |
24,0 |
0,6 |
0,7 |
0,3 |
1,6 |
в 3 р. |
* Данные приведены на основании информации Саха(Якутия)стата.
По итогам 2019 года объём заготовки бревен хвойных пород составил 414,2 тыс. . За 4 года объём заготовки снизился на 37 процентов (на 243 тыс. ).
Наибольшие темпы снижения наблюдаются в Усть-Алданском, Ленском, Кобяйском, Мегино-Кангаласском, Усть-Майском районах. Рост наблюдается в Горном и Нюрбинском районах.
Динамика объемов производства бревен хвойных пород и производства лесоматериалов в 2015-2019 годах, тыс. м3
В целом по отрасли наблюдается снижение объемов заготовки бревен хвойных пород на 24,4 процента (414,3 тыс. / 547,6 тыс. ). Но при этом необходимо отметить:
с 2015 - 2017 годов рост объемов заготовки бревен хвойных пород получен при проведении геологоразведочных работ, строительстве просек под линейные объекты, а также подготовки строительных площадок для проведения нефте- и газопроводов и технологических дорог;
падение, не связанное со строительством магистральных объектов, составило 16,12 процента в связи с выводом на консервацию лесоперерабатывающих производств.
Лесопереработка в Республике Саха (Якутия)*
тыс.
N |
Улусы (районы) РС (Я) |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2019/2018, % |
|
Всего по РС (Я), в т.ч.: |
173,9 |
162,1 |
192,8 |
158,2 |
144,9 |
91,1 |
1 |
Ленский |
38,3 |
35,3 |
49,0 |
45,3 |
48,4 |
106,9 |
2 |
Усть-Майский |
11,9 |
13,3 |
13,5 |
13,3 |
5,4 |
40,3 |
3 |
Алданский |
15,7 |
8,9 |
11,1 |
12,0 |
11,8 |
98,4 |
4 |
Олекминский |
2,7 |
2,3 |
0,9 |
1,0 |
0,7 |
71,6 |
5 |
Чурапчинский |
6,9 |
10,2 |
10,1 |
13,7 |
7,8 |
56,9 |
6 |
Горный |
11,3 |
12,6 |
12,2 |
12,5 |
13,1 |
104,5 |
7 |
Вилюйский |
5,3 |
4,7 |
8,8 |
11,0 |
3,8 |
34,6 |
8 |
Намский |
7,3 |
9,9 |
9,6 |
9,6 |
7,0 |
72,4 |
9 |
ГО "город Якутск" |
28,3 |
27,1 |
32,3 |
7,7 |
17,1 |
в 2,2 р. |
10 |
Таттинский |
2,7 |
5,4 |
6,8 |
6,6 |
5,7 |
87,3 |
11 |
Амгинский |
9,3 |
8,1 |
9,3 |
6,1 |
9,3 |
152,4 |
12 |
Усть-Алданский |
10,8 |
6,6 |
7,4 |
5,4 |
1,5 |
27,4 |
13 |
Мегино-Кангаласский |
5,6 |
6,1 |
6,6 |
5,2 |
5,6 |
108,4 |
14 |
Верхневилюйский |
5,1 |
4,7 |
4,7 |
5,2 |
5,5 |
106,2 |
15 |
Кобяйский |
0,9 |
1,1 |
1,9 |
1,2 |
0,1 |
4,3 |
16 |
Нерюнгринский |
1,3 |
0,9 |
5,4 |
0,9 |
0,3 |
37,2 |
17 |
Эвено-Бытантайский |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
121,7 |
18 |
Нюрбинский |
1,0 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
43,9 |
19 |
Томпонский |
2,3 |
1,6 |
1,1 |
0,3 |
0,3 |
128,0 |
20 |
Хангаласский |
0,3 |
0,3 |
1,0 |
0,1 |
0,1 |
в 2,6 р. |
21 |
Сунтарский |
4,8 |
1,5 |
0,1 |
0,02 |
0,01 |
50,0 |
* Данные приведены на основании информации Саха(Якутия)стата.
По итогам 2019 года объём лесопереработки составил 144,86 тыс. . За 4 года объём лесопереработки снизился на 16,7 процента (на 29 тыс. ).
Наибольшие темпы снижения в г. Якутске, Сунтарском, Томпонском, Олекминском, Нюрбинском, Усть-Алданском, Нерюнгринском и Кобяйском районах. Наибольшие темпы роста наблюдаются в Ленском, Таттинском, Эвено-Бытантайском районах.
Таким образом, в целом по лесопромышленному комплексу Республики Саха (Якутия) за 4 года произошло значительное снижение объёмов производства. Лидер по объёмам лесозаготовки Ленский район снизил объёмы с 356 тыс. до 198 тыс. (-158 тыс. ) в связи с тем, что шли подготовительные работы строительных площадок для проведения линии газопроводов ВСТО и технологических дорог. Значительно повлияло на общий результат по отрасли и снижение по г. Якутску (лесопереработка).
При этом по оценочным данным в 2018 году на территории республики было реализовано более 250,0 тыс. продукции лесопиления. Стоит отметить, что более 40 процентов лесоматериалов, представленных на потребительском рынке республики, поставляется из Иркутской области. Причем пиломатериалы из Иркутской области, несмотря на значительные расстояния перевозки, остаются конкурентными по цене. Это обусловлено более низкими затратами на их выпуск, в связи с имеющим место эффектом масштаба производства. Кроме этого, в Иркутской области действующие тарифы на электроэнергию и грузоперевозки значительно ниже, чем в Республике Саха (Якутия).
4. Деревянное домостроение
В 2018 году в Дальневосточном федеральном округе введено 2 236,0 тыс. жилого фонда. В совокупном объеме ДФО по вводу жилых домов лидирует Приморский край - 23,9 процента (533,8 тыс. ), затем Республика Саха (Якутия) - 23,7 процента (530,8 тыс. ), Хабаровский край - 12,2 процента (272,8 тыс. ), Сахалинская область - 11,8 процента (264,3 тыс. ), Республика Бурятия - 11,1 процента (247,8 тыс. ), Забайкальский край - 22 7,4% (165,9 тыс. ) и Амурская область - 7,0 процента (156,2 тыс. ).
Объем ввода жилья в ДФО за 2018 год*
* Данные приведены на основании информации Саха(Якутия)стата.
Наиболее высокий показатель на душу населения - 0,6 кв. - в Республике Саха (Якутия). В Сахалинской области введено 0,5 кв. на человека.
В остальных регионах объемы на душу населения ниже среднего показателя по ДФО. Наименьший объем жилья на душу населения введен в Чукотском автономном округе - 0,03 кв. , Камчатском крае и Еврейской автономной области - по 0,1 кв. .
Ввод общей площади помещений на душу населения в ДФО за 2018 год*
* Данные приведены на основании информации Саха(Якутия)стата.
Жилищное строительство в Республике Саха (Якутия)
В целом за 2019 год объёмы жилищного строительства составили 579,8 тыс. (2 926 домов). За 4 года объёмы жилищного строительства выросли на 6 процентов (на 33,7 тыс. ).
N |
Ввод в действие |
|
2015* |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
2019/2018, % |
1 |
Жилых домов |
Ед. |
2 487 |
2 674 |
2 317 |
2 364 |
2 926 |
123,7 |
в т.ч. построенных населением индивидуальных жилых домов |
|
2 332 |
2 493 |
2 106 |
2 256 |
2 830 |
125,4 |
|
2 |
Жилых домов, общ. площади |
546 102 |
605 081 |
634 590 |
530 789 |
579 795 |
109,2 |
|
в т.ч. построенных населением индивидуальных жилых домов |
|
226 012 |
240 113 |
201 269 |
205 467 |
242 346 |
117,9 |
|
3 |
Средняя площадь индивидуального жилого дома |
97 |
96 |
96 |
91 |
86 |
94,5 |
* Данные приведены на основании информации Саха(Якутия)стата.
Объём строительства населением индивидуальных жилых домов составил в 2019 году 242,3 тыс. (2 830 домов). За 4 года объём индивидуального жилищного строительства вырос на 7 процентов (на 16,3 тыс. ). Средняя площадь индивидуального жилого дома снизилась с 97 до 86 .
В среднем 42 процента от площади всего вводимого жилья в Республике Саха (Якутия) обеспечивается индивидуальным жилищным строительством, т.е. населением посредством деревянного домостроения. Это обусловлено низким уровнем дохода населения.
Индивидуальное жилищное строительство в Республике Саха (Якутия)*
N |
Улусы (районы) РС (Я) |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2019/2018, % |
Общий итог |
226 012 |
240 113 |
201 269 |
205 467 |
242 346 |
117,9 |
|
1 |
г. Якутск |
104 153 |
112 173 |
67 815 |
85 883 |
81 281 |
94,6 |
2 |
Мегино-Кангаласский |
16 074 |
16 412 |
11 525 |
16 579 |
17 341 |
104,6 |
3 |
Чурапчинский |
8 615 |
8 210 |
7 404 |
7 707 |
12 866 |
166,9 |
4 |
Верхневилюйский |
3 393 |
4 177 |
8 287 |
5 218 |
12 786 |
в 2,5 р. |
5 |
Намский |
4 734 |
7 684 |
11 028 |
9 964 |
12 196 |
122,4 |
6 |
Хангаласский |
11 670 |
11 145 |
10 485 |
9 453 |
11 079 |
117,2 |
7 |
Сунтарский |
7 989 |
5 992 |
10 812 |
6 652 |
11 000 |
165,4 |
8 |
Нюрбинский |
10 257 |
12 021 |
6 981 |
7 226 |
10 097 |
139,7 |
9 |
Олекминский |
3 409 |
5 472 |
4 797 |
3 242 |
9 263 |
в 2,9 р. |
10 |
Амгинский |
7 798 |
9 825 |
8 089 |
8 700 |
9 218 |
106,0 |
11 |
Алданский |
3 661 |
3 687 |
4 481 |
2 699 |
7 563 |
в 2,8 р. |
12 |
Усть-Алданский |
8 333 |
7 175 |
7 761 |
6 438 |
6 862 |
106,6 |
13 |
Таттинский |
5 811 |
4 974 |
5 716 |
6 320 |
6 578 |
104,1 |
14 |
Вилюйский |
6 080 |
5 977 |
7 596 |
6 285 |
5 278 |
84,0 |
15 |
Горный |
7 818 |
7 365 |
9 051 |
6 685 |
5 204 |
77,8 |
16 |
Ленский |
3 704 |
3 823 |
5 064 |
4 098 |
4 993 |
121,8 |
17 |
Кобяйский |
988 |
2 272 |
1 767 |
1 642 |
2 687 |
163,6 |
18 |
Среднеколымский |
1 616 |
1 862 |
1 409 |
949 |
1 945 |
в 2,0 р. |
19 |
Оленёкский |
865 |
1 412 |
1 555 |
1 392 |
1 775 |
127,5 |
20 |
Мирнинский |
665 |
1 323 |
2 063 |
1 406 |
1 762 |
125,3 |
21 |
Верхоянский |
2 450 |
997 |
1 215 |
589 |
1 703 |
в 2,9 р. |
22 |
Жиганский |
1 145 |
963 |
1 491 |
1 389 |
1 434 |
103,2 |
23 |
Усть-Янский |
|
27 |
|
0 |
1 375 |
|
24 |
Томпонский |
1 846 |
2 043 |
2 693 |
1 591 |
1 374 |
86,4 |
25 |
Эвено-Бытантайский |
296 |
143 |
859 |
175 |
1 077 |
в 6,2 р. |
26 |
Оймяконский |
713 |
617 |
401 |
235 |
671 |
в 2,9 р. |
27 |
Булунский |
|
655 |
|
306 |
634 |
в 2,1 р. |
28 |
Усть-Майский |
1 264 |
589 |
428 |
1 621 |
548 |
33,8 |
29 |
Нерюнгринский |
|
|
|
0 |
474 |
|
30 |
Абыйский |
365 |
270 |
124 |
0 |
435 |
|
31 |
Верхнеколымский |
|
145 |
0 |
0 |
276 |
|
32 |
Анабарский |
|
0 |
0 |
692 |
256 |
37,0 |
33 |
Момский |
297 |
683 |
241 |
331 |
187 |
56,5 |
34 |
Нижнеколымский |
|
|
|
0 |
128 |
|
35 |
Аллаиховский |
|
0 |
131 |
0 |
0 |
|
* Данные приведены на основании информации Саха(Якутия)стата.
Лидером по индивидуальному строительству в Республике Саха (Якутия) со значительным отрывом является г. Якутск (34% всего объёма), далее идут Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Верхневилюйский, Намский, Хангаласский, Сунтарский и Нюрбинский районы.
Темпы снижения по сравнению с прошлым годом наблюдаются в Усть-Майском (на 66 процентов), Анабарском (на 63 процента), Момском (на 43 процента), Горном (на 22 процента), Вилюйском (на 16 процентов), Томпонском (на 13 процентов) районах и в г. Якутске (на 5,4 процента). В абсолютном выражении наибольшее снижение произошло в г. Якутске (на 4,6 тыс. ), в Горном (на 1,5 тыс. ), Усть-Майском (на 1,1 тыс. ) и Вилюйском (на 1,0 тыс. ) районах.
Наибольшие темпы роста по сравнению с 2018 годом наблюдаются в Эвено-Бытантайском (в 6,2 р.), Олекминском, Верхоянском, Оймяконском (в 2,9 р.), Алданском (в 2,8 р.), Верхневилюйском (в 2,5 р.), Булунском (2,1 р.) и Среднеколымском (в 2,0 р.) районах. В абсолютном выражении наибольший рост произошел в Верхневилюйском (на 7,6 тыс. ), Олекминском (6,0 тыс. ), Чурапчинском (на 5,2 тыс. ), Алданском (4,9 тыс. ) и Нюрбинском (на 2,9 тыс. ) районах.
5. Проблемы и риски развития лесоперерабатывающей промышленности
Выделяют следующие значимые проблемы отрасли:
износ основных фондов по многим предприятиям более 75 процентов;
слабо развитая лесная транспортная инфраструктура;
отсутствие объективной и достоверной информации о лесном фонде Республики Саха (Якутия). В последний раз лесоустроительные работы сырьевой базы на территории Республики Саха (Якутия) проводились 25-30 лет назад;
низкие темпы перевооружения.
SWOT-анализ текущего состояния
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Наличие значительных запасов лесных ресурсов. 2. Наличие магистральной транспортной инфраструктуры. 3. Свободные перспективные лесные участки. 4. Наличие высоколиквидных пород древесины (лиственница Даурская и сосна). 5. Наличие трудовых ресурсов в регионе. 6. Наличие учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих |
1. Устаревшая лесоустроительная документация. 2. Отсутствие транспортной освоенности территории. 3. Недостаточная протяженность лесных дорог. 4. Высокая степень износа оборудования предприятий малого и среднего бизнеса |
Возможности |
Угрозы |
1. Значительные объёмы индивидуального (деревянного) жилищного строительства. 2. Значительная часть населения не имеет доступа к централизованному отоплению и отапливает свои дома дровами (где не предусмотрена газификация). 3. Развитие индустрии биотоплива (пеллетов и брикетов). 4. Спрос на внешних рынках: на якутскую лиственницу; на пеллеты и топливные брикеты. 5. Расширение рынков сбыта: внутренний рынок (до 40%); внешний рынок (АТР). 6. Выявление новых рыночных ниш. 7. Мировая тенденция на отказ от разовых изделий из пластмассы (пакеты, посуда, упаковки и др.) |
1. Пожары и сокращение делового леса в результате простаивания. 2. Конкуренция со стороны лесоперерабатывающих предприятий лесных регионов ДФО. 3. Ограничение железнодорожной транспортной инфраструктуры в коридоре Беркакит - Тында - морские порты. 4. Низкая рентабельность предприятий. 5. Высокий средний возраст работников отрасли |
При реализации Стратегии могут возникнуть риски, оказывающие влияние на конечные результаты реализации мероприятий:
1. Финансовые риски связаны:
со снижением объёмов финансирования мероприятий из средств федерального бюджета и регионального бюджета, так и с недостатком внебюджетных источников финансирования;
с ограничением доступности к финансовым ресурсам в связи с устаревшим оборудованием, закредитованностью и низким рейтингом предприятий.
Данные риски при реализации Стратегии могут привести к срыву исполнения ее мероприятий.
Необходимо создать действенный механизм государственно-частного партнерства для реализации запланированных в ЛПК инвестиционных проектов.
Минимизировать данные риски предлагается мероприятиями по совершенствованию мер государственной поддержки, в том числе повышению инвестиционной привлекательности и экономическому стимулированию предприятий отрасли.
2. Законодательные риски, в том числе связанные с задержками в принятии ключевых нормативно-правовых актов, предусматривающих введение мер государственной поддержки.
Значимым внешним фактором, влияющим на достижение результатов Стратегии, является риск принятия решений в рамках реализации государственной политики в смежных сферах.
Для минимизации этих рисков необходимо:
устранить административные барьеры и сократить сроки оформления документов для экспорта;
обеспечить своевременную подготовку соответствующих управленческих решений.
3. Риски, связанные с причинами природного характера, стихийными метеорологическими факторами.
Управление данной группой рисков осуществляется Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), которое осуществляет анализ возникающих тенденций, связанных с ними рисков, и формирует соответствующие предложения.
4. Конкуренция и экспансия продукции из соседних регионов.
Для минимизации риска необходимо вести работу по снижению издержек, в том числе за счет обновления основных средств на более эффективные, вовлечения более привлекательных участков в эксплуатацию, снижения административных барьеров, работы с транспортными компаниями по снижению тарифов на перевозку продукции лесоперерабатывающего комплекса.
5. Конъюнктура внешних рынков.
Объем экспортных поставок определяется общим уровнем экономического развития отрасли, конкурентоспособностью выпускаемой продукции, а также емкостью и конъюнктурой спроса рынков. В настоящее время кроме постоянного спроса на пило- и строганную продукцию из лиственницы в странах Европейского Союза продукция из сибирской сосны и ели традиционно в больших объемах экспортируется в Японию, Китай и страны Ближнего Востока. С учетом изменений конъюнктуры на мировых рынках стратегия предприятий должна быть гибкой и своевременно меняться в соответствии с рыночными тенденциями. Для организации регулярных экспортных поставок в соответствии с требованиями и предложениями покупателей необходимо иметь:
достоверную информацию о конъюнктуре рынков и их тенденциях;
технологическую готовность предприятия для выпуска продукции по техническим условиям покупателей.
6. Цели и задачи Стратегии
Целями Стратегии являются:
организация производства конкурентной лесопродукции для развития внутреннего рынка глубокой переработки древесины и экспортного потенциала;
создание условий, обеспечивающих стабилизацию и последующее развитие предприятий лесопромышленного комплекса для удовлетворения потребностей внутреннего рынка республики и поставок выпускаемой продукции на российские и зарубежные рынки.
Катализаторами развития отрасли могут стать:
промышленное производство деревянных домов, оптимально сочетающих традиции и инновационные технологии. Перспективы развития промышленного деревянного домостроения связаны с тенденциями субурбанизации (ростом и развитием пригородной зоны), повышением благосостояния населения и ростом спроса на экологичное жилье;
производство топливных гранул (пеллет) из отходов лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий региона.
Основным драйвером развития выпуска пеллетной продукции может послужить близость Азиатского рынка. По данным российских аналитиков в среднесрочной перспективе большое значение с точки зрения объемов потребления пеллетной продукции приобретут рынки азиатских стран, таких как Южная Корея, Япония и Китай. Основная причина, которая движет спросом на древесные топливные гранулы в азиатском регионе, заключается в высокой плотности населения, стремительном росте среднего класса и доходов населения, а также в плохой экологии. Все эти факторы приводят к тому, что использование топливных гранул становится целесообразным, а в ряде случаев единственно возможным;
развитие концепции малых и средних предприятий, в том числе мини-ЦБК;
экологический тренд в части отказа от пластика и перехода на новый экологический тренд.
Для достижения целей Стратегии предусматривается решение задач:
повышение эффективности освоения лесных ресурсов;
оптимизация территориального размещения предприятий в части приближения мощностей лесопильного производства к источникам сырья и транспортной инфраструктуре;
стимулирование развития лесопромышленного комплекса:
актуализация данных по лесоустройству на перспективных лесных участках;
создание транспортной инфраструктуры;
формирование заказа на поставку продукции лесопромышленного комплекса для государственных нужд;
разработка и реализация мер поддержки предприятий отрасли;
производство новых видов продукции, в том числе экспортно ориентированной;
содействие развитию малого предпринимательства в сфере заготовки, первичной переработки древесины и использования отходов производства;
подготовка кадров рабочих специальностей для предприятий лесопромышленного комплекса.
Пути решения перечисленных задач:
актуализация данных по лесоустройству с применением современных технологий и привлечением на договорной основе лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний;
решение вопроса переезда через нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" и магистральный газопровод "Сила Сибири";
субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов по переработке древесины;
доступ к льготным финансовым инструментам;
содействие кластерному развитию лесной отрасли на территории основных лесоэксплуатационных районов республики: Алданского, Ленского, Олекминского и Усть-Майского, на долю которых приходится более 50 процентов от ежегодной расчетной лесосеки, и лесоперерабатывающих районов;
применение новых технологий в деревянном домостроении с учетом возобновляемости ресурсов;
разработка и реализация мер поддержки предприятиям лесопромышленного комплекса в субсидировании части затрат на развитие материально-технической базы предприятий, на уплату процентов по кредитам и другие меры поддержки.
7. Меры обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования
Для Республики Саха (Якутия) важным приоритетом становится формирование "зеленой" экономики - экономики, при которой природные ресурсы осваиваются с соблюдением высоких экологических стандартов.
Для повышения эффективности ведения лесного хозяйства требуется усиление системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на местном, региональном и федеральном уровнях. В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют 356 государственных лесных инспекторов. По нормативам, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 21, требуется увеличение штатной численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), до 635 штатных единиц.
Площадь насаждений с нарушенной и утраченной биологической устойчивостью составляет 690,6 тыс. га, в том числе погибших насаждений - 640,5 тыс. га. Максимальные площади погибших насаждений, оставшихся на корню, отмечаются из-за повреждения лесными пожарами разных лет давности - 631,2 тыс. га.
На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих до нескольких тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель.
В целях сохранения благоприятной окружающей природной среды; создания условий для формирования экологически ориентированной "зеленой" экономики Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2017 г. N 2280 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы".
Одними из основных задач государственной программы являются:
1) развитие республиканской системы государственного экологического надзора и экологического мониторинга;
2) обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, интенсификация использования лесов и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса:
обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного и эффективного использования лесов;
создание эффективной системы защиты, воспроизводства и охраны лесов от пожаров,
создание эффективной системы защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов,
повышение эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
8. Перспективные инвестиционные проекты в лесопромышленном комплексе
В настоящее время в республике на различной стадии проработки находятся 4 перспективных инвестиционных проекта в лесопромышленном комплексе:
8.1. Освоение лесов на территории Алданского района (RFP Групп)
Проект предусматривает заготовку 250 тыс. деловой лиственницы и сосны. Объём инвестиций 21 млн долларов США. Выход на проектную мощность - 2025 год. На первом этапе вся лиственница и сосна реализуются в круглом виде (сосна 138 тыс. - на внутренний рынок, лиственница 112 тыс. - на экспорт). На втором этапе из сосны и балансов лиственницы производится пиломатериал (75 тыс. ).
8.2. Освоение лесов на территории Ленского района (ООО ЛПК "Алмас")
Планируемая проектная мощность - заготовка 323 тыс. древесины, производство 238 тыс. м3 пиломатериала (из которых 87 тыс. будет поставляться на экспорт) и 95 тыс. тонн пеллет. Объём инвестиций - 2 835 млн руб. Выход на проектную мощность - 2023 год. Проектом предусматривается перевооружение лесопильного цеха на территории п. Витим Ленского района, перенос законсервированного завода из г. Олекминска в п. Витим и модернизация лесопильного завода в г. Якутске.
8.3. Создание лесоперерабатывающего комплекса в Алданском районе (ГАУ "Якутлесресурс")
По проекту предусматривается заготовка деловой древесины более 140,0 тыс. , и выпуск более 70,0 тыс. пилопродукции, из отходов производства планируется наладить выпуск биотоплива (пеллет, брикетов, древесно-угольных брикетов). Общий объем инвестиций по проекту составит 1 550,0 млн руб., в том числе 1 175,3 млн руб. капитальных вложений и 374,7 млн руб. оборотных средств. Выход на проектную мощность - 2023 год.
8.4. Производство топливных гранул (пеллет) (ООО "Якутские топливные гранулы")
По проекту в г. Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия) планируется создание завода по производству топливных древесных гранул (пеллет) производительностью 80 тыс. тонн готовой продукции в год. Для производства пеллет планируется использование неликвидной и низкотоварной древесины.
Объем инвестиций - 218 млн руб. Рынок сбыта продукции - страны АТР. Выход на проектную мощность - 2022 год.
9. Инструменты развития отрасли
Для обеспечения и развития отрасли необходимо развивать новые направления/проекты:
9.1. Актуализация данных о перспективных лесных участках
Необходимо предусмотреть концентрацию выделяемых средств и увеличение объемов финансирования на обновление данных, в том числе и лесоустройства, на основных перспективных участках для инвестирования районов, в том числе Алданского, Ленского, Олекминского и Усть-Майского.
Необходимо апробировать и при успешных результатах распространить практику удаленной оценки потенциала лесных участков с использованием современной технологии: спутников, БПЛА, IT-продукции.
Применение этого подхода позволит ускорить вовлечение в оборот новых участников, снизить затраты на их лесоустройство, повысить эффективность вложенных инвесторами средств.
9.2. Создание сети магистральных лесовозных дорог
Развитие сети магистральных лесовозных дорог и складов на территории республики снизит издержки при перевозке лесопродукции, что отразится на увеличении объемов выпускаемой продукции, конкурентоспособности, выпускаемой местными товаропроизводителями, увеличении объема экспорта пиломатериалов и продукции деревообработки, увеличении налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и привлечении инвестиций в отрасль.
9.3. Энергетическое направление
Развитие индустрии биоэнергетики - производство топливных брикетов и пеллет из отходов древесины. Брикеты и пеллеты, в первую очередь, будут востребованы предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) при переводе местных котельных с потребления привозного ископаемого топлива (угля, мазута) на возобновляемые источники энергии и при поставках на экспорт.
9.4. Деревянное домостроение
Одно из приоритетных направлений развития лесопромышленного комплекса - развитие малоэтажного деревянного домостроения.
Развитие жилищного строительства закреплено в качестве ключевого приоритета в государственной программе индивидуального жилищного строительства Республики Саха (Якутия) до 2024 года Министерства строительства Республики Саха (Якутия), реализация которой должна быть обеспечена, в том числе, за счет развития малоэтажного деревянного домостроения.
9.5. Новые направления
Перспективы регионального рынка лесопродукции Республики Саха (Якутия) связаны с новыми направлениями развития лесопиления, деревообработки, в том числе и с производством деревянных игрушек, мебели, строительных деталей и конструкций, отделочных материалов, клееных изделий и полуфабрикатов из древесины.
Для привлечения инвесторов в отрасль необходимо разработать ряд модельных проектов для малого и среднего бизнеса, которые могут взаимодействовать в рамках отдельных кластеров.
Модельные проекты определяют структуру, размер и вложения в конкретный проект по лесозаготовке, складированию, лесопереработке, транспортировке.
Проект должен учитывать региональные особенности и предоставить потенциальному инвестору возможность оценить размер инвестиций и финансовый результат.
9.6. Разработка и внедрение модельных проектов
Предполагает создание взаимосвязанных производств, как существующих, так и новых, в том числе организационных на базе модельных проектов.
Специализация каждого проекта на отдельном направлении позволяет достигать максимального экономического эффекта на пути от деляны до конечного потребителя.
Возможны различные варианты взаимодействия предприятий внутри каждого кластера: ряд лесозаготавливающих предприятий малого и среднего бизнеса с использованием транспортных компаний, осуществляющих поставки леса на единый склад/склады, с которых ведется поставка увеличенных объемов леса на средние/крупные лесоперерабатывающие предприятия.
Это позволяет обеспечить работой малый и средний бизнес, обеспечить сырьем средние и крупные предприятия.
9.7. Кластерное развитие
Возможно создание в республике сети площадок временного складирования материалов, в том числе и древесных отходов. Наличие таких площадок не только снижает негативное воздействие отходов на окружающую среду, но и создает благоприятные условия для их использования в производстве биотоплива и тепловой и электрической энергии, а также увеличит объем экспорта пиломатериалов и продукции деревообработки.
9.8. Содействие развитию активных районов
С учетом развития лесозаготовительных и лесоперерабатывающих работ в районах, не обладающих потенциалом для промышленного развития отрасли, оказывать необходимое содействие и распространение комплекса мер поддержки на районы, ведущие работу по развитию лесоперерабатывающей промышленности, в том числе содействие в развитии кластерного производства:
создание малых лесоперерабатывающих предприятий, работающих на сырье из других регионов.
10. Прогнозные показатели реализации
N |
Показатель |
Ед. изм. |
Базовый уровень |
Плановый период |
2024/2018, % |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||||
|
Освоение лесов на территории Алданского района |
||||||||
1 |
RFP Групп |
||||||||
|
Заготовка деловой древесины |
тыс. |
0 |
0 |
82,0 |
165,0 |
250,0 |
250,0 |
|
|
Пиловочник из лиственницы |
тыс. |
0 |
0 |
36,7 |
73,9 |
112,0 |
112,0 |
|
|
Пиловочник из сосны |
тыс. |
0 |
0 |
45,3 |
91,1 |
100,5 |
100,5 |
|
|
Пиломатериал из сосны |
тыс. |
0 |
0 |
0 |
0 |
37,5 |
75,0 |
|
2 |
Создание лесопромышленного комплекса на территории Алданского района |
||||||||
ГАУ РС (Я) "Якутлес |
ресурс" |
||||||||
Заготовка деловой древесины |
тыс. |
7,2 |
5,8 |
20,6 |
61,3 |
140,0 |
140,0 |
Рост в 19 раз |
|
Производство пиломатериалов |
тыс. |
2,0 |
2,3 |
10,3 |
40,6 |
70,0 |
70,0 |
Рост в 35 раз |
|
Производство биотоплива (пеллеты, брикеты, древесно-угольный брикет) |
тыс. т |
0 |
0 |
5,0 |
10,0 |
20,0 |
20,0 |
||
3 |
ООО "Якутские топливные гранулы" |
||||||||
Производство пеллет |
тыс. т |
0 |
40,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
||
4 |
Освоение лесов на территории Ленского района |
||||||||
ООО ЛПК "Алмас" | |||||||||
Заготовка деловой древесины |
тыс. |
62,1 |
54,0 |
100,0 |
233,0 |
305,0 |
323,0 |
Рост более чем в 5 раз |
|
Производство пиломатериалов |
тыс. |
34,8 |
32,2 |
166,0 |
238,0 |
310,0 |
333,0 |
Рост в 9,5 раз |
|
Производство пеллет |
тыс. |
0 |
3,9 |
7,9 |
7,9 |
50,0 |
87,0 |
||
|
Общие показатели по Республике Саха (Якутия) |
||||||||
|
Заготовка бревен хвойных пород |
тыс. |
414,2 |
455,6 |
550,0 |
807,0 |
1 043 |
1 061 |
256,2 |
|
динамика (+/-) |
тыс. |
|
41,4 |
94,4 |
392,8 |
628,8 |
337,8 |
|
|
Производство пиловочника |
тыс. |
0 |
0 |
82,0 |
165,0 |
212,5 |
212,5 |
|
|
динамика (+/-) |
тыс. |
|
0 |
82,0 |
165,0 |
212,5 |
212,5 |
|
|
Производство пиломатериала |
тыс. |
144,9 |
159,3 |
287,0 |
389,0 |
528,0 |
589,0 |
406,5 |
|
динамика (+/-) |
тыс. |
|
14,4 |
129,7 |
244,1 |
383,1 |
444,1 |
|
|
Производство пеллетов |
тыс. т |
0 |
43,9 |
92,9 |
97,9 |
150,0 |
187,0 |
|
|
динамика (+/-) |
тыс. т |
|
43,9 |
92,9 |
97,9 |
150,0 |
187,0 |
|
|
Строительство индивидуальных жилых домов |
тыс. |
242,3 |
245,8 |
249,3 |
253,0 |
257,0 |
261,0 |
107,3 |
|
динамика (+/-) |
тыс. |
|
3,5 |
7,0 |
10,7 |
14,7 |
18,7 |
|
* В 2019 году продукция не производилась.
Таким образом, в 2024 году объём заготовки брёвен хвойных пород возрастет до 1 061 тыс. , или в 2,5 раза. Производство пиломатериалов возрастет до 589,0 тыс. , или более, чем в 4 раза. Кроме того, будут производиться пиловочник в объёме 212,5 тыс. и пеллеты в объёме 187 тыс. тонн.
В части деревянного домостроения, предлагается взять за основу мощность ежемесячного выпуска до 3500 готовой продукции. При средней площади индивидуального жилого дома 90 в месяц будет производиться 39 домокомплектов (468 домокомплекта в год). При среднегодовом количестве строящихся индивидуальных жилых домов в количестве 2500 ед. - 468 домокомплектов обеспечат 18,7% от потребности.
11. План ключевых мероприятий по реализации Стратегии
N |
Наименование мероприятия |
Срок |
Исполнитель (соисполнители) |
1 |
Реализация Соглашения "RFP Групп" (ОАО "Дальлеспром") о сотрудничестве по реализации "Приоритетного проекта в области освоения лесов" на территории Алданского района |
с 2021 г. |
Минпромгеологии РС (Я), Минэкологии РС (Я), ГБУ "АПИПЭ РС (Я)" |
2 |
Содействие в поиске инвестора для проекта производства топливных гранул (пеллет) (ООО "Якутские топливные гранулы) |
2020 - 2021 гг. |
ГБУ "АПИПЭ РС (Я)", Минпромгеологии РС (Я) |
3 |
Содействие в поиске инвестора для проекта лесоперерабатывающего комплекса в Алданском районе (ГАУ "Якутлесресурс") |
2020 - 2021 гг. |
ГБУ "АПИПЭ РС (Я)", Минпромгеологии РС (Я), Минэкологии РС (Я) |
4 |
Содействие в поиске инвестора для реализации инвестиционного проекта по лесозаготовке и лесопереработке на территории Ленского района (ООО ЛПК "Алмас") |
2020 - 2021 гг. |
ГБУ "АПИПЭ РС (Я)", Минпромгеологии РС (Я) |
5 |
Разработка модельных инвестиционных проектов для лесопромышленного комплекса (при выделении денежных средств)* |
2020 г. |
Минпромгеологии РС (Я), ГБУ "АПИПЭ РС (Я)" |
6 |
Разработка и утверждение типовых проектов индивидуальных деревянных жилых домов (при выделении денежных средств)* |
2020 г. |
Минпромгеологии РС (Я), ГБУ "АПИПЭ РС (Я)", Минстрой РС (Я) |
7 |
Рассмотрение возможности компенсации части затрат, понесенных на строительство лесоперерабатывающих заводов в области глубокой переработки древесины* |
с 2021 г. |
Минпромгеологии РС (Я), Минэкономики РС (Я) |
8 |
Рассмотрение возможности компенсации затрат, связанных с оплатой фактически потребленной электроэнергии при производстве готовой продукции* |
с 2021 г. |
Минпромгеологии РС (Я), Минэкологии РС (Я) |
9 |
Рассмотрение возможности компенсации части затрат, понесенных на строительство лесовозных дорог лесоперерабатывающим предприятиям* |
с 2021 г. |
Минпромгеологии РС (Я), Минэкологии РС (Я) |
10 |
Разработка и установление налоговых преференций (льгот) для предприятий лесопромышленного комплекса в зависимости от степени переработки древесины* |
с 2021 г. |
Минэкономики РС (Я), Минпромгеологии РС (Я) |
11 |
Создание механизма кредитования приобретения деревянных домов (включая ипотечное) для населения и застройщиков и механизма по целевому субсидированию процентных ставок при ипотечном кредитовании приобретения деревянных домов* |
с 2021 г. |
Минэкономики РС (Я), Минстрой РС (Я) |
12 |
Обеспечение приоритетного проведения лесоустройства/актуализация данных о районах, где предполагается реализация проектов строительства крупных производств лесной промышленности |
с 2020 г. |
Минэкологии РС (Я) |
13 |
Апробация применения современных технологий для определения перспективных лесных участков с целью привлечения инвесторов. При положительных результатах - широкое внедрение, тиражирование |
2020 г. |
Минпромгеологии РС (Я), Мининноваций РС (Я), Минэкологии РС (Я) |
14 |
Разработка схемы/планов строительства лесопровозных дорог с учетом выявленных перспективных участков |
с 2020 г. |
Минэкологии РС (Я) |
15 |
Презентация потенциала лесной отрасли и существующих проектов, в том числе модельных на различных площадках с целью привлечения инвесторов |
2020 г. |
МВСиДН РС (Я), ГБУ "АПИПЭ РС (Я)", Минпромгеологии РС (Я) |
16 |
Провести анализ закупок государственных и муниципальных учреждений, в том числе на этапе проектирования и строительства, для выявления потребностей в изделиях из дерева, в том числе мебели, элементов внутреннего интерьера и других |
с 2020 г. |
Минпромгеологии РС (Я), Минстрой РС (Я) Минздрав РС (Я), Минобрнауки РС (Я), ГКУ РС (Я) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" |
17 |
Внесение изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную указом Главы Республики Саха (Якутия) N 889 от 13 декабря 2019 г. с учетом отражения внебюджетных источников финансирования и налоговых расходов |
2020 г. |
Минпромгеологии РС (Я) |
* Разработка комплекса мер по поддержке предприятий отрасли и реализация при условии выделения соответствующего финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2020 г. N 296-р "Об утверждении Стратегии развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
Текст распоряжения опубликован не был
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2024 г. N 1055-Р настоящий документ признан утратившим силу