Определение Конституционного Суда РФ от 26 марта 2020 г. N 732-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калинкина Игоря Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", положениями ряда федеральных законов и постановления Правительства Российской Федерации "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.Е. Калинкина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин И.Е. Калинкин оспаривает конституционность следующих положений:
статьи 43 (а фактически - ее части первой) Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которой пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации; при этом в составе денежного довольствия для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия;
частей 8 и 9 (в жалобе ошибочно поименованных пунктами) статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих, соответственно, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона) и данного Федерального закона; при этом в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона); размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года;
части 4 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники; размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям;
пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", которым на министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и руководителя Федеральной таможенной службы возложена обязанность по установлению размеров должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложениях N 1, 3 и 5 к данному Постановлению.
Кроме того, заявитель оспаривает конституционность подразделов 3, 4 (в жалобе поименованных пунктами) раздела I приложения N 1 "Размеры должностных окладов по типовым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий" к указанному Постановлению, которыми установлены размеры должностных окладов по типовым должностям высшего, старшего и среднего начальствующего состава Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн. человек, центров управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России и Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек, центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения более 2,5 млн. человек.
Как следует из материалов жалобы, 31 декабря 2008 года заявитель был уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию с нетиповой должности начальника управления вооружения Главного управления МЧС России по Ленинградской области. С 1 января 2009 года ему была назначена пенсия за выслугу лет. С ноября 2013 года размер пенсии И.Е. Калинкина был пересчитан, поскольку было установлено, что пенсия за выслугу лет выплачивалась в размере, ошибочно определенном из оклада, установленного по типовым должностям высшего, старшего и среднего начальствующего состава Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн. человек, с повышением данного оклада на 10 процентов как установленного по типовой должности. После обнаружения указанной ошибки был осуществлен перерасчет размера пенсии заявителя в сторону уменьшения.
Правильность такого перерасчета была подтверждена судами общей юрисдикции.
По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 2, 7, 19, 39 (часть 2) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку наделяют Правительство Российской Федерации и соответствующие федеральные органы исполнительной власти полномочиями по установлению окладов денежного содержания, применяемых при назначении или пересмотре пенсий, и при этом допускают необоснованную дифференциацию условий пенсионного обеспечения лиц, замещавших в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы типовые и нетиповые должности в одном и том же субъекте Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в части первой статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I определил состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие названного Закона.
Предусматривая применение в этих целях оклада по воинской должности или должностного оклада, оклада по воинскому званию или оклада по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячной надбавки или процентной надбавки за выслугу лет (стаж службы), законодатель наделил Правительство Российской Федерации полномочием по определению порядка учета перечисленных выплат в составе денежного довольствия при исчислении пенсий. Тем самым понятию "денежное довольствие для исчисления пенсии" было придано самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра соответствующим категориям пенсионеров, отличающееся от понятия "денежное довольствие", определяемого законодательством о статусе и материальном обеспечении соответствующих категорий военнослужащих (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 429-О и от 21 марта 2013 года N 375-О).
Подобный подход остался неизменным и в процессе поэтапного реформирования системы денежного довольствия указанной категории граждан, направленного на повышение уровня их материального обеспечения и усиление стимулирования к выполнению служебных обязанностей. Принимая во внимание правовую природу и целевое предназначение пенсий, назначаемых названным категориям граждан (в том числе сотрудникам Государственной противопожарной службы), законодатель предусмотрел применение для исчисления (гражданам, увольняемым со службы в 2012 году) или перерасчета пенсий размеров подлежащих учету окладов и надбавок, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие которого распространялось на сотрудников федеральной противопожарной службы до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно названным нормам размеры окладов по типовым должностям военнослужащих и сотрудников устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а размеры окладов по нетиповым должностям устанавливаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти применительно к размерам окладов по типовым должностям.
Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ Правительство Российской Федерации было уполномочено до 1 января 2012 года установить размеры должностных окладов и порядок их применения для целей исчисления и перерасчета пенсий (в том числе сотрудникам Государственной противопожарной службы).
Во исполнение данного полномочия Правительство Российской Федерации приняло постановление от 8 декабря 2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", которым, в частности, на министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий была возложена обязанность по установлению размеров должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложениях N 1, 3 и 5 к данному Постановлению (пункт 2). Размеры окладов по нетиповым должностям сотрудников Государственной противопожарной службы были установлены приказом МЧС России от 19 декабря 2011 года N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников Федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий".
Возложение полномочий по установлению размеров окладов по типовым должностям сотрудников на Правительство Российской Федерации, а полномочий по установлению размеров окладов по нетиповым должностям сотрудников - на руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку такое делегирование основано на положениях статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", предусматривающих в том числе, что Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации, к каковым относится и Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвердивший Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом, поскольку, по смыслу Конституции Российской Федерации, каждое нормотворческое решение должно быть обоснованным, Правительство Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющееся федеральным органом исполнительной власти, реализуя как нормотворческие органы свои полномочия по регулированию соответствующих отношений, не могут действовать произвольно.
При установлении размеров должностных окладов в целях исчисления денежного довольствия при назначении пенсий учитываются различия в функциях, характере и условиях деятельности сотрудников, в том числе замещающих типовые и нетиповые должности в субъектах Российской Федерации с различной численностью населения, что нельзя расценивать как нарушение конституционного принципа равенства.
Данный принцип, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда или прохождения службы устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям (Постановление от 6 июня 1995 года N 7-П; определения от 1 июля 1998 года N 84-О, от 8 февраля 2001 года N 45-О, от 5 июля 2001 года N 134-О, от 3 октября 2002 года N 233-О и др.).
Положения же частей 8 и 9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, закрепляющие порядок перерасчета размеров пенсий, назначенных до 1 января 2012 года, направлены на обеспечение гражданам, относящимся к одной и той же категории - получатель пенсии, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, равных прав на получение указанной пенсии, что соответствует принципу социальной справедливости, а также принципу равенства, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые И.Е. Калинкиным нормативные положения создают возможность для назначения сотрудникам Государственной противопожарной службы, уволенным со службы в период как до, так и после 1 января 2012 года, пенсий в размерах, исчисленных из должностных окладов, установленных вступившим в силу с указанной календарной даты правовым регулированием, и, следовательно, направлены на предоставление им пенсионного обеспечения, соотносимого с более высоким уровнем денежного довольствия. В равной мере распространяя свое действие на всех сотрудников Государственной противопожарной службы, данные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права указанной категории граждан, включая тех, в отношении которых впоследствии был произведен перерасчет неверно исчисленного размера пенсии.
Проверка же правильности определения размера должностного оклада, из которого должна исчисляться пенсия заявителю, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калинкина Игоря Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 марта 2020 г. N 732-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калинкина Игоря Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", положениями ряда федеральных законов и постановления Правительства Российской Федерации "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)