Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина C.А. Мулюкина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.А. Мулюкин оспаривает конституционность абзаца четвертого пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации оспаривания (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ), согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом.
Из представленных материалов следует, что вступившим в законную силу решением суда с С.А. Мулюкина по заявлению налогового органа взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год. При этом судом был отклонен довод налогоплательщика о необходимости применения для расчета налога кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной решением суда от 4 сентября 2017 года. Как указал суд, данная кадастровая стоимость подлежит применению для исчисления налога на имущество физических лиц начиная с 1 января 2017 года (с учетом редакции пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ).
По мнению С.А. Мулюкина, оспариваемое законоположение создает необоснованные препятствия для перерасчета сумм налога на имущество физических лиц в отношении прошлого налогового периода в случае определения кадастровой стоимости налогооблагаемого имущества в размере, равном его рыночной стоимости, а потому противоречит статьям 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 4 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Оспариваемая редакция пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривавшая учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости имущества исходя из его рыночной стоимости начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратила силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (подпункт "а" пункта 6 статьи 2, часть 6 статьи 3 названного Федерального закона). В связи с этим данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Кроме того, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, действовавшее ранее регулирование (до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ), предусматривавшее учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости имущества исходя из его рыночной стоимости начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком подано соответствующее заявление, как направленное на обеспечение необходимого баланса частного и публичного интереса, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков (определения от 25 сентября 2014 года N 2016-О, от 27 июня 2017 года N 1170-О, от 26 марта 2019 года N 814-О и др.).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мулюкина Сергея Александровича, поскольку законоположение, конституционность которого он оспаривает, утратило силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 марта 2020 г. N 541-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мулюкина Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)