1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по выявлению рисков ведомственных проектов (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Положение) и функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об организации проектной деятельности в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" от 07 апреля 2017 г. N 1081.
1.2. Процесс выявления (идентификации) рисков ведомственных проектов направлен на определение рисковых событий, не указанных в предложении по ведомственному проекту, паспорте ведомственного проекта, сводном плане ведомственного проекта (далее - документы проектной деятельности), и способных оказать положительное или отрицательное влияние на достижение целей ведомственного проекта.
Оценка рисков, указанных в документах проектной деятельности, проводится в соответствии с Положением и методическими рекомендациями по мониторингу ведомственных проектов проектного офиса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - ведомственный проектный офис).
1.3. Выявление рисков ведомственных проектов проводится администраторами ведомственных проектов начиная с принятия решения об утверждении паспорта ведомственного проекта координационным органом проектной деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - координационный орган проектной деятельности) и завершается в момент принятия решения о завершении проекта.
1.4. Участниками процесса выявления рисков также могут являться:
- куратор;
- функциональный заказчик;
- проектный комитет;
- руководитель проекта;
- общественно-деловой совет;
- экспертная группа.
К процессу выявления рисков также могут привлекаться представители экспертного сообщества, общественных организаций и бизнеса, обладающих экспертными знаниями в предметной области риска. При отборе внешних экспертов рекомендуется учитывать необъективность экспертов, а также возможный конфликт интересов.
2. Критерии выявления рисков ведомственных проектов
2.1. Результаты выявления рисков ведомственных проектов используются для формирования предложений по внесению изменений в паспорт и сводный план ведомственного проекта, а также для формирования обоснования реализации государственной политики в сфере промышленности.
2.2. В целях организации работы по учету выявленных рисков ведомственных проектов рекомендуется использовать форму учета выявленных рисков ведомственного проекта, приведенную в приложении N 1 (далее - форма учета).
Наименование ведомственного проекта необходимо приводить в редакции, утвержденной в паспорте ведомственного проекта.
Форма учета выявленных рисков ведомственных проектов включает следующие графы:
"Риск", содержащий описание выявленного риска.
Пример:
"Распространение экономических санкций на российские компании - экспортеры продукции XXX отрасли"
"Тип риска", в которой указывается характер происхождения риска - "внешний" или "внутренний".
"Условия возникновения рискового события". В данной графе приводится событие или факт, при котором риск считается сформированным.
Пример:
"Принятие актов иностранных государств, которыми устанавливаются ограничения на ведение внешнеэкономической деятельности с российскими производителями экспортной продукции XXX отрасли".
"Последствия наступления риска на реализацию ведомственного проекта". В графе приводится описание влияния наступления риска на ход реализации проекта, достижение целей и результатов проекта. При описании влияния рекомендуется указывать не только обобщенные, очевидные или прямые последствия риска, но и приводить анализ влияния риска на:
- реализацию всего ведомственного проекта (его отдельных мероприятий, этапов, соблюдения сроков финансирования и другие элементы);
- реализацию других ведомственных проектов с которыми тесно связан ведомственный проект, в отношении которого выявлен риск.
Пример:
"В случае наступления риска:
- снижение объемов экспорта продукции XXX отрасли на YY% в связи с невозможностью осуществления поставок в страны, принявшими ограничительные меры;
- падение выручки российских экспортеров XXX отрасли на YY %, что может привести к невозможности проведения ими мероприятий по модернизации производственных мощностей, предусмотренных мероприятием Z.Z. сводного плана проекта".
"Степень влияния риска на реализацию проекта" графа содержит экспертную оценку по балльной системе, в которой "О" означает низкую степень влияния рискового события на реализацию ведомственного проекта, а "10" - самую высокую степень.
При определении уровня влияния риска рекомендуется учитывать:
- масштабность влияния риска на проект и на иные ведомственные проекты, что предполагает оценку влияния наступления рискового события на достижение контрольных точек, реализацию одного или нескольких мероприятий, выполнение одного или нескольких этапов, или негативно повлияет на достижение цели всего проекта.
- количество затронутых заинтересованных сторон - участников ведомственного проекта;
- происхождение (внешние или внутренние) факторов или событий, вызывающих возникновение риска (рисковое событие).
Если рисковое событие, выявленное в отношении одного ведомственного проекта, может оказать влияние на реализацию мероприятий других ведомственных проектов (например, в силу увязки мероприятий или использования результатов в рамках других ведомственных проектов), то степень влияния такого рискового события не может быть ниже 8 баллов.
"Затронутые стороны проекта (участники)", в котором приводится перечень участников проекта, на которых способен оказать влияние риск. В данном списке указываются участники ведомственного проекта, определенные в утвержденном сводном плане проекте.
"Предложения по минимизации вероятности наступления/последствий". В графе рекомендуется указывать предложения, которые предполагают:
- корректировку паспорта и сводного плана ведомственного проекта;
- реализацию дополнительных мероприятий в рамках иных ведомственных проектов;
- проведение Минпромторгом России мероприятий и действий вне рамок проектной деятельности (принятие ведомственных актов, разработки новых и корректировки действующих механизмов поддержки и другие).
"Ответственный исполнитель". В графе рекомендуется указывать ответственного за управление риском, которым может являться представитель (ФИО, должность) структурного подразделения Минпромторга России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или иного органа, или организации.
2.3. При заполнении формы учета указывается ее разработчик (ФИО, должность), которым может являться администратор проекта.
Предложения для учета рисков направляются участниками процесса выявления рисков, указанными в п. 1.4. настоящих методических рекомендаций, на оценку администратору соответствующего ведомственного проекта. Администратор при согласии с данными предложениями подготавливает и подписывает форму учета выявленных рисков ведомственного проекта и направляет её руководителю проекта, а также для учета в работе в ведомственный проектный офис.
2.4. Руководитель проекта на основе поступившей формы учета принимает решение о необходимости рассмотрения вопроса о выявленных рисках на заседании проектного комитета, либо о необходимости эскалации данного вопроса на более высокий уровень принятия решения.
Руководитель проектного офиса |
В.А. Пастухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по выявлению рисков ведомственных проектов (утв. Министерством промышленности и торговли РФ 5 декабря 2017 г. N ПД-009/2017)
Текст методических рекомендаций опубликован не был