Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия обращения Министерства здравоохранения Нижегородской области к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своем обращении в Конституционный Суд Российской Федерации Министерство здравоохранения Нижегородской области оспаривает конституционность положений пункта 8 Порядка назначения лекарственных препаратов (приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"), устанавливающего, что медицинским работникам запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний; на незарегистрированные лекарственные препараты; на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению предназначены для применения только в медицинских организациях; на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681), зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании (абзац первый); индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, дополнительно к требованиям, указанным в абзаце первом данного пункта, запрещается оформлять рецепты на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III названного Перечня (абзац второй).
По мнению заявителя, положения пункта 8 Порядка назначения лекарственных препаратов содержат безусловный запрет на оформление медицинскими работниками рецептов на незарегистрированные в Российской Федерации лекарственные препараты в том числе в случае, если необходимость назначения такого препарата подтверждена консилиумом медицинских работников, а потому противоречат Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного обращения к рассмотрению.
В силу статьи 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации заявитель не отнесен к числу государственных органов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральное законодательство не предоставляет государственному органу - министерству субъекта Российской Федерации - права обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой в порядке конкретного нормоконтроля (статья 125, часть 4, Конституции Российской Федерации). В силу части первой статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
Таким образом, данное обращение, как исходящее от ненадлежащего заявителя, не может быть принято Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2589-О, от 28 сентября 2017 года N 1822-О, от 25 января 2018 года N 103-О и др.).
Кроме того, проверка конституционности ведомственных нормативных правовых актов, к которым относится оспариваемый заявителем Порядок назначения лекарственных препаратов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", что является самостоятельным основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Министерства здравоохранения Нижегородской области, поскольку оно не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 марта 2020 г. N 589-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения Министерства здравоохранения Нижегородской области о проверке конституционности положений пункта 8 Порядка назначения лекарственных препаратов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)