Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.А. Степановой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Т.А. Степанова оспаривает конституционность статей 221 "Профессиональные налоговые вычеты" и 227 "Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами" Налогового кодекса Российской Федерации, а также части 6 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", в соответствии с которой при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решением Железнодорожного районного суда города Рязани от 16 августа 2019 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявительнице, являющейся индивидуальным предпринимателем, отказано в признании права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, поскольку размер среднедушевого дохода ее семьи превысил 1,5-кратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в Рязанской области во II квартале 2018 года. При этом суды пришли к выводу, что для определения размера среднедушевого дохода семьи должен быть учтен доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", без учета произведенных им расходов.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 7 (часть 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют произвольно определять размер среднедушевого дохода семьи индивидуального предпринимателя.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусматривает меры социальной защиты граждан, имеющих детей, определяет круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления. Так, в целях социальной защиты семей в связи с рождением детей был принят Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", в котором законодатель установил основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты, в том числе в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Согласно части 2 статьи 1 данного Федерального закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2019 года N 305-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" законодатель определил порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления данной выплаты, установив, в частности, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).
Такое правовое регулирование является элементом социальной защиты семей, направлено на адресную социальную защиту семей с детьми, в равной мере распространяется на всех лиц, обращающихся за получением выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
В свою очередь, оспариваемые положения статей 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями налогоплательщиков, в том числе индивидуальными предпринимателями, сами по себе не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права заявительницы, применяющей упрощенную систему налогообложения.
Проверка же обоснованности решений судов общей юрисдикции, в том числе в части определения размера среднедушевого дохода семьи, осуществляется вышестоящими судебными инстанциями и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Степановой Татьяны Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 марта 2020 г. N 547-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Степановой Татьяны Александровны на нарушение ее конституционных прав статьями 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 6 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)