1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по подготовке паспорта ведомственного проекта (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и функциональной структурой управления проектной деятельностью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Положение), утвержденными Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об организации проектной деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" от 07.04.2017 г. N 1081, и содержат рекомендуемую форму паспорта ведомственного проекта (далее - паспорт проекта), обоснования паспорта ведомственного проекта (далее - обоснование паспорта проекта).
Обоснование паспорта проекта является неотъемлемой частью паспорта проекта. Разработку паспорта проекта рекомендуется осуществлять на основании разработанного обоснования паспорта проекта.
Понятия, используемые в методических рекомендациях, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Положении.
2. Рекомендации по подготовке паспорта ведомственного проекта
2.1. Паспорт проекта разрабатывается по форме согласно приложению N 1 и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению, приведенными в настоящем разделе методических рекомендаций.
Форма паспорта проекта включает следующие основные разделы:
раздел 1 "Основные положения";
раздел 2 "Содержание ведомственного проекта";
раздел 3 "Этапы и контрольные точки";
раздел 4 "Бюджет ведомственного проекта";
раздел 5 "Ключевые риски и возможности";
раздел 6 "Описание ведомственного проекта".
2.2. В наименовании ведомственного проекта (далее - проект) указывается действие (создание, организация и пр.), объект над которым совершается действие (система, производство и пр.), а также территория реализации. Наименование проекта должно соотноситься с целями и результатами проекта и формулироваться одним предложением, раскрывающим его суть.
В наименовании проекта возможно отражение эффекта от его реализации.
Наименование проекта указывается в кавычках и с прописной буквы.
Пример:
"Содействие увеличению выпуска импортозамещающей продукции в отрасли YYY на территории Российской Федерации";
"Создание производства возобновляемых источников энергии на территории YYY субъектов Российской Федерации";
2.3. Раздел "Основные положения" содержит следующую информацию:
"Наименование направления". Указывается приоритетное направление, утвержденное решением координационного органа проектной деятельности (далее - координационный орган проектной деятельности) Минпромторга России, в рамках которого подготавливается предложение по ведомственному проекту.
Пример:
"импортозамещение в гражданских отраслях промышленности";
"Краткое наименование проекта". Приводится словосочетание, состоящее из 2-3 слов, которое планируется использовать в документах и средствах массовой информации. Краткое наименование рекомендуется формулировать в терминах, формирующих позитивный образ проекта.
Пример:
"Импортозамещение продукции в YYY отрасли";
"Возобновляемые источники энергии";
"Экспорт промышленной продукции";
"Диверсификация ОПК".
"Срок начала и окончания проекта". Рекомендуется указывать планируемую дату начала реализации и планируемую дату завершения проекта в формате "ДД.ММ.ГГГГ". Датой начала проекта является дата утверждения паспорта проекта; рекомендуемый срок завершения проекта - не более 3-12 месяцев со времени получения последних результатов проекта.
Пример: "15.12.2017-20.12.2025";
"Куратор проекта". Указывается куратор проекта (ФИО и должность), заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
"Функциональный заказчик". Назначается координационным органом проектной деятельности из числа структурных подразделений Минпромторга России в наибольшей степени заинтересованных в результатах проекта.
Функциональный заказчик определяет основные требования к результатам проекта, согласовывает результаты и показатели проекта, обеспечивает приемку промежуточных и окончательных результатов проекта;
"Руководитель проекта". Лицо (ФИО и должность), обладающее необходимым уровнем квалификации в сфере проектного управления, наделенное полномочиями и ответственностью по управлению проектом. Назначается в должности Директора департамента.
"Исполнители и соисполнители мероприятий проекта". Указывается перечень (наименование) структурных подразделений Минпромторга России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных органов и организаций, являющихся исполнителями и соисполнителями мероприятий проекта;
"Разработчик паспорта проекта". Указывается (ФИО, должность) сотрудник структурного подразделения Минпромторга России, осуществляющий консолидацию информации, содержащейся в паспорте проекта.
2.4. Раздел "Содержание ведомственного проекта" содержит следующую информацию:
"Цель проекта". Рекомендуется формулировать одну цель с обязательным указанием 1-2 основных показателей и даты их достижения на 2017-2018 годы и, при возможности, с указанием перспективного значения показателя на 2020 и 2025 годы.
В формулировке цели проекта должен содержаться социальный, экономический или иной общественно-значимый и общественно-понятный эффект от реализации проекта, выраженный в численно-измеримых показателях.
Пример: "Увеличить к кощу 2018 года применение экологически чистых строительных материалов в общем объеме жилищного строительства в Российский Федерации (как малоэтажного так и многоэтажного) с 24% (по данным Росстата за 2016 год) до 38%, а к 2025 году до 50%".
Не рекомендуется формулировать цель проекта в форме результатов, продуктов или услуг, создаваемых в рамках проекта. Их приведение возможно в формулировке основного способа достижения цели после слов "путем", "посредством", "с помощью" и пр. При этом основной показатель, отражаемый в цели проекта, необходимо приводить в первой части формулировки цели (до слов "путем", "посредством", "с помощью" и пр.);
"Показатели проекта и их значения по годам". Приводится список (наименования), единицы измерения и значения показателей по годам реализации проекта. Значения показателей приводятся по годам вплоть до года завершения проекта. Также указываются значения показателей на 2025 год.
Выделяется первый уровень показателей, включающий основные показатели, отраженные в цели проекта, и дополнительные аналитические показатели. Показатели первого уровня должны соответствовать показателям, утвержденным (при наличии) в протоколе заседания координационного органа проектной деятельности, на котором рассмотрено соответствующее предложение по проекту.
Также рекомендуется выделять показатели второго уровня, которые могут включать:
показатели, на основе которых или с помощью которых рассчитываются показатели первого уровня;
показатели, наблюдаемые в ходе реализации проекта и выделяемые в целях обеспечения управляемости проектом.
Отнесение показателя к основному, аналитическому или показателю второго уровня указывается в графе "Тип показателя" соответствующей таблицы паспорта проекта.
Общее рекомендуемое количество показателей, указываемых в паспорте проекта, составляет не более 10 единиц. По каждому показателю в обязательном порядке в соответствующем разделе обоснования паспорта проекта приводится методика (формула) расчета.
По каждому показателю должно быть указано базовое значение по сравнению с которым в ходе реализации проекта будет отслеживаться динамика роста показателя. За базовое значение принимается последняя актуальная величина показателя. Базовое значение показателя, а также дата его расчета (в формате "ММ.ГГГГ".) указываются в графе "Базовое значение" соответствующей таблицы.
Не рекомендуется использовать показатели с нулевым базовым значением. Достижение значений показателей первого уровня проекта будет свидетельствовать о достижении целей проекта.
Пример показателей первого уровня:
"увеличение выпуска станкостроительной продукции, %";
"снижение доли импорта в потреблении, %";
Пример показателей второго уровня:
"объем инвестиций в основной капитал, в том числе внебюджетных, млн руб.";
"доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта, %";
"объем экспортных кредитов, предоставленных банками с использованием субсидии для компенсации процентной ставки, млрд руб";
"Результаты проекта". Необходимо указывать непосредственные результаты, создаваемые в рамках реализации проекта, которые позволят достичь цели проекта (способ достижения цели). По каждому результату приводятся требования к результату проекта с указанием качественных и количественных характеристик, которые позволяют однозначно оценить получение указанного результата.
В результатах проекта приводится полный перечень материальных и нематериальных объектов, продуктов и (или) услуг, создаваемых в рамках проекта и необходимых для достижения целей и показателей проекта. При формировании результатов проекта необходимо учитывать нормативно-правовую базу, информационные системы, организационные структуры, информационное сопровождение и прочие создаваемые результаты.
В случае, если результат прямо не оказывает влияние на достижение цели и показателей проекта, он не рекомендуется к включению в паспорт проекта.
Результаты проекта рекомендуется структурировать, выделяя непосредственные результаты, а также требования к результатам проекта.
Пример:
"1. Обеспечено массовое вовлечение экспортеров и потенциальных экспортеров в проект к 2018 году посредством информационных и выставочно-ярмарочных мероприятий, посвященных возможностям и условиям осуществления экспорта, а к 2025 году доля экспортеров YYY продукции доведена до 97%";
"2. Реализована программа развития экспортного потенциала российских производителей продукции станкостроения:
2.1. Создано не менее 2-х центров консультационной поддержки экспортеров продукции станкостроения.
2.2. Разработана и реализуется программа развития компетенций в области экспорта продукции станкостроения.
2.3. Разработаны критерии и порядок поддержки экспортных компаний.
2.4. Создан Центр анализа экспорта продукции станкостроения при Минпромторге России".
Результаты проекта являются основой для планирования мероприятий проекта;
"Описание модели функционирования результатов проекта". При описании модели функционирования результатов проекта, указанных в разделе "Содержание ведомственного проекта", рекомендуется приводить:
текстовое описание модели функционирования результатов проекта после передачи их в эксплуатацию, включая описание модели функционирования организационных, финансовых, правовых и иных механизмов. Описание предполагает обоснование работоспособности планируемых к получению результатов. Данное описание рекомендуется проводить, в том числе, с точки зрения граждан и (или) организаций, которые будут являться пользователями (потребителями) продуктов или услуг, создаваемых в процессе функционирования результатов проекта.
Пример:
"Реализация программы развития экспортного потенциала российских производителей продукции станкостроения предусматривает информирование компаний о возможностях роста (в т. ч. формах и механизмах государственной поддержки), информационно-консультационную поддержку потенциальных экспортеров, развитие компетенций в области экспортной деятельности через создание специальных учебных программ. Предполагается содействие формированию на базе существующих компаний, или "с нуля", экспортных объединений для консолидации выработанных на базе единых стандартов продукции, повышения привлекательности экспортных рынков за счет использования эффекта масштаба. Это позволит увеличить количество компаний, готовых поставлять продукцию на внешние рынки, что будет способствовать увеличению объема экспорта продукции инвестиционного машиностроения".
Обоснование способности и достаточности результатов для достижения цели проекта и его показателей. В частности указывается, каким образом (за счет чего) создаваемые в рамках проекта результаты (их функционирование) обеспечат достижение цели и показателей проекта. При описании рекомендуется основываться на причинно-следственных связях между целью, показателями и результатами проекта.
Пример:
"1. Реализация программы импортозамещения российских производителей станкостроения, обеспечит локализацию на территории Российской Федерации производства критически важных видов продукции станкостроения с привлечением зарубежных партнеров и достижением доли импорта во внутреннем потреблении 63% к 2018 году, а к 2025 году снижение доли импорта в потреблении до 34%".
2. Диверсификация источников энергии и снижение доли в поставках традиционных (углеводородных) источников топлива новыми установленными мощностями солнечных панелей и других возобновляемых источников энергии, повышает энергоэффективность, а также позволяет потребителям, в том числе крупному бизнесу, перейти от крупной генерации к мелкой генерации, находить собственные инновационные технологические решения".
Описание модели функционирования необходимо приводить по каждому результату проекта, указанному в соответствующей графе паспорта проекта.
При необходимости более подробного описания модели функционирования результатов проекта информация выносится в приложение к паспорту проекта.
2.5. Раздел "Этапы и контрольные точки" включает информацию об этапах и контрольных точках из расчета не менее 2-6 в год равномерно распределенных в течение года.
Указываются обязательные этапы "Паспорт проекта утвержден", "Проект подготовлен (Подготовлен сводный план проекта)" и "Проект завершен (Подготовлен итоговый отчет о реализации проекта)".
Контрольная точка фиксирует факт получения результата или достижения показателя проекта. Контрольные точки формулируются в форме завершенного действия (создано, утверждено и пр.). В графе "Срок" указывается плановая дата в формате "ДД.ММ.ГГГГ" к которой контрольная точка будет выполнена; в графе "Тип" указывается тип контрольной точки (завершение этапа, контрольная точка результата, контрольная точка показателя).
Контрольные точки рекомендуется сортировать по дате наступления в пределах этапа проекта.
Пример контрольной точки:
"создан межведомственный центр контроля качества услуг в ХХХ отрасли на базе организации YYY".
При выделении в паспорте проекта этапов реализации проекта, мероприятия очередного этапа начинаются при наличии соответствующего решения координационного органа проектной деятельности.
По решению координационного органа проектной деятельности полномочия по принятию решения о прохождении ключевых контрольных точек и этапов проекта, а также по утверждению значимых промежуточных результатов, могут быть делегированы проектному комитету.
2.6. Раздел "Бюджет ведомственного проекта" содержит информацию об объеме требуемого для реализации проекта финансового обеспечения и источников финансирования по годам реализации проекта.
Распределение объема финансовых средств по годам реализации проекта осуществляется в соответствии со сроками выполнения мероприятий проекта и создания результатов проекта в качестве бюджетных источников реализации проекта, при наличии, указываются расходы федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов органов местного самоуправления, расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иные источники финансирования.
К внебюджетным источникам финансирования проекта, при наличии, относятся средства инвесторов, организаций, фондов и прочие средства, неотраженные в бюджетах органов государственной власти всех уровней.
Объемы расходов указываются по годам в млн. рублей, до одного знака после запятой.
2.7. Раздел "Ключевые риски и возможности". Рекомендуется приводить краткое описание 3-5 ключевых рисков и возможностей с отражением негативных последствий от наступления риска, а также вероятных позитивных эффектов от ключевых возможностей, включая влияние на показатели проекта. Также указывается перечень мероприятий и мер, которые будут способствовать предупреждению наступления риска, и мероприятий, которые будут способствовать реализации ключевых возможностей.
Формулировка риска должна содержать описание негативных последствий от его наступления, описание факторов или событий, вызывающих возникновение риска (рисковое событие), а также причину их появления.
Пример риска:
"Основополагающим риском является макроэкономический риск, а именно продолжительность экономического кризиса, связанное с этим снижение доходов населения, падение ВВП, увеличение уровня безработицы, ухудшение состояния государственного бюджета и платежного баланса страны, замедление темпов экономического роста и промышленного производства".
Мероприятия по предупреждению наступления риска:
"Применение механизмов макроэкономического прогнозирования, используя принцип многовариантности, который предусматривает разработку как минимум трех вариантов развития производства и экспорта, например: инерционный, реалистический и инновационный. Применение сценарного планирования реализации подпроектов, формирование резервов на компенсацию непредвиденных расходов, а также использование системы проектного управления и четкого распределения ролей позволит снизить риски такого рода".
Пример возможности:
"Эффективная защита прав интеллектуальной собственности которая, стимулирует инновационные производства, и результаты интеллектуальной деятельности российских организаций и физических лиц являются важной составляющей роста объемов операций на многих направлениях экспорта высокотехнологичных и интеллектуальных услуг. Необходимо совершенствовать систему поддержки инновационного бизнеса в части оказания аналитических, консультационных услуг, подготовки и подачи заявок на получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности на внешних рынках".
2.8. Раздел "Описание ведомственного проекта" содержит следующую информацию:
"Связь с государственными программами Российской Федерации". Приводится перечень (наименования) государственных программ Российской Федерации с указанием соответствующих подпрограмм и основных мероприятий государственных программ Российской Федерации, в рамках которых реализуются или планируются к реализации мероприятия, включенные или планируемые к включению в проект полностью или частично.
В перечне государственных программ Российской Федерации необходимо указывать реквизиты нормативных правовых актов, которыми утверждены соответствующие государственные программы Российской Федерации.
Пример:
"Государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" (утверждена Постановлением Правительства N 303 от 15.04.2014 г.), подпрограмма "Авиационная наука и технологии", основное мероприятие 1.1 "Предоставление субсидий научным организациям, осуществляющим исследования в области авиационной науки и технологий"".
"Взаимосвязь с другими проектами и программами". Указывается перечень проектов и программ, прямо или косвенно оказывающих влияние на реализацию проекта, а также проектов и программ, на которые оказывает влияние реализация проекта. С данными проектами и программами осуществляется координации действий в ходе реализации проекта.
"Формальные основания для инициации". Указывается связь проекта с указами и поручениями Президента Российской Федерации, поручениями и указаниями Председателя Правительства Российской Федерации и иными официальными документами, содержащими прямые или косвенные основания для инициации и последующей реализации проекта.
При заполнении графы необходимо указывать реквизиты соответствующих официальных документов.
Пример:
"Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 2165-р", "Приказ Министерства Промышленности и торговли Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N 3848 "О формировании проектного офиса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации";
"Дополнительная информация". Рекомендуется приводить иные мероприятия и результаты, которые не планируется выполнять и достигать в ходе реализации проекта. Также рекомендуется приводить описание факторов, существенным образом влияющих на работу команды проекта и реализацию проекта в целом (ограничения).
Отдельно указываются факторы и условия (предположения), принимаемые в качестве исходных данных для реализации проекта, а также условия, в рамках которых цели и показатели проекта будут достижимы.
Пример:
"1. В рамках проекта не предполагается:
модернизация и закупка устаревших технологий и промышленного оборудования;
2. Ограничениями проекта являются:
использование оборудования исключительно отечественного производства;
реализация проекта с учетом существующих экспортных ограничений и np.
3. Предположениями проекта являются:
цель проекта достижима при ставке рефинансирования не более X % в течение всего проекта (2018-2025 гг.);
цель проекта достижима при сохранении уровня финансирования по соответствующей государственной программе Российской Федерации".
2.9. К паспорту проекта прикладывается обоснование паспорта проекта.
3. Рекомендации по подготовке обоснования паспорта ведомственного проекта
3.1. Обоснование паспорта проекта подготавливается по форме согласно приложению N 2 и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению, приведенными в настоящем разделе методических рекомендаций.
Форма обоснования паспорта проекта включает следующие основные разделы:
раздел 1 "Обоснование ведомственного проекта";
раздел 2 "Методика расчёта показателей ведомственного проекта";
раздел 3 " Структурная декомпозиция результатов ведомственного проекта";
раздел 4 "Обоснование достижения показателей ведомственного проекта";
раздел 5 "Календарный план-график ведомственного проекта";
раздел 6 "Этапы и контрольные точки";
раздел 7 "Реестр заинтересованных сторон";
раздел 8 "Реестр рисков ведомственного проекта";
раздел 9 "Реестр возможностей ведомственного проекта";
раздел 10 "Бюджет ведомственного проекта".
3.2. Раздел "Обоснование ведомственного проекта" содержит краткое описание существующих или возможных проблем, на решение которых направлена реализация проекта, либо описание возможностей, которые целесообразно использовать посредством реализации проекта. Дополнительно приводятся причины появления проблем и возможностей.
3.3. Раздел "Методика расчета показателей ведомственного проекта" содержит обязательную информацию обо всех показателях проекта, отраженных в паспорте проекта.
По каждому показателю:
приводится наименование и единица измерения показателя;
в графе "Временные характеристики показателя" указываются периодичность сбора данных и вид временной характеристики (показатель на дату, показатель за период);
в графе "Алгоритм формирования (формула)" приводится формула и краткий алгоритм расчета показателя. При описании формулы и алгоритма расчета необходимо использовать буквенные обозначения базовых показателей;
в графе "Базовые показатели (используемые в формуле)" указываются наименования базовых показателей и их буквенное обозначение;
в графе "Метод сбора информации, индекс формы отчетности" указывается один из следующих методов сбора информации: периодическая отчетность, перепись, единовременное обследование (учет), бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, социологический опрос, административная информация. При наличии утвержденной формы федерального статистического наблюдения по базовому показателю приводятся наименование формы и реквизиты акта, которым она утверждена;
в графе "Охват единиц совокупности" указывается одно из следующих значений: сплошное наблюдение, способ основного массива, выборочное наблюдение, монографическое наблюдение;
в графе "Ответственный за сбор данных" приводится наименование структурного подразделения Минпромторга России, ответственного за сбор данных по показателю.
3.4. Раздел "Структурная декомпозиция результатов ведомственного проекта" содержит иерархическое представление взаимосвязанных результатов (продуктов и (или) услуг), создаваемых в ходе реализации проекта и направленных на достижение его цели и показателей.
Структурная декомпозиция результатов проекта может быть представлена в табличной или текстовой форме. В обоих случаях в структурной декомпозиции результатов рекомендуется выделять результаты верхнего и нижних уровней.
На верхнем уровне приводятся 3-7 основных результатов, которые впоследствии детализируются на результаты нижних уровней (требования к результату).
Структурная декомпозиция результатов проекта позволяет сформировать полный перечень результатов проекта и, впоследствии, определить мероприятия по созданию данных результатов.
Пример структурной декомпозиции результатов проекта:
"создан межведомственный центр контроля качества услуг в сфере YYY на базе Минпромторга России".
1. Создан межведомственный центр контроля качества YYY экспортных услуг.
Наличие перечня услуг, на которые распространяется сертификация.
Функции сертификационного центра вменены организации YYY и пр."
2. Создана общая база данных экспортеров и импортеров.
2.1. B федеральном законодательстве закреплена норма, обязывающая предоставлять данные для размещения в информационной системе экспортеров и импортеров.
2.2. Организован доступ к информационной системе экспортеров и импортеров на бесплатной основе, на портале".
3.5. Раздел "Обоснование достижения показателей ведомственного проекта" содержит расчетное подтверждение способности и достаточности результатов проекта для достижения цели проекта и его показателей. В частности приводятся аналитические, статистические и иные показатели и данные, подтверждающие способность и возможность, создаваемых в рамках проекта результатов (их функционирования), обеспечить достижение показателей проекта.
3.6. Раздел "Календарный план-график ведомственного проекта" содержит таблицу, в которой приводится иерархический список этапов, мероприятий и контрольных точек проекта с указанием плановой даты начала (не указывается для контрольных точек), даты окончания, длительности выполнения в рабочих днях (не указывается для контрольных точек), вида создаваемого документа и (или) результата и ответственного исполнителя.
В календарный план-график проекта включается полный перечень мероприятий, обеспечивающий создание результатов проекта, определенных в разделе "Структурная декомпозиция результатов ведомственного проекта", а также связанные с результатами и показателями контрольные точки.
В графе "Вид документа и (или) результат" указывается результат и вид документа (Указ Президента Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации, приказ Министра промышленности и торговли Российской Федерации и пр.), соответствующего результату, создаваемому в рамках выполнения этапов и мероприятий проекта.
Ответственным исполнителем может являться структурное подразделение департамента Минпромторга России, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальное образование или иной орган или организация, ответственная за выполнение соответствующего мероприятия или контрольной точки.
Рекомендуемая длительность мероприятий календарного плана-графика проекта составляет 1-3 месяца.
Наименования этапов проекта рекомендуется выделять полужирным начертанием текста.
Пример структуры календарного плана-графика проекта:
1. Этап 1.
Мероприятие 1.
Мероприятие 2.
Контрольная точка показателя.
Мероприятие 3.
Контрольная точка завершения этапа.
2. Этап 2.
Мероприятие 1.
Контрольная точка результата.
Мероприятие 2.
Контрольная точка завершения этапа.
3. Этап 3.
Мероприятие 1.
Мероприятие 2.
Контрольная точка завершения этапа.
3.7. Раздел "Этапы и контрольные точки" включает перечень этапов и контрольных точек проекта с указанием типа (завершение этапа, контрольная точка результата, контрольная точка показателя), планового срока наступления (дата в формате "ДД.ММ.ГГГГ"), ответственного исполнителя и уровня контроля.
Ответственным исполнителем может являться представитель (ФИО, должность) структурного подразделения Минпромторга России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования или иного органа или организации.
В графе "Уровень контроля" указывается один из следующих уровней принятия решения: координационный орган проектной деятельности, проектный комитет, руководитель проекта.
"Этапы и контрольные точки" проекта формируются на основании информации из раздела "Календарный план-график ведомственного проекта" обоснования паспорта проекта.
При формировании контрольных точек указываются контрольные точки результатов проекта и контрольные точки показателей. Формулировку контрольных точек необходимо осуществлять в форме завершенного действия.
Наиболее значимые контрольные точки и этапы, по которым необходимо принятие отдельных решений о завершении, выносятся в соответствующий раздел паспорта проекта.
3.8. В разделе "Реестр заинтересованных сторон" рекомендуется указывать перечень структурных подразделений Минпромторга, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных бюджетных и внебюджетных организаций, которые могут повлиять на реализацию проекта, либо проект может затронуть их интересы.
Также указывается представитель заинтересованной стороны (ФИО, должность) и ожидание от реализации проекта, достижения его цели, показателей и результатов.
В случае если в проекте в качестве заинтересованных сторон выступают все департаменты Минпромторга России, в таблице рекомендуется делать одну соответствующую запись.
Формирование реестра заинтересованных сторон и их ожиданий от реализации проекта позволяет выявить риски проекта, уточнить перечень результатов проекта, определить исполнителей и соисполнителей мероприятий проекта.
Пример ожидания:
"увеличение количества организаций в России, оказывающих информационно-консультационные услуги развития экспорта";
"снижение административной нагрузки на бизнес и np.".
3.9. Раздел "Реестр рисков ведомственного проекта" включает перечень рисков проекта с указанием возможных негативных последствий от их наступления, мероприятий по реагированию, а также вероятности наступления риска и уровня влияния риска на реализацию проекта. Оценка вероятности наступления риска и уровня влияния риска на реализацию проекта осуществляется экспертным путем в следующей градации: низкая(-ий), средняя(-ий), высокая(-ий).
При выявлении рисков необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы, способные негативно повлиять на реализацию проекта.
Наиболее значимые риски (по уровню вероятности наступления и влияния на проект), а также риски, влекущие к досрочному прекращению проекта или недостижению его цели, показателей и результатов, переносятся в соответствующий раздел паспорта проекта.
3.10. Раздел "Реестр возможностей ведомственного проекта". Указываются факторы или обстоятельства, возникновение которых будет способствовать реализации проекта в сжатые сроки, с экономией ресурсов или с лучшим качеством.
Реестр возможностей проекта включает перечень возможностей проекта с указанием позитивных эффектов от их наступления, мероприятий по реализации возможностей, а также вероятности наступления и уровня влияния на реализацию проекта. Оценка вероятности наступления и уровня влияния на реализацию проекта осуществляется экспертным путем в следующей градации: низкая(-ий), средняя(-ий), высокая(-ий).
Наиболее значимые возможности проекта (по уровню вероятности наступления и влияния на проект) переносятся в соответствующий раздел паспорта проекта.
3.11. Раздел "Бюджет ведомственного проекта" содержит информацию об объеме требуемых для реализации проекта средств и источников финансирования в разрезе этапов и мероприятий проекта. Нумерация строк таблицы, а также этапы и мероприятия проекта приводятся в соответствии нумерацией, наименованиями этапов и мероприятий, отраженными в разделе "Календарный план-график ведомственного проекта" обоснования паспорта проекта.
При определении планового объема средств, требуемого для реализации проекта, следует руководствоваться перечнем и содержанием мероприятий проекта, оценкой длительности их выполнения и плановыми результатами проекта, определенными в обосновании паспорта проекта.
Объемы расходов указываются в млн рублей, до двух знаков после запятой.
Определенный в обосновании паспорта проекта общий бюджет проекта отражается в соответствующем разделе паспорта проекта.
3.12. Обоснование паспорта проекта подготавливается совместно с паспортом проекта. Результатом подготовки обоснования паспорта проекта может быть корректировка положений паспорта проекта.
Сведения, содержащиеся в обосновании паспорта проекта, рекомендуется использовать при подготовке сводного плана проекта.
3.13. Вместе с обоснованием паспорта проекта к паспорту проекта прикладывается пояснительная записка, раскрывающая основные положения паспорта проекта, и финансово-экономическое обоснование проекта.
4. Оценка качества подготовки и полноты содержания паспорта ведомственного проекта
Разработанный паспорт проекта подлежит оценке на соответствие его качества подготовки и полноты содержания положениям настоящих методических рекомендаций. Оценка паспорта проекта осуществляется в соответствии с критериями, приведенными в таблице.
По каждому критерию выделяется обязательность (требование или рекомендация) и уровень проработки.
Оценка уровня проработки паспорта проекта по соответствующему критерию осуществляется экспертным путем по следующей градации: отсутствует, низкая, средняя, высокая. Для отдельных критериев, по которым невозможно оценить уровень проработки по приведенной градации, указываются следующие значения: соответствует, не соответствует.
Таблица
Критерии оценки качества подготовки и полноты содержания паспорта проекта
Наименования критерия |
Требование/рекомендация |
Уровень проработки |
Управленческие критерии
| ||
Паспорт проекта соответствует связанным решениям (протоколам) Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации и его президиума, а также координационного органа проектной деятельности Минпромторга России. |
требование |
|
Положения паспорта проекта не противоречат законодательству Российской Федерации |
требование |
|
Паспорт проекта согласован с заинтересованными структурными подразделениями Минпромторга России, иными органами и организациями - исполнителями и соисполнителями мероприятий проекта |
требование |
|
Руководитель проекта программы обладает необходимым уровнем компетентности в сфере проектного управления* |
требование |
|
Содержательные критерии
| ||
Цель проекта содержит оцифрованный социальный, экономический или иной общественно-значимый и общественно-понятный эффект от реализации проекта |
требование |
|
Цель проекта связана с результатами проекта |
требование |
|
Показатели проекта содержат показатели первого и второго уровней |
требование |
|
Показателей проекта достаточно для оценки хода реализации проекта в отношении достижения ожидаемых результатов проекта |
требование |
|
Результаты и требования к результатам проекта детализированы, определены качественные и количественные характеристики результатов |
требование |
|
Контрольные точки проекта связаны с результатами и показателями проекта |
требование |
|
Определены источники финансирования проекта |
требование |
|
Риски проекта содержат описание негативных последствий от их наступления, событий, вызывающих возникновение рисков (рисковое событие), а также причины их возникновения |
требование |
|
Проект завершается в течении 3-12 месяцев после получения последних результатов проекта |
рекомендация |
|
Технические критерии
| ||
Количество этапов и контрольных точек проекта составляет от 2 до 6 единиц в год |
рекомендация |
|
Количество показателей проекта составляет не более 10 единиц |
рекомендация |
|
К паспорту проекта приложено обоснование паспорта проекта |
требование |
|
Заполнены все обязательные поля паспорта и обоснования паспорта проекта |
требование |
|
К проекту приложено финансово-экономическое обоснование проекта |
требование |
|
К паспорту проекта приложена пояснительная записка, раскрывающая его положения |
рекомендация |
|
______________________________
* требование вступает в силу с 01 января 2017 г.
Руководитель проектного офиса |
В.А. Пастухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке паспорта ведомственного проекта (утв. Министерством промышленности и торговли РФ 12 октября 2017 г. N ПД-003/2017)
Текст методических рекомендаций опубликован не был