Решение Самарского областного суда от 24 января 2020 г. N 3а-146/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-146/2020 по административному исковому заявлению З.Н.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, с участием: прокурора В.С.Ш., представителя административного истца З.Н.А. - С.А.В., установил:
З.Н.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просил признать недействующими со дня принятия: перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N; перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N; перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что он является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 148,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Включение вышеуказанного нежилого помещения в Перечни не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Спорное нежилое помещение без чистовой отделки, состоит из двух комнат N 106, площадью 77,2 кв. м. и N 113, площадью 71,2 кв. м., расположено в жилом многоквартирном доме и используется для хранения личных вещей.
При этом, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения перечней на 2016, 2017 и 2018 годы административным ответчиком не проводилось.
Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца С.А.В., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил. Присутствовавший ранее в судебном заседании представитель административного ответчика М.Ф.Р., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, пояснил, что спорное нежилое помещение включено в Перечни на 2016, 2017 и 2018 г.г. согласно ежегодно представляемым Управлением Росреестра по Самарской области сведениям из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия. Спорный объект имеет наименование - нежилое помещение, в связи с чем, ответчик сделал вывод о попадании его под критерий, указанный в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включил в перечень как объект, который предназначен для использования в коммерческих целях. На момент включения спорного объекта в перечни его осмотр не производился.
Заинтересованное лицо Ершов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. По существу заявленного административного иска пояснил, что нежилое помещение площадью 148,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> было передано ему ИП З.Н.А. на основании договора аренды от 15.05.2013 г. и дополнительного соглашения N 1 от 17.05.2013 г. Указанное помещение было передано ему в состоянии черновой отделки, без ремонта, информация об этом отражена в актах приема-передачи нежилого помещения от 17.05.2013 г. Нежилое помещение использовалось им на условиях договора аренды с 15.05.2013 г. по 08.01.2019 г.г. для размещения и хранения собственного оборудования. Позже, 08.01.2019 г., ввиду отсутствия необходимости в арендуемом помещении, действующий договор был расторгнут по соглашению сторон.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты недвижимого имущества, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год. В настоящее время данный приказ действует в редакции от 05.12.2019.
Приказом министерства от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден аналогичный Перечень на 2017 год. В настоящее время данный приказ действует в редакции от 22.10.2019.
Приказом министерства от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден аналогичный Перечень на 2018 год. В настоящее время данный приказ действует в редакции от 02.07.2019, с изм. от 20.09.2019.
Приказ министерства от 30 ноября 2015 года N 3033 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия.
Приказ министерства от 14 ноября 2016 года N 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
В вышеуказанные перечни - под пунктом N на 2016 год, под пунктом N на 2017 год и под пунктом N на 2018 год, включен объект с кадастровым номером N, площадью 148,4 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое помещение принадлежит на праве собственности З.Н.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.08.2019 г.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, данный объект недвижимости - нежилое помещение имеет назначение: нежилое помещение.
Указанное нежилое помещение находится на 1-ом этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 2088 кв. м., имеющем вид разрешенного использования - жилой дом, категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 14.01.2020 г.
Из технического паспорта на нежилое помещение, составленного по состоянию на 08.05.2007 г. Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Р.", усматривается, что общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером N составляет 148,4 кв. м., нежилое помещение состоит из двух помещений площадью 77,2 кв. м и 71,2 кв. м.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "Ц." ФИО1 нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> имеет следующее техническое описание - общая площадь 148,4 кв. м., подсобная площадь - 148,4 кв. м.. Техническое состояние помещения: окна ПВХ с работающими конструкциями, лампы и выключатели в рабочем состоянии, розетки отсутствуют; санузел и раковина отсутствуют, помещение находится в состоянии черновой отделки. Согласно договору аренды нежилого помещения от 15.05.2013 года, в период с 2015 по 2018 год включительно, фактическое использование рассматриваемого нежилого помещения - для хранения оборудования.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней на 2016,2017 и 2018 г.г. не проводилось.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорное нежилое помещение в период с 15.05.2013 г. по 08.01.2019 г.г. передавалось в аренду физическому лицу Ершову В.В. для размещения и хранения оборудования, о чем представлен договор аренды от 15.05.2013 г., дополнительное соглашение N 1 к данному договору от 17.05.2013 г. и дополнительное соглашение N 2 от 18.01.2019 г. о расторжении договора аренды от 15.05.2013 г.
Согласно справке МАУ городского округа Самара "МФЦ" от 17.01.2020 года по сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей физическое лицо Е.В.В. не является индивидуальным предпринимателем.
С учетом изложенного, доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, на 2017 год и на 2018 год.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у З.Н.А. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2016,2017 и 2018 г.г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2016, 2017 и 2018 г.г.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск З.Н.А. - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 (ред. от 05.12.2019), в части включения в него под пунктом N на 2016 год, нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 148,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 (ред. от 22.10.2019), в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 148,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 (ред. от 02.07.2019, с изм. от 20.09.2019), в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 148,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 февраля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 24 января 2020 г. N 3а-146/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании