Решение Самарского областного суда от 10 февраля 2020 г. N 3а-209/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-209/20 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "М." об оспаривании нормативных правовых актов в части, с участием прокурора К.А.И. представителя общества с ограниченной ответственностью "М." по доверенности В.С.В.. представителя министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности М.Ф.Р., установил:
общество с ограниченной ответственностью "М." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201.
Требование обосновано тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное здание имеет назначение "нежилое здание", наименование - "здание Сбербанка". По техническому паспорту более половины всех помещений являются вспомогательными и подсобными. Помещения, имеющие назначение "кабинеты" не идентичны офисным помещениям. Земельный участок под зданием имеет вид разрешенного использования: для использования под жилую и общественную застройку. Мероприятия по определению фактического использования здания на 2019-2020 годы не проводилось. Часть помещений в здании (менее 20%) передана в аренду. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
Представитель административного истца по доверенности В.С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое здание обоснованно включено в Перечни как объект офисного, делового, коммерческого назначения, в котором площадь офисных помещений, с учетом мест общего пользования, от общей площади здания составляет 21,69%.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год /далее Перечень/.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт N Перечня на 2019 года, в пункт N Перечня на 2020 год.
Приказ Министерства от 29 октября 2018 года N 1608 издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 года.
Приказ Министерства от 7 октября 2019 года N 2201 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "Мой город" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 2502,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, указанное здание имеет назначение: нежилое здание, наименование - здание Сбербанка, что не позволяет однозначно полагать, что в здании располагаются объекты офисного, делового, коммерческого назначения.
По сведениям технического паспорта в нежилом здании, включенном в Перечни, располагаются кабинеты, электрощитовая, тамбур, вестибюли, котельная, бассейн, сауна, душевая, комнаты отдыха, кладовки, раздевалка, санузлы, комната охраны, коридоры, хранилище, оружейная, предкассовое производство, кабинка оператора, зал клиентов, вентканалы, хранилище, санузлы, комнаты клиентов, актовый зал, архивы, обеденный зал, кухня, пожарный пункт, лестничная клетка.
Наименования помещений по сведениям технического учета не свидетельствуют о размещении в них офисных объектов, наименование "кабинет" не является тождественным наименованию "офис".
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем разрешенное использование: для использования под жилую и общественную застройку, которое не предполагает размещения на нем объектов офисного, коммерческого, делового назначения.
Мероприятия по определению фактического использования объекта недвижимости на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не производились.
Из акта осмотра, выполненного 4 февраля 2020 года государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы", следует, что в нежилом здании с кадастровым номером N располагаются офисы площадью 92, 6 кв. м., централизованное приемное помещение площадью 398,1 кв. м, склад площадью 188,9 кв. м., санузлы площадью 28,5 кв. м., пустые помещения площадью 863,6 кв. м., комната отдыха площадью 19,6 кв. м., гараж площадью 208,8 кв. м, тамбур, лестница, коридор площадью 383,8 кв. м., венткамера, теплоузел, электрощитовая площадью 134,6 кв. м., доступ не предоставлен в помещения б/н на 2 этаже.
Исходя из представленного акта осмотра площадь офисных помещений с учетом централизованного приемного помещения составляет от общей площади здания составляет 19,60%, площадь склада - 7,54%, гаража - 8,34%, мест общего пользования и вспомогательных помещений - 20,71%, пустующих помещений - 34,50%.
Согласно представленным договорам за 2016-2019 годы часть помещений в нежилом здании переданы в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Т", Т.С.В., страховому публичному акционерному обществу "Р.", обществу с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Н.", М.Т.В., Л.Д.С., П.
Перечисленные арендаторы, за исключением общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Н." и индивидуального предпринимателя М.Т.В., используют арендованные помещения под офисы.
Индивидуальный предприниматель М.Т.А. использовала арендованное помещение площадью 9,6 кв. м (места общего пользования - 7,2 кв. м) для предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, в силу чего арендованное ею помещение относится не к офисам, а к объектам бытового обслуживания.
13 марта 2019 года М.Т.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Н." являются работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Суд приходит к выводу о том, что арендуемое обществом с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Н." помещение площадью 50,4 кв. м. (места общего пользования 33,96 кв. м) не может быть отнесено к офисным помещениям, поскольку использование обществом арендуемого помещения в целях осуществления уставной деятельности общества не противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, из представленных договоров аренды следует, что площадь арендуемых офисных помещений с учетом мест общего пользования от общей площади здания составляет 17,68% (442,48 кв. м); для оказания бытовых услуг - 0,67% (16,8 кв. м), для производственной деятельности - 3,33% (83,46 кв. м).
Доказательств тому, что более 20% площади в нежилом здании фактически используются под объекты офисного назначения, объекты бытового обслуживания административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "М." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 10 февраля 2020 г. N 3а-209/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании