Решение Самарского областного суда от 27 декабря 2019 г. N 3а-2312/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2312/2019 по административному исковому заявлению К.О.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, с участием: прокурора В.С.Ш., представителя административного истца Х.Е.Ю., установил:
К.О.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просила признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что включение вышеуказанного нежилого помещения в Перечень не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером N используется для размещения сотрудников курьерской службы. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Х.Е.Ю. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Присутствовавший ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности М.Ф.Р. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорное нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме и включено в Перечень на основании сведений, полученных из ЕГРН, как объект, в котором возможно размещение объектов офисного, коммерческого, торгового назначения.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела Самарского областного суда N 3а-53/2019 по административному исковому заявлению К.О.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 1608 от 29 октября 2018 года об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2019 год под порядковым номером N включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 133,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Собственником нежилого помещения является Киселева О.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 20.11.2015 г., на основании договора купли-продажи от 06.11.2015 г., Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области.
Как следует из материалов дела, спорный объект включен административным ответчиком в Перечень на 2019 год, исходя из сведений ЕГРН, полученных в порядке информационного взаимодействия, как помещение, которое может быть использовано под офис либо торговый объект, объект бытового обслуживания или общественного питания, что соответствует требованиям п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером N, площадью 133,3 кв. м., имеет назначение и наименование: "нежилое помещение".
Из технического паспорта на нежилое помещение усматривается, что общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером N составляет 133,3 кв. м. и включает в себя кабинеты (площадью 39,3 кв. м, 6,2 кв. м, 11,4 кв. м, 27,8 кв. м, 14,3 кв. м), санузел, коридоры, гардеробную и кладовую.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования, выполненного по поручению министерства имущественных отношений Самарской области Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы" от 15.07.2019 г., а также фотоматериалов к нему, нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 133,3 кв. м. находится в цокольном этаже N 1 по адресу: <адрес> и по результатам визуального осмотра 61,8 кв. м. (46,3%) данного нежилого помещения занимает офис, 37,8 кв. м. - склад, 3,7 кв. м. - комната приема пищи, 7,7 кв. м. - санузел, 24,8 кв. м. - коридор. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно.
Между тем, термины "кабинеты" не равнозначны терминам "офисы".
Согласно акта осмотра, выполненного 10.12.2018 года обществом с ограниченной ответственностью "И.", объект недвижимости с кадастровым номером N находится в цокольном этаже жилого дома, помещения кабинетного типа используются для размещения персонала, а также в качестве подсобных помещений для хранения вещей в коробках. Указанное помещение предоставлено в аренду обществу с ограниченной ответственностью "З." для размещения сотрудников курьерской службы, к офисным объектам, объектам бытового обслуживания данный объект не относится.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня на 2019 г. не проводилось.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорное помещение передано в аренду ООО "З.", что подтверждается договором аренды нежилого помещения от 28.04.2018 г.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.01.2019 года об Обществе с ограниченной ответственностью "З.", основным видом деятельности данного Общества является курьерская деятельность, дополнительные виды деятельности: торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами, в специализированных магазинах, ремонт коммуникационного оборудования.
Из письменных пояснений директора ООО "З." ФИО1 следует, что арендуемое Обществом помещение по адресу: <адрес> используется как вспомогательное (подсобное) в деятельности помещение, преимущественно для хранения различного рода вещей, в том числе вывесок, оргтехники, коробок с различными предметами и иных вещей, не используемых в текущем периоде в деятельности организации. Заключение договоров и прием физических лиц по указанному адресу не ведется, какие-либо иные услуги не осуществляются.
С учетом изложенного, доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Кроме того, решением Самарского областного суда от 05.02.2019 г., вступившим в законную силу, признаны недействующими со дня принятия: Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 и Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в них под пунктом N на 2016 г., под пунктом N на 2017 г. и под пунктом N на 2018 год нежилого помещения с кадастровым номером N.
При рассмотрении вышеуказанного дела судом было установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером N используется для размещения сотрудников курьерской службы ООО "З.".
При этом, суд пришел к выводу, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение не предназначено и фактически не используется как объект офисного, делового, коммерческого назначения, торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом приведенной нормы, суд полагает необходимым принять во внимание вступившее в законную силу решение Самарского областного суда от 05.02.2019 г., которым установлены те же самые обстоятельства, которые положены в обоснование рассматриваемого административного искового заявления К.О.А.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у К.О.А. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечень произведено в целях налогообложения на 2019 год, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск К.О.А. - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 133,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу К.О.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 декабря 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 декабря 2019 г. N 3а-2312/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании