21 апреля 2020 года Конституционный Суд РФ пресек бессрочное включение лесопользователей в реестр недобросовестных арендаторов и покупателей.
Слушание дела о проверке конституционности положений статьи 98.1 Лесного кодекса РФ по жалобе ООО "Горизонт" состоялось 12 марта 2020 года.
История вопроса
В Арбитражный суд Амурской области обратилось региональное Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности с иском к золотодобывающему ООО "Горизонт" о взыскании задолженности за аренду лесного участка в размере более 1 млн. 200 тыс. руб., а также пеней. Суд удовлетворил требования и расторг договор аренды в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по оплате. Сведения об ООО "Горизонт" были включены в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков, который размещен в открытом доступе на сайте Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).
Впоследствии ООО "Горизонт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Рослесхозу исключить его из реестра недобросовестных арендаторов, поскольку задолженность по оплате погашена. Однако золотодобытчикам отказали. Суды, в том числе, апелляционной инстанции, сослались на Лесной кодекс РФ, который не устанавливает срок включения в реестр сведений о лесопользователе.
Позиция заявителя
Лесной кодекс не допускает заключения с лицом, сведения о котором содержатся в реестре недобросовестных арендаторов, договоров аренды (или купли-продажи) лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение из этого реестра не регулируется, что бессрочно ограничивает организацию в возможности арендовать новые участки. ООО "Горизонт", основной деятельностью которого является добыча драгоценных металлов, уже 15 месяцев числится в указанном реестре. Предприятие лишено возможности добывать полезные ископаемые, что ведет к прекращению его деятельности, лишению рабочих мест и недополучению бюджетом денежных средств в виде арендных платежей и налогов.
Заявитель полагает, что оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 и 55 (часть 3) Конституции РФ.
Позиция суда
Учитывая конституционную ценность земли и других природных ресурсов, правовое регулирование отношений в сфере лесопользования должно основываться на принципе приоритета публичных интересов. Законодателю необходимо обеспечивать защиту лесов, но и не препятствовать рациональному использованию этого ресурса.
Ограничения доступа к использованию лесных ресурсов, содержащиеся в оспариваемой норме, сами по себе не могут рассматриваться как неконституционные. Напротив, эта разумная предупредительно-обеспечительная мера направлена на отстранение недобросовестных субъектов от участия в лесопользовани.
В первоначальной редакции оспариваемой статьи оговаривалась обязательность утверждения Правительством РФ не только порядка внесения соответствующей информации в реестр, но и исключения из него. Однако в действующем Лесном кодексе РФ отсутствуют положения о сроке, на который информация о соответствующем арендаторе подлежит включению в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Таким образом, данные правоограничения приобретают бессрочный характер и порождают конституционно значимые сомнения относительно их обоснованности. Особенно наглядно это проявляется на фоне юридических параметров аналогичных реестров (Водный кодекс, Земельный кодекс и пр.): все они определяют двухлетний срок, по истечении которого внесенные в реестр сведения должны исключаться из него. Законодатель вправе избрать и иные сроки хранения подобной информации, а также дифференцировать их. Отсутствие в Лесном кодексе положений, гарантирующих исключение сведений из реестра по истечении определенного периода времени, не согласуется с фундаментальными правовыми принципами, из которых вытекает необходимость обеспечения государством соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью с тем, чтобы лицо не подвергалось чрезмерному обременению. Иначе такой реестр может превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, сопряженный с избыточным ограничением свободы предпринимательства, что противоречит принципу справедливости и не соответствует Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит не позднее 1 января 2021 года внести в правовое регулирование необходимые изменения.
Дело заявителя подлежит пересмотру после внесения в законодательство указанных изменений.
Председательствует в процессе |
В.Д. Зорькин |
Судья-докладчик |
С.Д. Князев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суды отказали золотодобывающей компании в исключении ее из реестра недобросовестных лесопользователей, поскольку Лесной кодекс не устанавливает срок такого исключения.
По требованию заявителя Конституционный Суд РФ проверил спорные положения и признал их противоречащими Конституции РФ, поскольку они бессрочно ограничивают предпринимателей в возможности арендовать новые участки. Отсутствие сроков исключения из реестра избыточно подавляет экономическую самостоятельность и свободу предпринимательства. КС обязал федерального законодателя до 2021 года внести в закон необходимые изменения, после чего дело заявителя подлежит пересмотру.
Информация Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2020 г. "21 апреля 2020 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности положений статьи 98.1 Лесного кодекса РФ"
Текст информации опубликован не был