Наименование изменено с 3 июля 2020 г. - Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 3 июля 2020 г. N 57
Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 24 апреля 2019 г. N 30
"Об утверждении Положения об экспертизе научно-технических и инновационных проектов"
3 июля 2020 г.
Преамбула изменена с 3 июля 2020 г. - Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 3 июля 2020 г. N 57
В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Законами Новосибирской области от 20.04.1995 N 17-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", от 15.12.2007 N 178-ОЗ "О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы", постановлением Правительства Новосибирской области от 21.08.2018 N 358-п "Об утверждении Положения о министерстве науки и инновационной политики Новосибирской области" и в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 528-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об экспертизе научно-технических и инновационных проектов (далее - Положение).
Пункт 2 изменен с 3 июля 2020 г. - Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 3 июля 2020 г. N 57
2. Государственному автономному учреждению Новосибирской области "Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности" (Аппель Д.А.) обеспечить проведение экспертизы научно-технических и инновационных проектов в соответствии с Положением.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
А.В. Васильев |
Положение изменено с 3 июля 2020 г. - Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 3 июля 2020 г. N 57
Положение
об экспертизе научно-технических и инновационных проектов
(далее - Положение)
(утв. приказом министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 24 апреля 2019 г. N 30)
3 июля 2020 г.
I. Общие положения
1. Положение определяет основные цели, задачи, принципы, порядок организации и проведения экспертизы научно-технических и инновационных проектов (далее - проекты), представленных субъектами инновационной деятельности в процессе прохождения ими процедуры конкурсного отбора, проводимого в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 528-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области" (далее - Порядок предоставления субсидий).
2. Организатором экспертизы проектов является министерство науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство).
3. Экспертиза проектов предусматривает проведение специализированной оценочно-аналитической деятельности, направленной на выдачу экспертных заключений на проекты (далее - заключения). Заключения носят рекомендательный характер для конкурсной комиссии.
4. Основными целями проведения экспертизы проектов являются:
снижение риска недостижения результатов реализации проекта при принятии решений, связанных с финансированием отобранных проектов;
оценка качественных и количественных характеристик проектов.
5. Организация и проведение экспертизы проектов основываются на следующих принципах:
системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения;
независимости и правовой защищенности участников экспертного процесса;
научно-технической и экономической компетентности экспертов, их ориентации на мировой уровень развития науки и техники, норм и правил техногенной и экологической безопасности, требований стандартов и международных соглашений;
объективности и обоснованности принимаемых заключений по результатам экспертизы проектов;
гласности результатов экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством.
6. Обеспечение работы экспертов и экспертиза проектов проводится подведомственным министерству учреждением в соответствии с его уставными целями и установленным государственным заданием (далее - подведомственное учреждение).
7. Отбор экспертов для проведения экспертизы проектов осуществляется министерством по научно-техническим (инновационным) направлениям в соответствии с перечнем приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности Новосибирской области, установленным Концепцией развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области, утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 19.10.2009 N 254-р "Об утверждении Концепции развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области" (далее - приоритетные направления), в порядке, утвержденном приказом министерства.
8. Организация и проведение экспертизы проектов предусматривают:
1 этап - подбор экспертов из списка экспертов научно-технических и инновационных проектов Новосибирской области (далее - список экспертов), утвержденного приказом министерства, соответствующих научно-технической (инновационной) направленности проектов, подлежащих экспертизе, и проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах. Длительность этапа не более десяти рабочих дней.
При этом в экспертизе не может участвовать эксперт, имеющий личную заинтересованность в ее результатах;
2 этап - научно-техническая экспертиза проекта, предназначенная для оценки научной обоснованности и технической осуществимости проекта. Длительность этапа не более десяти рабочих дней;
3 этап - инвестиционная экспертиза проекта (включает юридическую и финансово-экономическую экспертизу правовых, финансово-экономических аспектов проекта, производственно-технологическую экспертизу, патентную экспертизу, оценку затрат, рисков, выгод и приобретений Новосибирской области), направленная на получение объективной оценки финансовой и социально-экономической эффективности проекта, его практической направленности и масштабности. Длительность этапа не более десяти рабочих дней.
9. К объектам экспертизы проектов относятся документы, указанные в пункте 10 Порядка предоставления субсидий.
10. Экспертиза проектов проводится с учетом критериев, установленных пунктом 11 Порядка предоставления субсидий.
11. Результаты научно-технической и инвестиционной экспертиз проектов оформляются в виде экспертных заключений, подготавливаемых экспертами.
12. Сотрудники подведомственного учреждения и члены конкурсной комиссии несут ответственность за сохранение конфиденциальности информации, ставшей доступной им в процессе организации и проведения экспертизы проектов. К таковой относятся:
сведения о содержании документов, поступивших на экспертизу проектов;
сведения об экспертах;
сведения обо всех этапах прохождения экспертизы проектов, рекомендациях, полученных на этих этапах, объемах и источниках финансирования проектов.
II. Порядок организации экспертизы проектов
13. Министерство объявляет конкурс проектов в соответствии с Порядком предоставления субсидий, создает конкурсную комиссию, которая представляет в подведомственное учреждение документы, указанные в пункте 10 Порядка предоставления субсидий, для проведения экспертизы проектов и подготовки экспертных заключений, поручает подведомственному учреждению организацию работы экспертов и проведение экспертизы проектов.
14. Подведомственное учреждение осуществляет подбор экспертов из списка экспертов и заключает договоры с ними, представляет в распоряжение экспертов документы, указанные в пункте 10 Порядка предоставления субсидий, и бланки экспертных заключений, оказывает комплексную (информационную, техническую, нормативно-правовую) поддержку работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет конкурсной комиссии официальное заключение.
15. Эксперт изучает проект по представленным ему документам, формирует
свою оценку данного проекта, подготавливает и передает подведомственному учреждению экспертное заключение с обоснованием своего решения по всем вопросам, указанным в приложениях N 1 и N 2 к Положению.
16. Затраты, связанные с проведением экспертизы проектов, возмещаются за счет средств областного бюджета Новосибирской области, предназначенных на эти цели в государственном задании подведомственному учреждению.
III. Порядок проведения экспертизы проектов
17. Экспертиза проектов проводится в течение не более 30 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 10 Порядка предоставления субсидий, в подведомственное учреждение.
18. В ходе первого этапа экспертизы, проводимого специалистами подведомственного учреждения, осуществляется:
1) подбор экспертов для экспертизы проектов из списка экспертов в зависимости от научно-технической (инновационной) направленности проектов (лица, имеющие личную заинтересованность в реализации проекта, к его экспертизе не допускаются);
2) проверка проектов на:
достоверность сведений, указанных в объектах экспертизы;
соответствие приоритетным направлениям;
соответствие проектов приоритетным технологическим направлениям программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п "Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года";
наличие ранее профинансированных работ по той же тематике.
19. Документы, прошедшие проверку в соответствии с пунктом 18 Положения, допускаются до следующих этапов экспертизы проектов.
В случае установления в ходе проведения первого этапа экспертизы фактов несоответствия представленных на экспертизу документов установленным требованиям или фактов недостоверности содержащихся в них сведений, представленные на экспертизу документы к последующим этапам ее проведения не допускаются и не позже следующего рабочего дня за днем установления таких фактов возвращаются в конкурсную комиссию с приложением письменного обоснования причин возврата.
20. Назначение подобранных экспертов для проведения научно-технических и инновационных экспертиз проектов утверждается приказом подведомственного учреждения.
21. В ходе научно-технической экспертизы проектов эксперты оценивают содержание научно-прикладной разработки или инновационного проекта по следующим основным критериям:
1) научно-техническая актуальность;
2) законченность НИОКР: стадия опытного образца, технологии или готового продукта;
3) научно-технический уровень проекта и его результатов;
4) ресурсное обеспечение НИОКР, в том числе:
- научный задел;
- наличие оборудования:
- опыт работы персонала;
5) риски по НИОКР (оценка возможности реализации проекта и достижимости получения заявляемых научно-технических результатов).
22. В ходе инвестиционной экспертизы проекта эксперты оценивают содержание научно-технического или инновационного проекта по следующим основным критериям:
1) масштабность решаемой научно-технической проблемы;
2) экономическая эффективность и (или) социальная значимость результатов реализации проекта;
3) наличие патентов, авторских свидетельств, ноу-хау.
Блок экономических критериев:
4) уровень конкурентоспособности продукции;
5) ресурсное обеспечение организации производства, в том числе:
- производственная база для организации нового производства;
- кадровое обеспечение нового производства;
- уровень управления проектом;
- организация продвижения продукции на рынки;
6) маркетинговая проработка проекта, в том числе:
- достаточность объемов рынка;
- уровень конкуренции и планируемая доля на рынке;
- планируемый объем производства (продаж);
7) риски по организации производства, в том числе:
- неправильная оценка масштабов рынка;
- соответствие заявленных объемов производства новой продукции привлекаемым ресурсам.
Финансовый блок:
8) надежность источников и (или) гарантий предоставления внебюджетных средств;
9) достаточность привлекаемых внебюджетных средств для обеспечения достижения целей проекта;
10) соответствие направлений расходования внебюджетных средств целям мероприятия;
11) риски непривлечения внебюджетных средств в требуемых объемах и невозврата внебюджетных средств при выявлении их нецелевого расходования;
12) обоснованность запрашиваемых бюджетных средств.
23. Эксперты дают заключение по каждому критерию научно-технической экспертизы проектов, согласно приложению N 1 к Положению, и инвестиционной экспертизы проекта, согласно приложению N 2 к Положению.
IV. Порядок оформления и выдачи экспертного заключения
24. Экспертное заключение представляет собой мотивированное, обоснованное, объективное, достоверное и независимое решение эксперта, оформляемое по форме согласно приложениям N 1, N 2, и носит рекомендательный характер.
25. В заключении обязательно указывается следующая информация:
- дата поступления проекта на экспертизу;
- время проведения экспертизы проекта;
- основание для назначения экспертизы проекта;
- сведения об эксперте (код/коды);
- объекты исследований;
- регистрационный номер проекта;
- содержание исследований;
- заключение эксперта о целесообразности финансовой поддержки проекта.
26. Экспертное заключение не может содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации по вопросам их ведения.
27. Эксперт не позднее следующего рабочего дня за днем получения объекта экспертизы может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему (ей) разработчиком проекта материалы являются недостаточными или если он (она) не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
28. После составления экспертного заключения эксперт подписывает его и в тот же день передает в подведомственное учреждение.
29. День подписания экспертного заключения считается днем окончания проведения экспертизы проекта.
30. Заключения научно-технической и инвестиционной экспертиз проекта не позднее следующего рабочего дня за днем их окончания представляются подведомственным учреждением в конкурсную комиссию.
31. На официальном сайте министерства в сети Интернет https://nauka.nso.ru размещается информация о результатах проведения экспертизы.
Приложение N 1
к Положению
Экспертное заключение
научно-технической экспертизы проекта
Дата поступления проекта на экспертизу __________________________________________________
Время проведения экспертизы _____________________________________________________________
Основание для назначения экспертизы _____________________________________________________
Эксперт или экспертная группа (код/коды) ________________________________________________
Объекты исследований ____________________________________________________________________
Регистрационный номер проекта ___________________________
Обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу (конфликт интересов):
ПрисутствуютОтсутствуют
Содержание исследований
1. Характеристика проекта.
1.1. Научно-техническая актуальность:
научную значимость трудно переоценить .....................................
научная значимость высокая ................................................
научная значимость средняя ................................................
научная значимость низкая .................................................
научная значимость отсутствует (не определена) ............................
1.2. Стадия разработки:
1.2.1. Закончены НИОКР:
стадия готового продукта ..................................................
стадия разработанной технологии ...........................................
стадия опытного образца ...................................................
1.2.2. Закончены НИР (имеется макетный образец) ..................................
1.2.3. Требуется проведение НИР ..................................................
1.3. Научно-технический уровень проекта и его результатов:
1.3.1. Уровень решаемой научно-технической проблемы:
достигается существенно новый научно-технический результат (использование
новых н.-т. принципов) ....................................................
в проекте осуществляется новое применение известных принципов .............
в проекте осуществляется развитие известных принципов в традиционных
областях применения .......................................................
1.3.2. Уровень разработки:
выше мирового .............................................................
на уровне мирового ........................................................
ниже мирового, выше российского ...........................................
на уровне российского .....................................................
ниже российского ..........................................................
1.3.3. Новизна решаемой проблемы:
оригинальная разработка ...................................................
имеются аналоги: ..........................................................
только за рубежом .........................................................
в стране ..................................................................
новизна отсутствует .......................................................
1.4. Ресурсное обеспечение НИОКР, в том числе:
научный задел .............................................................
наличие оборудования ......................................................
опыт работы персонала .....................................................
1.5. Риски по НИОКР (оценка достижимости получения заявляемых научно-технических
результатов):
достижимость высокая ......................................................
достижимость средняя ......................................................
достижимость низкая .......................................................
2. Выводы о наличии или об отсутствии инновационности и практической
значимости проекта:
проект инновационный ......................................................
инновационность проекта отсутствует .......................................
3. Заключение эксперта о целесообразности финансовой поддержки проекта:
проект заслуживает безусловной поддержки ..................................
целесообразно поддержать ..................................................
поддержка возможна при ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
(рекомендация эксперта: корректировка финансирования; доработка проекта;
проработка рынка и др.)
проект не заслуживает поддержки ...........................................
4. Рецензия эксперта: ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_______________________________(___________________________)
..........(подпись)................(инициалы и фамилия)
Приложение N 2
к Положению
Экспертное заключение
научно-технической экспертизы проекта
Дата поступления проекта на экспертизу __________________________________________________
Время проведения экспертизы _____________________________________________________________
Основание для назначения экспертизы _____________________________________________________
Эксперт или экспертная группа (код/коды) ________________________________________________
Объекты исследований ____________________________________________________________________
Регистрационный номер проекта ___________________________
Обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу (конфликт интересов):
ПрисутствуютОтсутствуют
Содержание исследований
1. Характеристика проекта по экономическим критериям.
1.1. Научно-техническая актуальность:
идентифицирован ...........................................................
не идентифицирован ........................................................
1.2. Экономическая эффективность реализации проекта:
улучшение характеристик выпускаемой продукции .............................
ресурсосбережение .........................................................
импортозамещение ..........................................................
увеличение экспортного потенциала области .................................
1.3. Практическая ценность:
Высокая ...................................................................
Невысокая .................................................................
Неопределимая (в наст. время) .............................................
1.4. Реализуемость поставленной задачи:
Отсутствует ...............................................................
задача решается предложенными методами ....................................
решение задачи невозможно .................................................
1.5. Уровень конкурентоспособности продукции:
не имеет аналогов на рынке (новый продукт на мировом рынке) ...............
основные показатели продукции выше показателей аналогов или замещающей
продукции .................................................................
показатели продукции на уровне показателей аналогов .......................
показатели продукции ниже показателей аналогов ............................
1.6. Ресурсное обеспечение организации производства, в том числе:
1.6.1. Потенциал исполнителей проекта:
обладают достаточным опытом в решении таких задач .........................
не решали таких задач, но готовы к их решению ............................
не готовы к решению поставленной задачи ...................................
1.6.2. Наличие производственной базы:
имеется собственное производство ..........................................
имеется договоренность с товаропроизводителем .............................
база отсутствует ..........................................................
1.6.3. Финансовая устойчивость:
обладают достаточной устойчивостью ........................................
обладают достаточной устойчивостью ........................................
всецело зависят от финансирования за счет привлеченных средств ............
1.7. Анализ рынка сбыта:
1.7.1. Наличие потребительского спроса:
имеются заявки на продукцию ...............................................
возможен выход за рубеж ..................................................
только общие соображения ..................................................
1.7.2. Информированность о рынке сбыта:
рынок оценивается реально .................................................
сбыт проработан слабо .....................................................
оценка сбыта ошибочна .....................................................
1.7.3. Достаточность рынка для обеспечения бюджетной окупаемости проекта:
Да ........................нет ..............................
1.8. Уровень конкуренции на мировом, российском рынке:
1.8.1. Уровень конкуренции на мировом рынке:
конкуренты отсутствуют ....................................................
на рынке 1 - 2 конкурента .................................................
на рынке 3 - 5 конкурентов ................................................
на рынке 6 - 10 конкурентов ...............................................
на рынке более 10 конкурентов .............................................
данные отсутствуют ........................................................
1.8.2. Уровень конкуренции на российском рынке:
конкуренты отсутствуют ....................................................
на рынке 1 - 2 конкурента .................................................
на рынке 3 - 5 конкурентов ................................................
на рынке 6 - 10 конкурентов ...............................................
на рынке более 10 конкурентов .............................................
данные отсутствуют ........................................................
1.8.3. Предполагаемая доля российского рынка:
Менее 1% ..................................................................
1 - 2% ....................................................................
3 - 5% ....................................................................
До 10% ....................................................................
До 50% ....................................................................
Более 50% .................................................................
1.8.4. Предполагаемая доля рынка Новосибирской области:
Менее 1% ..................................................................
1 - 2% ....................................................................
3 - 5% ....................................................................
До 10% ....................................................................
До 50% ....................................................................
Более 50% .................................................................
1.9. Наличие "узких мест" (недостающее дописать):
технология:
технологический процесс ...................................................
оборудование ..............................................................
сырье, материалы ..........................................................
экономика:
ресурсоемкость ............................................................
ценообразование ...........................................................
механизм возврата средств .................................................
1.10. Численность исполнителей:
обоснованна ...............................................................
занижена ..................................................................
завышена ..................................................................
1.11. Сроки выполнения проекта:
обоснованны ...............................................................
занижены ..................................................................
завышены ..................................................................
1.12. Правовая защищенность проекта:
имеются: авторские свидетельства, патенты, ноу-хау (подчеркнуть) ..........
вопросы правовой защиты проработаны недостаточно ..........................
несанкционированно используется чужая разработка ..........................
1.13. Возможности интеграции разработки:
имеются на отраслевом уровне ..............................................
имеются в смежных отраслях ................................................
данных недостаточно .......................................................
2. Характеристика проекта по финансово-экономическим критериям.
2.1. Цены на продукцию:
оптимальны ................................................................
занижены ..................................................................
завышены ..................................................................
оценка затруднительна .....................................................
2.2. Заявка на финансирование:
обоснованна ...............................................................
занижена ..................................................................
завышена ..................................................................
Оценка затруднительна .....................................................
2.3. Предполагаемые источники финансирования проекта:
привлекаются значительные собственные средства ............................
привлекаются средства других инвесторов ...................................
финансирование только за счет областного бюджета ..........................
2.4. Гарантии возврата средств:
надежны..ненадежны...
отсутствуют.....
3. Заключение эксперта о целесообразности финансовой поддержки проекта:
проект заслуживает безусловной поддержки ..................................
целесообразно поддержать ..................................................
поддержка возможна при _____________________________________________________
____________________________________________________________________________
(рекомендация эксперта: корректировка финансирования;
____________________________________________________________________________
доработка проекта; проработка рынка и др)
Проект не заслуживает поддержки
4. Рецензия эксперта: ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_______________________________(___________________________)
..........(подпись)................(инициалы и фамилия)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 24 апреля 2019 г. N 30 "Об утверждении Положения об экспертизе научно-технических и инновационных проектов"
Вступает в силу с 24 апреля 2019 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.nsopravo.ru 9 апреля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 15 сентября 2023 г. N 124-НПА
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2023 г.
Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 3 мая 2023 г. N 52-НПА
Изменения вступают в силу с 3 мая 2023 г.
Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 5 августа 2022 г. N 69
Изменения вступают в силу с 5 августа 2022 г.
Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 21 июня 2022 г. N 50
Изменения вступают в силу с 21 июня 2022 г.
Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 21 июня 2021 г. N 72
Изменения вступают в силу с 21 июня 2021 г.
Приказ Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 3 июля 2020 г. N 57
Изменения вступают в силу с 3 июля 2020 г.