Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Примерное содержание учебных занятий в формате СОМ
Литература
Обществознание
N |
Тематика смены |
Возраст |
Предмет |
Тема СОМ |
Аннотация (краткое описание) |
1 |
"Академия детских открытий" |
5-6 |
обществознание |
Открываем путь к почёту и уважению |
Предметные темы: виды деятельности, труд, труд и творчество, как оценивается труд в обществе. Используемые форматы: модуль проходит в форме "Урок-исследование" с использованием музейной педагогики. Образовательный результат: в результате созданных условий обучающиеся открывают новые знания о труде, творческой деятельности, а также о культуре общения как средства достижения почета, уважения и авторитета личности в обществе. Обучающиеся делают вывод, что разные люди по-разному добиваются самореализации. В зависимости от потребностей, интересов и увлечений у них разные жизненные цели, но только в результате деятельности люди реализуют их, достигая либо формального признания (зарабатывая много денег), либо подлинного уважения (совершая общественно полезные деяния). |
7-8 |
обществознание |
Мир открытия науки "Экономика" |
Экономика её основные участники, роль государства в экономике. В ходе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся "производят модели самолётов" (способы ограниченности ресурсов) и презентуют работу. Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся определять, как экономика служит людям; почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; что общего и в чем различие экономических интересов производителей и потребителей; как взаимосвязаны основные участники. |
||
8-9 |
обществознание |
Открытие возможностей экономической деятельности |
В ходе прохождения модуля обучающиеся изучают темы "предпринимательская деятельность", "право на труд", "трудовые правоотношения", практикуются в составлении резюме, осуществляют поиск возможностей развития для своего региона путем открытия в нем инновационного предприятия. Ожидаемые результаты: обучающиеся получат возможность научиться анализировать сущность предпринимательской деятельности и проектировать перспективы дальнейшего развития. |
||
10-11 |
обществознание |
Культура открывает душу |
Предметные темы: "духовная культура", "духовные ценности", "институты культуры", "народная культура", Модуль проходит в форме "Урок-исследование" с использованием методов музейной педагогики. В результате работы открывают 10 удивительных фактов о культуре народов Крыма, учатся применять теоретические знания о культурных ценностях и нормах этноса к повседневным ситуациям. |
||
2 |
"В начале было слово" |
5-6 |
обществознание |
"Всё-таки в начале было слово, И звучит внушительно "семья". В слове том заложена основа Всех начал, где ты есть и где я" (А. Греченко) |
Предметное содержание: Семья и семейные отношения. Семейное хозяйство. Потребности. Деятельность человека. Используемые форматы: модуль проходит в форме "Урок-исследование" с использованием музейной педагогики Планируемые результаты: обучающиеся овладеют целостными представлениями о семье, научатся объяснять ключевые понятия семья, поколение, проводить сравнительный анализ семейного уклада существовавшего в прошлом и современного; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни. |
7-8 |
обществознание |
Слово о предпринимательской деятельности |
Производство: затраты, выручка, прибыль, виды и формы бизнеса. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся разрабатывают "составляющие имиджа собственного бизнеса" и презентуют. Обучающиеся научатся определять, что с экономической точки зрения предпринимательство - это деятельность инновационного и инициативного характера, а сам предприниматель может быть рассмотрен как носитель новаторской идеи; применять методы научного исследования на практике, проектировать этапы научного исследования. |
||
8-9 |
обществознание |
Международные отношения как искусство общения. |
Обучающиеся изучают темы "международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов", "социальные права", "свободные и экономические блага" на примерах различных вооруженных конфликтов обучающимся предстоит изучить данную тему. Ожидаемые результаты: способствовать пониманию учащимися необходимости регулирования действий и участия в вооружённом конфликте нормами международного гуманитарного права; познакомить обучающихся с механизмами защиты прав человека в военное время. |
||
10-11 |
обществознание, литература |
"Словом можно убить, словом можно спасти", или "Случай из судебной практики" |
Предметные темы: "судопроизводство", "правосудие", "принципы судопроизводства", "уголовный процесс", "суд присяжных"; модуль проходит в форме "Урока-расследования" с использованием игровых технологий. Обучающиеся, примерив на себя роль юриста, научатся понимать значение роли принципа состязательности в защите прав и интересов человека, важность речевой убедительности обвинителя и адвоката для вынесения решения суда. |
||
3 |
"Мир искусства" |
5-6 |
обществознание |
"Будь гражданин! Служа искусству, |
Предметное содержание: Наша Родина-Россия. Гражданин России, государственные символы. Крым. Используемые форматы: модуль проходит в форме "Урок-исследование" с использованием музейной педагогики. Планируемые результаты. В результате исследования обучающие осознают себя частью своей Родины-России, узнают о государственных символах, познакомятся с социальным статусом гражданина, узнают, что значит быть достойным гражданином. Особый акцент на годовщину референдума в Крыму. |
7-8 |
обществознание |
Искусство вести домашнее хозяйство |
Обмен, торговля, реклама, мировое хозяйство, инфляция и семейная экономика. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся составляют "трудовой контракт на выполнение работ по домашнему хозяйству". Обучающиеся научатся практической деятельности об экономической жизни семьи, семейном бюджете, источнике доходов, рациональном расходовании средств, отработают умения пользоваться информацией о товарах и ценах, доходной и расходной части бюджета, сформируют навыки ведения домашней финансовой документации. |
||
8-9 |
обществознание |
Искусство, как форма человеческой деятельности. |
Обучающимся будет предоставлена возможность на примерах предметов изобразительного искусства изучить факт личностного развития человека. В итоге, ребятам будет предоставлена возможность самим изобразить картины в одном из видов живописи. |
||
10-11 |
обществознание |
Молодежь и современное искусство |
Предметные темы: "функции искусства", "современное искусство", "молодежная субкультура". Модуль проходит в формате квеста по местам съемок отечественных фильмов на территории Артека, с выполнением творческих заданий. Образовательный результат: знают историю создания отечественных кинофильмов на территории Артека, умеют давать культурологическую характеристику фильма, создавать сценарий фильма на молодежную тематику и снимают трейлер о своем фильме. |
||
4 |
Земля - наш общий дом |
5-6 |
обществознание |
Богатство культур народов Крыма |
Предметное содержание: Родина. Крым. Национальность. Многонациональная культура народов Крыма Используемые форматы: модуль проходит в форме "Урок-исследование" с использованием музейной педагогики Планируемые результаты. В результате модуля обучающиеся приходят к выводу о необходимости уважительного отношения к людям не только своей, но и другой национальности |
7-8 |
обществознание |
Место человека и государства в мире |
Социальные статусы и роли, социальная структура общества, нации и межнациональные отношения. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся разрабатывают стратегии "как можно сделать так чтобы человек стремился к более высоким социальным позициям" презентуют. Обучающиеся научатся анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью, разъяснять конкретными примерами социальную структуру любого общества. |
||
8-9 |
обществознание |
Дети - участники экономических отношений. |
Семейные правоотношения; инфляция и семейная экономика, безработица и ее последствия. На протяжении модуля обучающиеся проходят ролевую игру, которая помогает им окунуться в экономические отношения с позиции семьи как самостоятельной ячейки общества. Ожидаемый результат: формирование у обучающихся представления о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве |
||
10-11 |
обществознание, география |
Экологическое право как основа жизни землян |
Предметная область: "право человека на благоприятную экологическую среду", "права и обязанности гражданина РФ", "экологические правонарушения" Основной формат проведения модуля - метод форсайта по экологическим проблемам. Ожидаемый результат: умение давать оценку экологической ситуации с точки зрения права, защищать свои экологические права, прогнозировать общественно значимые явления и события. |
||
5 |
История нашей Победы |
5-6 |
обществознание |
Истоки нашей Победы |
Предметное содержание. Человек. Семья. Труд. Родина Крым Используемые форматы: модуль проходит в игровой форме, с использованием военной реконструкции "Урок-исследование" Планируемые результаты. Обучающиеся приходят к выводу о том, что послужило причиной победы в войне. |
7-8 |
обществознание |
Героизм как высшее проявление разума |
Отклоняющееся поведение подростков и молодёжи, героизм как отклоняющееся поведение. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся составляют и доказывают аргументы о том "разум и героизм неразрывно связаны друг с другом" презентуют. Обучающиеся научатся формировать принципы гражданственности и активной жизненной позиции, уметь определять социальные нормы и их роль в повседневной жизни, продолжать развивать навыки и умения исследовательской деятельности. |
||
8-9 |
обществознание |
Моральный выбор и ответственность перед отечеством. |
Моральный выбор - это ответственность; право и его роль в жизни общества, правоохранительные органы. Дети откроют для себя понятие правоохранительных органов. Важный вопрос модуля - суть морального выбора и его роль в жизни общества. Результат: сформировать у обучающихся правильное понятие морального выбора и долга, а также сопоставить его с ролью права в жизни каждого. |
||
10-11 |
обществознание, история |
Архитекторы нового мира |
Предметные темы: "политическая идеология", "политическая элита", "политическое лидерство" рассматриваются на примере Ялтинской конференции 1945 г., где встретились представители разных идеологий и типов лидерства. Именно там были заложены основы послевоенного устройства мира. Формат проведения: исследование, дискуссия. Ожидаемые результаты: умение давать оценку фактам социальной и исторической действительности, деятельности политических лидеров, понимание исторической роли лидера, умение аргументированно высказывать и защищать свою точку зрения. |
||
10 |
Школа размером с "Артек" |
5-6 |
обществознание |
Для чего школьнику нужны знания об обществе? |
Предметное содержание: Предмет "Обществознание". Сферы общества. Науки об обществе. Используемые форматы: модуль проходит в игровой форме Планируемые результаты: обучающиеся в ходе исследования отвечают на вопросы: Почему успешная учеба в школе важна для вас и общества? Зачем надо учиться? Делают вывод, что знания об обществе нужны не для получения информации о нём, но и для применения в различных жизненных ситуациях. Обществознание - это союз наук об обществе, каждая из которых изучает свою часть человеческих отношений в разных сферах жизни общества. |
7-8 |
обществознание |
Общество как фактор формирования личности |
Что делает человека человеком? Ты и твои товарищи. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся создают рисунки на асфальте на темы: "Что делает человека человеком?" "Общество как как форма жизнедеятельности людей" презентуют. Обучающиеся научатся определять общество и его структуру, уметь применять знания в новой коммуникативной ситуации, уметь работать в команде. |
||
8-9 |
обществознание |
Школа, общество, человек |
Общество, как форма жизнедеятельности людей; государство, политические режимы. Обучающиеся познакомятся с моделью государства и государственного строя. Научатся самостоятельно ориентироваться в типах политических режимов на исторических примерах. В ходе модуля обучающимся будет предоставлена возможность самостоятельно составить модель "идеального государства" с использованием предоставленных материалов. Ожидаемый результат: обучающиеся научатся давать характеристику политических режимов в современном мире. |
||
10-11 |
обществознание |
Артек как модель развития общества |
Предметные темы: "динамика общественного развития", "деятельность человека" сквозь призму истории Артека в истории страны. Используемые технологии: ситуационная задача, ролевая игра (творческая работа по проектированию будущего Артека) Ожидаемые результаты: владение основными понятиями темы, умение применять их к фактам социальной действительности, умение давать оценку социальным и историческим явлениям, понимание противоречивого характера общественного развития, понимание социальной значимости Артека как школы будущих граждан, строителей общества. |
||
11 |
Кого мы назовём учителем? |
5-6 |
обществознание |
Самообразование - путь к успеху |
Предметное содержание. Школа. Образование в жизни человека. Самообразование. Используемые форматы: модуль проходит в форме "Урок-исследование" с использованием музейной педагогики Планируемые результаты: обучающиеся научатся характеризовать формы самообразования, оценивать собственные умения учиться и возможности его развития |
7-8 |
обществознание |
Человек в контексте общественного развития |
Предметные темы: "Развитие общества", "Как стать личностью". В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся разрабатывают стратегию личностного роста на 5 лет, презентуют. Обучающиеся научатся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, развитие возможностей и способностей анализировать, обобщать. |
||
8-9 |
обществознание |
Становление личности в гражданском обществе |
Развитие общества, гражданское общество и государство, участие граждан в политической жизни страны. В процессе работы обучающиеся будут оценивать процессы развития общества путем составления линии времени и на примерах изучать дальнейшие возможности развития гражданского общества и государства. Ожидаемый результат: обучающиеся получат возможность научиться анализировать ход развития тех или иных процессов в обществе с использованием исторических источников. |
||
10-11 |
обществознание |
Профессия - птица |
Предметные темы: "трудовые правоотношения", "государственная политика в области занятости", "профессиональное образование"; темы рассматриваются на примере проблемной ситуации: как стать вожатым Артека? Основной метод: проектная деятельность на основе исследования. Ожидаемые результаты: создание проекта по проблеме модуля, в котором найдут отражение все этапы возникновения трудовых отношений, возможности и перспективы профессионального развития вожатого Артека, общественная значимость профессии в воспитании детей. |
||
12 |
Будущее начинается сегодня |
5-6 |
обществознание |
На пути к жизненному успеху |
Предметное содержание. Человек и его деятельность. Потребности. Выбор профессии. Используемые форматы: модуль проходит в форме мини-исследования, использование игровых моментов Планируемые результаты: обучающиеся узнают, как распознать свои способности, познакомятся с профессиями, знают, что побуждает человека к деятельности |
7-8 |
обществознание |
Общество большой дом человечества |
Долг и совесть, мораль, почему важно соблюдать законы. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся составляют притчу на тему: "Добро и зло" презентуют. Обучающиеся научатся выявлять характерные признаки общества, рассмотрят различные варианты определения общества, узнают как прежде всего должны вести себя соответственно человеческим принципам которые давным-давно известны. |
||
8-9 |
обществознание |
Межнациональные отношения в структуре будущего общества. |
Нации и межнациональные отношения; социальная структура общества, правовое регулирование. Обучающимся будет дана возможность получить целостное представление о социальной структуре современного общества. Изучить понятие "социальная мобильность", охарактеризовать многообразие социальных групп. Ожидаемый результат: научиться определять, что такое социальная структура общества, социальная мобильность, характеризовать социальные группы и социальные конфликты. |
||
10-11 |
обществознание |
Природа и Человек в век глобализации |
Предметные темы: "свобода и необходимость в деятельности человека", "глобализация", "глобальные проблемы человечества" в перспективе развития будущего. Основа для обсуждения - фильм "Через тернии к звездам", съемки которого проходили в Артеке. Формат обучения: кейс-технология, квест. Ожидаемые результаты: понимание мировых процессов современного мира, изменения места и роли человека; умение выявлять взаимосвязь между деятельностью человека и возникновением глобальных проблем, давать прогноз мировому развитию при различных вариантах. Формирование твердой позиции по отношению к необходимости общих усилий по разрешению экологических проблем для обеспечения будущего человечества. |
||
13 |
"Артек" информационный |
5-6 |
обществознание |
Почему отношения между людьми складываются по-разному? |
Предметное содержание. Межличностные отношения. Человек в группе. Общение. Личность. Самореализация. Цели. Характер. Используемые форматы: модуль проходит в форме мини-исследования, использование игровых технологий. Планируемые результаты: обучающиеся приходят к выводу, что отношения между людьми складываются по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры. |
7-8 |
обществознание |
Роль образований и технологий в современном обществе |
Наука в современном обществе, образование. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся заполняют рабочие карты по группам на тему: "Образование и роль науки в обществе" презентуют. Обучающиеся узнают, что одной из важнейших составляющих культуры общества является образование и наука, образование в нашей стране должно быть доступно для всех граждан. |
||
8-9 |
обществознание |
Свобода слова в мире прав и свобод. |
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. На протяжении модуля обучающиеся познакомятся с основным законом государства - Конституцией, историей его принятия; будут созданы общие представления о конституционном строе России. Ожидаемый результат: продолжить развитие умений и навыков - работать с документами; самостоятельно работать с литературой. Также будут созданы условия для роста правовой культуры обучающихся, расширения общего кругозора обучающихся. |
||
10-11 |
обществознание |
Артек раскрывает "Тайну королевского ожерелья" |
Предметные темы: "правоотношения и правонарушения", "юридическая ответственность" отрабатываются в процессе "журналистского расследования" истории авантюры с ожерельем королевы, героиня которой (графиня де Ламотт) стала прообразом для романа А. Дюма. Дни авантюристки были закончены в 1820 гг. на территории Артека, что дало повод для многочисленных местных легенд. Используемый формат - деловая игра, исследование Ожидаемые результаты: понимание содержания понятий, принципов юридической ответственности (неотвратимости наказания, справедливости и т.д.), умение логически мыслить, давать юридическую и нравственную оценку событиям, аргументированно защищать свою точку зрения, представлять результаты расследования в информационных сетях. |
||
14 |
Мир глазами детей |
5-6 |
обществознание |
Какого человека можно назвать духовно сильным и богатым? |
Предметное содержание. Человек как духовное существо. Человек и человечность. Человек славен добрыми делами. Используемые форматы: модуль проходит в форме "Урок-исследование", использование игровых технологий Планируемые результаты: обучающиеся осознают, что "духовно сильным и богатым" можно назвать человека, у которого богатая духовная жизнь, в ком ум и чувства сочетается с высокой нравственностью. Духовная жизнь человека формирует у него мировоззрение, которое помогает осознать смысл его существования. |
7-8 |
обществознание |
Экономическая деятельность глазами детей |
Главные вопросы экономики, экономика её роль в жизни общества. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся разрабатывают листовки "предложения экономии бюджета вашей семьи за счёт рационального потребления услуг ЖКХ" презентуют. Обучающиеся научатся анализировать преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни. |
||
8-9 |
обществознание |
Гражданские правоотношения глазами детей |
Гражданские правоотношения; собственность, права и свободы человека и гражданина. На протяжении прохождения модуля будет разобран ряд проблемных вопросов, касающихся прав и свобод человека. В процессе занятия, обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. Результат: сформировать у обучающихся блок знаний о гражданских правоотношениях, а также углубить знания в правах и свободах человека и гражданина не только в своем государстве, но и в других странах. |
||
10-11 |
обществознание |
Никто не становится хорошим человеком случайно? |
Предметные темы "мировоззрение и его роль", "типы мировоззрения", "религия как тип мировоззрения" исследуются в ходе посещения исторических и религиозных объектов Севастополя. С помощью методов музейной педагоги подростки рисуют образ собственного мировоззрения и путей его формирования. Ожидаемые результаты: понимание личной ответственности за развитие собственного мировоззрения, факторов его формирования, умение характеризовать различные типы мировоззрений, уважительное отношение к миру другого человека, творческое осмысление результатов исследования темы через эссе. |
||
15 |
С Новым годом, "Артек"! |
5-6 |
обществознание |
"Волшебство" человеческого сознания |
Предметное содержание. Загадка человека. Отрочество - особая пора жизни. Сознание Используемые форматы: модуль проходит в форме "Урок-исследование", с использование игровых технологий Планируемые результаты: обучающиеся ищут ответ на вопрос "Что самое главное в развитии человека: тело, ум, душа"? и приходят к выводу, что в человеке всё важно и тело (то, что определяет его как индивида) и ум, и душа (то, что делает его личностью). |
7-8 |
обществознание |
Человек в меняющемся мире |
Человек и закон, правоохранительные органы. В процессе занятия обучающиеся делятся на группы в зависимости от количества человек, работа проходит по принципу марафона, обучающиеся проходят этапы и выполняют задания. В рамках практического блока обучающиеся разрабатывают "памятки для несовершеннолетних" презентуют. Обучающиеся научатся различать виды правовой ответственности, решать правовые задачи высказывать собственное мнение, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того что ещё неизвестно. Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
||
8-9 |
обществознание |
Человеческая мораль. Чудо или норма? |
Политические партии и движения, долг и совесть, мораль. Предстоит разобрать суть проблемного вопроса о долге и совести путем дискуссии. На примере видеоряда разобрать суть вопроса о морали и ее роли в жизни общества. Ожидаемые результаты: научиться ориентироваться в проблемных вопросах и находить пути их решения. |
||
10-11 |
обществознание, история |
Время, вперед! |
Предметные темы: "ценности современного мира", "человек в XXI веке" исследуются в ракурсе самых значимых событий прошедшего года (по газетным статьям). Формат проведения: исследование, ролевая игра, дискуссия. Ожидаемые результаты: создание рейтинга событий 2017 года по разным критериям оценивания, ранжирование общественных интересов российского общества с целью определения ценностных ориентиров, умение критически мыслить, аргументированно защищать свою точку зрения по вопросам темы. |
История
География
Биология
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.